Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.



      

       Часть вторая – нравоучительная. (гл. IV и V).

       В ней излагаются нравственные уроки по особенным нравственным нуждам Солунян: 1) о целомудрии, братолюбии и трудолюбии. Вероятно, такие уроки вызывались нравственным состоянием Солунских христиан, как о том доложено было Апостолу Св. Тимофеем. – (IV, 1-12). II ) Затем, излагается учение о втором пришествии Христовом и соответственное нравоучение. (IV, 13; V, 11). III ) Наконец, перечисляются нравственные черты, которыми определяется нравственный строй христианских обществ и всякого христианина во все времена и на всяком месте. (V, 12-24.)

I . Уроки по особенным нравственным нуждам Солунян.

Нет сомнения, что уроки эти вызваны были и тем, что передал Апостолу о нравственном состоянии Солунской церкви Тимофей; но Св. Павел излагает их в виде вывода из предыдущего. Здесь мы слышим, как молится Св. Павел, чтоб Господь более и более исполнял сердце Солунян любовью друг к другу и утверждал их в чистоте и целомудрии. Но образование христианской жизни зависит не от одной только благодати, а и от собственных усилий человека, поэтому он приглашает и самих их позаботиться об этом. На первом месте он ставит увещание 1) о целомудрии, ограждая его самыми сильными побуждениями, потому что не целомудрие заграждает вход благодати в душу человека и полагает решительную преграду всякому успеху в христианской жизни (IV, 1-8). Затем, Апостол напоминает 2) о братолюбии (IV, 9-10), наконец, присоединяет урок 3) о трудолюбии ( IV , 11-12).

1) Увещание о целомудрии (IV, 1-8)      

Глава 4.

1. Высказав Солунянам свои молитвенные благожелания (III, 12-13), Св. Павел приглашает и самих их заботится о том же. И как предлагает? Не как облеченный властью свыше, а как равный им, искренний доброжелатель – просит и умоляет, и не только ради Христа Иисуса. О чем же просит? – Чтоб они не только продолжали жить так, как он научил их и словом, и своим примером, но, чтобы более и более преуспевали в богоугодной жизни.

2. Как жить богоугодно – Солуняне знают, ибо Св. Павел передал им лично заповеди Господа Иисуса Христа об этом.

3. Господь хочет, чтобы они, как христиане, были святы – нравственно чисты от блудной скверны, как главного препятствия святости.

4 - 5. Чтобы они умели самым делом соблюдать скудельный свой сосуд – тело свое (ср. II Кор. IV, 7), как сосуд своей духовной жизни, от осквернения блудом – в святости – чистоте, как святилище Духа Божия, как храм Божий (1 Кор. VI, 19), не в страсти бесчестия – похотной (ср. Рим. I, 26), а в чести бесстрастия. Плотские движения сами по себе – естественны и безгрешны, но, когда человек пользуется ими для наслаждения, произвольно возбуждает их и бывает готов удовлетворить их, тогда он похотствует – грешит, а частым удовлетворением образует в себе наклонность к наслаждению ими – страсть похотения, которая тяготит, томит и тирански мучит его и отвращает от благодати Божией и, вообще, христианской жизни. Так жили язычники, не знающие Бога, в совести и сердце своем не имеющие страха Божия, так живут и подобные им христиане без благодати Божией и Его страха.

6. Кроме осквернения тела, как сосуда души, похотная страсть вводит человека в грех и против ближнего, простираясь незаконно на его жену и детей: она, как лихоимец, похищает их у него. Поэтому Апостол Павел просит Солунян не преступать пределов, положенных в этом отношении Богом: «каждый свою жену, имей» (1 Кор. VII, 2), за нарушение этой воли Божией грозит наказанием. Ибо Господь особенно мстит за блудные, как более всего унижающие образ Его в человеке. Об этом Апостол Павел подробно «говорил» и «свидетельствовал» - удостоверял Солунян лично, бывши у них.

Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

8. Итак непокорный непокорен 1) не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого.

О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга.

Ибо вы так и поступаете со всеми братьями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать

И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам,

Чтобы вы поступали благоприлично пред внешними и ни в чем не нуждались.

 

7. Бог мститель за блудные дела потому, что мы, Христиане, призваны Им к святости и чистоте целомудрия, а не к блудной нечистоте. Почему христианство и начинается в крещении отречением от нечистых дел и обетом чистоты – целомудрия (ср. I Петр. IV, 1-7).

8. В заключение этого отдела Св. Павел говорит: кто пренебрегает этою заповедью о целомудрии, не радеет о точном исполнении ее, тот не человеку показывает неуважение и презрение, а Самому Богу, мстителю за ее неисполнение, и изгоняет из себя своей нечистотой Духа Святого, данного нам Богом для нашей чистоты – святости (1 Кор. VI, 19; Ефес. IV, 30).

2) Урок о братолюбии (9-10).

9. О любви к ближним, говорит Св. Павел Солунским христианам, нет нужды предлагать вам и уроков – писать: Сам Господь чрез Духа Своего Святого, Которого даровал вам по обращении ко Христу изливает любовь в сердца ваши (Рим. V, 5) и научает умению оказывать любовь друг к другу. Тогда спросят – зачем же пишет о ней? В этом Св. Златоуст усматривает великое благоразумие и мудрость духовную: «чрез это он достигает двух целей: во-первых, показывает, что эта добродетель до того необходима, что не нужно и учить ей, ибо всякому известно то, что имеет великую важность для всех; во-вторых, выражаясь таким образом, он больше вразумляет их, нежели даже тогда, когда бы обращался к ним с назиданием. Ибо, предполагая, что они ведут жизнь праведную, хотя бы они и не жили так, и потому, не побуждая их к тому, он приводит их к этой жизни».

10. Доказательством деятельной любви Солунян, которой их научили в христианстве, служит любовь их ко всем братьям во всей Македонии. Св. же Павел умоляет их преуспевать в этой любви еще более и более.

3) Урок о трудолюбии (11-12).

11. От Св. Тимофея Апостол узнал, что некоторые из Солунян были непоседы, любили, по прежней привычке, без толку всюду бродить; таким предписывает безмолвие – бегать молвы, шума, любить домоседство во избежание неприятных столкновений; иные не радели о своих делах – таким советует заниматься своими обязанностями – по дому, по должности и пр.; иные не хотели трудиться – жили в праздности, поедали чужое – таким заповедует работать своими руками, самим добывать себе содержание – жить своим трудом, а не на счет других. Так и лично заповедал им Св. Павел вести себя.

12. Указавши правила благоповедения, Св. Павел указывает и их цель – чтобы быть им образцом для находящихся вне Христовой церкви (ср. Мф. V, 16). И особенно заповедует им – ничего ни от кого, особенно от внешних, не просить, никому не докучать своими нуждами, а трудится самим, дабы ни в чем не нуждаться.

1) Слав.: «отметать»; - с греч.: «бросать с презрением, пренебрегать»


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!