Принцип устойчивого неравновесия



Данный принцип определяет фундаментальное свойство живой материи, отличающее ее от материи косной, неживой и при этом учитывает физические и химические закономерности строения и движения любых материальных объектов. Принцип был сформу­лирован Э. С. Бауэром в 1930-е годы и иногда называется «основ­ным» или «всеобщим законом биологии». В редакции Бауэра он звучит так: «Все и только живые системы никогда не бывают в равновесии и исполняют за счет своей свободной энергии по­стоянно работу против равновесия, требуемого законами физики и химии при существующих внешних условиях». Таким образом, самой существенной и самой общей чертой живого (на любом уровне его организации, от «живой молекулы» до «человека разумного») является его самопроизвольное неравновесное состояние, обеспечивающее всему живому специфическую форму движения материи. В самом общем виде эта форма именуется «биологическим движением», включающим такие его частные проявления, как са­моразвитие, рост, размножение, раздражительность, биологическая эволюция, а в отношении человека и животных можно говорить и о психологическом и социальном движениях как неизбежных следствиях биологической эволюции.

Эрвин Симонович Бауэр (1890—1938), венгр по происхожде­нию, в 1925 году был приглашен в СССР, где он работал сначала в Институте гигиены труда и профессиональных заболеваний им. В. А. Обуха, а позже в Биологическом институте им. К. А. Тими­рязева и во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. В 1935 году выходит его капитальный труд «Теоретическая биоло­гия», фактически ознаменовавший появление одноименного направления в биологической науке, а сам Э. С. Бауэр с полным правом может считаться основоположником новой для того време­ни дисциплины — биофизики. Однако трагические события в его дальнейшей судьбе на долгое время задержали становление этой исторической справедливости. В 1937 году Бауэр был арестован НКВД и 11 января 1938 года расстрелян. Репрессиям было подвер­гнуто большинство его сотрудников и вся его семья, тираж его книги был конфискован и уничтожен. Тем самым вокруг имени Бауэра был инспирирован «заговор молчания»: его идеи стали недоступны научному миру, а сам великий ученый остался малоизвестным даже в ближнем научном окружении. К счастью, сохранилось несколько авторских экземпляров «Теоретической биологии», подаренных Бауэром своим современникам, по которым в 1982 году книга была переиздана в Венгрии (но до советского читателя так и не дошла), а в 2002 году — в России (под патронажем Российской академии медицинских наук, но тиражом всего лишь 3000 экз.).

Э. С. Бауэр исходил из следующих основополагающих при­знаков живых систем:

1. «Всем живым существам свойственно прежде всего само­произвольное изменение своего состояния, то есть изменение состояния, которое не вызвано внешними причинами, лежащими вне живого существа (при постоянных внешних условиях. Это означает, что система должна обладать определенной потенциальной энергией, способной разряжаться, иначе говоря, система способна выравнивать разность своих энергетических потенциалов без внешних воздействий.

2. Выполнение первого пункта возможно и в неживых систе­мах. Например: в «часах-ходиках», где происходит постепенное выравнивание потенциальной гравитационной энергии гирь, превращающейся в кинетическую энергию движения маятника

и далее через передаточный механизм — в движение стрелок на циферблате; в пружинных часах, где потенциальная энергия деформации пружины, выравниваясь, движет часовые стрелки; в заряженном аккумуляторе разность электрических потенциалов при соединении полюсов проводником выравнивается без внеш­него воздействия, а потенциальная электроэнергия переходит в кинетическую энергию различных технических устройств, вы­полняющих соответствующую работу. Поэтому для живых систем одного первого признака недостаточно. Второй признак — это поведение систем при изменении внешних условий. Живые си­стемы в этом случае «активно реагируют» на изменения среды, их поведение не просто соответствует силе инерции и трению (как у неживых систем), а представляет собой «активное противодей­ствие» внешним силам, что изменяет одновременно и состояние окружающей среды. Этот второй признак «часто рассматривается как существенный признак живой системы и обозначается как «раздражимость» или «возбудимость».

3. Третий важнейший признак живых систем заключается в том, что «работа живых систем при всякой окружающей среде направлена против равновесия, которое должно было бы насту­пить при данной окружающей среде, при данном первоначальном состоянии системы». Это является следствием того обстоятельства, что живая система при неизменной окружающей среде затрачивает «свою свободную энергию, которой она обладает, всегда на такую работу, которая приводит при данной окружаю­щей среде к изменениям в условиях системы, повышающим ее работоспособность», а при изменяющейся среде живая система выполняет работу, направленную на такое изменение эффекта воздействия, которое опять же повысило бы ее работоспособ­ность.

Э. С. Бауэр с особой энергией предостерегал от смешения своего принципа с принципом «динамического равновесия», обозначающего, что система в отсутствие внешнего воздей­ствия остается неизменной, а потому и неработоспособной.

Итак, работоспособность живой системы обеспечивается ее свободной энергией. Откуда берется эта «свободная энергия»?

