Основные области философского знания (онтология, гносеология,



Антропология, аксиология)

Онтология

Учение о бытии принято считать фундаментом любой классической философской системы.

Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Термин «онтология», хотя и употребляется в философии только с XVII в., имеет греческие корни («ontos» – сущее, «logos» – слово, учение).

Стремясь проникнуть в глубинную суть вещей и обнаружить всеобщую взаимосвязь, философская онтология ищет категории обобщающего характера. К их числу относятся такие, как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др. Перечень их незавершен и исторически изменяется.

Основные проблемы онтологии:

1) что такое мир?

2) как он устроен?

3) что существует подлинно, а существование чего является иллюзией?

4) существует ли первооснова мира?

5) что может быть первоосновой мира?

6) что есть сущность и что есть существование?

7) каковы виды бытия?

Гносеология

В первой части систематической философии – онтологии – главная проблема, вокруг которой вращается вся тематика, – что такое мир? В гносеологии основной является проблема знания и все, что связано с ним. Сразу же возникает вопрос о связке между этими двумя явно неравнозначными проблемами: вопрос о сущности мира несет в себе что-то глобальное, космическое, тогда как проблема знания замыкает нас только в круге человеческого бытия, маленькой частичке этого мира. Но так по традиции сложилось в европейской философии, что озабоченность тем, как человек познает мир, а также в чем проблема достоверности его представлений о себе и о мире стала ведущей темой философии.

Проблемы гносеологии в истории европейской философии были представлены по-разному. Достаточно длительный этап гносеологическая тематика в качестве самостоятельной области философского знания (как гносеология или теория познания) не выделялась. Во всяком случае, она не имела самостоятельного значения ни в Античности, ни в Cредние века, ни в эпоху Возрождения. Зато в новоевропейской философии гносеологическая тематика заполнила собой (и в этом смысле можно сказать «заполонила») все философское пространство.

Главная проблема теории познания – проблема достоверности (точности, соответствия) внутренних умственных образов познающего субъекта.

Нельзя не признать органическую связь любых философских построений с вопросами познания. Ведь любая мысль (а не только философская) – продукт совершившегося познавательного акта, кратковременного или длительного – это уж не столь важно.

Антропология

Философская дисциплина, в центре философских интересов которой стоит вопрос о природе и сущности человека, носит название философской антропологии.

Согласно немецкому антропологу Хельмуту Плéснеру (1892 – 1991), подлинное познание человека предполагает наблюдения за его жизнью во многообразии различных эмоциональных проявлений, среди которых забота, отчаяние, надежда, радость, любовь и раскаяние, чередуясь, сменяют друг друга.

Аксиология

Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (от греч. аxios - ценности, logos – знание: наука о ценностях).

Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум – теоретическому разуму. Выделение феномена значимости бытия для человека и привело к философии ценностей.

Научное знание, его специфика и строение

Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI – XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно.

Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности.

В науке различают два уровня исследований – эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез.

Эмпирический уровень научного познания

Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Эмпирическими высказываниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не является эмпирическим, поскольку невозможно проверить в эксперименте поведение всех тел.

Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность, ибо обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предсказывать явления. Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, различного рода подсчетам. Одно дело знать явление только качественно, другое – иметь количественные сведения.

Основа эмпирического исследования – эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены.

Длительное время считалось, что особенности приборов не влияют на изучаемые явления. Например, каким бы термометром не измеряли температуру атмосферы, водным или ртутным, получаем один и тот же результат. Однако эксперименты с элементарными частицами показали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это сказывается на результатах эксперимента. Тем более, неодинаково реагируют на условия эксперимента участвующие в нем животные и люди. Все это означает, что приходится широко варьировать условия эксперимента, использовать различные приборные возможности.

Среди методов эмпирического познания часто называют наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а самостоятельный способ изучения явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность исследовать их в лаборатории. Соответственно наблюдение широко распространено в биологических и социальных науках. Интерпретация наблюдаемых состояний в принципе не отличается от понимания результатов экспериментов. Наблюдение можно считать своеобразным экспериментом.

Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель. Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирование.

Важнейшим экспериментальным методом является измерение, позволяющее получить количественные данные.

Без теории эксперимент слеп.

Теоретический уровень научного исследования

Теория – это совокупность обобщенных положений.

Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах.

Законэто связь между фактами и их обобщениями.

Главные законы называются принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты. Теоретический закон имеет дело только с обобщениями, понятиями.

Строго говоря, эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого, они взаимонагружены. Всякое рассмотрение фактов имеет научный смысл, ибо они интерпретируются, т.е. подводятся под понятия и теоретические законы.

В теории подмечается общее.

В целом ход научного исследования можно представить следующим образом:

1) факты фиксируются;

2) факты определенным образом интерпретируются;

3) интерпретация приводит к выработке понятий, законов, идеализации;

4) законы предполагаются гипотезами;

5) из гипотез с помощью правил дедукции, т.е. двигаясь от общего к частному, выводят следствия;

6) следствия сопоставляются с фактами;

7) если следствия теории согласуются с фактами, то признается действенность теории, в противном случае она ставится под сомнение.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 957; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!