Тема 4: «Становление опытной науки в новоевропейской культуре».



Наука в эпоху Нового времени ( XVII - XIX вв.).

1. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

2. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

3. Классическая и неклассическая наука: характерные черты.

 

Эпоха Нового времени знаменует собой новый поворот в восприятии науки как феномена. Теперь это не просто одна из составляющих в развитии общества, это самостоятельное явление, к которому обращено все внимание. Наука воспринимается не как часть философии, искусства или религии, а рассматривается в чистом виде.

XVII столетие можно с полным правом назвать веком пауки и научной революции.

Предпосылки развитию науки формировались во всех сферах жизни общества. Значительные перемены назревали и начались в области общественных отношений. На смену религиозному мировоззрению приходило светское, научное. Философские теоретические накопления подготовили почву для выделения самостоятельных областей знаний. В конце XVIII - начале XIX в. происходили промышленная революция в Англии, политические преобразования в Америке, Франции. Обществу становилась все более ясной практическая польза науки, как и взаимная заинтересованность научных исследований в новых общественных отношениях. Развитию науки в Западной Европе этого периода способствовали и великие географические открытия. Они впервые на опыте показали человеку, что земля имеет шарообразную форму, дали громадный запас новых фактов по многим научным дисциплинам (астрономии, геологии, ботаники, зоологии и т. д.) и оказали величайшее революционизирующее влияние на научную мысль вообще. Следовавшие одно за другим открытия новых морских путей, океанов, неведомых до сих пор земель обнаружили, как неполны, а подчас и прямо ошибочны были знания представителей схоластической учёности, как много старых мнений и представлений должно быть отвергнуто и заменено новыми.

Особенности науки Нового времени:

1. Эпоха научной революции. Самостоятельный статус науки (в каждой из ее конкретных областей была совершена настоящая революция: в математике и физике се осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, В. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии — И. Кеплер, в биологии - У. Гарвей, в химии - Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира — жидкости, газа, твердого тела. Земли, неба и всей Вселенной.

2. Формирование и признание статуса ученого. Теперь личность ученого – это не исключение, а традиция (Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торичелли). В ней формируются фигуры ученых в их современном виде, которые раньше были исключениями. Например, в XVI в. таковым являлся Н. Коперник. Теперь они существуют во множестве. Среди них особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торичелли.

3. Начало научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

4. Философы начинают рассматривать науку в качестве главного средства изменения природы. К такому пониманию науки приходят английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) и французский философ Р. Декарт (1596-1650).

5. Наука зачастую рассматривается как образец или модель построения своих исследований. (Например, философБ. Спиноза (1632-1677) назвал свой основной труд весьма своеобразно: «Этика, доказанная в геометрическом порядке».).

6. Отношение к технике как к фактору, определяющему могущество государства. Создаваемые рабочие машины и универсальные паровые двигатели позволяли передавать им функции, осуществлявшиеся до этого непосредственно рабочими.

7. Сложилась целостная научная картина мира. Не осталось фрагмента действительности, на познание которого не претендовала бы наука.

8. Определилась конкретно-практическая польза науки, повлекшая за собой реформу системы образования, которое должно было основываться на системе научных достижений и светских ценностей. В XVIII в. прогрессивные промышленники начинали понимать важное значение науки для развития хозяйства. Предприниматели, ученые, техники-профессионалы часто общались между собой, обсуждая широкий круг вопросов - от технических усовершенствований на фабриках до социального обустройства общества. Таким было, например, «Лунное общество», собиравшееся в период полнолуния в Бирмингеме (Англия), в которое входили фабрикант железных изделий Д. Уилкинсон, горшечных - Веджвуд, доктор Э. Дарвин (дед Ч. Дарвина), священник и химик Д. Пристли, социальный «фантазер» из Ирландии Эджверт, фабрикант пуговиц, ставший затем производителем паровых машин, М. Болтон. Друзьями этого общества были философ и историк Д. Юм, экономист А. Смит, основатель современной геологии Геттон. Предметом их общения были конкретно-практическая польза науки, реформа системы образования, которое должно было основываться на системе научных достижений и светских ценностей.

