Сравнительный анализ науки и мифологии



Наука Мифология
Признание общих законов Сакральные силы
Системность Наличествует
Методологическая рефлексия Отсутствует
Цель – истина Практическая польза
Специализированный язык В определенной степени
Инструментарий Нет
Доказательность Нет
Опытные проверки и воспроизводимость результатов Нет
Прогностика В определенной степени
Демаркация между материальными и идеальными категориями Взаимопроникновение
Научные представления нечетки Однозначны
Практический успех Присутствует

 

Если вводить категорию «протонауки», то ее действительно можно обозначать уже в глубокой архаике и вести вплоть до настоящего времени. В этом случае весь период истории науки делится на протонауку (от первобытности до Нового времени) и собственно науку.

Версия 2. Наука возникает на древнем Востоке (Египет, Месопотамия), такие предположения были высказаны Д. Прайсом и Т. Нидамом.

Древневосточные цивилизации были очагами возникновения культуры и разнообразного знания в древнем мире. Так, египтянам принадлежит достаточный массив знаний по медицине, математике, астрономии, географии и т.д. Египтянам принадлежит календарь, используемый впоследствии Н. Коперником в лунной и планетной таблицах. Деление суток на 24 часа – тоже вклад египтян. Одновременно они обладали и огромным по тем временам технологическим опытом: производство папируса, выделка кож, ткаческое ремесло, производство металлов и сплавов, красителей. Культ мертвых и сопутствующая ему традиция бальзамирования привели к развитию анатомии, медицины, формированию специализации в искусстве врачевания. Египетские врачи умели делать трепанацию черепа и пломбировать зубы, составлять достаточно сложные лекарственные смеси, что говорит о высоком уровне развитии химии.

Огромный вклад внесли и жители Месопотамии, которым принадлежит зодиакальная таблица, многочисленные знания в области астрономии и математики.

Египетское, да и месопотамское, знание было эзотерическим, чему свидетельствуют и отдельные фрагменты «книги мертвых». Корпус посвященных в оккультное знание весьма напоминал деятельность современных научных сообществ, вход в которые закрыт для профанов. Принцип наставничества древности – это принцип современного научного руководства. Секретность знаний актуальна до сих пор.

Однако можно найти целый рад контраргументов против данной версии. Так, по мнению В.И. Ильина:

1.Факт наличия знания не конституирует науку. Наука – целенаправленная деятельность по выработке нового знания.

2.Знания продуцировались стихийно – отсутствовала критико-рефлексивная деятельность по оценке полученных знаний. Это был набор готовых рецептов.

3.Отсутствие фундаментальности. Наука – это познание ради познания, а древневосточная наука имела прикладной характер.

4.Наука не была рациональной в полном смысле этого слова, поскольку создавалась при восточной деспотии, которая подразумевала послушание авторитету.

В это время наука носит несистематический, скорее, прикладной характер. От прикладных задач не перебрасывался мост к теоретическим[37].

Версия 3. Именно в эпоху античности зарождается научное знание. Эту позицию разделяет достаточное количество ученых, а профессор Ф.В. Лазарев утверждает, что не вызывает сомнения факт оформления науки в лоне античной культуры[38]. Причем, по его мнению, это не обязательный феномен в истории, а результат стечения обстоятельств.

По каким критериям исследователи причисляют античное знание к науке?

Во-первых, по принципу организации самой познавательной деятельности. Античное познание в лице философии идет от мифа к логосу. Логос античности многозначен: всеобщий закон, основа мира, мировой разум и слово. А лично-образная форма мифа заменяется абстрактно понятийной формой философии.

Сами философы – больше ученые, нежели философы. Первые мыслители Греции недаром именуются натурфилософами. Так, Фалес первым объяснил природу лунного света, предсказал солнечное затмение. Анаксимандра с его апейроном называли истинным творцом всей науки о природе. Пифагора вообще именовали «отец наук». Атомисты примирили Гераклита и Парменида, признав, что мир вещей текуч, мир элементов, из которых состоят вещи, неизменен. Элеаты впервые заострили внимание на идее противоречивости мира. Исследователи античного мира столкнулись с феноменом несоизмеримости и старались его освоить, однако идея гармонии, симметрии и упорядоченного космоса преобладала

Античная философия во многом строилась по научному принципу. Появляются определенные методы в математических изысканиях, логика и диалектика. Возникают Платоновская и Аристотелевская академии. В античности в период деятельности софистов и Сократа происходит становление гуманитарных наук, поскольку вектор интересов поворачивается от безличных космических структур к человеку. И, тем не менее, даже в этой области происходит некоторая рационализация.

