Онтологические основы морали и профессиональная этика журналиста



Мора́ль (лат. moralitas, от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Онтологические основы морали:

Нужно сказать, что вопрос об источнике морали входил в большинство этических школ. В истории этической мысли выделяются натуралистическое направление, выводящее мораль из природы человека и имманентно присущих ему потребностей (гедонистическая и эвдемонистическая этика, связанная прежде всего, с именами Аристиппа, Демокрита, Эпикура; этические учения эпохи Возрождения в работах Дж.Бруно, Б.Телезио; эволюционная этика в работах Г.Спенсера, Т.Гексли, П.А.Кропоткина, Э.Геккеля, К.Каутского; социобиологическая этика в трудах У.Д.Гамильтона, Р.Л.Триверса, М.Рьюза, Э.Уилсона, К.Лоренца, В.П.Эфроимсона и др.; утилитаристические концепции И.Бентама, Дж. Милля и Дж.Ст.Милля, а также Дж.Роулса, Дж.Смарта, ДжДаррисона и пр., развивавших вариант нового утилитаризма в XX в.; теории общественного договора Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо и пр.); так называемое космологическое направление, рассматривающее мораль как проявление общемирового закона (Гераклит, стоики, Б.Спиноза, П.Т.де Шарден, П.Сорокин и пр.; трансцендентное направление, постулирующее мораль как сверхприродный (в частности, божественный) закон - направление , восходящее еще к Гераклиту, Платону, наиболее полно воплощающееся в этике средневековья, в работах св.Августина, Фомы Аквинского и других теологов; в трудах И.Канта, Г.Гегеля и др. В XIX-XX вв. в России сформировалось направление, получившее затем название русского космизма.

Русские религиозные философы, работавшие в рамках этого направления - С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, Н.А.Лосский, В.С.Соловьев, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, и др. выдвинули целый ряд идей, которые, будучи переосмысленными на новом научно-философском уровне, могут лечь в основу нового подхода к решению вопроса об источнике морали - идей о единстве мирового целого и направленности его развития, о преображении человеческой природы на основе совершенствования ее духовно-нравственной составляющей. На Западе в этот же период развивался подход, акцентированный на выяснении различных аспектов морали как способа нормативной регуляции, как социального института, как языка суждений, как способа познания (А.Айер, П.Ноуэлл-Смит, Б.Рассел, Ч.Стивенсон, Р.Хеар и др.). Одновременно с этим нравственные проблемы решались в рамках экзистенциализма (М.Бубер, А.Камю, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.).

Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки (нормативная этика).

 

Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов — клятв, уставов, кодексов.

 

Профессиональная мораль в журналистике начала складывается вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую, завершился же он лишь на рубеже XIX и XX вв, когда были созданы первые кодексы и профессионально - нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования.

 

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально - нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии.

 

В частности, в России естественный процесс функционирования журналистики, развития ее профессиональной морали и этики был нарушен настолько сильно, что, когда возникла новая социально - историческая ситуация, позволившая ей восстановить свою природу, журналистский корпус с профессионально - нравственной точки зрения оказался не готов к этому. Изъяны в механизмах функционирования профессиональной морали привели к тому, что сразу же после бурного, но короткого подъема в деятельности российских СМИ, вызванного новой ролью и новыми возможностями журналистики, обозначились явные признаки неблагополучия: снижение качества массовых информационных потоков, осложнения в отношениях журналистов с обществом, нарушение внутрикорпоративных связей.

 

Вопросы профессиональной этики журналиста в российском обществе обострились в связи с такими произошедшими в последние десятилетия социокультурными процессами, как перестройка, гласность, развал СССР, демократические перемены, переход от прежнего «информационного режима» к «информационному рынку».

Общественные потрясения и происходящие социально-экономические процессы способствовали социальной поляризации общества как в материальном, так и в духовно-культурном плане. Тиражи центральных газет упали, их влияние на социальную и духовную жизнь регионов перестало быть решающим. Региональные издания, прежде дублирующие во многом центральные, получили возможность развиваться самостоятельно с учетом социокультурных запросов населения. Вследствие этого информационное пространство страны оказалось разделенным на субинформационные потоки, представленные центральными, региональными, финансово-корпоративными, религиозными, национальными и другими СМИ. Профессиональная этика журналиста, воспринимаемая ранее как часть единой партийной морали, отошла в прошлое, свобода слова многими была воспринята как вседозволенность и безответственность, не все сумели должным образом воспользоваться «плодами» демократии, что на практике обернулось нарастанием в журналистской деятельности проблем прежде всего этического характера.

Отдельные СМИ, журналисты, вовлеченные в политическую борьбу, стали использовать методы информационной войны, так называемый «черный пиар», что закономерно обусловливает неприятие массовым сознанием журналистов и негативное отношение к ним.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!