По Бауэру — из структурной организации самой живой системы: «Потенциальная энергия структуры производит при своем вырав­нивании работу». Эта потенциальная энергия возникает уже на молекулярном уровне живого, поскольку эта структура ис­ходно неравновесна. Неравновесность структуры живой материи изначально определяется продолговатой формой составляющих ее молекул и их однородной ориентировкой в данном теле, что позволяет диполям объединяться в цепочки, вследствие чего воз­никают образования с большими дипольмоментами, с сильной электрической полярностью, что, в свою очередь, не позволяет выстраиваться решетчатой структуре, детерминирующей равно­весие системы. Это подтверждалось опытами с использованием рентгеновского излучения, исследованиями в поляризованном свете и изучением спектров поглощения и испускания. При уми­рании (то есть при переходе живой системы к неживой) молекулы укорачиваются, приобретая округлую форму и теряя полярность, что приводит к решетчатому строению и равновесию системы.

Однако трата «структурной энергии» (как пишет Э. С. Бауэр, работа «системных сил») в организме требует своего возмещения, в противном случае происходит истощение живой системы не только в энергетическом отношении, но и в вещественном, по­скольку в процессе использования структурной энергии «съедают­ся» и сами носители этой структуры — молекулы вещества живой системы. Для восполнения затраченной структурной энергии и восстановления вещества живой системы ей требуется внешняя «подпитка», поиск которой снова расходует структурную энергию, вследствие чего опять требуется «подпитка» и т. д. и т. д. Такой «алгоритм» жизнедеятельности живых существ Бауэр выводит из первого закона термодинамики и классических опытов немецкого физиолога Макса Рубнера (1854—1932) по калориметрии живых организмов, подтвердивших этот закон термодинамики для жи­вой материи. Этот вывод Бауэра звучит следующим образом: «Во всякой машине внутреннее состояние ее частей остается прак­тически неизменным (если отвлечься от трения, изнашивания и т. п.); составные части машины служат только для трансформа­ции в работу какого-либо вида энергии, например химической,

тепловой, электрической. В живых же системах трансформируется в работу энергия внутреннего строения, структуры живой мате­рии. Воспринятая извне энергия питательных веществ при помощи структуры живой материи и ее частей не трансформируется в работу, а идет на возобновление, поддержание внутреннего строения этой структуры и ее составных частей».

В этом процессе взаимодействие организмов с внешней средой (включая поиск источников энергии, то есть пищи, света и т. п.) Э. С. Бауэр называет «внешней» работой, а затраты на сохранение и восстановление неравновесного состояния живой системы — «внутренней» работой. При этом он отмечает, что «внешняя работа возможна только вследствие временного нару­шения живой структуры или ее формы движения и что внешняя и внутренняя работа находятся в противоречии друг с другом, так как первая сопровождается уничтожением того, что было создано при помощи последней. Но это противоречие между внешней и внутренней работой предопределено самим возникновением и существованием живой материи. Оно неотделимо от существа живой материи и ее законов движения. Если где-либо возни­кает или возникла живая материя, то она не может постоянно существовать в качестве таковой, не производя внешней работы». Приспособляемость живых существ к изменениям источников энергии в окружающей среде или их подвижность, повышающая вероятность попадания в благоприятные усло­вия, пропорциональна выполненному объему внешней работы. Поэтому для эволюции характерна тенденция к возрастанию внешней работы.

Учет этой тенденции, названной Э. С. Бауэром «принципом возрастающей внешней работы», важен в психологических иссле­дованиях и обобщениях, особенно прогностического характера, поскольку обосновывает неизбежность расширения и интенсифи­кации взаимодействия Человека и Общества с Природой, а каждо­го отдельного человека с невероятно быстро и глубоко трансфор­мируемым человеческим обществом, то есть с социальной средой. В этом отношении уместно напомнить о недавно возникшем в психологической науке новом направлении — стратегической психологии — как реакции на глобальные и непредвиденные из­менения в мире людей, чреватые непредсказуемыми негативными последствиями для самого Человека. Как пишет один из авторов и научный редактор первого учебного пособия по стратегической психологии А. И. Юрьев, «истинной науке пола­гается рассматривать объект своего исследования на максимально возможных исторических глубинах прошлого и перспективах будущего».

Историческая реанимация принципа Бауэра, естественно, может внести в его представление какие-либо коррективы, но едва ли поколеблет его статус общебиологического закона, а по нашему мнению, и статус общенаучного методологического принципа. Так, С. Э. Шноль сообщает, что «специфического, свойственного только живым организмам неравновесного, деформированного состояния молекул белка нет». Однако добавляет: «В то же время неравновесные конформации макромолекул характерны для био­химических процессов. По существу, механохимические преобра­зования энергии можно рассматривать как принцип Энгельгардта, что соответствует представлениям Бауэра о свободной структурной энергии и его принципу работы системных сил». Этот же автор констатирует справедливость принципа Бауэра в эволюционном отношении: «Биологическая эволюция — процесс неуклонного возрастания количества и качества информации — устойчиво неравновесный процесс соответственно принципу Бауэ­ра. Из выделенных курсивом слов ясен новый смысл принципа Бауэра. Основа биологической специфичности — возникающая в процессе естественного отбора «осмысленная», целесообразная последовательность нуклеиновых оснований в полинуклеотидных молекулах нуклеиновых кислот. Чем «лучше» отобрана по­следовательность нуклеиновых оснований, чем «совершеннее» наследственный текст, тем с точки зрения термодинамики более неравновесна молекула нуклеиновых кислот и далее — соот­ветствующие ей молекулы белков, клеточные структуры и т. д. Сохранение «неравновесных» наследственных текстов — специфи­ческое обязательное свойство жизни».

