Современный этап развития научно- познавательно деятельности и его особенности



История развития научно-познавательной деятельности

Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы.

Сейчас логика развития науки представляется иной: она развивается не непрерывным накоплением новых фактов и идей, не шаг за шагом, а через фундаментальные теоретические сдвиги, резко перекраивающие привычную картину мира и заставляющие ученых перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок, - через РЕВОЛЮЦИИ.

 

Революция Этапы, время Признаки Тип науки Открытия и ученые
Аристотелевская 8 век до н.э. – 5 век н.э. Переход от эго- и топоцентризма к геоцентризму древняя, или античная, натурфилософская или аристотелевская наука. Античная преднаука. Космоцентризм. Поиск абсолютной истины. Астрономия Птолемея. Ботаника Теофраста. Геометрия Евклида. Физика Аристотеля.
Ньютоновская революция XVI–XVII вв - революция Эпоха Возрождения и Просвещения (XV/XVII- начало ХIХ вв.) Переход от геоцентризма к гелио- и полицентризму Классическая наука. Антропоцентризм. Элиминация субъекта и влияющих на него структур. Изучается только объект Галилей, Ньютон, Дидро, Декарт
Эйнштейновская, неклассическая революция Новое время. первая половина XXв. Изъятие центризма из научного изучения объекта Неклассическая, эйнштейновская наука. Влияние процедур и методов на результаты исследования объекта Теория эволюции Дарвина. Теория относительности Эйнштейна. Принцип неопределенности Гейзенберга. Гипотеза Большого взрыва Фридмана. Теории катастроф Рене и Тома. Фрактальная геометрия Мальден- брота и др.
Постнеоклассическая – синергетика   Новейшее время. Вторая половина XX - начало XXI в. Новое понятие информации в связи с возникновением кибернетики, медиафилософия. Множество квазизамкнутых миров, соединенных по типу сети. Сетевые взаимоотношения объектов науки Постостнеоклассическая. Постэйнштейновская.  Помимо процедур и методов на изучение объекта влияют и ценности субъекта — исследователя Открытия в области электроники, цифровая революция. Открытия в области медицины, генетики: расшифровка ДНК (Крик и Уотсон, 1953), клонирование, применение стволовых клеток, генно-модицифированных продуктов и т.п. Открытия в области химии и физики: Большой адронный коллайдер (БАК) и т.п.

Аристотелевская

8 век до н.э. – 5 век н.э.

Первая научная революция ( VI – IV вв. до н.э.) – означает появление на свет самой науки, точнее древней науки или натурфилософии – общей науки о мире, учения, объединяющим знания человека об объективном мире и о самом себе.

 Исторический смысл этой революции заключается в том, что науку стали отличать от других форм познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука была осознана в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля, он создал формальную логику или учение о доказательстве, утвердил так называемый канон организации научного исследования, отделил науки о природе от метафизики (философии) и математики. Заданные Аристотелем нормы научности знания, пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет.

Основу вещей, по Аристотелю, составляют следующие четыре причины:

- материя (лежащий в их основе физический субстрат);

- форма (их природа, облик или замысел – то, что отличает статую от куска мрамора, из которого ее изваяли);

- действие, или начало движения (то, что вызвало их появление – или наше понимание понятия «причина»);

- цель (замысел, намерение).

 

Так называемая античная научная картина мира представляла собой геоцентрическое учение о мировых сферах, собственно утверждение геоцентризма (геоцентрической системы мира или идеальных равномерно вращающихся небесных сфер с принципиально различной физикой земных и небесных тел) было составной частью первой научной революции.

 

2) Ньютоновская - классическая революция (эпоха Возрождения, Просвещения) – Галилей, Ньютон, Дидро (научный этап XVII - начало ХIХ вв)

Вторая глобальная научная революция (XVI – XVII вв.) – связана с переходом от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, т. е. сменой научной картины мира и становлением классического естествознания.

Классиками естествознания признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон.

