Принцип соотношения неопределенностей 9 страница



Принцип детерминации

Это принцип всеобщей обусловленности. Детерминация [от лат. determinare — определять] — обусловленность чего-либо чем-либо. Чаще всего рассматривается причинная детерминация: причина определяет следствие. Возможны и другие виды детерминации: системная (зависимость системы от свойств входящих в ее состав частей и элементов и, наоборот, зависимость компонентов системы от свойств целого); целевая (цель как образ будущего результата действий обусловливает процесс и способы ее достижения); акту­альная (обусловленность активности взаимодействующих объектов их актуальным состоянием, особенностями ситуации взаимодей­ствия и спецификой совершаемых действий); детерминация типа обратной связи, при которой следствие воздействует на вызвавшую его причину; статистическая (возможность получения различных следствий при действии одной и той же причины, обусловленных вероятностными закономерностями) и др. Наибольшее внимание в истории науки уделялось и до сих пор уделяется причинной и статистической детерминациям как альтернативным (взаимоисклю­чающим) принципам организации мира.

Причинная детерминация (принцип причинности, каузальности)

Причинная детерминация - наиболее понятный (вплоть до самоочевидности) вид обусловленности. Причина — это предше­ствующий во времени фактор, следствие — дальнейшее во времени событие, причина — это необходимое условие, предпосылка воз­никновения, изменения или развития следствия. Таким образом, причина есть фактор, порождающий следствие, а следствие есть фактор, закономерно вытекающий из действия причины.

Принцип причинности имеет долгую историю, восходящую к Античности. Четкое оформление ему придал великий фран­цузский математик и астроном П. С. Лаплас (1749—1827). Он в соответствии с достижениями естествознания своего времени сформулировал механистический вариант детерминизма, бази­рующийся на динамических законах ньютоновской механики и приводящий к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Согласно

лапласовскому (динамическому) детерминизму, значение коор­динат и импульсов всех частей и элементов Вселенной в данный момент времени однозначно определяет ее состояние в любой прошедший и будущий момент. Такая трактовка причинности в конечном итоге фактически приводит к концепции фатализма и вере в божественную предопределенность. Для динамического детерминизма характерно признание однозначности причинно-следственных связей: каждая причина порождает определенное следствие, и наоборот, каждое явление имеет свою определен­ную причину. Следует заметить, что лапласовский детерминизм неплохо отражает положение дел на макроскопическом уровне организации мира (в том числе внутреннего субъективного мира). Вспомним общеизвестное выражение: «Ничего не бывает без причины». Физики считают, что «в макропроцессах статистиче­ский элемент атомной физики, вообще говоря, не играет роли, поскольку статистические законы дают для этих процессов столь большую степень вероятности, что их можно считать практически детерминированными».

Но с переходом на экстремальные (микро- и мега-) уровни организации мира приходится констатировать доминирование слу­чайности над строгой однозначной причинностью. Современные представления о причинности отвергают указанную однозначность и толкуют причинность расширительно. Во-первых, учитываются разные формы детерминации (упомянутые выше системная, це­левая, статистическая и пр.), и во-вторых, признается сложность, изменчивость и многозначность причинных связей. Трудность осо­знания совмещения классической причинности с вероятностной обусловленностью хорошо иллюстрируется знаменитым высказы­ванием А. Эйнштейна: «Бог в кости не играет». Создатель теории относительности не мог примириться с мыслью о возможности вероятностной детерминации процессов Природы.

Статистическая (вероятностная) детерминация

Исследования в квантовой физике показали невозможность переноса принципа строгой причинности в область микромира. Суть статистической детерминации раскрывается в следующих высказываниях физиков.

«В разных сферах жизни атома — в поведении ядра и в по­ведении электронов — проступала общая черта: существование набора возможностей, разрешенных природой, вместо одного-единственного варианта. Это противоречило классическому ожиданию одинакового поведения в одинаковых условиях, Это противоречило требованию однозначности хода физических событий. Другими словами, это противоречило классическому пониманию причинности. Природа стала представляться вероятностным миром — миром вероятностных, а не строго однозначных закономерностей». «Квантовая механика в подражание самой природе может разговаривать лишь о веро­ятностях разных вариантов. Она механика возможного в вероят­ностном мире природы!». «Движение микрообъектов подчиняется статистическим законам, учитывающим объектив­ность случайности, возможности и неопределенности». На сегодняшний день большинством научного сообщества действие принципа вероятностной детерминации с явлений микромира перенесено и на явления мега- и, что для психологии особенно важно, макромира. Иначе говоря, психическая жизнь человека предопределена не только отношениями строгой при­чинности, но и в значительной степени вероятностными зако­номерностями, что в последнее время усиленно подчеркивается в научной психологии: «Психические явления — это явления в основном статистические».

