Каковы последствия социальной фобии?



Невозможность полноценного функционирования в повседневных ситуациях и тенденция к их избеганию оказывают крайне отрицательное влияние на личную и профессиональную жизнь больного. Больше половины больных, которых лечат от социальной фобии, утверждают, что заболевание неблагоприятно повлияло на их трудоспособность. Кроме того, существующие данные позволяют утверждать, что больные с социальной фобией в два раза чаще испытывают проблемы связанные со злоупотреблением алкоголем или лекарственными средствами. Это можно объяснить тем фактом, что больные, будучи не в силах совладать с тревогой, прибегают к приему алкоголя или успокаивающих средств. Другой, не менее важной проблемой можно считать частое развитие у таких больных вторичной депрессии, которая зачастую бывает очень тяжелой и сопровождается суицидальными мыслями и даже попытками.

Молодежные субкультуры и девиантность.

Субкультура – открытая, нелинейная, самоорганизующаяся система, являющаяся частью общей культуры, но имеющая иные качественные особенности, возникающие вследствие оппозиции культуре. Это культуры, наиболее доступные молодым, апеллирующие в большей степени ни к интеллектуальным способностям, а к особенностям пубертатной перестройки организма; они создаются самими молодыми для себя; отличаются нонконформизмом к традиционной культуре. К тому же субкультуры элитарны, нацелены на молодежи в сообщество и преобразование социокультурной обстановки, эскапичны и призваны к жизни урбанистическим феноменом.

Теория субкультур: отклоняющееся поведение детерминировано влиянием деленквентной субкультуры, которая представляет человеку альтернативные ценности и модели поведения. Поскольку молодежь из низших слоев общества занимает невыгодное по сравнению с другими слоями населения положение в социальной структуре,то она создает свои субкультуры, свои ценности и нормы «в пику» благополучной части общества.

Альберт Коэн. Субкультурная теория прежде всего рассматривает группу, как носителя девиантных идей. Каждая субкультура живет своими нормами и ценностями, достаточно отличающимися от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, ведут себя в соответствии с групповыми предписаниями, но общество определяет такое поведение, как девиантное. Альберт Коэн также обобщил идею о том, что большинство девиантных групп являются просто негативным отражением культуры большей части общества, выстраивающие свои ценности по принципу "обратной симметрии" к ценностям доминантных групп. Итак, выделяют следующие субкультуры:

1. Криминальная, использующая насилие и преступления для достижения одобряемых и поддерживаемых обществом целей (успех и материальное благополучие). Это субкультура организованных преступных групп (ОПГ), подходящих к нарушению норм инструментально - с позиций выгоды. Дисциплина является одной из важных ценностей, без нее ОПГ не сможет действовать эффективно. Культ силы и мужества, царящий в этих группах, связан со спецификой используемых средств достижения целей, без поддержки этих ценностей невозможно регулярное использование насилия - одного из главных средств. В то же время ОПГ склонны не применять насилие, если в этом не возникает необходимости, как, например, в случае интеллектуальной преступности (финансовые махинации, хакерские преступления).

2. Протестная, рассматривающая нарушения норм, как самоценность. Это субкультура молодежных объединений, ориентированных на альтернативный, агрессивно-протестный образ жизни (фанаты в Англии, мотоциклетные банды в США). Эти группы выстраивают свою собственную систему ценностей, где, обычно, важное место занимают насилие и сексуальная распущенность, в контексте мужского доминирования. Деятельность этих групп не обязательно связана с прямым насилием (например, хиппи - пацифисты), но всегда носит публичный характер, противопоставление себя "нормальному" обществу. Внутренняя структура этих групп, в отличие от ОПГ, неупорядочена, дисциплина не является значимой ценностью.

Где-то посередине между криминальной и протестной субкультурой может быть локализована очень интересная субкультура профессиональной преступности (ПП). В отличие от организованной преступности (ОП) эта субкультура обладает гораздо меньшей инструментальностью, зачастую нарушения норм носят самоценный характер. Например, кодекс "вора в законе" включал такие нормы, как никогда не работать, не иметь семьи, никогда не сотрудничать с официальной властью и т.п. В этой субкультуре нарушения общепризнанных норм реализуется скорее, как образ жизни, нежели, как средство достижения культурных целей. Ценность дисциплины относительна, признается только в рамках совершения преступлений, в остальных случаях профессиональные преступные группы довольно анархичны. Добываемые преступным путем средства расходуются на ведение альтернативного образа жизни, подразумевающего регулярные "отсидки" в тюрьме и на зоне. Каждый срок лишения свободы рассматривается, как эпизод необходимой социализации, вроде "курсов повышения квалификации". В случае с ОПГ - это досадная неприятность. Все перечисленные моменты и заставляют классифицировать ПП, как "пограничную" субкультуру, сочетающую черты криминальной и протестной.