Принципиальные отличия созданной науки от античной:

- естествознание заговорило языком математики;

- наука нашла опору в методах экспериментального исследования явлений, античные представления о космосе сменились концепцией бесконечной вечно существующей Вселенной;

- механика становится доминантой всего науки и как следствие, создается механическая картина мира;

- сформировался идеал научного знания – абсолютно истинная картина природы на базе экспериментально – математического естествознания. Наступление Нового времени - открытия в разных областях знания и усовершенствованиями орудий познания, как практических (инструментов), так и теоретических (философской методологии наук).

 

В XVII веке было создано множество научных приборов, с помощью которых совершено много важных научных открытий.

Незадолго до начала века был изобретен телескоп, но впервые для серьезных наблюдений его использовал Галилей (1564 – 1642). Ученик Галилея Торричелли изобрел ртутный барометр (1643). Голландец Антони ван Левенгук (1673–1677) изготовил линзы со 150-300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца. Англичанин Уильям Гарвей в 1628 году открывает кровообращение в теле человека.

В первой четверти века появляются таблицы логарифмов, математик и философ Декарт закладывает основы аналитической геометрии. Независимо друг от друга изобрели дифференциальное исчисление Ньютон и Лейбниц. Оно стало орудием почти всей высшей математики.

 

Вступление точных наук в новую эпоху венчает деятельность Исаака Ньютона – создателя классической физики Нового времени, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия.

Эти открытия переворачивают традиционные представления. Наука Нового времени – нечто принципиально иное по отношению к античной и средневековой науке. В астрономии Кеплера дело не в подтверждении какими-то опытными данными гелиоцентрической системы. Три закона движения планет, открытые им, требовали гораздо больших усилий для освобождения от традиций, чем может показаться современному человеку. Все астрономы со времен Пифагора сходились в том, что планеты имеют круговые орбиты. Круг был совершенной фигурой, все планеты были совершенными телами, первоначально они считались божествами или связанными с божествами. Казалось очевидным, что совершенное тело должно двигаться по совершенной орбите. Вот эти представления и разрушает первый закон Кеплера, в котором говорится о том, что все планеты движутся по эллипсам.

Исааак Ньютон совершил переворот, устранив следы анимизма (первобытного верования) из физики. Греки считали движение признаком жизни, у Аристотеля одна из функций живой души – приводить в движение тело. Таким образом, неодушевленное тело, предоставленное самому себе, стало бы вскоре неподвижным. Открытие первого закона движения изменило это представление. Безжизненная материя, лишенная влияния каких-либо сил, продолжает двигаться. В этом случае Бог кажется необходимым для того, чтобы запустить весь этот механизм. Но согласно Ньютону, когда Бог привел в движение все планеты, установил законы тяготения, все пошло само собой.

Новая наука постулирует свою свободу от всяческих предрассудков, которая обеспечивается правильным разумным методом и опорой на факты. Французский мыслитель Рене Декарт постулирует, что познание истины зависит от установления правильных законов мышления, а из этого следует необходимость разработки методов получения и проверки достоверного знания.

Научная революция рождает ученого-экспериментатора, эксперименты которого становятся все более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания.

В XVIII веке – в век Просвещения – интерес к науке и технике только возрастает. Ярким выражением этой направленности науки и философии во Франции стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» – плод коллективного труда многих просветителей – Дидро, Д’Аламбера, Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, Руссо, Монтескье и др. Основное издание состоит из 17 томов текста и, кроме того, 11 томов гравюр (иллюстраций к тексту). Кроме философских статей «Энциклопедия» содержала статьи по вопросам математики, математической физики и механики, статьи по медицине, технике, военному делу, конечно статьи, посвященные историческим исследованиям. Самой оригинальной особенностью «Энциклопедии» стало повышенное внимание к технике, ремеслам, применению научных открытий в промышленности. Это связано с тем, что просветители старались применить свой разум, сделать его инструментом для совершения каких-то реальных дел.

Непосредственно связан с эмпирической философией XVII-XVIII вв. позитивизм, возникший в XIX веке. В этом философском направлении провозглашается безусловное торжество факта, фактического знания как самого достоверного, самого научного знания. Этот позитивистский подход занимает существенную часть современного сознания. До сих пор мы склонны считать ущербным, парящим в облаках знание религиозное и философское. До сих пор более важными считаются науки технические, прикладные.