Софисты привнесли методы аргументации, логическую обоснованность знания. Даже у Платона имел место синкретизм науки и философии. На стенах его академии было начертано: «Не геометр, да не войдет». А творчество Аристотеля представляет собой первую попытку систематизированного отношения к науке. Он сформулировал логические законы противоречия, исключенного третьего и тождества, тем самым выделив общезначимые способы рассуждения.

Научное знание начинает ориентироваться на поиск таких предметных структур, которые не могут быть выведены непосредственно из практики. Возникает потребность в новой форме практики – эксперименте – которую античность так и не сумеет удовлетворить.

Во-вторых, по критерию доказательности. Только в греческой культуре появилась система доказательства в математике, т.е. теоретическая системная математика. Более того, для греков истина как таковая – не плод веры в авторитет, а продукт рационального доказательства. Именно в поздней античности от философии отпочковались отдельные науки – математика, история, естествознание со своим предметом и методом.

Естественно, что технологии древнего мира сами по себе автоматически не превращались в науку, для этого был необходим катализатор в виде, так называемого, «греческого чуда», основанного, прежде всего, на базисе греческой демократии. Греческая демократия основывалась на системе «трех И»: исегория– свобода слова; исотомия – гражданская свобода участия в выборных процедурах, исономия – гражданское равенство перед законом.

Таким образом, если следовать данной позиции, то система достижения внеличностного знания с «использованием идеальных моделей в качестве ядра картины мира»[39] и рациональной системы построения познания с признанием рациональной постижимость предмета исследования, т.е. того, что с общепринятой точки зрения именуется наукой, родилась только в Греции.

Однако существует целый ряд контраргументов против отождествления античной познавательной деятельности с наукой. Прежде всего, исследователи не считают античную науку наукой в строгом смысле, поскольку она не обладала развитым опытным познанием в силу того, что практика, как и труд в целом, считалась уделом рабов. Уделом аристократии была созерцательность, умозрительные сферы деятельности. Даже физика была не испытательной наукой о природе, а умозрительным умопостижением сущности бытия. Стимулы Аристотеля в разработке методологических основ лежали отнюдь не в познавательной, а в прикладной сфере ораторского искусства.

Версия 4.Исследователи науки Дж. Дюгем и С. Кромби считают, что наука возникает в контексте поздней средневековой культуры (XII–XIV века).

К аргументам в пользу данной концепции можно отнести тот факт, что именно в эпоху средневековья происходит определенный поворот и переосмысление опытного знания. Пионерами, объявившими бунт против спекулятивного мышления, были Р. Госетест и Р. Бэкон.

Именно Р. Госетеста медиевисты считают первой ласточкой средневековой науки. Он был автором таких работ, как «О тепле Солнца», «О радуге», «О линиях угла и фигурах», «О движении небесных тел». Он соединял математический эмпиризм с символизмом средневековья. Все математическое обоснование у него связано с символикой цифр. Форма – единица, материя, поскольку она двойственна, – двойка, Свет как сочетание материи и формы – тройка. Сфера, состоящая из 4 элементов, – четверка, десять, как сумма первых четырех, – число универсума и т.д.

Роджер Бэкон, еще более чем Р. Гросетест, был увлечен экспериментом. Однако в средневековье эксперимент понимался несколько иначе – как комбинирование отдельных единичных процессов. Воплощением средневекового эксперимента в определенном смысле является алхимия. Р. Бэкону принадлежит идея подводной лодки, автомобиля и летающего аппарата, он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. От трактатов о природе, характерных для Р. Гросетеста, он переходит к количественным исследованиям, ко всемерному распространению математики. Однако он не был принят современниками, заточен в тюрьму, а его работы были сожжены.

В средневековье продолжается начатая Аристотелем систематизация и классификация знания. Даже в классическом раскладе наук первая ступень – тривиум (грамматика, риторика, диалектика) – представлена гуманитарными, внеэкспериментальными науками, а вторая – квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) – точными.

