Таким образом возникли три науки, три «эпистеме», соответствующие трём сферам реальности - природе, обществу, мышлению, или, иначе, реальности материальной, социальной и духовной.



В первом веке до н.э. к этим трём наукам присоединилась еще одна, четвёртая - теология. Собиратели и систематизаторы рукописей Аристотеля, разделив их на указанные выше три группы, обнаружили, что часть их, причём теоретически наиболее важная и глубокая, не может быть отнесена ни к одной из этих дисциплин. В этих рукописях рассматривались предельно общие вопросы о первых началах вообще всего существующего, о сущем как таковом, в общем и целом, а также о божественном. Сам Аристотель относит эти вопросы к ведению первой философии (протофилософия) или «познанию божественного» - теологии. Эти рукописи были расположены в ряду дисциплин «логика - этика - физика» вслед за рукописями по «фюсика» и потому получили обозначение «метафизика» – «вслед за физикой» или «то, что после физики». Позднее, в эпоху средневековья, четыре греческих слова слились в одно латинское – metaphysica. Так появилась метафизика, которая с тех пор стала первой по степени общности, глубины и важности областью научного знания – по меньшей мере, до начала XIX в.

Отказ от материально-практического отношения к познанию породил идеализацию – умение мыслить понятиями, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли. Ведь никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, прекрасного, а без этого невозможна подлинная наука. Но решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания.

Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, составивших основу науки и научного познания мира. Среди них – идея рождения мира из первоначального Хаоса и превращения его в разумно организованный и устроенный Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона – Логоса. Еще одна важная идея – представление о единстве микро- и макрокосмоса, подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как подобное познается подобным.

Стремление понять изменчивое многообразие явлений приводило к поискам единого начала, «материальной причины» всех вещей. Поэтому одним из ключевых для древнегреческих мыслителей был вопрос о первоначале мира, из которого все возникает и в которое со временем все возвращается. Не случайно первые древнегреческие философы, представители милетской школы, начали с поисков этого первоначала: Фалес нашел его в воде, Анаксимен – в воздухе, Анаксимандр – в некоем вечном начале, которое он назвал апейроном. Со временем утвердилось представление о том, что все на свете состоит из четырех стихий (огня, земли, воды и воздуха), смешанных в определенной пропорции. Аристотель ввел пятую стихию – невидимый и неосязаемый эфир, заполняющий все пространство и являющийся первоосновой остальных элементов природы.

Древнегреческие мыслители стремились представить все мироздание в целом, совершенно не беспокоясь об отсутствии конкретных знаний о явлениях природы. Поэтому античная картина мира была целостной и наглядной, но наряду с гениальными догадками содержала немало выдумки и фантазии.

Постепенно в рамках натурфилософии возникли: геометрия Евклида, механика Архимеда, учение об атомах Демокрита, астрономия Птолемея. Уже в VI в. д.н.э. Пифагором была высказана мысль о шарообразности Земли, доказанная Аристотелем в IV в. д.н.э., а в 300 г. д.н.э. Эратосфен достаточно точно определил размеры земного шара. В античной картине мира утвердилась геоцентрическая система Птолемея: представление о том, что Земля – это шар, неподвижно висящий в центре Космоса, а вокруг него вращаются по идеальным круговым орбитам Луна, Солнце и пять известных тогда планет. Хотя уже в то время существовала более совершенная гелиоцентрическая система пифагорейцев .

Очень высокий статус у древних мыслителей имела математика, как наиболее причастная к постижению высшего бытия. По словам Платона, «никто, не познав числа, не может обрести истинного мнения о справедливом, прекрасном, благом и других подобных вещах». Одним из крупнейших достижений античности стала математическая программа, представленная Пифагором (около 500 г. до н.э.) и позднее развитая Платоном. Самым ярким ее воплощением стала геометрия Евклида, его знаменитая книга «Начала» появилась около 300 г. до н.э.