Производной новоевропейской науки становится машинная техника.

В XVIII–XIX веках в Европе произошел промышленный переворот – переход от ручной техники к машинной, который начался с изобретения Дж. Уаттом паровой машины.

Наука, ставшая техникой, формирует у людей совершенно иной взгляд на мир, чем у теоретических философов. Техника принесла с собой ощущение власти, человеку кажется, что он в гораздо меньшей степени находится во власти окружающего мира и Бога.

Ученые Нового времени полны удивления и благоговения перед наукой. Они начинают верить в то, что наука станет спасительницей людей, наладит жизнь, обеспечит благосостояние и сделает человека лучше.

Именно Новое время человек как научно познающее, как разумное существо впервые в истории (по мнению Хайдеггера) становится субъектом. То, что человек – субъект, означает его активность, самостоятельность, ответственность. Мир становится объектом в силу того, что в научном познании человек ставит его в условия эксперимента, переделывает его.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях распространяющейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

Фиксируя эту ситуацию Карл Маркс, говорит об «отчуждении», которое, по его мнению, является следствием капиталистического способа производства. Рабочему не принадлежит произведенный им продукт, поэтому он относится к труду не как к творческому процессу, а как к изнурительной повинности. Он трудится не как человек, не проявляя свою сущность, а как животное, только для того, чтобы хоть как-то обеспечить свое физическое существование. Отчуждение определяется как утрата человеком контроля над результатом своей деятельности, над процессом собственной деятельности, над самим собой, и в этом смысле утрата человеком самого себя. Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше растут мощь и размеры его продукции. Ручной труд заменяется машиной, но при этом отбрасывает часть рабочих назад к варварскому труду, а другую часть рабочих превращает в машину. Он производит ум, но также и слабоумие, кретинизм как удел рабочих. Марксистская версия развития человеческой истории абсолютизирует идею прогресса, который к тому же резко ускоряется человеком посредством революции.

 

3) Эйнштейновская, неклассическая революция.  

Новое время. первая половина XXв.

Третья научная революция (на рубеже XIX – XX вв.) – в этот период последовала серия открытий в физике: электрона, радиоактивности, строения атома и т.д.

Новой парадигмой научного знания становится теория относительности как новая теория пространства, времени и тяготения и квантовая механика с вероятностным характером законов микромира и корпускулярно-волновым дуализмом в фундаменте материи.

 

Эйнштейновский переворот означал отказ от всякого рода центризма вообще: все системы отсчета равноправны. Стало ясно, что единственно верную и абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда. Любая из научных картин мира может обладать лишь относительной истинностью.

 

Позднее, но в рамках так называемой неклассической картины мира произошли мини-революции в космологии (концепции нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др.

 

Основные открытия: Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри в 1898 г. открывают явление называют радиоактивности.

В 1897 г. английский физик Дж. Томсон (1856-1940) открывает составную часть атома - электрон, создает первую модель атома.

В 1900 г. немецкий физик М. Планк (1858-1947) предложил новый подход: рассматривать энергию электромагнитного излучения величину дискретную, которая может передаваться только отдельными, хотя и очень небольшими, порциями - квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории.

Английский физик Э. Резерфорд (1871-1937) экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 г. создает планетарную модель строения атома.

Датский физик Н. Бор (1885-1962) создал квантовую модель атома (модель Резерфорда-Бора).

В 1924 г. французский физик Луи де Бройль (1892-1987) выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц.

 В 1934 г. французские физики Ирен (1897-1956) и Фридерик Жолио-Кюри (1900-1958) открыли искусственную радиоактивность.

 

 Но революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн (1879-1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата - время.

 

Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы Менделя и хромосомная теория наследственности американского биолога Т. Ханта (1866-1945). Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Создается наука, нацеленная на изучение и освоение космического пространства – космонавтика и кибернетика. На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза. Евклидова метрика, неэвклидова геометрия (Лобачевского) и.т.д.

 

4) Постнеоклассическая революция – синергетика.

Новейшее время. Вторая половина XX — начало XXI в.

