Глава 11. Постклассическая (современная) философия как философия кризиса европейской культуры 1 страница



Межуев_Идея культуры

УДК 1/14

В оформлении обложки использованы фрагменты картины М. К. Эшера «Дорические колонны»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ

Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры.-М.: Университетская книга, 2012. —406 с.

\002\

Аннотация

Проблематика культуры как предмета философского значения, основные этапы в развитии философии культуры (классической и пост-классической), место философии культуры в системе наук о культуре, а также ряд сюжетов, имеющих отношение к современной российской философской проблематике (культура как деятельность, понятие национальной культуры, цивилизационная культурная идентичность России) — таково содержание монографии известного российского философа В. М. Межусва.

Издание будет полезно студентам (бакалавриат и магистратура) философских, культурологических и социологических факультетов, слушателям различных гуманитарных специальностей, а также широкому кругу читателей.

Подп. в печать 25.01.2012. Формат 60*84/lfi. Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл. печ. л. 23,59. Тираж 500 экч. Заказ № Т-019-12

Отпечатано с макета, предоставленного издательством Прогресс-Традиция, в типографии «КДУ». Тел./факс (495) 939-57-32, 939-44-91; e-mail: kdu@kdu.ra

© Межуев В. М., 2006 © Ваншенкина Г. К., оформление, 2006 © Прогресс-Традиция, 2006 ISBN 978-5-91304-254-5 © Издательство «КДУ», 2012

\003\

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ                                                                                                          005

ЧАСТЬ I . КУЛЬТУРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Глава 1. Культура в зеркале философии                                                                    011

Глава 2. Философия культуры в системе наук о культуре                                                  028

Глава 3. «Открытие культуры» - начало и исток философского знания о ней                 042

ЧАСТЬ II . ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 4. «Классическая модель» культуры                                                                            062

Глава 5. Просветительская философия культуры                                                                 076

Глава 6. Философия трансцендентального идеализма (Кант) как философия культуры 095

Глава 7. Романтическая философия культуры                                                          118

Глава 8. Философия культуры абсолютного идеализма (Г.В.Ф. Гегель).

Глава 9. Историко-материалистическая философия культуры (К. Маркс)                        148

Глава 10. Позитивистская философия культуры                                                      170

Глава 11. Постклассическая (современная) философия как философия

кризиса европейской культуры                                                                                       178

Глава 12. Судьба европейской культуры в «трагической философии» Ф. Ницше          198

Глава 13. Культура в системе «наук о духе» (Вильгельм Дильтей)                                   213

Глава 14. Аксиологическая философия культуры (неокантианство Баденской

школы: В. Виндельбанд, Г. Риккерт)                                                                   225

Глава 15. Европейская культура перед лицом западной цивилизации (О. Шпенглер)   236

Глава 16. Символическая философия культуры (Э. Касеирер)                               254

Глава 17. От критики культуры к ее отрицанию                                                                  265

ЧАСТЬ III . РОССИЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 18. Культура как деятельность (из истории отечественной культурологии)          280

Глава 19. Национальная культура как явление и понятие                                                  309

Глава 20. «Русская идея» как цивилизационный выбор России                                        323

Глава 21. Культура в контексте модернизации и глобализации                                        353

Глава 22. От диалога цивилизаций к цивилизации диалога                                              372

ПРИМЕЧАНИЯ                                                                                                            392

ПРЕДИСЛОВИЕ

Название книги нуждается в пояснении. Почему культура - это идея, а не нечто такое, что мы находим в самой действительности, что существует реально в виде разного рода искусственных образований, имеющих неприродное происхождение? Не попахивает ли здесь идеализмом, бояться которого, правда, у нас уже не принято? И не собирается ли автор подменить объективный научный анализ феномена культуры умозрительной спекуляцией на эту тему?

