Таким образом, любые новации возможны благодаря взаимодействию традиций. Именно плюрализм традиций способствует повышению вероятности новых открытий.



 

Виды новации:

1). Преднамеренные (выступают в форме непознанного и формулируются в явном виде как вопрос или проблема) и Случайные (не осознаются и не формулируются, выступая как соприкосновение с неведомым и достигаются как побочный результат работы в рамках традиций).

2). Базисные (изменяют «жесткое ядро» теории, создавая новые услуги) и Модифицирующие (трансформируют ее защитный пояс).

3). Открытие новых методов (наблюдение в подзорную трубу или микроскоп, спектральный анализ, гипотетико-дедуктивного метод) и Новых миров (Микромир, Америка, клетки, атомов).

4). По форме выражения: Обнаружение - столкновение с непознанным, но существующем до этого моменты (открытие Америки). Открытие - соприкосновение с неведомым, которое начинает существовать только после этого открытия (Мир идей Платона, фонемы, шар). Изобретения - оригинальное и практически полезное решение технических задач.

Способы создания новаций в науке:

1) Концепция «пришельцев» в простейшем случае выглядит так: в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, что никак не могли сделать другие. Это изменение ученым сферы научное деятельности, в которую он приносит образцы, установки, методы своей прежней специализации. Недостаток: «пришелец» здесь – это просто свобода от каких-либо традиций, он определён чисто отрицательно, тем, что не связан никакой догмой. Второй случай – учёный из одной области знаний, владевший экспериментальным методом, входит в новую для него область знания с новыми методами и приёмами работы и видит в ней то, чего не видели в ней ранее её изучавшие наблюдатели. (Ласло Йозеф Биро – венгерский журналист, который изобрел шариковую ручку. Флеминг, открывший пенициллин.)

2) Явление монтажа - это новая комбинация из уже известных теорий, методов, установок (А.Вегенер, изучавший идею перемещения материков, но она принадлежит вовсе не ему, ибо высказывалась много раз и многими авторами начиная с XVII в. Сам У.Кэри приводит длинный список имен и работ. Итак, в этом пункте А.Вегенер вполне традиционен. Бросается, однако, в глаза следующее, едва ли случайное совпадение. Как мы уже видели, Вегенер — это астроном, перешедший в метеорологию, к этому можно добавить, что он известный полярный исследователь. Иными словами, он своего рода научный «полиглот», не привыкший связывать себя границами той или иной дисциплины. И именно эту полипредметность, т.е. комплексность, А.Вегенер вносит в обсуждение проблемы перемещения материков, используя данные палеонтологии, стратиграфии, палеоклиматологии, тектоники и т.д. Таким образом, в геологию пришел не человек, свободный от геологических традиций, а универсал, умеющий работать в разных традициях и эти традиции комбинировать. Можно сказать, что А.Вегенер внес в геологию метод монтажа.).

3) Получение побочного результата. Ученый желает получить одно, но вдруг получает другое. Исследователь занят совсем другими вещами, но среди условий его работы оказывается налицо, между прочим, такие условия, которые вызывают новые явления. Случайности этого рода встречаются гораздо чаще, чем об этом может поведать нам история, ибо в большинстве случаев такие явления или вовсе не замечаются, или если и замечаются, то не подвергаются научному исследованию. Агносимия – хотели получить философский камень, а получая его открыли яды, красители.

4) Метод метафор. Это перенос образцов решения проблем из одной отрасли знания в другую. Не метод строился здесь под задачу, а наоборот, наличие метода требовало поиска соответствующих задач. Побочные результаты, полученные в рамках одной традиции, подхватываются другой, которая точно стоит на страже.

5) Метафизические переносы (сначала экология - только природа, теперь - любая окр. среда: города, семьи и др.) – экстраполяция терминологического аппарата, методов, установок с одной сферы знания на др.).

Этапы развития научной новации.