К аргументу «за» данную концепцию можно отнести и факт возникновения первых университетов именно в это время – в Х веке – в Константинополе, в 1109 г. – в Болонье.

К аргументам в пользу данной концепции можно отнести и центральное место логики в средневековой системе знания. Это связано, прежде всего, с отношением средневековья к Аристотелю. Известный историк науки А. Майер утверждал, что с «рецепции Аристотеля начинается натурфилософия и естествознание христианского Запада»[40]. Однако в средневековье устанавливается отличный от античного способ мышления. Это проявляется, прежде всего, в споре об универсалиях номиналистов и реалистов. Для номиналистов реальна лишь единичная вещь, для реалистов универсалии существуют реально. Этот спор стимулирует развитие логики и отнологии. Более того, он меняет вектор мышления. У Аристотеля логика – это теория бытия, у реалистов – это теория возможного. «На место характерного для языческой Греции уважения к тому, что есть под влиянием реализма встает все возрастающее стремление рассмотреть то, что возможно»[41].

Логику высоко ценили многие средневековые мыслители и в том числе П. Абеляр. Боэций писал, что «всякий, кто возьмется за исследование природы вещей, не усвоив прежде науки рассуждения, не минует ошибок»[42].

Однако отношение к средневековой логике неоднозначно. Так, известный историк логики XIX века К. Пратль рассматривал средневековую логику как набор бессмыслицы, а современный историк науки В. Берков утверждал, что именно в схоластических диспутах закладывались логические основы современного теоретизирования[43].

Однако против этой версии существует целый ряд контраргументов. И, пожалуй, самый главный – это сложность, амбивалентность самого средневекового периода.

У средневековой культуры, а соответственно и науки, есть целый ряд специфических особенностей.

· Теоцентризм. В центре средневекового мировоззрения лежит идея Бога.

· Креационизм. В основе этого принципа лежит идея сотворенности мира и человека Богом. Принцип креационизма обусловливает следующий принцип.

· Универсализм. В основе идеи универсализма лежит идея тяготения к всеобъемлющему познанию. Для универсализма характерно, так называемое, аподиктичное, т.е. подлинное, всеобщее знание. Обоснованием этой модели выступало представление о единстве космоса и человека.

· Символизм. Каждая вещь в силу креационизма и универсализма не является независимой и не может не быть символичной. Она лишь воплощает скрытую фундаментальную сущность. «Все отмечено печатью всевышнего, следовательно, все исполнено высшим смыслом». Символизм напрямую связан с культом слова. «Вначале было слово и слово бе Бог».

· Иерархизм. Средневековый мир представляет собой иерархию символов. В средневековой культуре представляли четкую систему низших и высших элементов. Например, вода благородней земли, воздух благородней воды и т.д.[44]

· Телеологизм. Все явления в средневековой иерархии действительности имеют промысел божий и высшую цель. Отсюда, антропоцентризм и геоцентризм мировоззрения средних веков.

Фомой Аквинским была сформулирована теория двойственной истины: есть истина, которую необходимо подкреплять доказательствами, основанными на логике и действиях разума, а есть истина, которая основана на божественном откровении и в доказательствах не нуждается. «Созерцание творения, – писал теолог, – должно иметь целью не удовлетворение суетной и преходящей жажды знания, но приближение к бессмертному и вечному»[45]. Таким образом, критерием истинности становится авторитет и, прежде всего, авторитет откровения. Ф. Аквинский считал, что иерархизм мешал созданию естествознания. Поскольку мир целостен только благодаря сотворившему его Богу, поэтому любой объект определяется по отношению к Богу, а не к другим естественным объектам, нет места вещности, объективной общемировой связи, целостности, без чего не могло возникнуть понятие закона, ни, если брать шире, – естествознания[46].

Однако средневековье вполне справедливо обвиняют в ретроградстве. Так, в 1131 г. Реймский собор наложил запрет на изучение юридической и медицинской литературы, Второй Латеранский собор 1139 г., Турский собор 1163 г. и декрет Александра III подтвердили этот запрет.

Средневековье создает условия формирования возможности научного естествознания, но реализоваться эти возможности не могут в то время по следующим причинам:

1. В средневековье еще не возникает идея самостоятельности природы, управляемой естественными законами.

