Происхождение сознания. Общественное сознание



Идеалистическое понимание происхождения сознания

Согласно философии объективного идеализма, сознание дано человеку свыше. По Плотину, сознание – не самое лучшее в духовном опыте. Оно дано нам для того, чтобы мы помнили: в своей обычной жизни мы удалены от Бога, однако можем совершить переход на уровень Божественного отдохновения с целью очищения. Сознание есть своеобразная память о нашей земной ничтожности и нашей возможности достигать Божественное, становиться образом Божиим.

Некоторые русские религиозные философы, например, Н. А. Бердяев, также считали, что сознание дано людям, чтобы они испытали муки души, потерявшей единение с Богом. Но в то же время оно гарантирует возможность творческого восстановления утерянного единения с Богом.

Материалистическое понимание происхождения сознания

Представители диалектического материализма объясняют возникновение сознания как результат эволюционного развития живой материи, возникшей естественным путем из неживой. Исходным и основным пунктом такого понимания природы сознания является понятие отражения – всеобщее свойство материи. С этой точки зрения, сознание – высший тип отражения. Развитие сознания связывается с появлением труда и языка.

Все объекты, процессы и явления объективного мира находятся в постоянном изменении, универсальной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. В результате таких воздействий одни тела воздействуют на другие, вызывая в них соответствующие изменения и определенным образом запечатлевая себя в них. Отражение проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной природе. В неживой природе отражение характеризуется относительно простыми формами и пассивным характером, например, отпечатки следа на песке.

С появлением жизни возникает биологическая форма отражения – раздражимость. На более высоком уровне, с возникновением мира животных, раздражимость переходит в чувствительность. Это уже психическая форма отражения. Чувствительность проявляется как способность организмов отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Ощущения являются основой для появления восприятий и представлений. Итак, биологическое отражение осуществляется в чувственных формах в виде ощущения, восприятия и представления. Здесь еще нет сознания. Сознание – это более высокий уровень отражения действительности, которое может иметь место только в сфере социального и осуществляется в мозгу человека, прежде всего, в таких идеальных формах абстрактного мышления, как понятие, суждение и умозаключение.

Появление сознания как высшей формы отражения связывается с процессом становления «человека разумного» и обусловлено, прежде всего, трудовой деятельностью.  

Подобно тому, как сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью, так и неотделимо оно и от языка. Возникновение членораздельной речи стало принципиально новым и сильнейшим средством развития не только общественных отношений, но и самого человека, его сознания.

Таким образом, труд, сознание и язык оказались настолько тесно взаимосвязаны, что происхождение и историческое развитие каждого из них невозможно себе представить в отрыве друг от друга. Сознание индивида, таким образом, социально обусловлено, т.е. оно формируется только в обществе и вне его появиться не может.

Общественное сознание

Процесс возникновения человеческого сознания с самого начала обусловлен трудом и коллективным образом жизни. Это значит, что сознание людей всегда было общественным сознанием, обусловленным общественным бытием, прежде всего, общественным производством. Человеческое сознание обусловлено не только процессами, происходящими в мозгу индивида, но и всей предметной деятельностью общества, включая практическое общение людей друг с другом. Сознание каждого члена общества формируется благодаря общественному характеру труда и общению, в первую очередь, языковому, с другими людьми.

Вне общества нет мышления. Мозг человека, лишенного в раннем детстве социальной среды, мыслить не научается. Зафиксировано много случает, когда дети, в раннем возрасте попавшие в джунгли, оторвавшиеся от людей, но затем вернувшиеся к людям, не смогли нормализоваться. Эти «маугли» служат живой иллюстрацией того факта, что мышление не может рассматриваться только как физиологический процесс.

 

 

Сознание и бессознательное

Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Сознание – состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях и намерениях.

Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире, материальном и духовном. Сознание – идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что в данный момент не находится в фокусе сознания, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.

Так называемые автоматизмы могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, рутинные трудовые операции и т.п.

Структуры бессознательного различаются, помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. Например, в некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (менее 0,05 с) и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел этих кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

Философия бессознательного была развита австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.

О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь З. Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение. Они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.

Согласно Фрейду, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – глубокий слой бессознательных влечений. Здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» – сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром. Здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» – инстанция, олицетворяющая собой установки общества.

Путь избавления от неврозов – это анализ психики. Сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.

Маркс: бессознательное имеет социальный характер. Человек не может освободиться от рабства бессознательного в одиночку. Необходимо освобождение всего общества.

Фрейд: «Оно» – бессознательное. Этой силой управляет либидо. «Сверх-Я» – общественные нормы. Необходима постоянная работа по превращению «Оно» в «Я», освобождение от давления стихии бессознательного. Необходимо усилить «Сверх-Я». 


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!