Дело в том, что причинно детерминированные процессы приводят к большим ошибкам в конечных состояниях систем при малых начальных погрешностях, накопление этих по­грешностей происходит в геометрической прогрессии от числа взаимодействий между системами. Случайность же нивелирует влияние текущих погрешностей на конечный результат (хотя бы потому, что эти погрешности в силу их случайности могут друг друга «уничтожать» как разнонаправленные, противоположные по знаку отклонения). Таким образом, «вероятностные законы игры в кости парадоксально дают детерминизм — независимость результата от пути процесса, порядок, возникающий из хаоса». Принцип «Упорядоченность в случайном» является всеобщим принципом организации живой и неживой природы.

Кстати, именно этот принцип был положен Ф. Розенблаттом в основание разработок его знаменитых перцептронов, успешно моделирующих психические процессы восприятия, памяти, рас­познавания.

Во второй половине XX века в материалистической науке постепенно формируется мнение, что как динамическая (строго причинная), так и статистическая (вероятностная) детерминации являются специфическими проявлениями закона причинности. «Специфика связи этих закономерностей с причинностью за­ключается в том, что при динамических закономерностях при­чинность выражается в необходимой связи, при статистических закономерностях причинно обусловленной оказывается случай­ность. В диалектике случайности и необходимости в известной степени выступает это соотношение. <...> Таким образом, при­знание существования наряду с динамическими и статистических закономерностей не противоречит характеристике принципа причинности как более общей закономерности в природе и обществе».

Принцип дополнительности (комплементарности)

Принцип констатирует сложность организации (структурной, функциональной, генетической и пр.) любых объектов реально­сти и, как следствие, необходимость в многоплановом описании этих объектов. История науки (да и житейской практики тоже) пестрит непримиримыми, взаимоисключающими взглядами (не­редко оформленными в виде теорий) на один и тот же факт, на одну и ту же проблему, на одно и то же событие. Зачастую соз­дается впечатление полной неразберихи в той или иной области человеческого знания, а апологеты противоположных воззрений становятся непримиримыми врагами (причем не только идео­логическими, но и личными), хотя исходно занимаются общим делом и стремятся к общей цели — истине.

Предельно ясно потребность в сопряжении альтернативных теорий с целью максимально адекватного целостного описания реальности была осознана физиками в первой четверти XX века, когда они столкнулись с парадоксальной ситуацией при изуче­нии поведения электронов в составе атома. Парадоксальность заключалась в том, что электрон представлялся одновременно как микрочастица вещества с определенной массой покоя и как волна электроколебаний. В первом случае он демонстрировал дискрет­ность своей природы, а во втором — непрерывность. Подобный дуализм (двойственность) микромира был обнаружен еще ранее при изучении света, который благодаря исследованиям М. Фа-радея и Д. К. Максвелла стал пониматься как электромагнитное колебание (полевая, или волновая, природа), а немного позднее благодаря работам М. Планка и А. Эйнштейна представлялся как поток специфических микрочастиц — фотонов (вещественная природа). (Кстати, исторической предшественницей квантовой теории света Эйнштейна была корпускулярная теория Ньютона и Ломоносова.) Логическая несовместимость двух указанных пред­ставлений (и соответствующих теорий) была преодолена датским физиком Н. Бором с помощью предложенного им и развитого его Копенгагенской школой принципа дополнительности, девизом которого стало изречение: «Contraria sunt complementa! — Противо­положности суть дополнительности!» «Это был бесформульный принцип, но столь всеобъемлющий, что Соотношение неопреде­ленностей раскрывалось как одно из его частных „формульных" проявлений». Кстати, отметим, что этот факт реализует освещаемый ниже принцип соответствия.