9. Эталоном научности в XVIII в. стала механика. Для нее создавались прежде всего новые экспериментальные приборы и оборудование, что вело к развитию отраслей механики - гидромеханики (науки о равновесии и движении в жидкостях), пневматики (науки о движении газов), баллистики (о свободно движущихся в газообразных средах твердых телах).

Развитию механики способствовало и возрождение провансальским священником П. Гассенди (1592-1655) античного учения об атомах как частицах, движущихся в пустоте. Атомам были приписаны свойства иметь инерцию и тяжесть. Идеи атомизма были использованы И. Ньютоном, что позволило ему обосновать возможность действия одних и тех же законов, распространяющихся во всем неорганическом мире. Затем на атомарном принципе создал учение о строении вещества Д. Дальтон (1766-1844) – английский ученый-самоучка, который ввел понятие «атомный вес», рассчитал атомные веса некоторых элементов и составил первую таблицу относительных атомных весов. Открыл закон растворимости газов в жидкостях (закон Генри - Дальтона). Описал дефект зрения – «цветовую слепоту» («дальтонизм») и др.

10. XIX век - эпоха расцвета классического естествознания. Была создана единая система наук. Первые исследования развивающихся, неповторимых явлений, начатые в предыдущем веке И. Кантом и геологами, превратились в спектр естественноисторических наук - геологию, палеонтологию, биологию, эмбриологию и т. д., в рамках которых шла интенсивная полемика о возможностях использования знания о настоящем для понимания прошлого.К середине века идея необратимости процессов живой и неживой природы, как и человеческого общества, стала признанной, а философская диалектика была заявлена как метод постижения таких процессов. Работы Ч. Дарвина, как и развитие физико-математических наук - термодинамики, теории электричества, электромагнетизма,- подорвали веру в универсальность принципов построения знаний в механике (механическая картина мира) для понимания всех природных явлений, заложили основание для формулирования альтернативных картин мира (электромагнитной и т. д.). В то же время естествознание все теснее связывало себя с производством. Появились первые научно-исследовательские институты. Важным лицом стал инженер.

11. Создание первых научных сообществ нового типа. Развитие науки, рост внимания общественности к ее возможностям привели к созданию первых научных сообществ нового типа. К их числу относятся Лондонское королевское общество (1662), идею которого выдвигал еще Ф. Бэкон, Французская королевская академия наук (1666). Они функционируют до настоящего времени. Начало их возникновению положили собрания друзей, интересовавшихся наукой. Свобода общения талантливых людей сделала свое дело - наука утвердилась как важнейший институт нового времени.

 

16 По своей значимости наука по меньшей мере уравнивается с философией. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию науки приходят английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) и французский философ Р. Декарт (1596-1650).

эмпиризм рационализм
Ф. Бэкон — родоначальник эмпиризма   Последователи: Т. Гоббс, Дж. Локк Р. Декарт – родоначальник рационализма Последователи: Спиноза, Лейбниц
Признание чувственного опыта основным источником наших знаний. Источником знания является разум, а не чувства.
Наука является главной формой подлинного знания. Ф. Бэкон: «Знание — сила!»   Развитие идеи о культуре, в основе которой будут лежать разум и наука. Р. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую».

человек впервые предстает как преобразователь и покоритель природы

Наука при этом выступает главным средством покорения природы, а человек как обладающий властью над природой до середины XX в., когда разразится экологический кризис

Первым заявил о необходимости обратиться к изучению законов природы для их практического использования. Он создал план «Великого восстановления наук», написал отдельные разделы этой универсальной, по его мнению, системы естественнонаучных знаний, имевших практическое значение. Основная цель - нахождение принципов теоретического научного мышления. Сформу­лировал три закона механического движения (инерции, взаимодей­ствия тел и количества движения). Он подчеркивал значение для науки принципа детерминизма (всеобщей причинной обусловленно­сти в природном мире).
Разработал метод научного познания (индукцию) и показал, как им пользоваться.   Разработка метода как поиск истины. Декарт выделяет два основных средства познания: интуицию и дедукцию.