Новое понятие информации в связи с возникновением кибернетики, медиафилософия 

Основные идеи синергетики:

· Принципиально возможно спонтанное (самопроизвольное) возникновение порядка из хаоса в результате процесса самоорганизации.

· Существование точек бифуркации – переломных моментов. Вблизи точек бифуркации наблюдаются значительные флуктуации. Следовательно, возрастает роль случайных факторов. В точке бифуркации система как бы «колеблется» перед выбором того или иного пути развития. После того, как какой-либо вариант развития системы выбран, возврата нет. В дальнейшем система развивается в выбранном направлении.

Синергетика – теория самоорганизации сложных, открытых, нелинейных систем, обладающих обратной связью. Как новая методологическая и мировоззренческая парадигма, основанная на междисциплинарном подходе, она исследует неравновесные состояния систем (хаос –порядок), точки неустойчивости, бифуркации( «срыв» системы, переход в другое состояние).

Основные принципы синергетического мышления:

1 .Рассмотрение множественных возможностей «выхода» в будущее развитие ( веер возможностей).

2. Ориентация не только на желаемое, но на достижимое будущее, т. такого, которое соответствует внутренним потенциям системы. Иначе желаемого результата не получить.

3. Понимание ограниченности горизонта нашего видения будущего ( отсюда – осторожность и взвешенность в принятии решений, нельзя, как выразился один из исследователей синергетики, «ломиться в будущее»).

4. Развитие холистического мышления (умения целостного видения, системного, понимания глобального контекста проблемы).

5. Осознание возможности отдаленных последствий воздействия на будущее сложной системы и их учет в ходе сегодняшней активной деятельности.

6. Понимание и учет роли малых возмущений в моменты неустойчивости системы, здесь велика роль случайности.

7. Необходимость учета того, что самоорганизация должна быть дополнена организацией ( управлением, сознательным воздействием)

Современный этап развития научно- познавательно деятельности и его особенности

 

Для понимания:

Научное познание – это особая форма познавательной деятельности, целью которой является достижение объективного и системно-организованного знания. Структура научно- познавательной деятельности: Субъектнаучного познания – профессионально подготовленный человек, обладающий специальными научными знаниями.

 

План

1.Когнитивные и социокультурные основания постнеклассической науки

2.Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки

3.Роль науки в условиях техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм

 

Современный этап в развитии науки называют постнеклассическим, он начинается с середины ХХ в. Этот термин использует в своей концепции исторической эволюции науки В.С.Степин. Исследуя динамику научного знания, он акцентирует внимание на социокультурных факторах. Содержание, цели, методологические установки науки оказываются включенными в культурно-исторический контекст общественной жизни. Такой подход позволяет выделить в развитии науки три стадии: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Каждому этапу соответствует особый тип рациональности, задающий идеалы и нормы научности.

Во второй половине ХХ столетия человечество столкнулось с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим прогрессом. Становится очевидным, что наука не только исследует мир, но и сама является фактором его эволюции. В обществе усиливаются, с одной стороны, антисциентистские настроения, с другой стороны, именно от науки ждут решения глобальных проблем. Современный этап в развитии научного

знания характеризуется прежде всего тем, что решение познавательных задач рассматривается как средство сохранения цивилизации. Наука перестает быть ценностно нейтральной. Теперь рациональным признается не

только то, что дает возможность достижения истинного результата, но и то, что способствует выживанию человечества и оптимальному устройству жизни. Соответствие общечеловеческим ценностям утверждается как

важнейший критерий оценки научного открытия. Со стороны общества усиливается требование проведения экологической и социально- гуманитарной экспертизы над научно-техническими проектами. Теоретико-

познавательные проблемы оказываются тесно переплетенными с этическими.

Серьезные изменения коснулись всех компонентов научной деятельности и ее методов.

 

Выделим важнейшие особенности постнекласической науки.

 

1. Объектом ее становятся сложные саморазвивающиеся системы, природные комплексы, включающие человека (биосфера, ноосфера). Особенность таких комплексов – их «человекоразмерность». В познании

такого рода объектов позиции внешнего наблюдателя не существует. Субъект познания сам является неотъемлемым элементом изучаемой системы. Таким образом, снимается субъектно-объектный дуализм.