2. Средневековое мировоззрение носит текстовый, компилятивный характер, оно иконографично, чрезвычайно высок «индекс цитирования». Знание в средние века выступает в форме комментария. И истина откровения или авторитета превыше очевидности. Так, на приглашение Г. Галилея посмотреть на пятна на солнце, перипатетик ответил: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочел Аристотеля и ничего не нашел у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стекол, либо от недостатка твоих глаз»[47].

3. Даже та опытная деятельность, которая имеет место быть в средневековье носит полумистический характер (алхимия, астрология).

4. Мешает формированию систематизированного научного знания его качественный характер, поскольку понятие количества еще отсутствует.

Версия 5. Наука возникает в Новое время в XVI–XVII веках. Эта точка зрения наиболее общепринята, поскольку именно здесь сходится большинство аргументов «за» (И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон, Х. Гюйгенс).

Именно в эту эпоху складываются наиболее благоприятные социально-культурные предпосылки для формирования науки. Происходит переход от феодализма к раннему капитализму, что дает целый ряд преимуществ: (1) растут города, в которых увеличивается концентрация культурной мысли; (2) с ростом экономической конкуренции развивается критическое мышление; (3) с ростом капитализма менталитет меняется от группового, общинного, анонимного ко все более индивидуалистическому; (4) появление машин требует более быстрого развития точных наук; (5) к этому времени накапливается достаточно большой запас фактических знаний, что выводит науку на новый уровень.

Мы можем с большой вероятностью утверждать, что уровень развития познавательной активности того времени можно называть наукой.

Во-первых, именно в это время происходит рождение науки как социального института. В 1662 г. открывается Лондонское королевское общество, в 1666 г. – Парижская академия наук.

Во-вторых, возникает новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Рождение науки тождественно рождению современной физики и математики, поскольку именно там было накоплено большее количество фактов. Понятия науки и естествознания в эпоху нового времени практически отождествлялись, поскольку формирование обществознания происходило более медленными темпами.

В-третьих, культурные условия дали возможность проявиться гению живших тогда ученых.

Таким образом, в Новое время были созданы объективные условия для формирования науки: (1) как особой системы знаний; (2) как специфического духовного феномена; (3) как социального института.

Итак, последователи данной версии считают, что в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, фрагменты научного знания, а не сама наука как указанное триединство.

С формированием науки в плане обратной связи начинает возникать новое мышление, новая картина мира, в которой:

(а) вещно-натуральная концепция космоса Г. Галилея с ее ориентацией на механистичность и количественные методы играет определяющую роль. Именно Г. Галилей ввел мысленный эксперимент, конструирование, абстрагирование и придавал особое значение математическим методам. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Книга вселенной написана языком математики»;

(б) природа представляется как автоматический, самостоятельный объект, лишенный антропоморфно-символического элемента;

(в) прослеживается жестко детерминированное восприятие явлений, причинно-следственные связи становятся определяющими в объяснении природных явлений;

(г) доминирует представление о геометризированной действительности, управляемой количественными законами;

(д) математика становится универсальным методом описания явлений.

Процесс формирования науки происходит следующим образом:

Во-первых, происходит окончательное отделение науки от философии.

Во-вторых, в целостном философском знании выделяются такие дисциплины, как онтология, философия природы, философия истории.

В-третьих, в рамках науки особо выделяются частные науки: механика, астрономия, физика, химия, биология и т.д.

В Новое время наука как особый род человеческой активности, оформляясь, получает свои четкие границы, она становится феноменом достойным рефлексии. В терминах В.П. Визгина она становится проектом модерна (культурологический термин) или классической наукой.

Версия 6.Наука возникает в конце первой трети XIX века. Именно в это время она переходит на профессиональные рельсы. Она становится университетской, происходит совмещение преподавательской и научной деятельности. Это начинается с реформы Берлинского университета под руководством В. Гумбольдта. Идеи реализованы в лабораториях Ю. Либиха и А. Гессена. На рынке начинают появляться наукоемкие товары.

Те страны, где в это время наука остается на преимущественно любительских позициях (Англия), теряют первенство в науке. С этого момента наука развивается именно как профессиональная, а научная деятельность становится важной социокультурной традицией.