Самый простой ответ на поставленный вопрос состоит в том, что автора интересовала не культура сама по себе, а то, что думали о ней философы в разные времена и у разных народов. Почему они думали именно так, а не иначе? Что вообще заставляло их ставить и решать вопрос о культуре? Короче говоря, темой книги является не просто культура, а отношение к ней философии, или, еще проще, философия культуры. А все, к чему философия имеет отношение, получает в ней форму идеи, становится идеей. Вспомним хотя бы основные труды по философии истории — от «Идеи к философии истории человечества» Гердера и «Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» Канта до «Идеи истории» Р. Коллингвуда. И идея культуры, видимо, — это не просто сумма накопленных о культуре эмпирических данных и теоретических обобщений, а особого рода философский «концепт», призванный решать иную задачу, чем просто научное познание культуры в ее многообразных и наглядно воспринимаемых формах проявления. Возможно, философы так и не решили до конца, в чем состоит эта идея, но знание о ней, даваемое философией культуры, необходимо как ученому-гуманитарию, так и каждому культурному человеку.

\004\

Философией культуры, разумеется, не исчерпывается вся философия, и она не подменяет собой другие философские дисциплины. Не все, о чем писали и пишут философы, может считаться философией культуры, равно как не каждый из них является философом культуры. Даже не все, что ими сказано о культуре, имеет отношение к философии культуры. Идея культуры не просто их личное мнение, продиктованное порой субъективными пристрастиями и оценками, а именно философское знание с присущим только ему видением предмета. Принципиальное отличие этого знания от так называемых «наук о культуре», получивших сегодня обобщенное название «культурология», является исходным основанием для той концепции философии культуры, которая развивается в этой книге.

С другой стороны, философию культуры нельзя подменять уже устоявшимися, имеющими длительную историческую традицию философскими дисциплинами, что, к сожалению, часто делается. Под видом философии культуры часто излагают сведения из области этики, эстетики, философии религии, философии права, философии науки, философии истории, социальной и политической философии и пр. Все эти виды философского знания, несомненно, имеют дело с проявлениями культуры, но ни один из них не ставит перед собой задачу постижения культуры в ее целостности и всеобщности, которая, по общему мнению, является основной для философии культуры. И дело не в том, употреблял или не употреблял слово «культура» тот или иной философ (произнося это слово, мы не становимся от этого философами культуры), а в наличии у него философского видения, философской идеи культуры.

Философия культуры появляется не одновременно с самой философией и в совершенно особой исторической ситуации. Малопродуктивно искать ее в любом философском тексте, на любом этапе существования философской мысли. Будучи порождением Нового времени, начало которому было положено эпохой Возрождения, она в качестве самостоятельной философской дисциплины возникнет еще позже - на стыке XIX-XX веков, причем в составе прежде всего немецкой философии с ее особой чуткостью к данной проблематике. Для англичан и французов, склон-

\005\

ных отождествлять культуру с цивилизацией, философия культуры и сегодня ни о чем не говорящее понятие.

Мы не стремились рассказать в этой книге обо всех философах, так или иначе причастных к знанию о культуре. О каждом из них существует обширная и доступная всем литература. Важнее было дать общее представление о природе и специфике философского знания о культуре, о логике его развития в Новое время, о тех проблемах, которые ставились и решались в его границах. В этом, как нам кажется, состоит главное отличие данной книги от уже существующих научных монографий и учебных пособий на ту же тему.

Все их можно подразделить на две группы. Первая пытается пересказать в хронологическом порядке все встречающиеся в истории философии представления о культуре, порой упуская из виду логику их появления на свет. Философия культуры предстает в этом случае как простой обзор сменявших друг друга мнений о культуре вне какой-либо их связи и последовательности. Примером может служить учебное пособие «Философия культуры. Становление и развитие», написанное специалистами ряда вузов Санкт-Петербурга и впервые изданное там же в 1998 году. В учебных пособиях по культурологии философия культуры часто ставится в один ряд со специальными знаниями, почерпнутыми из культурной антропологии, социологии, психологии и других конкретных наук. Такое смешение жанров затрудняет понимание специфики и особого предназначения собственно философского знания о культуре по сравнению с любым другим.

Другая группа состоит из работ, в которых под видом философии культуры излагаются взгляды на культуру либо самого автора, либо тех, кому он отдает наибольшее предпочтение. Среди них выделяются «Философия культуры» М.С. Кагана (СПБ., 1996) и «Философия культуры» П.С. Гуревича (М., 1994). Содержащаяся в этих монографиях попытка более строго очертить предмет и границы философии культуры, к сожалению, оставляет без внимания те ее направления, которые почему-то неинтересны авторам. В таком изложении философия культуры оказывается либо трудно соотносимой со своей реальной историей, либо вообще без всякой истории.