 

2. Постнеклассическая наука имеет дело с неравновесными, сложными системами, которые обладают способностью к имманентной самоорганизации. Главную роль в развитии подобных систем играет не

жесткая причинно-следственная связь, а случайность. Методология изучения таких систем разрабатывается в синергетике.

 

3. На современном этапе сохраняется дисциплинарное деление, но наряду с этим идет активное формирование междисциплинарного знания, в

котором науки объединяются в процессе решения конкретных проблем. Приоритетными становятся междисциплинарные исследования, нацеленные на решение глобальных проблем. Рост интеграции наук ставит вопросы

методологической коммуникации между ними, т.е. согласования методов отдельных наук в общем исследовании.

 

4. Стираются жесткие границы между естественнонаучным и

гуманитарным знанием. Методы гуманитарных наук – понимание и диалог – переносятся в область естествознания. Диалоговая форма рациональности признает открытость сознания к разнообразию подходов, к тесному взаимодействию различных индивидуальных сознаний, разных культур и сообществ.

 

5. В связи с процессами информатизации существенно изменяются все средства научной деятельности – материально-технические приборы,

инструменты, установки, знаковые системы. Широко используются в современной науке методы моделирования. Создание модели объекта позволяет сократить, а порой и исключить, экспериментальную фазу

исследования и тем самым значительно ускорить достижение результата. Интернет открывает новые возможности коммуникации научного сообщества. Ученый имеет возможность подключиться к различным базам

данных, к экспертным системам для консультирования, обмениваться результатами с другими исследователями. Сегодня Интернет выполняет функции научных журналов, позволяет проводить широкое обсуждение

научных проблем.

 

6. Современная наука вышла на такой этап развития, на котором стало возможно создание единой целостной научной картины мира, объединяющей

знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Специальные картины мира утрачивают свою автономность и включаются в качестве фрагментов в общенаучную картину мира, в которой все уровни его организации генетически взаимосвязаны. Она выстраивается с учетом

мировоззренческих универсалий современной культуры и одновременно изменяет их.

Основание современной научной картины мира составляют фундаментальные принципы системности и эволюционизма.

Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки

Идеи системности, целостности, развития в природе и обществе разрабатываются в синергетике. Термин образован от 2-х греческих слов: син

– «совместное» и эргос – «действие». Синергетика представляет междисциплинарное знание о процессах самоорганизации, сохранения

устойчивости и распада сложных систем различной природы. Это направление научного исследования идейно и методологически складывается в 70-х гг. ХХ в. Основателем чаще всего называют Г.Хакена, в 1977 году вышла его книга «Синергетика».

Область исследований синергетики окончательно не определена, она

затрагивает предметы различных дисциплин. Сложилось несколько школ, работающих в рамках этого направления. Наибольший вклад в развитие синергетики за рубежом внесли Г.Хакен и И.Пригожин. Ряд российских ученых также успешно занимаются изучением проблем синергетики, например, А.А.Самарский, С.П.Курдюмов, Н.Н.Моисеев и др. Однако научный статус синергетики остается спорным. Можно ли считать ее самостоятельной научной дисциплиной? Сформировались ли в ней особые методы исследования? Получены ли конкретные результаты? Эти вопросы остаются спорными. Некоторые ученые относятся к перспективам синергетики критически и даже считают ее «псевдонаукой».

Синергетика, как междисциплинарное знание, использует методы, сформировавшиеся в других научных дисциплинах. Основные методы взяты из нелинейной термодинамики. В отличие от традиционной науки, которая

изучает замкнутые системы, синергетика обращается к системам открытым, постоянно обменивающимся веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Именно такие системы преобладают в природе и

обществе. Поведение подобных систем синергетика описывает в виде 2-х основных моделей – эволюционной и бифуркационной, что позволяет по- новому понять многие объективные закономерности. В их числе – процессы

самоорганизации сложных систем, возможность перехода от хаотического состояния к упорядоченному, механизм взаимодействия структурных элементов в неравновесных системах.