1. Этап выдвижения новации. Это наиболее таинств фаза научного процесса, которая чаще всего объясняется 3 способами: гносеологический стимул (для развития чего-либо важно решить проблему), психологический стимул (слова), социальный стимул (деньги).

2. Пролифирация – разрастание организма: работа по оптимизации новации в рамках эпистомологической ниши, без предъявления ее научной общности.

3. Легимация – предъявление новации научному сообществу (как результат традиций).

4. Концептуализация – новации уже не полагается как результат традиции, которая является ее закономерным следствием, а начинает противопоставляться ей, оформляясь в виде конструирующего с традицией системы знания.

5. Корреспонденция – новации и традиции определяют границы друг друга и делят проблемное поле науки.

6. Кононизация – новации воспринимаются как традиции признаются в качестве таковой всем научным сообществом.

Инновационные программы. Инновации часто граничат с тем, что принято называть антинаукой (квазинаукой), или ересью. Поскольку научная картина мира (НКМ) обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение конкретного концептуального основания, не всё полученное в ходе научного поиска знание принимается ей в качестве научного.

Традиционная наука в штыки встречает принципиально новые знания, видя в них угрозу господства своего авторитета. Поэтому академии наук могут представлять собой не только храм и хранителей научной элитной мысли человечества, но и выступать в роли инквизиции. Особенно это характерно для научных сообществ тоталитарных и авторитарных политических режимов.

Инновационное знание означает нахождение принципиально нового варианта поиска Истины, требующего максимального использования творческого потенциала личности ученого. Именно творчество заметно отличает инновационное познание от схоластического. Схоластика есть выхолащивание творчества, его имитация. Поэтому в инновационном знании первое место занимает философия творчества, уходящая в тайны человеческого гения. Гениальное всегда есть инновационное. Но вслед за гением идет схоласт. Он как дворник подметает опавшую за гением листву, стирает о нем истинное знание и выстраивает мир по своему образу и подобию. На одного гения приходится несколько тысяч схоластов.

Процесс развития инновационного знания предусматривает отказ или даже слом устаревшего традиционного знания, в котором были обнаружены следы явного заблуждения. В таком случае инновационному знанию никак не обойтись без критики (верификации и фальсификации) схоластики. Знание становится схоластикой тогда, когда появляется инновация и когда научный ум отказывается в силу различных причин признать в «старом знании» заблуждение и начинает его отстаивать всеми возможными средствами.

Исследования американских ученых в области философии техники (Э. Лейтон) показали, что только 9 % из технологических инноваций «имели в качестве своего источника новейшие научные достижения, а 91 % имели в качестве своего источника предшествующие технологии. Из выявленных 9 % инноваций только 0,3 % имели источник в области фундаментальных исследований. Все это убедительно показывает, сколь незначительна сиюминутная отдача науки и насколько затруднен процесс движения новейших научных разработок в сферу технологии и производства»[35].

Если материальные выгоды инновации разработчиками не доказаны тем, кто будет внедрять на практике, то ее судьба может сложиться весьма печально. Поэтому у всякой инновации всегда должно быть на высоте рекламное сопровождение. Мониторинг и маркетинг науки всегда должны соответствовать друг другу. Но если научный мониторинг предшествует научной деятельности, то научный маркетинг сопровождает результаты научной деятельность в процессе их непосредственного внедрения в практику.

Инновация есть максимальное применение духом своего творческого потенциала в деле познания нечто нового и с целью преодоления схоластики. Поэтому инновация всегда сопровождается верификацией полученного знания.

Именно столкновение интересов новации и схоластики приводит к возникновению в науке конфликтов. Научный конфликт – двигатель научного прогресса. Он позволяет сделать наиболее адекватный выбор научной позиции в процессе селекции научного знания. Честное (открытое) столкновение научных идей – необходимое для продвижения вперед научной мысли действие (акт). Но ситуация в корне меняется, когда вместо «столкновения научных идей» происходит столкновение каких-то посторонних (ненаучных) интересов конкретных ученых или даже неких научных сообществ. Научный спор не должен превращаться в сведение личных счетов между учеными, школами или даже целыми науками[36]. Поэтому научный конфликт никогда не должен выходить за рамки научной профессиональной этики.

