Проблема свободы в философии и в журналистике



Свобода – это важное условие развития личности и показатель уровень развития общества. В журналистике свобода – основа деятельности. Говоря о самой свободе, необходимо заметить, что здесь люди сталкиваются с парадоксом очевидности и полузнания. Кроме того, этот феномен крайне политизирован, поэтому очень важно разобраться с его сущностью.

В философии свободу принято определять, как такое состояние, когда субъект самостоятельно определяет себя и совершает выбор, руководствуясь собственным духом и используя имеющиеся в его распоряжении средства. Таким образом, кратко философия свободы заключается в следующем: субъект есть творец, на которого возложена ответственность и у которого есть сознание, благодаря чему имеется возможность понимания происходящего.

Проблема свободы всегда была в поле внимания философов. Они рассматривали свободу в соотношении с необходимостью, в этике – с ответственностью, в политике – с законом и порядком.

Как следует из понятия свободы в философии, основная ценность этого явления – возможность осваивать некоторые блага, имея перед собой конечную цель. Гуманисты говорят, что свобода отражает очеловеченность жизни. При этом мерой свободы становятся ценности, принятые в обществе в целом и конкретным человеком в частности. Свобода личности в философии предполагает анализ многообразия, упорядоченности человеческих ценностей, приоритетов, возможностей выбирать цели и методики, которыми их достигают. Более того, как говорит современная философия, свобода и ответственность человека должны быть гармоничными, сочетаться между собой и позволять этому человеку комфортно сосуществовать с окружающими людьми, миром и сущим как единым целым.

Формы и степень реализации свободы были различны на разных этапах развития общества. Так, в аграрном обществе свобода была резко ограничена, причем, это ограничение было закреплено юридически. В индустриальном обществе наблюдается расширение свободы, а значимым аспектом ее ограничения выступает экономический фактор. При этом довольно спорная ситуация возникает в информационном обществе, где в условиях виртуализации и возрастания манипулятивного воздействия на сознание, в том числе СМИ и рекламы, ограничение свободы носит скрытый характер и создается иллюзия расширения личной свободы выбора в любой сфере общественной жизни.

Говоря о свободе, важно обратиться к ее онтологическому основанию, разработанному в трудах Спинозы, Ф. Гегеля, И. Канта, К.Маркса и других философов. Кант утверждал, что человек обладает свободой воли ( в нравственном выборе, в выборе поведения), но в природном смысле существует необходимость как естественное явление, определяемое законами природы. И воля, свобода причинно обусловлены этой необходимостью. К.Маркс говорил о свободе как осознанной необходимости, т.е. необходимости познавать и соответственно следовать закономерностям общественного развития.

Следует заметить, что свобода не отделима от ответственности, что очень важно для журналиста.

Н.Бердяев в целом ряде своих работ говорил о свободе творчества. Как религиозный философ он отмечал, что Бог создал человека творцом и творчество должно быть ответом на призыв Бога, но, говорил он, что бывает и лже- творчество как ответ на призыв сатаны.

Следует сказать и о том, что свобода реализуется не только в сферах политической и духовной жизни общества, важно понимать и социальный аспект свободы. На это обратил внимание бывший премьер-министр Швеции Улоф Пальме в своей книге «Шведская модель». Он пишет, что «свобода предполагает чувство уверенности Кстати, как сказал отечественный философ и культуролог Юрий Лотман «Культура начинается с запретов».

В журналистике – свобода юридическая, экономическая, творческая. И главное в журналистике не забывать , что свобода нужна не только от чего, но для чего (отсюда, к примеру, критика должна быть конструктивной), не должно быть свободы в журналистике без ответственности, а творчество должно быть ориентировано на гуманистические ценности.

Стремление к свободе - неотъемлемое право каждого журналиста, и вопрос только в том, как его понять и реализовать. Фундаментальной основой свободной деятельности в любой сфере является, разумеется, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Свободу и необходимость следует рассматривать не как взаимно отрицающие, а как соотносимые друг с другом категории, когда сущность одной можно понять, только учитывая сущность другой.

Так проблема свободы творчества стыкуется с социальной позицией журналиста: мера свободы зависит от верности социальной позиции, ибо свобода только внешне кажется возможностью принимать любые решения, давать первые пришедшие в голову оценки, выдвигать кажущиеся субъективно привлекательными решения. Внутреннее сознание ответственности перед обществом должно заставлять журналиста постоянно искать оптимальное решение. Мера их верности и будет мерой свободы творчества, а также, разумеется, и мерой ответственности поиска и реализации позиций. И никто не должен претендовать на монополию пред-ставительства истины - «свобода культуры» должна сочетаться с «культурой свободы» Итак, составляющими «культуры свободы» журналиста являются:

1) прогрессивность позиции,

2) энциклопедическая образованность,

3) гуманизм, устремленность к «добру, истине и справедливости»,

4) владение методологией социального анализа,

5) способность терпимо (толерантно) относиться к инакомыслящим, умение спокойно и конструктивно оценивать их взгляды и предложения,

6) вести диалог без обидных и тем более оскорбительных ярлыков в расчете на поиск и обнаружение совместных, приближающихся к истине решений.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!