В заключение нашего краткого обзора принципа устойчиво­го неравновесия необходимо заметить, что бауэровская «теорияжизненных явлений, базирующаяся на представлении об особом неравновесном состоянии молекул живой материи, является, од­нако, не теорией единичных молекул, а теорией живых систем». Э. С. Бауэр подчеркивал, что жизненные процессы определяются взаимодействием молекул. Независимые друг от друга живые молекулы неизбежно будут приближаться к со­стоянию равновесия и должны погибнуть. К тому же «принцип Бауэра основан на представлениях термодинамики сопряженных процессов и механизмах, функционирующих посредством системы обратных связей в сложных процессах». Фактически Бауэр, разрабатывая свою теорию, использовал инструменты системного подхода и принципа самоорганизации, тем самым предвосхитив не только проблемы своей науки — «биологической термодинамики» или «биоэнергетики», но и проблемы других наук (кибернетики, синергетики, теории систем), позже разра­батываемые Л. Берталанфи, И. Р. Пригожиным, А. Сент-Дьёрди и другими учеными, интересовавшимися самыми фундаменталь­ными принципами организации мира и законами существования и развития живой материи.

Поскольку психика есть результат биологической эволюции, для адекватного понимания ее функционирования с неотврати­мой необходимостью требуется учет принципов ее организации не только на уровнях физиологическом (что в психологии за­частую лишь декларируется) и социальном (что в психологии человека обычно чрезмерно акцентируется), но и на уровне общебиологическом (что для психологии принципиально важно и что в первую очередь и отражает принцип Бауэра), и на более глубоких уровнях, а именно — на биофизическом и биохимиче­ском (включая генетические аспекты). К сожалению, в учебной подготовке психологов физиологические основы психической деятельности еще более или менее представлены, генетическая обусловленность психики весьма поверхностно, но все-таки за­трагивается в «Психогенетике», но ни общебиологический, ни социобиологический, ни биофизический, ни биопсихологический уровни до сих пор достаточно (если не сказать абсолютно) не освещены. Без ликвидации этих пробелов, как в образовании будущих психологов, так и в действующей психологической науке, перспективы построения «теоретической психологии», а тем более «единой психологической теории», представляются нам весьма призрачными.

Принцип целостности

Этот принцип теснейшим образом связан с системным прин­ципом, поскольку целое обычно в современной науке рассматри­вается в первую очередь как система. Правда, некоторые исследо­ватели противопоставляют эти категории, утверждая, что «живых систем нет», а существуют «живые целостности и искусственные системы», но сочтем это научным «изыском», которым в контексте нашего учебника можно пренебречь. (Напомним, что в биологии термин «живые системы» используется довольно широко. Достаточно авторитета Э. С. Бауэра, применившего этот термин при формулировке принципа устойчивого неравновесия, присущего всей живой материи.) В психологии принцип целост­ности особенно тщательно проработан В. А. Ганзеном, на чьи рассуждения мы в значительной степени и опираемся. Определен­ный вклад в разработку принципа целостности применительно к психологии вносят работы В. Д. Балина.

Данный принцип утверждает, что целостность есть неотъ­емлемое свойство всех объектов реальности на всех уровнях их организации. Целостность объекта выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.

Основными формами существования любого целого как объекта реального мира являются пространство и время. Основ­ным способом существования любого целого является движение. Движение может рассматриваться в двух аспектах: энергетическом и информационном. В энергетическом аспекте движение пред­ставляется как бесконечные взаимодействия и преобразования объектов, изменения их состояний в пространстве и времени. Тогда категория «энергия» выступает в качестве общей меры раз­личных форм материального движения (укрупненно: механиче­ского, физического, химического, биологического, социального). В настоящее время различают несколько качественных видов физической энергии, способных превращаться друг в друга с со­хранением количества движения (выраженного в соответствующих

эквивалентных единицах): механическая энергия; тепловая энер­гия; ядерная энергия; электромагнитная энергия; гравитацион­ная энергия. По аналогии с делением механической энергии на кинетическую и потенциальную остальные виды энергии также могут подразделяться на две разновидности (обычно для этого употребляют термины «связанная и свободная» или «внутренняя и внешняя»). В энергетическом плане движение связывается с процессами превращения массы (вещества) в энергию (излуче­ние) и обратно. Поэтому энергетические характеристики объ­ектов рассматриваются зачастую как их силовые параметры, что позволяет присвоить им статус мер количественного описания объектов. В информационном аспекте движение связывается с коммуникативными процессами, то есть с процессами согласо­вания (вплоть до управления) взаимодействий между объектами. Категория «информация» тогда выступает в качестве меры орга­низации объектов (систем), меры устранения их неопределен­ности (энтропии — характеристики внутренней энергетической неупорядоченности системы). Это позволяет информационные характеристики объектов рассматривать как меры качественного описания объектов. Напомним, что философская категория «мера» объединяет понятия «количество» и «качество» как атрибуты материи. Видение пространства, времени, энергии и информа­ции как атрибутов материи, а потому и обязательных условий существования целостных объектов (вся реальная совокупность которых составляет, как известно, объем понятия материи) пред­полагает неизбежное признание наличия у каждого целостного объекта в обязательном порядке пространственных, временных, энергетических (количественно-силовых) и информационных (качественных) свойств.

