Принцип соотношения неопределенностей 8 страница



Однако мы не будем сосредоточивать наше внимание на теоретических спорах, а лишь отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения головного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше. Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной дея­тельности.

Общение включает в себя обмен информацией между уча­стниками совместной деятельности, который может быть оха­рактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важней­ших средств общения.

Вторая сторона общения — взаимодействие обижающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец вы­бивает чек и отсчитывает сдачу.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспри­нимает ли один из партнеров по общению другого как за­служивающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. Таким образом, в еди­ном процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение вы­ступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономер­ностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача кото­рого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонима­ние, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осущест­влять полноценное педагогическое общение.

Педагогическое общение, рассматриваемое со стороны форм его реализации, — это система приемов взаимодействия педа­гога и обучающегося. В качестве содержания общения вы­ступает прежде всего обмен информацией, организация пре­подавателем взаимопонимания и взаимоотношений с учеником с помощью различных коммуникативных средств”

Дидактические и собственно воспитательные задачи дея­тельности педагога невозможно достаточно плодотворно реа­лизовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива. Общение в деятель­ности педагога, таким образом, выступает: во-первых, как средство решения собственно учебных задач, во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитатель­ного процесса, в-третьих, как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обус­ловливающих успешность воспитания и обучения, и наконец, в-четвертых, как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности школьника. Под педагогическим общением понимается система, приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого являются об­мен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания. Педагог выступает как ини­циатор этого процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение выступает, с одной стороны, как эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с дру­гой — как его непосредственная содержательная характеристи­ка.

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли об­щение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или общение и деятельность — это два самостоя­тельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходи­мости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т. е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, полу­чать должную информацию, сообщать ответную и т. д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важ­нейший ее информативный аспект, как коммуникация (обще­ние первого рода).

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т. д.) в про­цессе деятельности, уже включившей общение как коммуни­кацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет “транслирует” себя, свои особенности, свою индиви­дуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности, и даже в себе как в “другом”).

Произведенный предмет (построенное здание, точная поэти­ческая строка, посаженное дерево, мастерски выточенная де­таль, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) — это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в об­щественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение как производство об­щего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

В. А. Сухомлинский писал: “Человек оставляет себя преж­де всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни. Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы ос­тавляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высо­кому и возвышенному. Чем глубже вы... сумели отразить, за­печатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь”.

Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как ком­муникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей сторо­ны имеет совместную деятельность по производству общест­венно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависи­мость перевертывается и уже деятельность выступает как ас­пект, часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, деятельность — часть, сторона общения, общение—часть, сторона деятельности. Но общение и деятель­ность образуют неразрывное единство во всех случаях.

Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимо­действия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, по­тому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т. е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой ин­формации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осу­ществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т. е. говорить “на одном языке”. Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности. Библейская легенда о строи­тельстве вавилонской башни, сорвавшемся вследствие неожи­данного “смешения языков” строителей, отражает факт невоз­можности взаимодействия при блокировании процессов коди­фикации и декодификации, так как говорящие на разных язы­ках люди не могут договориться друг с другом, что делает совместную деятельность неосуществимой. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за ис­пользуемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т. д.), известны участвующим в общении лицам.

Значение — это содержательная сторона знака как элемен­та, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому как орудие опосредствует трудовую деятель­ность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятель­ность и общение.

Система словесных знаков образует язык как средство су­ществования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.

Язык как средство накопления и передачи общественного опыта возник в процессе труда и начал развиваться еще на заре доклассового общества. Для передачи друг другу суще­ственно значимой информации люди стали пользоваться члено­раздельными звуками, за которыми закреплялись определен­ные значения.

Пользоваться членораздельными звуками для общения бы­ло удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Пе­редача мыслей посредством звуков была удобна и на значи­тельном расстоянии между общающимися, так же как в темноте, в тумане, в зарослях.

Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, — про­исходит обмен мыслями, передача информации.

В общении человек постоянно учится отделять существен­ное от несущественного, необходимое от случайного, перехо­дить от образов единичных предметов к устойчивому отраже­нию их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь. Говоря “газета”, мы имеем в виду не только тот газетный лист, который держим в руках, но тем са­мым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия от другой пе­чатной продукции и т. д.

Слова имеют определенное значение, т. е. некую отнесенность к предметному миру. Когда преподаватель применяет то или иное слово, то и он, и его слушатели имеют в виду одно и тоже явление и у них не возникнут недоразумения. Сис­тема значений развивается и обогащается на протяжении всей жизни человека, и ее целенаправленное формирование — цент­ральное звено как среднего, так и высшего образования.