Другим важным достижением античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм Левкиппа и Демокрита (ок. 470 д.н.э.). Согласно им, все состоит из атомов и пустоты. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – это распад на части, в пределе – на атомы. Причиной образования вещей является вихрь, собирающий атомы вместе. В рамках атомизма было сделано несколько очень важных предположений. Среди них – идея пустоты, лежащая в основе концепции бесконечного пространства, и идея жесткого детерминизма, всеобщей причинной обусловленности. Все, что происходит в мире, для Демокрита не только имеет причину, но и существует по необходимости. Атомизм ориентировал ученых на поиск причин всех возможных изменений, на развитие представлений о структуре материи.

Огромное влияние на развитие античной науки имели труды Аристотеля (384 – 322 д.н.э.). С одной стороны, они еще близки к античной классике с ее стремлением к целостному осмыслению действительности. С другой стороны, в них отчетливо проявляются тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки. Аристотель предметно дифференцировал научное знание, выделив: теоретические науки, занимающиеся познанием ради него самого (метафизика, математика, физика); практические науки, дающие руководящие идеи для поведения человека (экономика, политика, этика, риторика); творческие науки, имеющие целью достижение чего-либо прекрасного (эстетика, музыка, искусство). Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания и включают: учение о форме и материи, причинах бытия, устройстве Космоса, движении и изменчивости, формах государства и др.

В качестве первоосновы мира он рассматривает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Материя является пассивным началом, материалом. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает вещи конкретность. Двигаясь вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии (эфиру), лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – огонь, земля, воздух и вода, сочетанием которых являются все окружающие предметы.

Движение у Аристотеля понималось в широком смысле – как возникновение и уничтожение тел, их рост и развитие, изменение качества, перемещение. Он считал, что у каждого тела есть предназначенное ему место, которое это тело стремится занять. Движение тел к своему месту – это естественное движение, происходящее само собой, без приложения сил. Все прочие движения требуют приложения сил и являются насильственными. Все движущееся приводится в движение другими телами, а первоисточником движения является Бог.

Учение Аристотеля о пространстве и времени основывается на идее непрерывности. Поэтому пространство у него – это протяженность тел, а время – их длительность. Он считал, что пространство и время существуют только вместе с материей, отрицал существование пустоты и полагал, что весь космос заполнен материей и не однороден.

Его бесспорным достижением стало создание формальной логики, поставившей науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Ему же принадлежит утверждение порядка научного исследования, которое включает изучение истории вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения. Аристотелю принадлежат труды, в которых изложены начала зоологии, анатомии и физиологии, содержащие очень точные наблюдения и целый ряд гениальных догадок. Природа у него не делилась на органическую и неорганическую, он пытался классифицировать все многообразие природы, в том числе ее живые формы (описал свыше пятисот видов растений и животных). Аристотелева программа биологии сохранилась практически до появления генетики. А его представления об устройстве подлунного и надлунного мира, о центральном положении Земли и ее неподвижности (Аристотель был сторонником геоцентрической системы Птолемея) были восприняты в дальнейшем средневековой философией и космологией. Его научный авторитет был настолько высок, что полученные им знания пользовались признанием более тысячи лет.

Нельзя не сказать еще об одном античном ученом, заложившем основы математической физики, – Архимеде (287-212 д.н.э.). Его труды по физике и механике были исключением из общих правил античной науки, так как он использовал свои знания для построения различных машин и механизмов. Ему приписывается изобретение винта Архимеда (машины для подъема воды), планетария, баллисты (военной метательной машины), крана для поднятия кораблей и др. Его работы сыграли основополагающую роль в возникновении таких разделов физики, как статика и гидростатика: он ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал закон рычага, принцип плавучести. Архимед был организатором инженерной обороны Сиракуз против римлян и погиб, защищая родной город.

Такова была античная наука, во многих своих положениях и выводах опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески преобразующего отношения человека к миру. Вся дальнейшая история науки была развитием и преобразованием античной науки.

 

14


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!