3. Отступающая субкультура состоит из тех, кто стремится отстраниться от общества, уйти от необходимости реализовывать социально значимые цели и выбрать между приемлемыми и неприемлемыми средствами их достижения. Это субкультуры алкоголиков, наркоманов, "компьютерщиков" (если приверженность к компьютерам становится смыслом жизни). Люди, придерживающиеся данных субкультур, отказываются взаимодействовать с обществом, их деятельность носит непубличный, в отличие от протестных субкультур, частный характер. Эти субкультуры чрезвычайно разнообразны по набору доминирующих ценностей, а могут и вообще не иметь четко выраженных ценностей. Группы - носители отступающих субкультур, отличаются наименьшей внутренней упорядоченностью, отсутствием выраженных лидеров и дисциплины.

Интересным практическим выводом из теории субкультур является положение, согласно которому, коррекция криминогенного общества часто невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая защищает криминальное сознание от воспитательного воздействия общества. Поскольку криминальная субкультура, как уже говорилось выше, зачастую есть реакция на те или иные аспекты социальной системы, то, возможно, речь должна идти об изменениях в доминирующей культуре общества.

Можно выделить некоторые риски социальной дезадаптации, которые несут в себе определенные молодежные сообщества:

1. Некоторые субкультурные объединения поддерживают аутоагрессивные формы поведения.

2. В ряде субкультур поддерживается желание уйти от жизненных проблем и реальности путем приема психоактивных веществ.

3. Некоторым субкультурам свойственен опасный феномен - эскапизм.

4.  Молодежь склонна к поиску новых экстремальных ощущений, которые она может найти в различных формах молодежных сообществ.

5. Одной из самых больших опасностей является слепой фанатизм, разрушающий личностную целостность, воздействующий на физическое и душевное здоровье человека.

27. Рационально-просветительская модель личности преступника. Рационально-просветительская модель личности преступника стала основой развития неоклассической школы современной криминологии. При объяснении причин преступления представители школы исходят из положения, что преступление — это результат сознательного выбора между большой личной выгодой и проигрышем — возможным наказанием (теория рационального выбора). Однако сам рациональный выбор происходит под влиянием референтной группы и сообразуется с разными социальными и психологическими основаниями. Здесь человек понимается как свободное от природы разумное существо. Носитель свободной воли, знающий и соизмеряющий свои права с правами других членов общества и сообразно с этим строящий своё поведение. Непосредственным двигателем человеческих поступков является собственный разум человека, его свободная воля. Однако в условиях несправедливо организованного общества, тенденциозных законов, способствующих чрезмерному обогащению одних и обнищанию других, обездоленный человек, лишенный возможности получить образование, оказывается носителем лишь неполноценного разума. Кроме того он лишается и свободной воли, ибо вынужден ради существования совершать преступление (воровать и т.д.). Преступник (девиант) - невежественный человек, задавленный жизненными обстоятельствами. Здесь возникает фигура преступника, как правило, человека из неимущих слоев общества. Профилактикой является радикальная перестройка общества, создание социально-адекватных норм. Если мы хотим, чтобы такой человек не совершал преступления, мы должны дать ему образование и предоставить возможность занять достойное положение в обществе.

Представители неоклассической школы современной криминологииисходят из следующих положений:

1) Преступление – это результат сознательного выбора между большой личной выгодой и проигрышном (теория рационального выбора.Г. Беккер);

2) Преступление – результат уменьшения вероятности наказания или уменьшения меры наказания (Г. Кромм, Ледс);

3) Преступление – как результат чисто рационального выбора крайне редкое явление. Сам рациональный расчет выгоды происходит под влиянием референтной группы и сообразуется с разными социальными и психологическими основаниями. (Д. Мадца).

Вопрос 28. Рационально-этическая модель личности преступника и теории, основывающиеся на этой модели. Рационально-этическая модель личности преступника отличается отпросветительской тем, что здесь акцент делается на категории добра и зла. Преступник (девиант) – это порочный человек с безнравственными взглядами и предоставлениями, который не усвоил моральных ценностей, поскольку воспитывался на дурных примерах. Следовательно, для его исправления необходимо поменять его взгляды и убеждения. Эта точка зрения нашла отражения во множестве концепций:

1) Многофакторная теория: девиантность базируется не на одной, а на многих причинах, факторах, обстоятельствах, формирующих определённый физический, психологический и социальный тип личности (супруги Шелдон и Э. Глюк исследовали в течении 8 лет делинкветных юношей). Выделили всего 400 факторов. Вот некоторые факторы, порождающие делинквентное поведение: отсутствие в семейных отношениях сердечной теплоты; несправедливость и высокая частота наказаний в семье; дурной пример отца; низкая успеваемость в школе; знакомство с членами делинквентной группы и участие в жизни этой группы; неспособность решать жизненные проблемы; отсутствие (в более зрелом возрасте) профессиональной подготовки и нежелание приобрести квалификацию; частая смена места работы; стремление жить на социальное пособие и т.д.