\006\

Как и философия в целом, философия культуры не сводится к какому-то одному учению, а, напротив, предстает как множество учений со своей особой терминологией и методологией. Этим, разумеется, не отрицается принадлежность каждого из них к тому или иному направлению философской мысли. Каждое учение имеет индивидуальное авторство (например, философия культуры Канта) и одновременно принадлежит к определенной философской школе или течению (так, говорят о просветительской и романтической философии культуры, о философии культуры трансцендентального идеализма, о позитивистской философии культуры и пр.)- Не подразделяя эти учения на истинные и ложные, мы считали своей задачей довести до читателя ту проблему, вокруг которой они складывались, и ту систему аргументов, которую они использовали для доказательства своей правоты.

В философии культуры вообще нельзя усмотреть завершенную, сложившуюся до конца систему, состоящую из окончательно выработанных понятий и дефиниций, подлежащих лишь заучиванию и запоминанию. В своем реальном существовании она есть постоянно воспроизводимая в истории мысли проблема кулътуры, по-разному решаемая в её разные периоды. Ни одно из таких решений не является абсолютным, верным для любого времени, не подлежащим дальнейшему пересмотру. Меняются времена, вместе с ними меняется культура, а значит, и люди в своем отношении к ней. Если взгляды на культуру отдельного мыслителя еще как-то поддаются систематизации, то в своем полном объеме философия культуры может быть представлена не как общая теория культуры, а как история сменяющих друг друга разных теорий, находящихся между собой в отношении как преемственности, так и конфронтации. Иное дело, что история эта сама должна подлежать не внешнему пересказу, а теоретическому анализу, вскрывающему общую логику развития философской мысли о культуре, ее внутреннюю форму движения, начиная с ее зарождения и вплоть до наших дней.

Как любая философская идея, идея культуры не вечная истина, а продукт своего времени: она существенно трансформируется с каждым новым поворотом европей-

\007\

ской истории. Встречающиеся в истории философии разные образы культуры лишь фиксировали коренные сдвиги в жизни и сознании европейского человека. В этом смысле идея культуры всегда современна, созвучна своему времени, если, конечно, понимать под современностью не реальность, имеющую точную историческую датировку, а постоянно решаемую человеком проблему. Философия культуры ставит в конечном счете вопрос о том, что считать современным в культуре, как понимать саму эту современность. Ученые расскажут нам о том, чем культура была до нас и чем является без нас, но только философы задаются вопросом, чем она является для нас. Отвечая на него, они и вырабатывают идею культуры. Общий смысл этой идеи, как она мыслилась на разных этапах существования европейской философии Нового времени, и есть главная тема этой книги, подразделенной на три части. В первой из них дается общее представление о том, чем является философия культуры, каково ее место в системе современного знания о культуре, в чем состояло «открытие культуры», послужившее истоком, началом культур-философской мысли. Мнения на этот счет среди самих философов весьма расходятся между собой. Во второй части содержится достаточно сжатый экскурс в историю философского знания о культуре, причем особое внимание уделяется ее классическому этапу (от просветителей до позитивистов), на котором философская идея культуры впервые предстала в своем более или менее оформленном виде (классическая модель культуры). При рассмотрении постклассического (современного) этапа философии культуры мы ограничились лишь его общей характеристикой и некоторыми выборочными именами, не ставя перед собой задачи охватить весь относящийся к делу материал. О многих действительно важных для данного этапа именах и сюжетах (например, о философии культуры фрейдизма, структурализма, постмодернизма и пр.) существует обстоятельная и весьма обширная литература. Цель настоящего издания не в том, чтобы изложить современную философию культуры в ее полном объеме, проанализировать все существующие на сегодняшний момент концепции культуры, а в том, чтобы раскрыть смысл и общее направ-

\008\

ление философствования на данную тему в современную эпоху. Третья часть касается ряда важных тем и сюжетов из области культуры, которые сегодня широко обсуждаются российскими философами. Среди них такие, как деятельностная природа культуры, понятие национальной культуры, судьба культуры в эпоху глобализации, цивилизационная и культурная идентичность России, проблема межкультурного диалога. Результаты размышлений автора на все эти темы и представлены в предлагаемой читателю книге.