Все сказанное вполне приемлемо и по отношению к вну­треннему миру человека как идеального (не в смысле противо­положного материальному, а в смысле невещественного, но, возможно, полевого) целого. И тогда следует признать наличие специфического вида движения, а именно — психического, и, соответственно, психической энергии. Таким образом, психика в целом и ее проявления могут характеризоваться простран­ственными, временными, энергетическими (количественными) и информационными (качественными) параметрами.

Объекты как целое обладают свойствами связности, огра­ниченности и системности. Связность позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность позволяет дать числовую характеристику целого: целое есть одно, будь это элемент или сложная система. Связность есть показатель внутрен­них связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой. Это двойное видение связей мы ранее обозна­чали терминами «внутренняя структура» и «внешняя структура». В методологии науки этот факт двойственности связности особо подчеркивается: «Универсальными частями любого материального объекта можно считать совокупность внутрисистемных и внеси­стемных связей». Эти связи находятся в отношении до­полнительности, и их взаимодействие обусловливает равновесие/ неравновесие, а следовательно, и стабильность/нестабильность существования целого. Если внутренняя связность стремится к нулю (или внешняя связность стремится к бесконечности), то целое распадается на части и становится нецелым. Если внутрен­няя связность стремится к бесконечности (или внешняя связность стремится к нулю), то объект «замыкается» на себя и утрачивает связи со средой, то есть он исключается из среды и гибнет. Во всех этих случаях происходит разрыв непрерывности во времени существования целого.

Степень связности сильно сказывается на всех свойствах целого. Развитие целого, как на стадии прогресса, эволюции, кон­струкции (восходящая ветвь), так и на стадии регресса, инволюции, деструкции (нисходящая ветвь), в значительной мере обусловлено тенденциями в изменении степени связности (как внутренней, так и внешней при ведущей роли первого типа связности). Эволюци­онный путь развития обычно идет по направлению увеличения связности (путь интеграции), инволюционный — наоборот (путь дифференциации). На стадии устойчивого развития (горизон­тальная ветвь — «плато») обе тенденции — дифференциация и интеграция — уравновешены. Слабая связность допускает боль­шее комбинаторное разнообразие целого по составу, структуре и функциям, чем сильная. Но зато жесткие структуры отличаются большей экономичностью и быстродействием, правда, при этом понижается надежность всей системы (выпадение любой части чревато разрушением целого).

Связность как олицетворение единства тенденций к диф­ференциации и интеграции в целостных объектах есть и оли­цетворение единства дискретности и непрерывности целого. Дискретность выражается в первую очередь в множественности элементного состава и в разнообразии функций и свойств частей и целого. Непрерывность выражается в структуре и в общности функций и свойств частей и целого.

В дополнение к характеристике понятия «связность» следует заметить, что в науке устоялось мнение, что «связь является част­ным случаем отношения при наличии движения или изменения», то есть связь — это отношение между объектами (от элементов до сложных систем) при их взаимных движении и из­менении. Отношение же может существовать и между невзаимо­действующими объектами, «в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе)». Выражение сущностных отношений между взаимосвязан­ными объектами (явлениями) называется законом. Разнообразие видов отношений беспредельно. Так, в соответствии с системой атрибутов материи различают отношения пространственные и временные, энергетические и информационные (как проявления движения), причины и следствия, формы (формальные) и со­держания (сущностные), качественные и количественные и т. д. По системным признакам соотносимых объектов отношения могут быть структурными и функциональными, внешними и внутренними, части и целого, уровневыми (иерархическими, субординационными) и согласования (координационными) и пр. По характеристикам самих отношений их дифференцируют на детерминированные и вероятностные (статистические), топо­логические и метрические, линейные и нелинейные и др. По способу их отражения и представления различают отношения математические и логические. По природе соотносимых объектов выделяют отношения физические, химические, биологические, психологические, социальные (общественные), космические. По вариативности позиций элементов познавательного процесса в психическом отражении мы выше выделили четыре вида отно­шений: субъектно-объектные, объектно-субъектные, объектно-объектные и субъектно-субъектные. Возможно и множество других классификаций.

Ограниченность как свойство целого указывает на наличие у целостного объекта временных и пространственных границ. Границы, с одной стороны, отделяют целое от среды, а с дру­гой — объединяют это целое со средой. Выполняя первую функцию (отделение целого от среды), границы подчеркивают и даже в определенной мере обеспечивают самодостаточность, самостоятельность и самобытность объектов. Именно граница, очерчивая связный объект в менее связной среде, позволяет в завершенном виде определить целое количественно — как не­что одно. Выполняя вторую функцию (объединение целого со средой), границы обеспечивают возможность взаимодействия раз­личных объектов между собой и средой в целом, что, во-первых, повышает их внутреннюю устойчивость за счет обмена энергией (присуще всем объектам живой и неживой природы), веществом (особенно характерно для живых систем, без чего они не могут существовать) и информацией (в высшей степени характерно для организмов, наделенных психикой) и, во-вторых, является необходимым условием перехода объектов с одного уровня орга­низации их существования на другой (как в сторону повышения, так и в сторону понижения уровней).

Системность выражается в наличии у целостных объектов состава, структуры и функции — главных признаков системы. Специфика этих характеристик применительно к целому состоит в том, что все они (и особенно «функция») должны рассматри­ваться с акцентом на их процессуальность, то есть в контексте непрерывных изменений целого во времени.