В итоге синергетика критически переосмысливает сложившуюся в классической науке и философии линейную модель развития. Идеи синергетики не только повлияли на методы и стратегии научного поиска, но

и затронули базовые мировоззренческие основания современной науки.

В синергетике создается особый язык описания эволюции систем.

Приведем наиболее важные понятия. Термин «флуктуация» (от лат.-

«колебание») выражает состояние потери устойчивости системы, как необходимое условие перехода из одного состояния в другое.

Для описания согласованных взаимодействий используются понятия когерентности и аттрактора. Когерентность в синергетике обозначает малые,

но согласованные воздействия несилового характера, приводящие к сильному эффекту. В неравновесном состоянии наблюдается кооперативное взаимодействие многих элементов системы, которые в обычном состоянии

ведут себя независимо друг от друга. Действия отдельных элементов усиливают реакцию всех других, приводя к необратимым изменениям системы. Аттрактором называется цель-состояние, направляющая эволюцию системы. Это то состояние, которое как бы притягивает, структурирует поведение элементов системы.

Понятие «фрактальные объекты» обозначает объекты, которые обладают свойством самоподобия, когда меньший фрагмент подобен другим

фрагментам и структуре в целом. Синергетика усматривает такую закономерность организации как в природных системах, так и в социальных.

Одно из важнейших понятий синергетики – «бифуркация» - означает

точку разветвления, предел устойчивости, за которым открывается несколько возможных путей развития системы. В этой точке происходит выбор одного из возможных вариантов развития.

Синергетика формирует у человека особый способ мышления, позволяющий ему видеть взаимодействие целого и части, микро- и макроуровней(«взгляд рассеивания», по выражению Г.Хакена). При этом

человек способен видеть детали реальности и охватывать всю картину в целом. Мировоззренческое значение синергетики связано с утверждение идеи целостности и единства сложного, не предопределенного в своем развитии мира.

В современном научном мировоззрении принципы синергетики соединяются с идеями эволюционизма. Учение об эволюции впервые разрабатывается в биологии. В теории Ч.Дарвина эволюция выступает как

механизм образования новых, сложно организованных видов, а живая природа рассматривается в единстве и саморазвитии. В то же время учение о неживой материи продолжало опираться на идеи линейного детерминизма и

2-е начало термодинамики, что приводило к выводам о неизбежности непрерывного роста энтропии

Идея глобального эволюционизма была прежде осмыслена в

философии Г.Спенсера, П.Тейяра де Шардена, А.Бергсона, А.Уайтхеда.

Долгое время она не была подкреплена данными естествознания.

Разрыв между науками о живой и неживой природе был преодолен только в ХХ столетии. В начале века теория «Большого взрыва» сделала

возможным провести историческую реконструкцию развития Вселенной, таким образом в научную картину мира включается идея космической эволюции.

Особое значение для развития эволюционизма имело учение В.И.Вернадского. Он обосновывает единство планетарных, космических, биологических и социальных процессов. Его выводы основаны на

эмпирическом материале биологии, геологии, геохимии и ряда других наук. Под влиянием научной мысли и деятельности человека биосфера Земли эволюционирует в новое состояние – ноосферу. Этот процесс имеет

необратимый характер. Учение о ноосфере позволило Вернадскому включить в картину эволюции природы и человека.

Термин «глобальный эволюционизм» стал широко использоваться в

философии и науке в 80-е гг. ХХ в. Он выражал идею интеграции эволюционных знаний, полученных в разных науках, и идею поиска общих закономерностей развития. Современная версия глобального эволюционизма появилась в конце ХХ в. В ней идеи эволюции соединяются с синергетическими принципами. Эволюция рассматривается как всеобщий процесс самоорганизации неравновесных систем, включающий одновременно физико-химические, биологические, антропологические, социально-культурные и другие изменения. В современной науке универсальный эволюционизм выступает как исследовательская программа для изучения самоорганизации Вселенной (Н.Н.Моисеев).

Учение о глобальном эволюционизме имеет мировоззренческое значение. Стремление понять мир, как процесс саморазвития и определить

участие человека в нем, важно с точки зрения выработки стратегии будущего развития человечества. По мнению Н.Н.Моисеева, универсальный

эволюционизм позволяет приблизиться к ответу на вопрос о встрече интересов человечества и биосферы с целью избежать глобальной экологической катастрофы.