Версия 7.Подлинная наука еще не родилась, она появится только в XXI веке, поскольку критерии науки достаточно расплывчаты и постоянно меняются

Итак, примем за исходную – общепринятую точку зрения на возникновение науки, и поведем ее отсчет с Нового времени. Именно с этого момента начинается формирование основных этапов развития науки.

Первый этап развития науки назван классическим и начинается с
XVI века. Он, в свою очередь, делится на несколько периодов.

Период механистического естествознания начинается в XVI веке и длится до 1930-х гг.

Он включает в себя доньютоновский подэтап, характеризуемый целым рядом научных революций: первой научной революцией, определяемой гелиоцентрическим учением Н. Коперника, второй научной революцией, совершенной Г. Галилеем, И. Кеплером и И. Ньютоном.

Г. Галилей выделил два основных метода экспериментального исследования природы: (1) аналитический (метод резолюций), когда вычленяются предельные феномены познания, логически возможные, но не представимые в реальной действительности; (2) синтетически-дедуктивный (метод композиций), когда на базе количественных соотношений вырабатываются некие теоретические схемы, которые применяются при интеграции явлений и их объяснении.

И. Кеплер установил три закона движения планет вокруг солнца, правда, не объясняя причины движения.

Ньютоновские открытия завершают первый подэтап и открывают второй, названный ньютоновским. В «Математических началах натуральной философии» (1687) И. Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы И. Кеплера и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных. Ньютоновская картина мира стабильна, понятна, геометрически четко определена. Время, пространство и материя там субстанциальны и независимы.

Второй этап зарождения и формирования революционных идей начинается с 1830-х гг. и длится до его конца.

В это время Дж. Максвелл открывает теорию электромагнитного поля, параллельно с ним идею электромагнитного поля выдвигает М. Фарадей.

Материя уже рассматривается и как вещество, и как поле одновременно. Теория электромагнитного поля привела к более глубокому пониманию единства мира.

Вторая линия подрыва классической картины мира – учение Ч. Лайеля о непрерывном изменении земной поверхности, целостная концепция эволюции живой природы Ж. Ламарка и теория катастроф Ж. Кювье. Заканчивают подготовку к перевороту в научном мировоззрении три великих открытия: (1) клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна; (2) закон сохранения и превращения энергии Ю. Майера, Дж. Джоуля и Э.Х. Ленца; (3) теория Ч. Дарвина.

В результате такого научного прорыва происходит секуляризация человеческого сознания, эмансипация научного мышления от фидеистических и организмических категорий, его натурализация, отказ от топографической иерархии – верх-низ, формирование идей однородности и изотропности, забвение антропоцентризма, демократизация и эффективизация научного поиска, рождается универсальный космизм.

Эпоха классической науки не мыслит предела человеческому разуму. Г. Галилей вопрошает о том, кто возьмется поставить разуму пределы, а Б. Паскаль говорит о бесконечности науки.

18 Классическому этапу развития науки присущ целый ряд характеристик.

Во-первых, происходит размежевание между частными науками и философией. К философским основаниям классической науки можно отнести следующие:

Онтологические – антителеологизм, детерминизм, механицизм.

Гносеологические – объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматическая модель построения теории.

Социальные – дисциплинарные организации, создание научных и учебных заведений нового типа (лаборатории, институты), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки.

В-вторых, возникает новый стиль мышления, опирающийся на эксперимент и математическую методологию, формируются новые методы познания.

В-третьих, субъект практически устраняется из течения эксперимента.

В-четвертых, в этот период наука и картина мира достаточно стабильны.

В-пятых, мировоззрение классического этапа можно назвать детерминистским. Оно включает целый ряд особенностей:

· Натурализм, подразумевающий самодостаточность природы, начинается с разработки нетипичных теологических концепций, таких, как пантеизм и деизм, а развитие естественных наук укрепляет идею единства человека и природы.

· Причинно-следственный автоматизм.

· Комбинаторность как сочетания различных форм, отсюда его инструментальность и механистичность.

· Квантитивизм, определяющий метод измерения как один из основных. С точки зрения классической науки, познать – значит измерить. Отсюда унитарно-количественный, а не гетерогенно-качественный космос.