\009\

ЧАСТЬ I. КУЛЬТУРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Глава 1. Культура в зеркале философии

Историю знания о культуре следует отличать от истории самой культуры. Нельзя смешивать две эти истории: люди всегда жили в культуре, творили ее, но далеко не сразу стали осознавать это (подобно тому как они всегда жили в истории, но не всегда были историками). Знание о культуре значительно более позднего происхождения, чем сама культура. Но, даже делая культуру предметом знания, мы редко задумываемся о том, откуда нам известно о ее существовании. Существование культуры для нас -нечто само собой разумеющееся, столь же очевидное, например, сколь и существование природы, хотя то и другое — результат довольно позднего открытия. Не сомневаясь, что культура реально существует, мы до сих пор расходимся во мнении о том, чем она является на самом деле. Спросите каждого, что он понимает под культурой, и услышите разные, подчас взаимоисключающие ответы. На чем в таком случае основана.наша уверенность в ее существовании?

Нельзя ответить на этот вопрос простым указанием пальца: смотрите, да вот же она. Культуру не увидишь теми же глазами, что и предметы внешнего мира. Здесь требуется особого рода зрение — зрение умом, или умозрение, способностью к которому и наделена философия. Именно у нее надо спрашивать, как возможна и чем реально является культура. Философия не изучает культуру в ее многообразных проявлениях, а обосновывает саму возможность ее существования в мире (следовательно, и возмож-

\010\

ность её познания). В таком качестве она и есть философия культуры.

В составе современного знания о культуре философии культуры принадлежит особое место, прямо не совпадающее с тем, которое занимает научное знание о ней, называемое сегодня культурологией (или наукой о культуре). Здесь примерно то же различие, что между социальной философией и социологией, философией истории и исторической наукой, политической философией и политологией, философской и научной антропологией и пр. Отношения между ними - часть общего вопроса о соотношении философии и науки. Не имея ответа на него, нельзя разобраться и в специфике философского знания о культуре.

В более узком смысле под философией культуры понимают особое направление европейской философской мысли, сложившееся преимущественно в Германии к началу XX века. Как отмечает B.C. Малахов, «термин Kulturphilosophie возник в конце XIX века в рамках неокантианства Баденской школы»1. Виндельбанд и Риккерт понимали под философией культуры всю философию, усматривая ее задачу либо в обосновании логики и методологии «наук о культуре» в отличие от «наук о природе», либо в познании должного (ценности, смысла) в отличие от познания сущего.

Граница между культурфилософией и культурологией не всегда отчетливо формулируется, но она очевидна при сопоставлении, например, трудов немецких культурфилософов и американских культурных антропологов. Последние противопоставили философскому воззрению на культуру ее научное изучение, базирующееся на сборе и анализе эмпирических данных, получаемых в ходе «полевых исследований» и наблюдений за жизнью примитивных народов. По словам американского антрополога Л. Уайта, предпринявшего попытку обосновать право культурологии на самостоятельное существование в ряду социальных наук, «важнее всего то, что культурология отвергает и упраздняет философию, которая веками оставалась дорога сердцам людей и которая по-прежнему вдохновляет и питает представителей общественных наук и дилетантов. Это древняя и почтенная философия антропоцентризма и Свободной Воли»2. Подобная претензия на упразднение

\011\

философии заставляет более внимательно отнестись к тому, что значит быть философом культуры, в чем состоит философское отношение к ней.

Легче всего, конечно, понимать под философией культуры то, что писали о культуре философы прошлого и настоящего. Такое знание, однако, свидетельствует более об информированности в философии культуры, чем о ней самой. Оно необходимо любому культурному человеку, но само по себе не делает его философом культуры (равно как начитанность в художественной литературе не делает его писателем). Философия культуры не просто сумма высказываний о культуре отдельных философов, но часть философской системы, необходимо вытекающая из ее общего замысла. Что это за часть и как она связана с системой в целом?

На этот счет мнения расходятся. Согласно одному из них, о чем бы ни говорил философ - о мире, природе, обществе, человеке, - он говорит о культуре. Природа философской рефлексии такова, что любой ее объект раскрывается как феномен культуры. По определению М.Б. Туровского, «рефлексия на культуру и есть философия»3. Значит ли это, что любая философия есть философия культуры, что история последней совпадает со всей историей философии? Философ может не называть себя философом культуры, но его философия именно такова.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!