Роль науки в условиях техногенной цивилизации.

Основа жизнедеятельности техногенной цивилизации –

совершенствование техники и технологии. Это происходит прежде всего за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в

производственно-технологические процессы.

В ХХ в. произошло значительное ускорение темпов научно-

технического прогресса. Использование научных достижений изменило все стороны жизни современного человека, создало более комфортную среду обитания, значительно расширило его возможности. Вместе с тем на современном этапе развития возникают серьезные глобальные проблемы: экологические, медико-биологические, социально-политические. Человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения и наука также несет за это ответственность.

Ученые яснее других понимают необходимость консолидироваться в решении глобальных проблем. В конце ХХ в. сформировалась концепция устойчивого развития, которая была принята в качестве основы для

согласованных практических действий мирового сообщества. Эта концепция опирается на достижения всех наук о природе и обществе. В ней рассматривается проблема перехода к глобальному управлению

отношениями между обществом и природой, а также отношениями между народами.

В современном обществе идет переоценка ценности и значимости

науки. Противоположные точки зрения выражают сциентизм и антисциентизм. Сциентизм признает безусловную ценность научного познания по сравнению с другими видами духовной деятельности. Позиция сциентизма близка техницизму, уделяющему основное внимание в общественной жизни развитию техники. Сторонники данной точки зрения отождествляют науку с естественно-математическим и техническим знанием, отрицая познавательное значение социальных наук. Они считают, что современная наука в состоянии решить все проблемы, возникающие с развитием цивилизации.

Антисциентизм акцентирует внимание на негативных последствиях развития науки и техники, которые стали очевидными в ХХ в. - глобальный

экологический кризис, применение научных разработок в антигуманных целях и др. Представители этой позиции утверждают, что наука оторвана от жизненных интересов человека, и она не в состоянии решить острые

социальные и моральные проблемы. Антисциентизм предлагает переосмыслить роль науки в познании мира и в системе культуры, установить приоритет общечеловеческих ценностей. Антисциентизм также

обращает внимание на вопросы государственной поддержки науки, использование средств на проведение исследований. Сегодня расходы, связанные с организацией научной деятельности, во всем мире существенно возрастают, поэтому необходима общественная экспертиза проектов,

затрагивающих интересы множества людей.

Однако критический анализ науки не должен переходить в призыв к ее уничтожению. В конце ХХ в. общество вступило в новую стадию своего

развития - информационное общество. В нем главную роль начинает играть производство знаний и информации. В наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства,

коммуникации, образование, быт, досуг – все сферы жизни, используют достижения фундаментальных и прикладных наук, становясь все более наукоемкими. Современная наука все в большей степени ориентируется на

человека и его потребности.

В результате интеграции физики, химии, биологии и инженерных наук возникло новое направление – биотехнология. Это направление позволяет

решать задачи использования живых организмов для создания новых продуктов. Результаты микробиологических исследований активно используются для развития биологического производства лекарств, продуктов питания, продукции сельскохозяйственного назначения. Сегодня

микробиологическая индустрия выпускает более 150 видов различной продукции. Больших успехов достигла генная инженерия: получены трансгенные растения и животные, проводятся эксперименты по

клонированию, осуществлена расшифровка генома человека. Все это открывает невиданные возможности в медицине, в решении проблем голода, экологических проблем, но ставит перед человечеством этические вопросы.

Одно из самых перспективных на сегодняшний день направлений науки и техники – нанотехнология. Она имеет дело с объектами размером меньше 100 нанометров (1 нанометр равен 109 метра). Если берется очень маленькая частица вещества (наночастица), то она проявляет совершенно новые, необычные для вещества свойства. Нанотехнология находится сейчас в начальной стадии развития, основные открытия в ней еще предстоят. Тем не менее проводимые в этой области исследования уже сегодня дают практические результаты, например в электронике.

Итак, наука является основой развития современной цивилизации.

 

Особенности современного этапа развития науки

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) меняет характер научной деятельности. междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. ком-плексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Организация таких исследований во многом зависит от определения приори-тетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социаль-но-политического характера.

