Вот почему геометрия Эвклида — это не наука в целом, а только одна из ветвей математики.



В Античный и Средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука в собственном смысле слова (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии.

Формирование зачатков н знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в древней Греции при «великой колонизации». Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей, его составляющих. Эти их представления получили название натурфилософских. Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование знаний в этот период.

Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.

 

Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм.

1. Атомистика. Решение космогонической проблемы, поставленной Парменидом, далее развитая . Левкиппом и Демокритом. Мысль о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц - атомов, красной нитью проходит через всю историю естествознания. Зарождение атомистических представлений можно проследить в нескольких регионах мира, в частности в некоторых философских учениях Древней Индии (школы ньяйя и вайшешика) III-I вв. до н. э. Но именно древнегреческая атомистика сыграла наиболее важную роль в истории естествознания. Почему? Причин много. Одна из важнейших заключена в характере греческой науки о природе. По свидетельству Аристотеля, атомистика возникла в процессе решения фундаментальной проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540-450 гг. до н. э.). Окружающий человека мир изменчив и многообразен. Но за этой многокачественностью, подвижностью, изменчивостью мира скрываются некие неизменные первоначала. Например, существует множество органических соединений, но при всем разнообразии их свойств и составов между ними есть общее: все они в определенных условиях способны вступать в те или иные химические реакции, причем эта способность зависит от состава и строения вещества, от растворителя, от температуры и т. д.

2. Элементаризм. Речь идет о логической связи идей. Космос Эмпедокла образован четырьмя элементами (другое название - стихиями): огнем, воздухом, землей, водой - и двумя силами - любовью и враждой. Элементы Эмпедокла не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, они однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи состоят, по Эмпедоклу, из элементов, как слова из букв. Аристотель добавил к названным выше четырем элементам тончайший эфир надлунных сфер, и в таком виде это учение просуществовало около 2000 лет.

3. Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества, утверждая, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их называть началами и принимать за стихии. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Для объяснения процессов движения, изменения развития вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые.

 

Основной чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической ситуации, невозможностью человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью правителя и бюрократии. Это отразилось как на основных философских системах эллинизма — стоицизме (Зенон), скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.

Таким образом, в античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских схем и претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки в целом.

Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до н.э. до начала VI в. н.э., от возникновения первых философских учений «о природе вещей» (ранней греческой натурфилософии) до падения Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах (529 г.).

В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока: впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы. Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии: появляется и теория науки.

Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии, то есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены» в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчинены религиозным или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется чистая наука, выступающая совершенно самостоятельно и свободно, вне связи с обязанностями чиновников и жрецов.

Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов. Достигла вполне зрелого, развитого вида элементарная математика постоянных величин. На основе чистой математики становится возможным создание теоретической астрономии, в том числе геоцентрической системы мира, господствовавшей в Европе до XVI в.

В это время появляется натурфилософия, как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики, экономики, права и политики.

Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что александрийская библиотека в III-II вв. до н.э., эпохи расцвета античной науки, насчитывала около полумиллиона свитков.

 

Некоторые из крупнейших научных достижений античности:

· атомистика Демокрита (V в. до н.э.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и Лукреция (I в. до н.э.);

· диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до н.э.);

· теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.);

· метафизика, физика, логика, психология, этика, экономика, поэтика Аристотеля (IV в. до Р.Х.);

· геометрия и теория чисел, изложенные в форме дедуктивной научной системы в «Началах» Евклида (III в. до Р.Х.), предпосылки которой были заложены Пифагором и Академией Платона;

· статика и гидростатика Архимеда (III в. до н.э.), его математические работы по вычислению площадей и объёмов;

· теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до н.э.);

· геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.), гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.), работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению радиуса Земли и расстояния до Луны;

· теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);

· исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) и др.;

· медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).

· классическая система римского права, труды древнеримских юристов, и др.

Античная наука в общем и целом имеет теоретически-созерцательный характер. Это не означает, что она имеет чисто «умозрительный» или «спекулятивный» характер. Она опирается и на обыденный жизненный опыт, и на специальные систематические, внимательные, тонкие наблюдения, и на обширный ремесленный опыт, но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским обобщениям.

Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как основы науки в античности отсутствует. Практически-ремесленная, производственная деятельность той эпохи не опирается на науку, если не считать единичных, исключительных случаев, подобных работе Архимеда по созданию оборонительных машин.

Научно-философское знание не было направлено на практически-техническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.

Указывая на причину подобного разделения науки и практики, нередко указывают на то, что в это время физическая, материальная, производственная деятельность во многом была уделом рабов, а потому для свободных людей, учёных – делом низким, презренным.

Но у этого подхода имеются и веские философские основания. Цель науки – истина, цель искусства (техники) – польза. Наука стремится познать в этом изменчивом и многообразном мире нечто единое, вечное, неизменное, совершенное – истинноебытие, которое от человека совершенно не зависит. Искусство же как раз направлено на «текучее», несовершенное, изменчивое и изменяемое человеком. «Тэхне» и «механэ» – всё это сфера человеческой деятельности, его умений, которая касается удобства, пользы и развлечения, но не истины, не бытия. «Механические» изобретения – это не средство познания того, какова природа сама по себе, а её обман, обход, «хитрость» человека. Это – сфера искусственного, т.е. неестественного, того, чего в природе нет, – стало быть, никакого отношения к «бытию поистине» и тем самым к науке не имеет.

Античная наука, от арифметики до метафизики, рассматривает мир в аспекте вечности. Само слово «теория» происходит от греческого «теос» (Бог) и означает «созерцание божественного». Достижение истинного знания об истинном бытии рассматривается как конечная цель науки. Научное знание, как познание вечного и неизменного бытия, самодостаточно, имеет совершенно самостоятельную, более того – высшую ценность. Занятия наукой, познание истины, приобщение души к божественному, совершенному – лучшее, высшее, наиболее достойное занятие человека. Только в научной теории человек достигает конечной цели своего существования как разумное, мыслящее существо, достигает высшего возможного для человека блага. Теория есть высшее добро и высшее благо. По сравнению с тем благом, который даёт человеку само познание, все удобства и удовольствия, которые способны доставить ему техника и практическая деятельность, второстепенны.

Наиболее полное выражение античный идеал научности нашёл в учении Аристотеля, создателя первой теории науки.

Для Аристотеля «знать» – это значит:

1) в поисках причин отдельных явлений восходить ко всё более общим причинам и подняться до всеобщих, первых начал всего существующего;

2) остановиться на умозрительном «созерцании» этих начал;

3) в этом созерцании истинного, вечного и неизменного бытия достичь покоя, конечной цели, завершения процесса познания.

 

Познание

Теоретическое (удел философов)

Практическое (удел рабов)

Творческое (удел художников)

метафизика физика математика

+ логика (Арганон) – орудие или способ всякого познания вообще.

 

 

При таком понимании бытия и научного знания центр всей совокупности человеческого знания, главную и высшую науку образует метафизика.

Таким образом, античная наука ставит научному знанию предел. Бесконечно разнообразно лишь единичное, несущественное. Чем выше мы поднимаемся в науке в поисках причин вещей, тем меньше число начал. Число «первых начал» конечно и невелико. Их можно познать исчерпывающим образом. Подниматься «выше» и «дальше» или идти «глубже» в науке уже невозможно. Можно достичь и «крайней сферы» бытия, и высших пределов знания.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!