 

Комментарий к Бэкону в таблице (7 строка). Начальным этапом индукции Бэкон называл сбор фактов и их систематизацию. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Возьмем любимый пример Бэкона: кто-то хочет найти формулу тепла. Для этого он соберет в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он соберет вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, а во вторую - лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. И наконец, в третьей таблице соберут случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Следующим этапом индукции, по мнению Бэкона, должен быть анализ полученных данных. На основе сравнения этих трех таблиц мы можем выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно, по мысли Бэкона, движение. В этом проявляется так называемый "принцип исследования общих свойств явлений". Дополнив индукцию целым рядов приемов, Бэкон стремился превратить ее в искусство вопрошания природы, ведущее к верному успеху на пути познания. Особую роль в познании играет истинная индукция, которая позволяет делать не только наиболее достоверные, но и новые выводы. При этом новые выводы получаются не столько как подтверждение исходного предположения, а как результат анализа фактов, противоречащих доказываемому тезису. И здесь Бэкон прибегает к эксперименту, как инстанции, устанавливающей истинность фактов, противоречащих доказываемому положению. Таким образом, индукция и эксперимент помогают друг другу.

Таким образом, Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки: вплоть до наших дней. Возможно, более важным является то, что они всячески подчеркивали определяющую роль науки в жизни общества.

 

Сущность экспериментально-математического метода Галилея состоит в следующем: достоверное знание достигается экспериментированием, опирающимся на строгое математическое описание.

Ещё со времён Аристотеля считалось, что чем больше тяжесть тела, тем быстрее оно падает на землю, и это убеждение просуществовало 1500 лет вплоть до Галилея. А Галилей показал, что тела разной массы имеют одинаковую скорость падения, при этом он учитывал влияние среды (воздуха). В результате экспериментирования с падением тел была определена постоянная g.

Эксперименты Галилея включали в себя 2 уровня:

1). мысленный эксперимент (воспроизводит природные явления в виде неких идеальных конструкций);
2). реальный эксперимент (представляет собой техническое воплощение мысленного эксперимента.

Галилей соединил эксперимент с математическим описанием и придал физическим идеализациям математическую форму. В мировоззренческом плане Галилей сформулировал эвристическую программу (парадигму), идущую в разрез с миропониманием средневековья. Обнаружил возможность исследования закономерности движения небесных тел в модельных экспериментах.

Философия Ф. Бэкона была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться. И по своим намерениям, и в действительности Бэкон играл в философии роль реформатора.

Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы, так и человека с некоторой методологически единой точки зрения.

В своем произведении "Великое Восстановление Наук" Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.

Его первая часть "Разделение наук" призвана была дать обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний и указать темы, которые, прежде всего, нуждаются в дальнейшем изучении. Вторую часть составлял "Новый Органон или указания для истолкования природы". Здесь излагалось учение о методе познания как "законном сочетании способностей опыта и разума" и "истинной помощи" разума в исследованиях вещей. В противоположность дедуктивной логической теории аристотелевского "Органона" Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежат опыт и эксперимент, определенная методика их анализа и обобщения. Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению и систематизации различных природных фактов, свойств и явлений, естественнонаучных наблюдений и экспериментов, которые, согласно его концепции, должны были стать исходным материалом для последующего индуктивного обобщения.

Заслуга Бэкона, в частности, состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Более того, наука не может строиться просто на непосредственных данных чувства.

В трактате "О достоинстве и преумножении наук" Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментирования, в частности изменение, распространение, перенос, инверсию, усиление и соединение экспериментов.

Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции, "которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы". Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического исследования, а как метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания, или, как он выражался, естественной философии.

В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.

Бэкон решительно переосмысливает предмет и задачи науки. В отличие от античности, когда к природе относились созерцательно, становится задача обращения научного знания на пользу человечеству: "знания - сила", Бэкон ориентирует на поиск открытий не в книгах, как схоласты, а в процессе производства и ради него. Он обосновывает важность индуктивного метода (от единичных фактов к общим положениям).

Близкие цели ставятся и Рене Декартом, но он предлагает анализ, требующий строгой последовательности в познании по образу математики. Особую роль Декарт отводит самосознанию ("мыслю, следовательно, существую"), а также методическому сомнению.

В истории математики Декарт занимает весьма видное место. Он сыграл решающую роль в становлении современной алгебры: ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита переменные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.

Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии. Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать.

Декарт разрабатывал метод, необходимый для отыскания истины. Выделяется два основных средства познания: интуицию и дедукцию.

Интуиция - центральное положение картезианского рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности. Поэтому учение Декарта об интуиции совпадает с учением об "естественном свете разума".

Под интуицией имеется в виду "понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума". Интуиция выступает элементарным актом познания и его "точкой роста", а само познание понимается как последовательность, упорядоченная цепочка интуиций.

Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного.

Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления.

 

18

Отношение к технике как к фактору, определяющему могущество государства, стало устанавливаться с начала XVIII в. Во второй половине века началось формирование техники промышленной революции с использованием достижений науки. Создаваемые рабочие машины и универсальные паровые двигатели позволяли передавать им функции, осуществлявшиеся до этого непосредственно рабочими. В XIX в. происходило развитие техники крупного машинного производства с системой рабочих машин, приводимых в действие паровым двигателем. Наука все более становилась производительной силой общества. В свою очередь, в ней появлялись идеи, которые использовались для создания новых типов машин, двигателей, новых отраслей производства (химических, электротехнических и др.).

 

 

Характерные черты

Классическая наука (ХУ11-Х1Х вв.). Неклассическая наука (конец XIX - 1-я половина XX в.).
Господство классической меха­ники (Галилей и Ньютон). Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Принципы: Антителеологизм Детерминизм Механицизм Объективные методы исследования, Эксперимент Дисциплинарная организация   Важное! - Создание научных и учебных заведений нового типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества) - Усиление связи науки с производством - Возникновение массовой науки. Разрабатывается релятивистская и квантовая теория, отвергается объективизм клас­сической науки. Между объектом и субъектом познания помещается мир (или иные средства познания). Тем самым познание носит более широкий характер. Лидеры неклассической науки: экономическое, правовое, социальное и государственное регулирование. Принципы: Системность Структурность Организованность Вероятностный характер научных законов и теорий;   Важное! - Интуиция; творческий конструктивизм - Многообразие форм научной кооперации

 

Классическая наука (ХУ11-Х1Х вв.). Господство классической меха­ники (Галилей и Ньютон). Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

Принципы:

Антителеологизм

Детерминизм

Механицизм

Объективные методы исследования,

Эксперимент

Дисциплинарная организация

 

Важное!

- Создание научных и учебных заведений нового типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества)

- Усиление связи науки с производством

- Возникновение массовой науки.

 

2. Неклассическая наука (конец XIX - 1-я половина XX в.). Разрабатывается релятивистская и квантовая теория, отвергается объективизм клас­сической науки. Между объектом и субъектом познания помещается мир (или иные средства познания). Тем самым познание носит более широкий характер.

Лидеры неклассической науки: экономическое, правовое, социальное и государственное регулирование.

Принципы:

Системность

Структурность

Организованность

Вероятностный характер научных законов и теорий;

Важное:

Интуиция; творческий конструктивизм

Многообразие форм научной кооперации

Таким образом, развитие науки в эпоху Нового времени поставило перед человечеством три взаимосвязанные проблемы:

а) осознатьхарактер научного мышления;

б) наладить функционирование науки как социального института;

в) определить характер общественных отношений в связи с фактом существования науки.