Речь — это вербальная коммуникация, т. е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с за­крепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дакти­лология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалоги­ческую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т. е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совме­стно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обме­ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомо­гательных слов и междометий. Особенности этой речи в значи­тельной мере зависят от степени взаимопонимания собеседни­ков, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обста­новке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмо­ционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удив­ленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек го­ворит не так, как в спокойном состоянии, не только употреб­ляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый от­вет ученика, доклад и т. п. Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представ­ляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее, и ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер. Это зачастую является последствием недостаточного внимания учителей школы к ра­боте по формированию у учащихся монологической речи.

Письменная речь появилась г истории человечествамногопозднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и вре­менем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного пись­ма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим обра­зом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесслед­но исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письмо и чтение, развитие которых является важнейшей задачей школы начиная с первых дней обучения ребенка, раздвигает его умственные горизонты и яв­ляется важнейшим средством приобретения и сообщения зна­ний. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо — значит хорошо уяснить это и запомнить,

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные характеристики сознания?

2. В чем заключается роль деятельности в возникновении сознания?

3. Какова взаимосвязь сознания и общения?

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 316 с.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М,: Смысл, 2005. – 360 с.

3. Мазилов В.А. Методология психологической науки. – Ярославль: МАПН, 2003. – 286 с.

4. Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 235 с.

 

 

Лекция 8. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ.

Учебные вопросы:

 

1. Содержание основных принципов психологии.

2. Детерминация как биологическая , социальная, каузальная связь.

3. Влияние основных принципов научного исследования на развитие психологии.

Напомним, в чем заключается сущность научных принципов. Научный принцип — это конкретизация мировоззренческих пози­ций, убеждений и общих принципов в процессе научного позна­ния. (Под общими принципами подразумеваются обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности.)

Научные принципы заключают двоякий смысл: во-первых, в них отражаются на научном языке основы организации мира (то есть дается научное отражение принципов организации Природы), что делает их объяснительными представлениями (моделями) по поводу получаемых в научных исследованиях фактов и закономер­ностей, и во-вторых, они направляют исследовательскую мысль по наиболее адекватному и эффективному пути научного поиска ис­тины, что делает их исходными условиями (регуляторами) научных исследований. Таким образом, научные принципы предопределяют и стимулируют накопление предельно адекватных знаний о при­роде, человеке и обществе, что, в свою очередь, расширяет возмож­ности людей в выборе предельно адекватных моделей и способов своего индивидуального и общественного поведения.

Психологическая наука в процессе своего развития приняла ряд принципов общенаучного характера и выработала значи­тельное число принципов частного уровня. Причем последние, в связи со значительными расхождениями в мировоззрении лидеров разных психологических школ, как правило, играют непосредственную методологическую роль в пределах ограничен­ного числа направлений психологии (одного или совокупности идеологически близких), однако их (частных принципов) совокуп­ность представляет определенное единство, позволяющее изучать и описывать психику и ее проявления в разных аспектах и тем самым, согласно общенаучным принципам дополнительности, соответствия и другим, представлять человека, его психику и пове­дение предельно полно и адекватно. Ниже кратко охарактеризуем несколько, по нашему мнению, наиболее значимых для совре­менной психологии общенаучных и специфических принципов, которыми руководствуется материалистически ориентированная психологическая наука.

Мы не будем ранжировать приводимые ниже принципы по критериям их уровня обобщения или значимости для научного пути познания истины, а представим их в алфавитном порядке, не иерархизируя и не группируя. При этом обращаем внимание читателя на очевидную взаимосвязь представляемых принципов, что позволяет говорить не о простом их наборе, а о целостной методологической системе, определяющей стратегию и тактику научного поиска.

Антропный принцип

Данный принцип в качестве неотъемлемого свойства мира утверждает его принципиальную познаваемость, возможную из­меняемость под влиянием познающего субъекта. Впервые этот принцип был выдвинут в 1961 году американским физиком Р. X. Дайком и к настоящему времени принят естественными науками (от ядерной физики и молекулярной биологии до кос­мологии). В «слабой» формулировке (по Д. Клифтону) он гласит: «Физическая Вселенная представляет собой структуру, допускающую наше присутствие как наблюдателей». В «силь­ной» редакции (по Б. Картеру и др.) утверждается следующее: «Законы и построение Вселенной должны быть таковы, что она непременно когда-нибудь породит своего наблюдателя». Форму­лировка А. Д. Сахарова реализует квантово-механический подход к описанию Вселенной: «Наблюдаемая Вселенная выделена со­вокупностью значений параметров, благоприятных для развития жизни и разума».


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!