Музыка для смычковых инструментов



XVII век справедливо называют «золотой эпохой» в истории скрипки, которая вытеснила из музыкальной практики более старшую по возрасту виолу. Скрипичный репертуар первоначально формировался в рамках различных инструментальных ансамблей. Самым распространённым был ансамбль из двух скрипок и баса. Басовый голос исполнялся на клавесине / органе и нередко дублировался виолончелью / фаготом. При этом партия клавесина записывалась при помощи цифрованного баса  (basso continuo или генерал-баса).

Расцвет скрипичного исполнительского искусства связан, в первую очередь, с Италией. Здесь, со второй половины XVI века, выдвинулись целые династии скрипичных мастеров: Амати, Страдивари, Гварнери, которые довели искусство изготовления смычковых инструментов до высшего совершенства.

Классик итальянского скрипичного искусства – Арканджело Корелли (1653–1713). Зрелый период его деятельности связан с Римом, где Корелли создал свою школу, представленную такими именами, как Локателли, Джеминиани и др. Композиторское наследие Корелли состоит исключительно из сольных и ансамблевых скрипичных произведений.

Основные жанры Корелли:

· соната для скрипки соло с сопровождением клавесина;

· трио–соната;

· concerto grosso.

Трио-соната

– произведение, предназначенное для трех инструментальных партий: двух – сопрановой тесситуры и одной басовой. Однако фактически в трио-сонате участвовало 4 исполнителя, так как басовый голос сопровождался клавесином или органом по системе генерал-баса.

Обычно концертирующее трио состояло из двух скрипок и виолончели, иногда – из флейты, гобоя, фагота.

Существовали две разновидности трио-сонаты:

камерная предназначена для домашнего музицирования; по форме представляет собой  традиционную танцевальную сюиту церковная первоначально исполнялась только в церкви; отличается более торжественным характером и обязательным участием органа; предвосхищает будущий сонатно-симфонический цикл.

Соncerti grossi Корелли заложили фундамент для развития симфонической музыки.

Concerto grosso   (буквально «большой концерт». Во множественном числе – concerti grossi)
произведение, основанное на соревновании небольшой группы солирующих инструментов (т. н. concertino) с общей массой ансамбля (т. н. ripieno). Следовательно, в отличие от сольного концерта, это концерт для ансамбля солистов. Чаще всего в качестве концертирующей группы выступал обычный трио-состав. Композиция представляла собой набор контрастных по характеру пьес (по сути, сюиту). В Сoncerto grosso нашли отражение типичные черты стиля барокко, тяготевшего к мощным контрастам.

И трио-соната, и concerto grosso из Италии распространились в других западноевропейских странах. К ним обращаются немецкие, французские, английские композиторы (одним из величайших мастеров трио-сонаты был Генри Пёрселл).

Сoncerto grosso у Корелли и его последователей – сочинение не столько для оркестра, сколько для струнного ансамбля в сопровождении клавесина.

Партия солистов трактована еще сравнительно скромно, без той яркой виртуозности, которая стала развиваться позднее. Постепенное усиление роли солистов привело к возникновению сольного концерта, предназначенного для солиста с оркестром.

Основоположник сольного инструментального концерта – Антонио Вивальди (1678–1741). Под влиянием итальянской оперной увертюры он установил 3-частную циклическую форму концерта (быстро-медленно-быстро).

 

Циклическое сочинение = многочастное сочинение

Вивальди был родом из Венеции, где с юности прославился как великолепный скрипач–виртуоз. Ему было немногим больше 20 лет, когда его пригласили в лучшую из венецианских консерваторий. Вивальди проработал здесь более 30 лет, возглавляя хор и оркестр. Количество созданных им произведений огромно: Вивальди сочинял во всех жанрах, известных его эпохе. Но особенно много у него концертов – 43 grosso и 447 сольных для самых разных инструментов.

Вивальди можно считать одним из родоначальников программного симфонизма. Многие его концерты имеют программные названия, поясняющие содержание музыки. Ярким примером может служить цикл из четырех скрипичных концертов «Времена года».

Вождем итальянских скрипачей первой половины XVIII века был Джузеппе Тартини, около 50 лет проработавший в Падуе, в церковной капелле. Он прославился как автор и исполнитель скрипичных концертов и сонат, среди которых исключительную популярность приобрела соната «Дьявольские трели»[14].

Отличительная черта доклассического оркестра – наличие партии клавира (continuo).

 


ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ  

(1685–1759)


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!