Познание как объект философского анализа
Теория познания
Проблемы гносеологии (теории познания) в истории европейской философии были представлены по-разному. Достаточно длительный этап гносеологическая тематика в качестве самостоятельной области философского знания не выделялась. Во всяком случае, она не имела самостоятельного значения ни в Античности, ни в Cредние века, ни в эпоху Возрождения. Зато в новоевропейской философии гносеологическая тематика заполнила собой (и в этом смысле можно сказать «заполонила») все философское пространство.
Главная проблема теории познания – проблема достоверности (точности, соответствия) внутренних умственных образов познающего субъекта.
Нельзя не признать органическую связь любых философских построений с вопросами познания. Ведь любая мысль (а не только философская) – продукт совершившегося познавательного акта, кратковременного или длительного – это уж не столь важно.
Виды познания
Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении.
Итак, виды познания:
1) чувственное;
2) интуитивное (мистическое);
3) рациональное (дискурсивное).
Чувственный опыт – источник знаний. Его можно подразделить на внешний (сенсорный) и внутренний. Внутренняя оценка оказывает влияние на внешний опыт. Благодаря чувствам человек получает информацию о мире. Знания могут начинаться с чувственного опыта. Его данные обобщаются, из наблюдений за отдельными вещами, фактами выводятся общие закономерности. Но чувственный опыт – еще не знание, а, скорее, материал для будущего знания.
|
|
Интуиция слабо зависит от объема внешнего опыта человека. Уму научает не столько многознание, сколько ниспосланный дар интуиции. Многознание само по себе не порождает интуицию, хотя и способствует раскрытию ее безмолвного содержания.
Нередко рациональное познание строится по схеме: выбор эталонного объекта → схема действия с эталоном → экстраполяция (распространение) знания об эталоне на более широкую реальность либо на мир в целом. На деле никакой отдельный земной предмет, согласно Платону, не может быть безусловно совершенным и в своей конкретности воплощать всю полноту Божественной идеи, родовой сущности.
Субъект и объект познания
В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта.Однако даже в рамках рационалистической традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. В докантовской философии под субъектом познания понимали человеческого индивида, под объектом же – то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Трансцендентальный субъект Канта первичен по отношению к объекту.
|
|
Итак, разделение на объект и субъект начинается с Канта и Гегеля, встречается у Маркса и Ленина, у современных марксистов. Современная западная философия эту модель признает.
Модель субъект-объектного отношения подвергают сомнению:
1) восточная философия (даосизм), где мир понимается как единое целое;
2) современный постмодернизм (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез).
Каковы же основные качества субъекта, отличающего его от объекта. Исходная характеристика субъекта – активность. Объект же – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. На основании всех этих качеств можно дать такое определение субъекта и объекта.
|
|
Субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.
Объект – это сфера приложения активности субъекта.
Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних случаях может выступать в роли субъекта, когда он сумеет овладеть созданным обществом миром культуры, превратить достижения человечества в свои силы и способности. Когда же на него воздействуют другие, когда он служит предметом манипуляции, то он превращается в объект.
Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!