А также, по мнению В.В. Ильина, это мировоззрение дополняется следующими характеристиками:

· Фундаментализмом как допущением предельных унитарных основоположений, образующих для познавательного много- и разнообразия незыблемый монолит центр-базис, имплицирующий производные от него дистальные единицы знания.

· Имперсональностью как субъективной отрешенностью знания, являющейся следствием погружения последнего в область безличного объективного сущего, чуждого индуцируемых познающим субъектом аксиологических измерений.

· Абсолютизмом, когда субъект воспринимается как асоциальный, аисторичный, среднетипический познаватель.

· Наивным реализмом как онтологизацией познавательной рефлексии: постулирование зеркально-непосредственно-очевидного соответствия знания действительности, восприятия содержания мыслительных отображений реальности как атрибутивного самой реальности.

· Субстанциальностью как элиминацией из контекста науки параметров исследователя.

· Динамизмом – установкой на жестко-детерминистское толкование событий, исключение случайности, неопределенности, многозначности.

· Сумматизмом – ориентацией на сведение сложного к простому с последующей реконструкцией комплексного как агрегата элементарных частей.

· Эссенциализмом как разрывом явления и сущности, сущности и существования.

· Механицизмом как гипертрофией механики как способа миропонимания.

· Куммулятивизмом как трактовкой развития знания как линейного количественного его саморасширения за счет монотонной аддитации новых истин[48].

В это время формируется тип рациональности, названный классическим, который включает в себя:

1) прямой онтологизм – знание прямо соотносится с реальностью;

2) монотеоретизм – должна существовать только одна истинно верная теория, посредством которой данная реальность будет описана;

3) объективизм – выведение субъекта из познавательного пространства.

Вторым этапом является этап неклассической науки (начало ХХ века).

Неклассическая наука кардинально меняет представления о мире. Этому способствует целый ряд открытий в науке. Существенно изменили взгляды на атомную структуру мира А. Беккерель (радиоактивность),
М. и П. Кюри (радий), Дж. Томсон (электрон), Э. Резерфорд (ядро атома). М. Планк создает квантовую теорию, которая вошла в противоречие с электромагнитной теорией Дж. Максвелла, в результате чего возникла дилемма: либо материя абсолютно непрерывна, либо дискретна. Н. Бор на основе предшествующих идей создает свою модель атома. Все эти открытия планомерно подрывали представление об атоме как о первокирпичике материи и первооснове мира.

Следующим моментом подрыва классики стала теория относительности А. Эйнштейна совместно с неэвклидовой геометрией Н.И. Лобачевского. Теория относительности показала, что пространство и время так же относительны, как и материя, и тем самым перевела ньютоновскую концепцию в разряд частного случая общей теории относительности.

Разработки Луи де Бройля, Э. Шрёдингера, В. Гейзенберга, М. Борна в области квантовой механики показали двойственность (корпускулярный и волновой характер) материальных микрообъектов.

На этом этапе возникает, так называемая, неклассическая рациональность в основе которой лежат:

1) методологизм. Научное знание является во многом является коррелятом метода.

2) политеоретизм. В неклассической рациональности присутствует возможность сосуществования нескольких альтернативных описаний реальности.

3) неустранимость субъекта (субъективная составляющая науки, прежде всего, в виде методологических средств и возможностей субъекта, а также признания, что научные знания могут относиться не к самому субъекту, а к сложному комплексу субъект-объектных взаимодействий).

Философским обоснованием неклассической науки становится неклассическая философия.

В области онтологии это: релятивизм (пространства, времени, массы), индетерминизм, массовость (множество объектов любого рода – статистическая система), системность, структурность, организованность, эволюционность систем и объектов.

В области гносеологии: субъект-объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания.

В области методологии: отсутствие универсального научного метода, плюрализм, интуиция, творческий конструктивизм.

В области социологии: «зернистая» структура научного сообщества, многообразие форм научной кооперации, наука – объект правового, социального и государственного регулирования, противоречивое многообразие норм научного этоса.

Со второй половины ХХ века ученые начинают говорить с легкой руки В.В. Степина о возникновении нового этапа развития науки – постнеклассического, который характеризуется еще большим отходом от классических образцов.

Философскими основаниями этого периода в области онтологии являются: системность, структурность, органицизм, нелинейный эволюционизм, телеологизм, антропологизм.