2) С психоаналитической точки зрения человек оценивается от рождения как асоциальное существо, а потому может считаться врождённым преступником. Однако если биологическая модель врожденного преступниками пытается найти биоантропологические различия между преступником и непреступником, то психологическая теория рассматривает их обоих, как одинаково нормальных с биологической точки зрения и считает, что девиантное поведение – это проблема воспитания, ошибка приручения дикого животного, каким является младенец (Франц Александер, Теодор Райк).

3) В рамках социально-психологического направления исследований выделяются следующие причины девиантного поведения:

· Подражание (как врожденная способность к усвоению нового) в процессе общения с делинкветнами начиная с детских лет из-за неправильной реакции родителей в ответ на поведение детей, а также из-за безнаказанности проступков (теория научения.Тарт, Цимбардо, Скиннер),

· Усвоение индивидом асоциальных ценностных установок ориентирующих на преступное поведение – теория дифференцированной связи (Сатерленд), предстает как разновидность теории научения;

· Недостаток социализации, ведущий к неспособности разрешения внутренних конфликтов из-за отсутствия нравственной основы, закладываемой в детстве через внешний консоль и научение. Социализация эффективна, когда социализируемая личность: 1) зависит от социализирующего агента, 2) доверяет этому агенту, 3) имеет возможность вырабатывать новые нормы и роли с равными себе; – социально-психологический вариант теории контроля;

· Слабая связь человека с обществом и/или отдельными социальными группами ((семья, друзья, соседи, коллеги и т.д.) а, следовательно отсутствие контроля за поведением такого индивида – теория социальных связей, предстающая в качестве разновидности теории контроля (Хирши, Хинделанд);

· Возникновение противоречий в мотивационной сфере человека, которые перерастают во внутренний конфликт, имеющий своими последствиями различные формы нарушения социальных норм – теория диссонанса (Фастингер). Диссонанс может возникнуть в познавательной деятельности (несоответствие когнитивного элемента более широкой когниции или логическое несоответствие), в поведенческих проявлениях, восприятии культурных образцов (несоответствие культурным образцам) и как следствие расхождения наличествующей ситуации с прошлым опытом.;

· Особенности различных этапов социализации, которые сопровождаются различными реакциями индивидов (например, реакция протеста или оппозиции; реакция имитации; реакцию группирования со сверстниками; реакция эмансипации; реакция увлечения; реакция компенсации и гиперкомпенсации и т.д.) – эти реакции приводят слабо социализированную личность к различным девиациями. Обычно применяется при рассмотрении девиантности несовершеннолетних.

 

В социологическом направлении девиантологических исследований предлагается несколько теорий, использующих рационально-просветительскую и рационально-этическую модели преступника:

а) социологическая теория контроля: причины девиаций лежат в ослаблении контроля над поведением человека со стороны семьи, школы, религиозной или соседской общины. (Пав, Шав, Старк, Хейли и другие). Как вариант теории контроля рассматривается теория социального сдерживания, которая утверждает, что правонарушения могут совершаться в результате отсутствия внутреннего контроля из-за того, что индивид не усвоил понятия «хорошее» и «плохое»; Т. Хирши выделил четыре элемента социального сдерживания: привязанность (эмоциональные и чувственные связи с другими людьми), приверженность (склонность к конформистской линии поведения), вовлеченность (измеряется количеством времени на общепринятую деятельность) и убежденность (прочность конформистской позиции).

б) теория субкультур: ее представители объясняют причины отклоняющегося поведения влиянием делинквентной субкультуры;

 б) теория субкультур: причины отклоняющегося поведения кроются во влиянии делинквентной субкультуры (Коэн, Клауфорд, Оулин);

в) теория конфликта. Конфликт культур перерастает во внутренний конфликт, когда в человеку предъявляются требованиями разными социальными группами к которым он причастен, а его отклоняющееся поведение является естественной реакцией и следствием данного обстоятельства (Сели);

г) теория напряжения: преступление возникает, когда человек не в силах получить желаемое законными путями. В таких случаях индивиды впадают в состояние фрустрации и могут предпринять попытку удовлетворить свои желания незаконными путями.

Имеет 2 подвида:

1. Классическая теория Роберта Мертона, которую развивали также Р.А. Клоуорд, А. Коэн и Л.Э. Оулин.

2. Современная общая теория напряжения ((Р. Агнью, Г. Уайт и др.). Её суть девиация вырастает из негативного отношения с другими когда эти другие мешают человеку достичь значимой для него цели, угрожают устранить позитивно оцениваемые стимулы, представляют человеку негативные стимулы.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!