 

Комментарий из учебника.

XVII столетие можно с полным правом назвать веком пауки и научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках и в тесном единстве с философией, религией и искусством. Теперь она четко обособляется, начинает существовать в чистом виде. В ней формируются фигуры ученых в их современном виде, которые раньше были исключениями. Например, в XVI в. таковым являлся Н. Коперник. Теперь они существуют во множестве. Среди них особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торичелли.

Наука не только стала самостоятельным явлением, но и в каждой из ее конкретных областей была совершена настоящая революция. В математике и физике се осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, В. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии — И. Кеплер, в биологии - У. Гарвей, в химии - Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира — жидкости, газа, твердого тела. Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

Более сложной выглядит ситуация с философией. Она также обособляется от других областей культуры — в особенности от религии и литературы, с которыми у нее вплоть до XVI в. сохранялись довольно тесные связи. Даже у Д. Бруно философия все еще переплетается с религией, мистикой и поэзией. По сравнению с ним Леонардо да Винчи был гораздо большим еретиком и атеистом, хотя и не пострадал от инквизиции. В XVII в. грань между философией и религией становится вполне отчетливой.

Что касается ее отношений с наукой, то они остаются очень тесными, однако существенно меняются. Раньше типичной была фигура философа, который наряду с собственно философскими исследованиями занимался еще и научными, рассматривая их в качестве второстепенных и прикладных. Философия преобладала над наукой, включая ее в свою компетенцию.

Теперь ситуация существенно меняется. По своей значимости наука по меньшей мере уравнивается с философией. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию науки приходят английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) и французский философ Р. Декарт (1596-1650).

Бэкон является создателем эмпиризма, признающего чувственный опыт основным источником наших знаний. Он строго отграничивал науку от религии, считая, что последняя не должна вмешиваться в научные дела, что наука является главной формой подлинного знания. Бэкон является автором известного лозунга: «Знание — сила!»

Декарт — в отличие от Бэкона — стал родоначальником рационализма, согласно которому источником знания является разум, а не чувства. Он является автором знаменитого афоризма: «Мыслю, следовательно, существую». О нем трудно сказать, кем он был больше — философом или ученым, ибо был не только философом, но и выдающимся математиком, физиком и физиологом, внесшим огромный вклад в развитие этих наук. Декарт развивает идеи о культуре, в основе которой будут лежать разум и наука, а не религия.

Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки: вплоть до наших дней. Возможно, более важным является то, что они ясно видели и всячески подчеркивали определяющую роль науки в жизни общества. Независимо друг от друга оба они поставили перед человечеством совершенно новую и грандиозную задачу: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Тем самым они пошли гораздо дальше гуманистов Возрождения.

Утверждая существование трех реальностей — Бога, природы и человека, гуманисты Возрождения в основном ограничивались возвышением человека, его уподоблением Богу, а также поэтическим восхищением и воспеванием природы. Бэкон и Декарт смотрят на все это иначе, как ученые и практики.

В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Бог у них отходит на задний план, а человек не просто находится в центре мироздания, но заявляет о своих притязаниях на власть над миром. В воззрениях Бэкона и Декарта человек впервые вполне определенно предстает как преобразователь и покоритель природы. Наука при этом выступает главным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX в., когда разразится экологический кризис и перед человеком вновь встанет гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?»

Новое в отношениях между философией и наукой проявляется также в том, что некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632-1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобразно: «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В этом труде этические положения действительно излагаются в форме геометрических теорем, которые доказываются и сопровождаются схолиями и короллариями. Примечательно, что в отличие от гуманистов, смотревших на свободу как на высшую ценность, Спиноза понимает ее рационально, как ученый, и определяет как осознанную необходимость. Такое определение для гуманистов звучало как смертный приговор свободе.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 940; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!