Но самой главной ценностью всего процесса научного познания является творчество. Наука без творчества сразу же превращается в схоластику, ибо до бесконечности начинает рутинно перебирать (пересматривать) уже существующие положения, постоянно зачем-то их добавляя, пересматривая и тут же опровергая. Когда наука замыкается исключительно на одной себе, она отворачивается от инновации в сторону схоластики.

 

ТЕМА 3: « ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ».

 

12 Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний

Наука - это одна из форм общественного сознания, иначе сказать форм духовного производства. Прежде чем стать социальным институ­том (XVII в.), наука прошла большой путь, начиная с античной эпохи. В античную эпоху существовала одна общая, нерасчлененная область зна­ния - натурфилософия, включавшая в себя знания о природе, обществе, о человеке. Конечно, предпосылки науки складывались и в Древнем Вос­токе, Египте, Индии, Китае: здесь были зачатки астрономии, математики, логики и т. д. Но все-таки наиболее заметным было формирование (появ­ление) преднауки в античном мире. Там зарождалась наука. Даже в самой глубокой древности складывалась преднаука в своеоб­разном виде каких-то ценностных установок-«делай как я» в соответст­вующих мастерских, где обучали людей ремеслу. По окончании какого-то периода менялся принцип: «делай, как можешь». Скажем, в платонов­ской академии, в аристотелевском лицее был дан простор для самореали­зации способностей.В. С. Степин в книге «Теоретическое знание» выделяет две стадии в эволюции науки, которые соответствуют двум различным методам по­строения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятель­ности. 1-я стадия относится к зарождающейся науке, 2-я характери­зует науку в собственном смысле слова.

Таким образом, есть преднаука, где лишь зарождаются элементы (предпосылки) науки. Преднаука - это первые, элементарные, простые попытки обобщения опыта. В.С. Степин считает, что этап преднауки завершается тогда, когда «наряду с эмпирическими правилами формиру­ется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости, как следствия из теоретических постулатов».

Не только в древние времена, но и сегодня преднаука может иметь место. Скажем, формируется какая-то совокупность знаний опытным, т. е. эмпирическим путем, но нет еще достаточно глубоких обобщений - нет теоретического ядра в этой совокупности знаний. Это пока еще только преднаука. Итак, если в системе знаний есть теоретическое ядро, - можно гово­рить, что сложилась наука.

Вопрос о возникновении науки в социокультурном пространстве и ее границах остается весьма дискуссионным и по настоящее время. Существует целый ряд версий по поводу времени вычленения науки из культуры как самостоятельного феномена. И каждая из указанных дат фиксирует определенный момент в истории развитии научного знания. Усматривать в этом разночтении некое противоречие не стоит, так как именно эти даты и указывают нам на сложность и неоднородность процессе генезиса научного знания в качестве самостоятельной мировоззренческой системы. В этом плане можно сказать, что правы все даты, но правы все они по-своему.

Версия 1. Наука возникает в первобытном обществе вместе с появлением культуры как ее неотъемлемая часть. Она отождествляется с практической и познавательной деятельностью, направленной на поддержание человеческой жизнедеятельности как таковой. В этом случае наука становится тождественной понятию культуры и технологии, как, например, у Дж. Бернала. Ряд ученых обозначает ее как протостадию, формирующуюся на аграрной (А. Тоффлер) или традиционной (В.С. Степин) стадии развития цивилизации.

Любая наука имеет обыденно-практический и теоретический уровни.Обыденно-практическим уровнем протонауки являются технологии. Techne – искусство, мастерство, умение, совокупность методов, способов получения какого-либо продукта (материального или интеллектуального).

Теоретическим уровнем является мифология. Миф возникает как рефлексия о мире.

Следуя теории мифа К. Хюбнера, можно проанализировать миф и современную науку по целому ряду параметров.

Таблица 1


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!