Научным сообществом признается, что концепция дополни­тельности проистекает «из недостаточности наших выразительных средств». Наш естественный язык приспособлен к вы­ражению явлений на макроскопическом уровне организации мира, на микро- и мегауровнях он недостаточен, что и отмечают ис­следователи микромира: «Понятие дополнительности, введенное Бором, при истолковании квантовой теории, сделало для физиков более желательным использовать двузначный язык вместо одно­значного»; «Сохраняется макрословарь, но микромир требует своей грамматики. И эта грамматика заключается в том, что несочетаемым образам и понятиям разрешено дополнять друг друга. Так устроено наше знание. Уже не классическое, но уже и не беспомощное перед своеобразием глубин материи. До­веденная до крайности беда противоречивости превращается в благо дополнительности! Так дополняют друг друга прерывистость и непрерывность. Несовместимые измерения координат и скоро­стей микрокентавра (частицы-волны). Беспричинность случая и закономерное распределение вероятностей. Частица и волна».

Итак, понятие дополнительности «призвано описывать ту ситуацию, когда одно и то же событие мы можем охватить с помощью двух различных способов рассмотрения. Оба эти спо­соба взаимно исключают друг друга, но они также и дополняют друг друга, и лишь сопряжение двух противоречащих друг другу способов рассмотрения полностью исчерпывает наглядную суть явления».

Н. Бор «воспринимал дополнительность как центральную черту описания природы». Он справедливо распростра­нял действие своего принципа не только на косную материю, но и на живую природу: «Типично биологические закономерности, для которых не существует аналога в неорганической материи, имеют место благодаря ситуации, описываемой принципом до­полнительности». В контексте нашего изложения это означает возможность и необходимость применения принципа дополнительности к описанию психических явлений. Как еще более четверти века назад призывал А. Е. Шерозия, «психоло­гия, как и квантовая физика, должна использовать принцип до­полнительности как метод воспроизведения целостной картины психики во всех ее модификациях». Последовательная реализация этого принципа совместно с принципом соответствия должна значительно ускорить и облегчить разработку единой психологической теории, безболезненно совместив множество существующих частных психологических теорий (в первую оче­редь множества психологических теорий личности). Как писал А. Эддингтон, «реальность мы получим только тогда, когда мы скомбинируем проявления, соответствующие всем мыслимым точкам зрения». Классической иллюстрацией «рабо­ты» принципа дополнительности в психологии служит история основного психофизического закона. Здесь предложено около десятка конкурирующих между собой аналитических выраже­ний этого закона, среди которых наибольшей известностью до сих пор пользуются логарифмическая формула Г. Т. Фехнераи якобы исключающая ее степенная формула С. С. Стивенса. С позиций принципа комплементарности это два дополняющих друг друга выражения одной и той же реальности, что и доказал Ю. М. Забродин, вскрывший условия, при которых справедливы обе формулы.

Принцип инвариантности

Инвариант — это нечто остающееся неизменным в изменяю­щихся условиях, нечто остающееся постоянным при некоторых относящихся к этому «нечто» преобразованиях.

Принцип инвариантности — относительно новый принцип теории познания, во-первых подчеркивающий единство (равно­весие) тенденций устойчивости (сохранения) и изменчивости (динамики) в организации мира и во-вторых, требующий от исследователей выявления константных характеристик При­роды, свидетельствующих об основополагающей общности всех фрагментов реальности на всех уровнях их организации. Иными словами, принцип инвариантности, с одной стороны, утверждает фундаментальное единообразие в организации бесконечно раз­нообразных объектов действительности, а с другой стороны, по­буждает исследователей в процессе познания различных отдельных объектов действительности «усматривать» их общие основания и «выстраивать» целостную картину мира (в том числе внутреннего субъективного мира человека).

Понятие инвариантности было введено в научный оборот ан­глийским математиком Дж. Сильвестром в середине XIX века для обозначения сохранения постоянства некоторых математических выражений при изменении входящих в эти выражения переменных величин (например, при переходе от одной системы координат к другой). Позже категорию «инвариант» стала использовать линг­вистика для обозначения языковых структурных единиц (фонем, графем, морфем и т. п.) безотносительно к их конкретным реа­лизациям. Современная физика теперь немыслима без понятия инвариантности. Так, представленное ниже знаменитое соот­ношение неопределенностей (координаты положения электрона на орбите его движения и его скорости в этой точке орбиты) выступает инвариантом. Считается даже, что «в релятивистской физике роль абсолютного играет инвариантность». А один из крупнейших физиков XX столетия М. Борн вообще считал основной целью изучения объектов реальности выявление наиболее полного набора их инвариантов. В настоящее время понятие инвариантности внедрилось в большинство областей научного знания вплоть до того, что критерий инвариантности стал служить «мерилом научной истинности», а сам принцип инвариантности стал использоваться для проверки ис­тинности возможных законов Природы.