Процесс является неотъемлемым условием существования целого, целое вне процесса немыслимо. Однако и сам любой процесс есть нечто целое во времени, пространственный аспект здесь отходит на задний план (в тех случаях, когда он присут­ствует). Главной особенностью процесса является его очевидная временная связность. Но процессу как целому свойственны и ограниченность, и системность. Ограниченность означает, что процесс во времени имеет начало и конец. Структурность вы­ражается в квантовании (делении) процесса на отдельные фазы и этапы с соответствующими показателями длительности и по­следовательности, имеющие между собой связи. Специфика этих связей (определенно можно говорить лишь о макроскопическом уровне организации мира) заключается в так называемой «вре­менной асимметрии»: предшествующие фазы влияют на после­дующие, обратное влияние исключается. (Нельзя этот эффект смешивать с эффектом предвосхищения, в той или иной мере свойственным живым системам.) Заметим при этом, что для обозначения «квантов» процесса предпочтительнее использовать термины, отражающие не только ограниченность этих отрезков (например, период или эпоха), но и структурность всего процесса (например, фаза, этап, стадия).

Целое как объект реальности всегда находится в движении и развитии, поэтому изучение любого целого следует проводить в ракурсе его изменений, что обычно идентифицируется с приме­нением эволюционного подхода как одной из реализаций принципа развития. «Эволюционный подход предполагает не только по­перечную дискретность, но и продольную непрерывность, то есть исследование не только различий между уровнями организации и этапами эволюции, но и обнаружение инвариантов эволюции, принадлежащих всем стадиям развития. Отсюда следуют важные выводы о значении эволюционного подхода для изучения целого. Во-первых, исследование процессов становления и инволюции целого может дать о нем весьма ценную информацию. Во-вторых, наличие вертикальных инвариантов разной глубины в иерархии уровней организации показывает, что для изучения целого, принад­лежащего одному уровню организации, можно и даже необходимо выйти за пределы этого уровня. Уже следствием этого вывода явля­ется заключение о том, что само отображение целого должно быть многоуровневым и может быть поставлен вопрос о числе и составе таких уровней, их значимости и взаимосвязи. Поэтому изучение

психических явлений не может ограничиваться собственно уровнем психики или уровнями биологическим и социальным. Только на основе учета всех уровней организации материи возможно наиболее полное познание психических явлений».

По аналогии с системой общенаучных принципов множе­ство психологических принципов расположим по алфавиту во избежание их неадекватной иерархизации.

Принцип детерминизма

Принцип детерминизма — базовый принцип научного по­знания психических явлений, объединяющий на уровне психоло­гической конкретизации общенаучные принципы объективности и детерминации (причинности в широком смысле). В материалисти­чески ориентированной психологии детерминизм провозглашает первичность физиологического субстрата по отношению к психике (психика — свойство мозга) и первичность объективной реально­сти по отношению к ее субъективному образу (психика — способ отражения действительности).

Истории психологии известны различные воззрения на детерминизм. Так, долгое время господствовал механистический детерминизм, согласно которому внешние материальные причи­ны непосредственно и однозначно определяют психологический эффект своего воздействия. Несмотря на свою ограниченность, это представление способствовало становлению и развитию важ­нейших для психологии учений: о рефлексе, об ассоциациях, об аффектах и др.

С дарвинизмом связано возникновение биологического де­терминизма. В психологии утвердился взгляд на психику как на необходимую для выживания организмов функцию. Если меха­нистический детерминизм рассматривал психику как побочное явление (эпифеномен), то теперь она выступила как неотъемле­мый компонент жизнедеятельности.

В дальнейшем было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, и сформировалось поня­тие о психологическом детерминизме. Одна ветвь этого воззрения вылилась в учение об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной причинности. Ярким представи­телем этого учения был великий немецкий психолог, один из основоположников экспериментальной психологии В. Вундт. Другая ветвь этого учения связана с не менее крупными именами Г. Гельмгольца, И. М. Сеченова, Ф. Дондерса и др. Они считали, что обусловленные воздействиями внешних объектов на организм психические явления формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуля­торы поведения.

Дальнейшее развитие принцип детерминизма получил в свя­зи с разработкой идеи активности психики, и в первую очередь активности сознания как высшего уровня развития психики. Это создало предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне социальной организации человеческой деятельности: изменяя реальный, не зависимый от сознания, мир своей пред­метной деятельностью, ее субъект изменяется сам.

По-видимому, взгляды, соответствующие перечисленным этапам в развитии этого принципа, можно считать приемлемыми для макроскопического уровня организации внутреннего мира че­ловека. При его целостном охвате с учетом микро- и мегауровней его организации этого недостаточно и необходимо сложившуюся систему взглядов на биологическую и психическую детерминацию дополнить концепцией вероятностной детерминации, о чем уже говорилось при описании общенаучного принципа детерминации. Дело в том, что «биологические и социальные системы отличаются значительной степенью неопределенности. Психика направлена на то, чтобы в процессе адаптации к окружающей среде учиты­вать неопределенность этой среды и устранять ее. В связи с этим целесообразнее, видимо, говорить о принципе детерминизма/ неопределенности или вероятностного детерминизма». Действительно, «внешняя среда находится в постоянном движе­нии, изменении. Животным и человеку надо приспособиться к этим непрекращающимся изменениям. Вероятностные ситуации поведения становятся основными его детерминантами, а веро­ятностная характеристика среды — наиболее существенной для организма. Относительно жестко детерминированными являются, по-видимому, лишь врожденные безусловные реакции, некоторые натуральные условные рефлексы, системы автоматизированных условнорефлекторных актов, сложившихся в динамический сте­реотип, навыки как автоматизированные системы реакций».