сращивания в единой системе деятельности теоретических и экс-периментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Все чаще изменения этих картин протекают не столько под влиянием внутридисциплинарных факторов, сколько путем "парадигмальной прививки" идей, транслируемых из других наук. В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничитель-ные линии между картинами реальности, определяющими виде-ние предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависи-мыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенауч-ной картины мира.

В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнару-жены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске.

уникальные системы. характеризующиеся открытостью и само-развитием.. идеями глобального эволюционизма

идеи эволюции и историзма Среди исторически развивающихся систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам чело-век. Примерами таких "человекоразмерных" комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу

Перспективы научно-технического прогресса

Наука и техника стали одновременно величайшей надеждой для человеческого прогресса и одной из наиболее серьезных угроз, с которыми сталкивается современный человек. Такая ситуация возникла в связи с колоссальной мощью научной технологии. Направлена ли она на уничтожение болезней человека или на производство оружия, способного уничтожить человеческий род? В некоторых случаях результаты улучшения техники ведут к противоречивым последствиям. Один из результатов этого, харак-терный для развитых стран и особенно для молодежи,— растущее недоверие по отношению к науке и ее приложениям. И это в то время, когда планета должна обеспечить существование более 6 млрд. людей, что возможно только на основе непрерывного и рационального использования техники. Вместе с тем и безрассуд-ное использование техники, связанное в первую очередь с экс-плуатацией, несет столь же серьезную угрозу. Катастрофы можно избежать только в том случае, если науку и технику удастся по-ставить под строгий и гуманный контроль. Еще более серьезна ситуация в развивающихся странах, где обещанное научно-техническим прогрессом оказалось невыполненным; нищета, голод и болезни все еще являются уделом большей части челове-чества. Отказ от науки и техники может только ухудшить эту ситуацию.

Сциентизм антисциентизм.

Особенности становления и основные прин-ципы постнеклассической науки.

В XX века цивилизация столкнулась с гло-бальными проблемами, порожденными науч-но-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно являет-ся средством спасения, а на втором — содер-жалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивилизации. Изменились не только отношения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века про-исходят новые радикальные изменения в ос-нованиях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука.

Основные принципы:

• утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфе-ра, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целост-ность. Стремление построить общена-учную картину мира на основе принци-па универсального эволюционизма

• в качестве парадигмальной теории вы-ступает синергетика — теория самоор-ганизации, изучающей поведение откры-тых неравновесных систем.

• объектами анализа становятся сложные системы, характеризующиеся открыто-стью и историческим саморазвитием. Ис-торически развивающаяся система фор-мирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и композиции их элементов.

•ориентация современной науки на изуче-ние сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает нормы исследовательской деятельности. Приме-няются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д.

•в науку входят такие понятия как неопре-деленность, стохастичность, хаос, бифуркация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравновесные характери-стики действительности. Новым содержа-нием наполняются категории случайности и причинности.

• происходит сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. И центром этого слияния, сбли-жения является человек. Попытка соеди-нения объективного мира и мира челове-ка.

Некоторые достижения: развиваются генные технологии, основанные на методах молекуляр-ной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клониро-ванию. Развитие вычислительной техники свя-зано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промыш-ленных роботов, для создания автоматизиро-ванных рабочих мест, автоматических систем управления. Прогресс в 80 - 90-х гг. XX в. раз-вития вычислительной техники вызван создани-ем искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейро-компьютеры, обладающие возможностью само-обучения в ходе решения наиболее сложных задач. Важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. На базе фунда-ментальных знаний быстро развиваются сфор-мированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Все чаще объектами иссле-дования становятся сложные, уникальные, исто-рически развивающиеся системы, которые ха-рактеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в кото-рые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологиче-ские объекты, системы "человек-машина", кото-рые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д.

Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.:

1) теории нестационарной Вселенной;

2) синергетики;

3) теории биологической эволюции и разви-той на ее основе концепции биосферы и ноо-сферы.

Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и позна-вательных установок классического и не-классического исследования. Постнеклас-сическая наука лишь четче определит область их применения

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 770; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!