Человек в системе социальных связей



Человек и общество

Наука об обществе называется социологией (от латинского слова социетас – общество). С чего начинается социология? Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек – общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.

 

 

 

 

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).

Выяснилось, однако, что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего, Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений.

Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны постоянно дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.

Природа и общество

Общество отличается от природы. Возникает вопрос: чем именно общество отличается от природы? Если мы укажем на это отличие, то тем самым установим природу общества. Было найдено два главных отличия общества от природы.

1. Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.

2. Смысл социальных действий людей определяется их ценностями.

Природные неживые объекты взаимодействуют между собой. Но они не взаимодействуют во имя чего-то. Животные питаются, размножаются, реализуют свои инстинкты. Сознательной деятельности у них либо вообще нет, либо она находится в зачаточном состоянии (у животных, разумеется, есть психика).

Структура сознания. Сознание и самосознание

Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Структуру сознания составляют следующие компоненты:

I) телесно-перцептивные;

II) логико-понятийные;

III) эмоциональные;

IV) ценностно-смысловые.

А. В. Иванов предложил представлять «поле» сознания в виде круга, в который вписан крест, делящий его на четыре равные части.


                                                     IV     II


                                                      III     I

 

I. К телесно-перцептивным способностям относятся ощущения, восприятия и представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами.

II. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного и постигает сущность объектов. Это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств.

III. Эмоциональная компонента сознания лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий.

IV. С ценностно-смысловой компонентой сознания связаны высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности.   

Эту схему можно соотнести с межполярной асимметрией мозга, где внешнепознавательной составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого, аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональным компонентам сознания – деятельность эмоционального и интуитивного правого полушария. В поле сознания можно выделить два сегмента: нижнему будет соответствовать бессознательное, а верхнему – сверхсознание. Духовная самость человека, проходя через ряд ступеней эволюции, способна достигать уровня Космического Сверхсознания.

                                                                        5

                                                                        •

                                                                            4                     Сверхсознание

                                                                        •

                                                                 IV  II

                                                                              3        Сознание в узком смысле

                                                                        •

                                                                 III   I

                                                                2                                                               

                                                             •

                                                                            1

                                                                        •                   Бессознательное

 

На приведенной схеме узловые точки восхождения духовной самости человека представлены следующим образом:

1 – этап протосознания, т.е. бессознательного телесно-аффективного существования индивида;

2 – этап становления телесного Я человека;

3 – этап формирования сознательного Я;

4 – этап возникновения нравственного Я;

5 – космическое сверхсознательное Я.

Русский философ С. Л. Франк разграничил сознание на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание. Предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего мира человека. При самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в семье, обществе и т.п.

У разных людей – разная степень самосознания (да и у одного и того же человека – в разное время и в разных ситуациях): от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда Я оказывается основным объектом сознания, когда упор делается на свою внутреннюю духовную жизнь.

 Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с Сократа с его максимой «Познай самого себя». Сократ одним из первых философов понял, что осознание окружающего человека мира остается ущербным без параллельного процесса познания самого себя, своего внутреннего духовного мира. Платон отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой. Размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической и духовной деятельности.

Самосознание обладает всеми признаками сознания.

 

Марксистская философия

Свою задачу Маркс и Энгельс видели в том, чтобы заложить основы новой, материалистической диалектики, соединить материализм и диалектику в единое, цельное и стройное научное мировоззрение.Бросив всей предшествующей философии дерзкий вызов, Маркс и Энгельс выразили дух своего времени. В бурный XIX век, когда войны и революции волнами катились по Европе, одного философского объяснения мира было явно недостаточно. Огромные человеческие массы стихийно поднимались на борьбу за его преобразование, и философы не могли не откликнуться на зов эпохи. Надо было саму философию сделать действенной, чтобы она могла дать цель, смысл и программу изменения мира.

Зачем изменять мир? Потому что он не удовлетворяет людей, потому что он несовершенен. Однако вся предшествующая гуманистическая традиция в европейской культуре и философии считала, что недостатки и несовершенства мира неустранимы, поскольку коренятся в извечной природе человека, предопределены ему либо природой, либо Богом, либо обоими вместе. Конечно, можно кое-что подправить, смягчить проявления наиболее разрушительных свойств человеческой натуры. Можно, наконец, договориться о нормах и правилах поведения людей в обществе, создать органы, которые бы обеспечили соблюдение и исполнение этих норм всеми. В корне же изменить свою природу человеку не дано, ибо ни к чему, кроме жертв и разрушений, это не приведет.

Маркс и Энгельс эту гуманистическую традицию перевели совсем в иную плоскость, связанную с пониманием человека как творца самого себя в историческом процессе. Согласно их взглядам, человек не просто часть природы, а такая ее часть, которая через практическую деятельность выделилась из природы, поднялась над ней и поставила ее на службу собственному развитию. Процесс преобразования человеком природы есть одновременно и процесс преобразования человеком самого себя, есть созидание человеческого в человеке.

Освобождение человека от слепого господства природы происходит через развитие практической, трудовой деятельности, которая проходит в определенных формах – способах производства. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6 – 7). Все сферы общественной жизни находятся в постоянном взаимодействии. Но основу общественного целого составляет исторический определенный способ производства.

Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы состоят из средств производства – сырья, инструментов, техники, технологии, транспорта, связи, технических зданий и хозяйственных построек – и людей, занятых в производстве, прежде всего, профессионалов. Производственные отношения есть отношения людей, которые складываются в процессе производства и выражаются, прежде всего, в формах собственности. Когда производственные отношения становятся оковами развившихся производительных сил, они вступают в конфликт. Тогда наступает эпоха социальной революции, которая приводит к смене способа производства. С изменением экономической основы происходит переворот во всей громадной надстройке.

Итак, история есть результат деятельности людей. А деятельности человека присуща воля. Вместе с тем, история имеет свои законы, которые действуют с необходимостью и объективностью, т.е. независимо от воли и сознания людей. В этом нет противоречия, поскольку поступки людей бывают стихийными, большинство людей не могут просчитать даже ближайшие последствия своих действий, их воля, желания в целом определяются материальными условиями их жизни. Однако человек развивается, расширяются его способности ставить под сознательный контроль общественный процесс.

Этапами восхождения человека стали исторически определенные общественные системы – формации. Каждая последующая являлась более развитой, более сложной по сравнению с предыдущей. Таких формаций Маркс и Энгельс насчитывают пять – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации основаны на частной собственности. В частной собственности на средства производства Маркс и Энгельс видят главную причину, которая раскалывает общество на большие группы людей с противоположными интересами – классы. Взаимодействия между классами и определяют характер производственных отношений – от сотрудничества до антагонизма.

На этапе классово-антагонистических обществ человек, преодолевая господство природы над собой, попадает в рабство к общественным отношениям. Предметом эксплуатации становится природа, а также природа самого человека, его физические и психические силы. Во весь рост поднимаются задачи овладения человеком общественными отношениями, овладения собственным развитием человека, коренного изменения отношения к природе. Воплотить это в жизнь призвана новая формация – коммунистическая. Маркс предположил, что у человечества еще не было подлинной истории, и назвал предшествующее развитие лишь предысторией.   

Когда редактор итальянского журнала «Новая эра» («L’Era Nuova») обратился к Энгельсу с просьбой кратко сформулировать основную идею грядущей новой эры в противоположность старой эре, которую Данте определил словами: «Одни люди властвуют, а другие страдают», Энгельс ответил ему пророческими словами «Манифеста Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!