Принцип единства сознания и деятельности

Принцип единства сознания и деятельности отображает факт объединения интегральной формы психического отраже­ния мира (сознание) и высшей формы взаимодействия с миром (деятельность) в высшей общей форме проявления человека как биосоциального существа (личность).

Этот принцип, в сущности, включает в себя два принципа: 1) единства сознания и личности; 2) единства личности и дея­тельности. Но поскольку их неразрывная связь через понятие «личность» очевидна, в научной практике используется объеди­ненный вариант.

Принцип личностного подхода

Принцип личностного подхода означает признание целост­ности главного объекта изучения психологии — человека, как со стороны его психической организации, так и со стороны его взаимодействия с объективным миром (деятельность).

Целостность психики (в первую очередь как сознания) и дея­тельности человека фокусируются в понятии «личность». Личность рассматривается как воедино связанная совокупность внутренних условий (психических состояний и свойств), через которые пре­ломляются все внешние воздействия. Другими словами, ни одно психическое явление, будь то процесс, конструкт, состояние или свойство, проявляющееся в деятельности, а следовательно, и сама эта деятельность, и ее элементы — действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета их личностной обуслов­ленности.

Принцип развития

Принцип развития конкретизирует в психологии общий закон диалектики, согласно которому развитие — это всеобщее свойство материи.

Согласно этому принципу, развитие психики есть ее законо­мерное изменение во времени, выраженное в количественных и качественных преобразованиях. Развитие характеризуется необ­ратимостью и направленностью изменений. Развитие реализуется в форме филогенеза и онтогенеза. Обе формы включают в себя как биологический, так и социальный компоненты. В фило­генезе это проявляется как становление психических структур в ходе биологической эволюции и в социокультурной истории человечества. В онтогенезе биологическая сторона отражается в психическом развитии, сопутствующем возрастным изменениям организма, а социальная сторона — в обусловленности конкрет­ными социально-историческими обстоятельствами формирования (социализации) и деятельности личности.

Мощнейшим импульсом к изучению психики с учетом филогенетического аспекта послужила эволюционная теория Ч. Дарвина (1809—1882). Одним из первых, кто осознал значение этой теории для психологии и сделал принципиальные методо­логические выводы, был И. М. Сеченов (1829-1905), который считал, что научная психология должна изучать «историю развития ощущений, представлений, чувств и пр.», что она должна быть «рядом учений о происхождении психических деятельностей». Онтогенетическое направление в изучении психики в первую очередь предопределилось потребностями педагогики. «Ребенок развивается как личность, врастая в общественную среду, в культуру общества, в систему общественных отношений, а направляется этот процесс обучением и воспитанием в его раз­личных формах».

Важнейшей категорией принципа развития является понятие «процесс». В психологии эта категория используется, прежде всего, для обозначения ведущей формы существования психического. Тогда психические функции выступают как процессы (познава­тельные, мотивационные, регуляционные и т. д.). Формирование и деятельность личности представляются как соответствующие процессы (социализация, учение, игра, труд и др.). Общение и взаимодействие людей в различных социальных группах облека­ется в форму процессов (конкуренция и кооперация, лидерство и руководство, сплочение и конфликты и т. п.).

Социально-культурный аспект развития психики опреде­лил конкретизацию общего принципа развития в виде принципа историзма, то есть общественно-исторической обусловленности сознания, а следовательно, личности и деятельности.

Необходимо отметить, что для отечественной психологиче­ской науки характерно соединение принципа развития с прин­ципом системного подхода.

Принцип системного подхода

Принцип системного подхода в психологии заключается в рассмотрении психики и любых ее проявлений как систем.

Системный подход в психологии позволяет выявить общность психических явлений с другими явлениями действительности. А это доказывает единство принципов организации мира во всех аспектах и на всех уровнях — от физического до психологического и социального, что, в свою очередь, позволяет оптимистически оценивать возможности построения «единой психологической теории». Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать психоло­гические знания, устранять избыточность накопленной инфор­мации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений. Он помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших иссле­дований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.

В учебной деятельности системные методы описания по­зволяют представить учебную информацию в более наглядной и адекватной для восприятия и запоминания форме, дать более целостное представление об освещаемых объектах и явлениях и, наконец, перейти от индуктивного изложения психологии к дедуктивно-индуктивному .

Вопросы для самопроверки:

1. Каково содержание основных принципов психологии?

2. Что такое детерминация как биологическая, социальная, каузальная связь?

3. Как проявляется влияние основных принципов научного исследования на развитие психологии?

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 316 с.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М,: Смысл, 2005. – 360 с.

3. Мазилов В.А. Методология психологической науки. – Ярославль: МАПН, 2003. – 286 с.

4. Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 235 с.

 

Тема 9. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГИИ.

 

Учебные вопросы:

 

1. Биологический детерминизм и классическая картина мира.

2. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в трудах ученых.

3. Состояние данных проблем в современной психологии.

 

Для обозначения любых психических явлений независимо от их специфики в науку введено абстрактное понятие «психи­ческое». Психическая жизнь — это процессы, протекающие во внутреннем мире человека, естественно включенного в реальный, объективный мир. Отсюда два главных признака психического: принадлежность индивиду (субъекту) и отношение к реальности (объекту).

