Проблема истины в философии и факта и правдивости в журналистике



Истина – это одна из универсалий культуры субъект-объектного ряда. В философии она рассматривается в рамках гносеологии. В журналистике с этим понятием соотносятся такие феномены как факт, правдивость, достоверность журналистской информации,адекватность отражения реальности. В философском словаре истина –это адекватное отражение реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и не зависимо от сознания субъекта. Если сказать кратко - это соответствие знания действительности. Именно в таком плане трактовали истину Платон и Аристотель. Платон: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет.

Существуют разные концепции понимания критериев истины (непротиворечивость имеющимся знаниям, согласие, полезность и др.) Рассматриваются абсолютная и относительная истина. Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Относительная истина раскрывает и отражает сущность предмета в исторически обусловленных пределах.

Рассматривая основные понятия темы, наряду с истиной обратимся и к таким понятиям как ложь, дезинформация, заблуждение. Ложь – это преднамеренное возведение заведомо неверных представлений в истину. Дезинформация – передача ложного знания как истинного, а истинного как ложного. Заблуждение – неадекватное. Искаженное представление о действительности (объекте), обусловленное недостаточностью опыта или знания.

Журналистику называют летописью истории, ее особенность в том, что она основана на фактах. В теории журналистике рассматриваются уровни факта. Выделяется факт первого уровня (видел сам, лично прочитал документ и другой источник и т.д.) , факт второго уровня (точная ссылка на источник иформации), остальное называют фактоиды, домыслы.

Правдивость (основанность на фактах той или иной журналистской информации), объективность и адекватность отражения реальности. Схема по Прохорову:

description – описание, valeo – ценность, prescription –предписание,

При анализе текста в рамках дисциплины «Информационная политика» на выявление уровня информационной культуры необходимо учитывать следующие показатели:

1. Семантическая адекватность:- основан ли текст на фактах (первого уровня, второго уровня, фактоиды);

2. - разделены ли факты и комментарии;

3. - представлены ли разные точки зрения (если ситуация спорная);

4. - дана ли оценка в тексте (прямая либо косвенная);

5. - говорится ли в статье о желаемом будущем(в решении проблемы и т.д.);

6. - представлены ли пути решения проблемы.

Следует также выявить:

- соблюдение норм права

- соблюдение норм профессиональной этики

- соблюдение требований к языку текста

Истинность + факт поднимают вопрос об объективности
Политический кризис в Украине актуализировал проблему доверия к СМИ. Всё больше читателей задается вопросом о степени достоверности информации, сообщаемой журналистами. Причина тому кроется в широко распространенном убеждении, что журналисты должны освещать события объективно. Действительно, данный постулат является нормативным для большинства профессиональных кодексов журналистов. Так, в «Международных принципах профессиональной этики в журналистике» (ЮНЕСКО, 1983) первые два принципа касаются объективности. В первом декларируется доступ к достоверной и точной информации, позволяющей гражданам «видеть объективное отражение действительности». Во втором принципе расшифровывается понятие «объективного освещения», которое определяется как «правдивое освещение происходящих событий, когда факты освещаются в их собственном контексте, с указанием связей различных явлений и без искажений, будучи творчески обработаны журналистом», говорится о том «объективное освещение событий – долг журналиста». Благодаря сформулированным принципам профессиональной этики «общественность имеет возможность формирования картины реально происходящих событий через доступ к достоверной информации, в которой корни и природа событий, процесс развития и нынешнее состояние фактов отражены максимально объективно» [3]. Подобное понимание объективности находится в рамках классической науки.

Именно научная мысль обнаруживает и противопоставляет вещь-объект и познающего субъекта; отождествляет истину с объективными закономерностями действительности. В рамках классической науки объективность понимается как познание вещи «такой, какая она есть сама по себе» [2, С. 389]. В философском словаре «объективность (от лат. objectum — предмет) — независимость суждений, мнений, представлений от субъекта, его взглядов, интересов, предпочтений… Способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, представлять объект так, как он существует сам по себе, независимо от субъекта. Под субъектом понимается как индивид, так и консолидированная группа лиц, общество, целостная культура, человечество. Объективность предполагает освобождение от «наблюдателя», выносящего суждение о мире и всегда исходящего из определенной точки зрения». Таким образом, классическая наука отождествляет истину с объективностью, а объективность – с непредвзятым, всесторонним, сущностным, экспериментальным познанием, в результате которого исследователь вырабатывает знания о вещи «такой, какая она есть». Объективная журналистика в данном ключе – это непредвзятая журналистика фактов, «фотографирующая» реальность, именно она и декларируется в профессионально-этических кодексах.

Между тем, классическая рациональность трансформируется, в ней пересматривается понятие объективности. Все началось с «коперниканского» переворота в гносеологии, виновник которого – И.Кант – обосновал мысль, что субъект познания, имея дело с миром вещей, конституирует мир явлений (феноменов) – мир объектов знания. Знание, по Канту, характеризует не действительность «саму по себе», а сконструированную чувствами и рассудком реальность мира феноменов. Априорные формы чувственности и рассудка изменяют данные опыта, в результате познающий субъект никогда не имеет дело с реальностью «такой, какая она есть». Классическое понимание объективности трансформировалось не только благодаря развитию естественных наук.

Идея объективности, предложенная классической наукой, была реализована в различных социальных практиках: судебной (непредвзятое и объективное рассмотрение дела), практике государственного управления (правительство должно учитывать объективную ситуацию), экономической (деятельность предприятия необходимо строить на объективном анализе рыночной ситуации), в журналистской практике (требование объективного освещения событий). Если современные ученые сомневаются в возможности объективного описания мира, то в журналистике объективность еще менее возможна. Ведь основная цель науки – это поиск объективных закономерностей, в то время как журналистика «отягощается» необходимостью соответствовать запросам аудитории, реализовывать информационный продукт, используется как средство идеологического влияния и прочее. В результате, объективная журналистика – это просто декларация, которая, в силу исчерпания идеи объективности, должна быть пересмотрена. Основополагающая категория классической науки – объективность утратила свою константность и была поставлена под сомнение. Восприятие действительности «такой, какая она есть» понимается как условность, а практическая эффективность обретает большую значимость, нежели истина сама по себе.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!