В области гносеологии – проблемная предметность, социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, полезность, экологическая и гуманистическая ценность научной информации

В области методологии – методологический плюрализм, конструктивизм, эффективность, целесообразность научных решений, консенсуальность.

Этот период характеризуется несколькими научными парадигмами: эволюционно-синергетической парадигмой И. Пригожина, Г. Хакена, Э. Янча, У. Матураны, парадигмой системности Ф. Капры, Дж. Чу, Д. Бома, коэволюционной парадигмой И. Пригожина и Н.Н. Моисеева.

Объектом постнеклассической науки являются саморазвивающиеся сложные системы, природные комплексы, включающие человека. Ключевые идеи постнеклассической науки – нелинейность, системность, коэволюция, самоорганизация, идея глобального эволюционизма, синхронистичность, человекоразмерность.

В постнеклассической науке иначе выстраиваются субъект-объект-ные связи. В постнеклассической науке помимо реалий, в которых субъект и объект разделены, допускается и реальность, в которой они не противопоставлены друг другу или когда они оба являются объектами.

Возникает так называемаяпостнеклассическая рациональность, для которой характерно: (1) признание ограниченности научных знаний и сверхсложности реальности; (2) требование учета ценностных параметров мира.

Общепризнано, что наука как целостный феномен образуется в ре­зультате отпочкования от философии отдельных отраслей, точнее уже систем научных знаний, т. е. наук. Становление науки имеет свои пе­риоды, этапы. Таких этапов насчитывают три. Назовем их (По В. С. Степину):

1. Классическая наука (ХУ11-Х1Х вв.). Господство классической меха­ники (Галилей и Ньютон). Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

Принципы:

Антителеологизм

Детерминизм

Механицизм

Объективные методы исследования,

Эксперимент

Дисциплинарная организация

 

Важное!

- Создание научных и учебных заведений нового типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества)

- Усиление связи науки с производством

- Возникновение массовой науки.

 

2. Неклассическая наука (конец XIX - 1-я половина XX в.). Разрабатывается релятивистская и квантовая теория, отвергается объективизм клас­сической науки. Между объектом и субъектом познания помещается мир (или иные средства познания). Тем самым познание носит более широкий характер.

Лидеры неклассической науки: экономическое, правовое, социальное и государственное регулирование.

Принципы:

Системность

Структурность

Организованность

Вероятностный характер научных законов и теорий;

Важное:

Интуиция; творческий конструктивизм

Многообразие форм научной кооперации

 

3. Постнеклассическая наука ( Неонеклассическаянаука) (2-я половина XX - XXI вв.).предмет ее исследования – сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, компьютерные, медицинские, социальные и др.).

Лидеры постнеклассической науки – биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.

Неонеклассическая наука – в отличие от классики и неклассики, функционировавших как знания-отображения существенных свойств мира. Неонеклассика, формирование которой происходит в наши дни, функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Если раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающих нашим запросам. Развивается те области науки, которые необходимы для развития общества. Например, информационные технология, генетика, нанотехнологии и т.д.

Иначе говоря, в неонеклассике наблюдается сдвиг от субстанционализма на креативизм, с онтологии на телеологию, что формирует следующие тенденции:

1) Синкретизм – увязывание интенции фундаментальной науки на получение социально работоспособного утилизуемого знания; (междисциплинарные исследования например)

2) Телеономия– вскрытие антропоморфной определенности мира, целесообразно-смыслового начала;

3) Бытие – сгусток ценностно-целевых воплощений, воспринимаемый через призму оптимальных путей выживания.

Кратко говоря, такая наука связана с синергетическим подходом к выяснению нелинейных систем.

 

Отсюда принципы:

- системность;

- структурность;

- органицизм;

- нелинейный (многовариантный) эволюционизм;

- телеологизм;

- антропологизм.

 

Важным в науки этого периода является:

- Коллективность научно-познавательной деятельности;

- Эффективность и полезность научных решений;

- Экологическая и гуманистическая ценность.

 

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (модель, образ), т. е. совокупность теоретико-методологических установок, на картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая наука строится на жестком механическом (лапласовском) детерминизме. Неклассическая имеет парадигму относительности, квантования, дополнительности. Постнеклассическая наука обладает парадигмой самоорганизациинелинейных систем.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!