Принадлежность психического индивиду подразумевает, что любое переживание, любая мысль, любой образ, любое чувство — это непосредственные переживания, мысли, образы, чувства конкретного человека. Никакими пояснениями и метафорами он не может передать их во всей полноте, яркости, остроте дру­гому человеку. Это его и только его переживания, мысли, обра­зы, чувства. Также и ему невозможно во всем объеме и глубине пережить чужие чувства, с продуцировать чужие мысли и образы. Слепой не познает всей красоты красок, глухой — музыки, как бы им ни объясняли, что это такое. Никакой роман, фильм или научный трактат не заменят человеку непосредственно пережитого упоения борьбой, радости творчества, восторга любви, горечи утрат. Таким образом, все психические явления несут на себе печать чего-то предельно близкого испытывающему их человеку, сугубо субъективного, то есть интимно принадлежащего пережи­вающему субъекту. Следовательно, любое психическое явление обязательно предполагает своего носителя. Другими словами, всякое психическое явление принадлежит кому-то. Но в то же время всякое психическое явление есть переживание субъектом чего-то. Каждое подобное переживание отличается от других в субъективном мире конкретного человека только потому, что

оно является переживанием того, что в данный момент в объ­ективном мире касается, занимает этого человека. Иначе говоря, внутренняя природа психического проявляется через отношение к внешнему, не зависящему от психики, сознания субъекта, то есть к объективному.

Итак, всякое явление психической жизни есть субъективное отношение индивида (кого-то) к объективной реальности (чему-то). Это первый аспект единства субъективного и объективного в психическом.

Второй аспект этого единства состоит в том, что само субъективное, несмотря на его бестелесность (идеальность, не­материальность), существует в реальности. Наша внутренняя психическая жизнь — это объективная действительность, кото­рая может быть представлена во внешнем (объективном) мире. Проявляются акты психической жизни людей вовне через речь (субъект словами выражает то, что происходит в его внутреннем субъективном мире) и/или через мышечные движения (мимика, жесты, позы, локомоция — перемещения, артикуляция). Возможна также и передача психологической информации во внешний мир и через вегетативные реакции (побледнение/покраснение кожи, слезы, потоотделение, учащение пульса, изменение ритма дыха­ния и т. п.). Однако в конечном итоге все вегетативные реакции можно рассматривать как движения мышц соответствующих ор­ганов (кровеносных сосудов, желез внутренней секреции, сердца, дыхательных мышц и т. д.). В совокупности комплекс всех видов движений и высказываний составляет поведение человека.

Третий аспект указанного единства предстает как сочетание в психическом переживания (его субъективная составляющая) и знания (его объективная составляющая). Переживание всегда включено в контекст жизни индивида, выступает как часть его собственной жизни. Оно может быть выражено в сознании по-разному (слабее или сильнее), но всегда присутствует, всегда в наличии в каждом конкретном психическом явлении. Именно эта включенность всякого психического факта в ткань жизни инди­вида отражена термином «переживание» (корень слова — «жив»). Поскольку переживается всегда что-то по поводу чего-то, то в акт переживания всегда включено знание об этом чем-то.

Сразу же уточним, что оба понятия (переживание и знание) имеют, как минимум, два объема толкования. Переживание в широком смысле слова — это любой процесс психической жизни, протекающий у индивида. Именно об этом пока идет речь. В узком смысле переживание может рассматриваться как отраженный в сознании процесс выбора субъектом мотивов и/ или целей деятельности, интенсивно окрашенный эмоционально (б обыденной жизни о подобных состояниях человека говорят, что он «распереживался»). Знание в широком смысле слова — это любая усвоенная индивидом информация. В узком смысле зна­ние — это итог познания как психического отражения не только внешней формы, но и скрытой сущности объектов (явлений) и связей между ними. Поскольку психическая жизнь присуща не только человеку, но и животным, мы будем иметь в виду рас­ширительное толкование понятия «знание».

У человека переживание и знание объединены в сознании. Не углубляясь в анализ этого понятия, который проведем позже, учтем пока только, что в самом общем плане сознание есть про­цесс осознания и осмысления человеком окружающего мира и самого себя. Посредством сознания человек соотносит себя с окружаю­щим миром. Различают сознание индивидуальное, групповое и общественное. Здесь будем иметь в виду первое, как основу двух других форм. Как компоненты сознания переживание и знание могут выступать в различных соотношениях. От почти полного растворения познавательной составляющей в переживании (на­пример, аффективное, невменяемое состояние) до четкой кристал­лизации знаний и заслонении ими акта переживания (например, углубленная научная деятельность). Образно говоря, переживание предстает как фон, на котором проступают знания. В связи с введением понятия «сознание» необходимо сразу же указать на такую немаловажную сторону психических явлений, как степень их осознанности субъектом, то есть степень представленности психических переживаний и соответствующих им знаний в со­знании человека. В этом заключается так называемая проблема соотношения сознательного и бессознательного в психическом. Итак, подведем итог рассуждениям о психическом. Психи­ческое есть абстрактное обозначение любых психических актов, любых проявлений психики человека и животных. В определенном смысле психическое есть единица нашего внутреннего мира. Любой психический акт включает в себя как субъективный, так и объ­ективный компоненты.

