Философия и другие сферы знания (религия, наука, политика, искусство)
ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Специфика философского знания и его функции
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. В различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Философия – это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.
В чем состоит специфика философствования?
Философское – значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.
Философия – это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.
Философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит – главные вопросы? С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать:
|
|
1) главными;
2) наиболее существенными;
3) фундаментальными;
4) всеохватными, не знающими исключений;
5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек.
Философия – это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия.
В чем состоят функции (значимость) философии, какие функции она реализует?
Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод.
Исторический метод: чем бы вы ни занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем.
В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.
|
|
Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.
Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее моральности, заботе о благе людей.
Философия и мировоззрение
Термин «мировоззрение» впервые стал употребляться в немецкой философской литературе конца XVIII – начала XIX века. В круг мировоззренческих проблем входят проблемы:
1) общие представления о строении Вселенной;
2) о сущности жизни;
3) о населенности иных миров;
4) о происхождении и развитии органического мира;
5) о сущности человека;
6) о строении и функционировании общества;
7) соотношение психического и духовного;
8) соотношение психического и материального;
9) происхождение и сущность сознания;
10) закономерности мышления.
И т.д.
Не следует отождествлять понятия «мировоззрение» и «философия». Существовали дофилософские формы мировоззрения, например, мифология. Существуют и нефилософские формы мировоззрения: религия, фольклор, поэзия, искусство. Философия после своего возникновения не являлась достоянием широких народных масс. Их мировоззрение может быть нефилософским, стихийным.
|
|
Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия».
За понятием «мировоззрение» закрепилось содержание прежнего понятия «философия». С развитием положительных наук философия сузила свой предмет. Некоторые проблемы, которые прежде решала философия, стали изучать науки, которые постепенно от нее отделялись: физика, астрономия, психология, социология, логика и другие. Однако предмет философии был расширен благодаря развитию самой философии.
В мировоззрении древних греков было много религиозных элементов. Греки обожествляли природу – каждое дерево, каждый ручеек, пригорок был для них божеством или проявлением божества. Поэтому они не ставили своей целью планомерно изменять, переделывать, преобразовывать окружающую среду. Это было одной из причин того, почему в древнегреческой науке не могло появиться экспериментальное естествознание и преобладал отвлеченный, умозрительно-математический стиль рассуждения. Френсис Бэкон провозгласил задачей человека и науки господство над природой, что в значительной степени содействовало развитию экспериментального естествознания. Таким образом, общие методологические установки в одном случае препятствовали, а в другом – содействовали развитию экспериментального естествознания. Но в обоих случаях объяснение этому следует искать в общем содержании мировоззрения.
|
|
Философия является методологической основой мировоззрения.
Важнейшая функция философии – выработка определенного мировоззрения.
Философия и другие сферы знания (религия, наука, политика, искусство)
Философия и религия
Основными элементами, характеризующими развитые формы религии, являются вероучение, религиозная организация (церковь) и культ. Культ – система обрядов (ритуалов) и таинств, характерная для данного религиозного направления. Посредством культа религия обращается не только к умственной, но и к эмоциональной стороне человека. В отсутствие культа религия превратилась бы в нечто сугубо рациональное, стала бы аналогом науки. Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком.
По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо сравнивать две доктрины, т.е. философию и теологию (богословие). Можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и философии.
1. «Философия – сама себе теология». Этот вариант наиболее ярко представлен античной философией. Античные философы в большинстве случаев строят самостоятельную религиозно-философскую систему, отличную от современных им народных религий, например, Платон и Аристотель.
2. «Философствование в вере». Наиболее характерно для Средних веков. Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии.
3. Философия религиозно нейтральна. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Такое отношение характерно для западноевропейской философии XVIII в. Оно широко распространено и в наше время.
4. Открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая философия. Нередко она сама превращается в особую религию.
В истории философии доминирующим является второй вариант.
Философия и наука
Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В Античности и Средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.
В Новое время, главным образом, благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию. Остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. Как считали представители неопозитивизма (ХХ век), философия не является наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.
В наши дни каждое из двух утверждений – «философия – это наука» и «философия не является наукой» – имеет своих сторонников. Однако противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.
Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.
Во-вторых, в философию нельзя допускать необоснованное знание – так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки – вместе с тем ценности философии.
В-третьих, надо признать, что научный характер философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и физике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.
Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.
Философия и политика
Политическая философия непосредственно связана с социальными науками и этикой. Однако было бы ошибочным утверждать, что у нее нет собственных, специфических задач. Она, например, занимается следующими проблемами:
1. Какими пределами ограничивается (или должна быть ограничена) власть государства над остальными членами общества?
2. Возможен ли жесткий контроль за экономической деятельностью людей без ограничения их политических свобод?
3. Допустимо ли, чтобы выборные представители законодательной власти вносили предложения о том, что представляется целесообразным лично им, или же они должны выражать исключительно мнение большинства своих избирателей?
Философия и искусство
Искусство отличается от других форм познавательной деятельности, прежде всего, личностным характером познания, настолько глубоким, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в «объект отражения».
Искусство – образное освоение действительности. Здесь превалирует индивидуальное, единичное. Естествознание – понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах. Философские произведения тоже могут быть личностными, выражающими личность и переживания философа. Поскольку переживания у разных философов различны, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью.
В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством.
Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение, вплоть до слияния демонстрируется еще и тем фактом, что, несомненно, философские труды нередко обретали форму художественных произведений (у Платона, Ф. Ницше), а многие выдающиеся поэты и писатели были выдающимися философами-мыслителями (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).
Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 4905; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!