Материя как философская категория. Время и пространство



Материя как философская категория

С каким методологическим инструментарием следует подходить к понятию «материя», как найти ее наиболее адекватное определение? Что значит дать определение понятию? Можно следовать логике перечисления наиболее характерных свойств и признаков и создать описательное определение. Таких признаков можно отыскать множество, однако нет никакой гарантии, что каждый из них или их суммарная целостность воспроизведет глубинную сущность предмета.

Помимо описательного определения, включающего в себя веер свойств и характеристик, существуют и другие способы определения.

Субстанциональное определение материи полагает ее как субстанцию всех изменений.

Атрибутивное определение материи отождествляет ее не с каким-либо субстратом (субстрат – материальный носитель), а с совокупностью атрибутов: пространством, временем, движением, качеством, количеством.

Примером генетически-контрастного определения могут служить суждения Руссо, который был уверен, что определить материю можно лишь путем противопоставления ее сознанию. Или тезис Г. В. Плеханова: «В противоположность «духу» «материей» называют то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения».

И, наконец, искомое определение с точки зрения всеобщего. Оно предполагает выявление категориальной значимости определяемого объекта. В этой связи слова Энгельса: материя как таковая – это «чистое создание мысли и абстракция», – как бы подсказывают первую часть искомого определения. Материя – это категория... Далее, неисчерпаемость материи делает принципиально беспомощной попытку определить ее как таковую вне отношения к сознанию. То есть в определении должно присутствовать противопоставление материи тому, что ею не является. Этим требованиям отвечает ленинское обобщенное определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Из приведенного определения становится ясно, что материя охватывает все бесконечное многообразие различных объектов и систем природы. Единственное ее «свойство» – быть объективной реальностью.

Органы чувств человека могут воспринимать лишь ничтожную часть реально существующего. Но благодаря конструированию все более совершенных приборов человек расширяет границы познаваемого мира. Философское определение материи охватывает не только те объекты, которые ныне познаны, но и те, которые могут быть открыты в будущем. В этом его огромное методологическое значение.

Пространство и время

Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материальных тел. Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время – форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последующие смены состояний.

Пространство – порядок покоящихся друг относительно друга элементов материи.

Время – длительность и последовательность смены состояний.

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и релятивистская (или реляционная, от relatio – отношение).

Родоначальники субстанциональной концепции Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга.

Эти идеи, разделявшие материю, движение, пространство и время на самостоятельные субстанции, позднее были развиты в классической механике Ньютона и имели широкое распространение вплоть до начала нашего столетия. Пространство – пустой ящик, в который опускаются все вещи. Время – единый мировой маятник, колебания которого идут в независимости от положения вещей. Эйнштейн так характеризовал представления Ньютона о пространстве: если убрать все деревья, то лес останется.

Более двадцати веков просуществовала субстанциональная концепция, подвергаясь лишь некоторым модернизациям и изменениям.

Н. И. Лобачевский высказал предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются эвклидовой геометрией. Это отвергало концепцию абсолютного пространства, ибо последнее должно описываться лишь одной геометрией. Лобачевский заявил, что пространство и время – разные для разных миров и определяются движением материи. По Лобачевскому, геометрия мира определяет искривление пространства-времени, «геометрия определяет физику».

В соответствии с теорией относительности,основные идеи которой были сформулированы А. Эйнштейном в 1915 г., пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в неразрывной связи с материей, не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят и от скорости движения материальных тел. Геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Пространственно-временные характеристики меняются в зависимости от взаимного расположения тяготеющих масс, вблизи которых происходит искривление пространства-времени. Пространство и время полностью определяется телами.

Итак, второе направление, релятивистское, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами реального мира. Вне этих отношений, с данной точки зрения, пространство и время не существуют. С момента появления теории относительности начинает преобладать релятивистская концепция.

Примером решения проблем, связанных с пространством и временем, с точки зрения объективного идеализма, является средневековая философия, где Бог, и только Он, мыслится вне времени и пространства. Они сотворены Всевышним и являются свойством сотворенной им же материи, а потому имеют свое начало – момент Божественного Творения.

Для всей субъективно-идеалистической линии в философии и пространство, и время – способ расположения впечатлений, формы индивидуального сознания, а, следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения.

Общая теория относительности, которая была завершена Эйнштейном в 1916 г., нанесла сокрушительный удар не только субстанциональной концепции пространства и времени, но и субъективистским априористским трактовкам сущности пространства и времени. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем.

С точки зрения современного естествознания и соответствующих философских обобщений, объективная реальность представляет собой нераздельную связь пространства, времени, движения и взаимодействия видов вещества и поля. Современные ученые предпочитают говорить о некоем едином и объективном пространственно-временном континууме.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!