Два главных признака психического, а именно принадлеж­ность субъекту и отношение к внешнему миру, определили уже многие столетия будоражащую научный мир так называемую психофизическую проблему, то есть проблему взаимоотношения психического (или внутреннего, субъективного, идеального) мира и физического (или внешнего, объективного, материального) мира. При этом каждому из этих двух миров приписывается статус само­стоятельной исходной первоосновы всего сущего — субстанции.

В целом эта проблема не только психологическая, но и обще­философская. Причем ее разрешение затянулось на тысячелетия, и оно до сих пор не закончилось. Как утверждает в своем обширном обзоре теорий сознания С. Прист, философы не смогли найти удо­влетворяющее всех решение этой проблемы. Иллюстрацией такого положения служит замечание одного из известнейших философов XX века Г. Райла: «Даже в случае если "внутреннее" и "внешнее" различаются как метафоры во­прос о том, каким образом сознание и тело человека воздействуют друг на друга, пользуется печальной славой трудной теоретической

проблемы». Традиционно эта проблема сводится к ответу на так называемый «основной вопрос философии», который, как известно, состоит из двух частей. Первая часть вопроса — онто­логическая [от греч. ontos — сущее] — звучит так: что первично? Материальное (физическое) или идеальное (психическое)? Нередко эти категории выражаются иными словами: материя и дух, тело и душа, бытие и сознание. Вторая часть вопроса — гносеологическая [от греч. gnoseos — знание]: познаваем ли мир (как объективный, так и субъективный) с помощью нашего сознания?

Правда, в последнее время встречаются высказывания о некорректности такой постановки вопроса. Связаны эти вы­сказывания, по-видимому, со следующими обстоятельствами: 1) с появлением новых идей в области пространственно-временной и информационно-энергетической организации мира; 2) с углуб­ляющимся интересом к необъяснимым явлениям типа НЛО (неопознанных летающих объектов) и парапсихологических эф­фектов (телепатии, ясновидения, левитации, телекинеза и т. п.); 3) с тенденцией к сглаживанию противоречия между естествен­нонаучными знаниями и различными религиозно-этическими учениями. К сожалению, указанные процессы в современном российском обществе определены не столько научными изыска­ниями, сколько агрессивной позицией околонаучного (а нередко и антинаучного) шарлатанства и назойливой политикой подмены национального самосознания самосознанием религиозным.

Но как бы то ни было, в психологии психофизическая проблема существовала всегда и конкретизирована в вопросе о соотношении психики (сознания) и мозга как ее физиологического субстрата (основы) и носит наименование психофизиологической проблемы.

Решение этой проблемы в истории психологии (и филосо­фии как науки, включавшей психологию в свой состав вплоть до середины XIX века) имело много модификаций. Их предельное обобщение может быть представлено в трех основных вариантах: дуализм, тождество и монизм.

Дуалистическая концепция мира была наиболее развита в учении Рене Декарта (1596-1650). Обе субстанции — материя и дух — противопоставлялись друг другу. Свойства одной субстанции не выводились из свойств другой. Реальное сосуществование и взаимодействие в человеке духовного и материального объясня­лось наличием между ними посредника («седалища души») — шишковидной железы мозга. В дальнейших разработках этого направления «седалище души» искали едва ли не во всех осталь­ных непарных частях головного мозга: мозолистом теле, мосте, продолговатом мозге и т. д. К настоящему времени тщетность подобных попыток стала очевидной, и их ценность носит скорее историографический, нежели научный, характер.

В психологии влияние дуализма оказалось достаточно силь­ным и проявилось в двух основных теориях: психофизического параллелизма и теории взаимодействия.

Теория психофизического параллелизма утверждает параллель­ность, рядоположенность протекания физических (в первую очередь физиологических) и психических процессов, никогда, однако, реально друг на друга не воздействующих. При этом признание в качестве ведущего физического процесса приво­дит к теории механистического материализма. Психике в этом случае отводится пассивная роль явления, сопутствующего ре­альным физическим процессам, она полностью лишается вся­кой действенности. Наоборот, допущение в качестве ведущего психического процесса, которому также фатально сопутствуют физические явления, приводит к теории панпсихизма, то есть всеобщего одушевления природы. Теория взаимодействия, в от­личие от теории психофизического параллелизма, признает факты взаимного влияния в человеке физиологических и психи­ческих процессов, но рассматривает их как чисто механические явления.

Дуалистическим теориям были противопоставлены теории тождества, сводящие психическое к физиологическому (поведен­ческие теории) или, наоборот, физиологическое к психическому (теории феноменализма и спиритуализма).

Третье направление, в отличие от упомянутых выше тео­рий, стоит на позициях материалистического монизма, утверждая первичность материального (мозга) и вторичность идеального (психики). Признается, что в реальности они сосуществуют в неразрывном единстве, внутри которого то и другое сохраняет свои специфические свойства, но при этом материальное (объ­ективное) выступает детерминирующим (предопределяющим) фактором идеального (субъективного).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое биологический детерминизм в свете классической картины мира?

2. Как решались психофизическая и психофизиологическая проблемы в трудах ученых?

3. Каково состояние данных проблем в современной психологии?

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 316 с.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М,: Смысл, 2005. – 360 с.

3. Мазилов В.А. Методология психологической науки. – Ярославль: МАПН, 2003. – 286 с.

4. Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 235 с.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 549; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!