Следует заметить, что, хотя сам по себе принцип инвариант­ности сформулирован по историческим меркам недавно, идея инвариантности имеет давнюю традицию: «В философских по­строениях Демокрита и Платона, пусть по-разному, продемонстри­рована одна и та же необходимость поисков инвариантных начал развивающегося знания, без которых невозможно построение теоретической системы».

Инвариантности как атрибуту психической деятельности от­дана определенная дань и в истории психологии, хотя очевидна необходимость интенсификации усилий в этом на­правлении, если психологическое сообщество намерено разработать целостную и адекватную природе человеческого сознания психо­логическую теорию. Классическим же примером инвариантности в психологии выступает свойство константности восприятия.

Принцип методического атеизма

Данный принцип запрещает ссылку на Бога как на кау­зальный (причинный) фактор. Принцип безоговорочно принят естественными науками и служит заслоном толкованиям научных фактов в теологическом (ссылка на Бога) и телеологическом (ссылка на целесообразное устройство мира, то есть фактически на божественное предусмотрение) ключах. Но многие психологи предпочитают относить свою науку к сугубо гуманитарной обла­сти, что якобы позволяет пренебрегать природно-биологической детерминированностью психики человека, тем самым оставляя «про запас» теистический путь объяснений психических феноме­нов и поведения человека (особенно удобный при меркантильно-шарлатанском подходе к психологической работе с людьми).

Телеологическое направление (известное в науке также под наименованием «финализма») исходит из принципа целесооб­разности мира, в том числе нашего внутреннего мира. Всякое развитие, согласно этому принципу, есть осуществление заранее предопределенных целей. В психологии с этой точки зрения стремление к некоторой конечной цели (мировой) есть движущая сила психической деятельности. Идея целесообразности мира как научный принцип восходит к Античности. Так, еще Аристотель ввел категорию «энтелехия» как субстанцию, имеющую цель в самой себе, как активное начало, превращающее возможность в действительность. Эта категория характерна для средневековой схоластики, монадологии Г. В. Лейбница и до сих пор активно используется в известной биологической концепции витализма. Фактически телеологическое направление смыкается с теологиче­ским, поскольку очевидно, что идея изначальной целесообразно­сти автоматически предполагает исходное наличие целеполагателя, то есть первоначального творца.

Представляется, что принцип методического атеизма должен быть безусловно принят психологической наукой для ограждения от соблазна уклоняться от поиска достоверных доказательств и научных обоснований при интерпретации психологических фак­тов, построении психологических теорий и практической работе по оказанию психологической помощи людям.

Принцип объективности

Принцип констатирует наличие объективной реальности, которая пофрагментно и в целом принципиально познаваема. Эта сущность принципа сближает его с рассмотренным выше антропным принципом.

Напомним, что под объективной реальностью понимается весь материальный мир, все существующее в действительности независимо от сознания человека, вне его психического отра­жения. Фрагменты этой реальности для познающего субъекта выступают в роли объектов исследования, на которые он может активно воздействовать, тем самым преобразуя саму объективную реальность на основе полученных знаний. Принцип объективности, утверждая наличие объективной реальности, тем не менее не утверждает абсолютной объективности (как полного соответствия) наших знаний об этой реальности, хотя бы потому, что сам процесс познания объекта может вносить изменения в его актуальное состояние, что, как уже указывалось, было хорошо продемонстрировано в атомной физике: «Атомный мир, как андерсеновская принцесса, чувствует горошину сквозь толщу десяти перин. Там любое измерение — акт вторжения в бытие измеряемого. Этот акт изменяет состояние микросистемы. И никакой изощренностью опыта, равно как и никакими обыч­ными поправками на ошибки, такого вмешательства не устранить. А все потому, что физическое действие не может стать меньше кванта действия — постоянной Планка!».

Принцип относительности

В самом общем виде этот принцип указывает на зависимость любых свойств объектов реальности от их движения. Здесь необ­ходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, что свойство объекта есть результат проявления имманентно присущего этому объекту качества при его взаимодействии с другими объектами реальности. Во-вторых, движение как способ существования материи в самом общем виде есть любые изменения (изменения вообще) как результат взаимодействия материальных объектов. Виды движения разнообразны: от механического и физического до биологического и социального. Оба отмеченных обстоятельства и определяют смысл «относительности» — любой объект реальности всегда находится в отношении к другим объектам.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!