Конфуций с учениками . Гравюра на дереве .



КОНФУЦИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ


...День стоял жаркий, повозка уже не первый час тащилась по разбитой дороге. Престарелый Конфуций изне­ могал от палящего солнца, но, следуя древним нормам поведения, ничем не выдавал своего недовольства. Нако­ нец дорога свернула в тень деревьев, а вдали показалась гора Тайшань — одна из высочайших святых вершин Китая. «Сколь свято и сколь спокой­но это место, - - подумал Конфу­ ций. -- Счастливы люди, живущие здесь в умиротворении».

Из состояния благостных разду­ мий его внезапно вывел пронзитель­ ный крик: какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Конфуций оста-


новил повозку и, согласно древнему ритуалу, несколько минут предавал­ ся печали вместе с незнакомой жен­щиной — ведь смерть объединяет всех, — а затем послал своего учени­ка Цзы-лу спросить, не надо ли чем помочь.

— Вы так убиваетесь... Похоже, вы скорбите уже не о первой утра­ те, — сказал Цзы-лу.

—Да, так оно и есть, — горест­ но подтвердила заплаканная жен­ щина. — Когда-то от когтей свирепо­ го тигра погиб мой свёкор. А затем погиб и мой муж. Сегодня же я поте­ ряла единственного сына — его тоже убил тигр.


Дорожные

Встречи

Конфуция .


 

Так почему же вы не покинете
эту деревню? Разве можно жить в та­
ком опасном месте?! — в недоумении
воскликнул Цзы-лу.

Зато здесь нет жестоких вла­
стей, — кратко ответила женщина,

Конфуций, слышавший этот раз­ говор, согласно кивнул головой. Неизве­ стная женщина сумела выразить, мо­жет быть, самое потаённое, что носил в душе Великий Учитель. Когда Цзы-лу вернулся к повозке, Конфуций при­стально посмотрел на него и произнёс: «Запомним это, ученик. Жестокая власть страшнее свирепого тигра!»,

Эта история о скромном китайском мудреце Конфуции, который подарил миру великое учение о гуманности и священном долге, который учил людей в любых ситуациях следовать Ритуа­лу — универсальным правилам и нор­мам жизни.

О себе Конфуций не любил гово­рить и свой жизненный путь описал в нескольких строчках: «В 15 лет я обра­тил свои помыслы к учёбе. В 30 лет я обрёл самостоятельность. В 40 — сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился от­личать правду от лжи. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала».

В этом высказывании весь Конфу­ций — человек и идеал традиции, из­вестной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведе­ния, которые он считал священными, «небесными», стая нравственным ори­ентиром всей китайской традиции. Учение Конфуция весьма многогран­но: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, переда­ваемых из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тыс. лет. Прави­ла эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали определённый способ мышления. До сих пор конфуцианство служит источ­ником, питающим китайскую культуру и во многом определяющим лик ки­тайской нации.

Сегодня трудно найти человека, не слышавшего о конфуцианстве и его



знаменитом основателе Конфуции (551—479 до н. э.), имя которого в ки­тайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом наставнике, став­шем нравственным идеалом сотен миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, по­литики и учёные всего мира, изрече­ния Конфуция можно услышать даже от малограмотного китайского кресть­янина.

По конфуцианским принципам в наше время живёт не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур. Причём принципы эти настолько органично вошли в ткань национальной культуры, что лю­ди часто сами не замечают, как гово­рят словами Конфуция.

Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге «Лунь юй» (VI в. до н. э.), название кото­рой принято переводить как «Беседы и суждения». Она состоит из коротких записей бесед Учителя с последовате­лями, из лаконичных афоризмов Кон­фуция и описаний важных эпизодов его жизни.

Принято считать, что Конфуций и является основателем конфуцианст­ва. Это не совсем так. Из уст самого мудреца исходило в основном учение о духовном и житейском облике чело­века; он говорил о необходимости со­блюдать ритуалы и нормы поведения, быть справедливым и человеколюби­вым, чтить старших и заботиться о младших. Он не уставал напоминать, что «достойный человек прежде всего должен спрашивать с себя, а ничтож­ный человек спрашивает с других». Для Конфуция непременным признаком человека культурного, укротившего в себе животное начало, было почита­ние прошлого. Таким образом, он про­поведовал сложное моральное учение. Однако на протяжении веков трактовка конфуцианства не раз изме­нялась, порой придавая учению самые причудливые черты. В конце концов конфуцианство превратилось в поли­тическое и социальное учение о прин­ципах справедливого и гармоничного



Конфуций с учениками . Гравюра на дереве .


управления государством и взаимоот­ношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор.

Конфуцианцев называли жу, что переводится как «книжники». Просла­вились они не просто чтением книг, но твёрдым знанием канонов, ритуалов. Жу прекрасно разбирались в календа­рях (что немаловажно для сельского хозяйства) и высоко ценили древние книги. Особым авторитетом пользо­валась у них знаменитая «Ши цзин» («Книга песен») - первый в Китае сборник фольклорных стихов, вклю­чавший более 300 речитативов. Превы­ше всего конфуцианцы ставили живое знание традиции, умение воплотить её в жизнь. Правда, встречались и такие, кто предпочитал «мёртвую букву писа­ний». Как-то Конфуций сетовал по по­воду одного такого книжника: «Затвер­дил наизусть „Триста песен", а назначь его на должность — не справится, от­правь послом в чужое царство — не су­меет там ответить как должно. Хоть и много прочёл — а что толку?».

Учению Конфуция была уготова­на сложная судьба: оно то превраща­лось в основополагающий принцип правления, то подвергалось страшным гонениям. Например, во времена прав­ления первого императора Шихуанди (династия Цинь, III в. до н. э.), создате­ля централизованного государства на территории Китая, было сожжено мно­жество конфуцианских книг, убиты сотни последователей Конфуция. Тог­да к власти пришли последователи ле­гизма — учения об управлении обще­ством и государством. Они являлись ярыми противниками конфуцианства и отвергали лозунг Конфуция: «Правле­ние через добродетель, через соблюде­ние норм поведения и образование народа». Легисты («законники») устана­вливали новые строгие законы и до­вольно жестокими методами заставля­ли их соблюдать.

Однако конфуцианство быстро сумело оправиться и настолько глубо­ко проникло в политическую культуру и социальную систему Китая, что ос­тавалось официальной идеологией страны вплоть до 1913 г. В политике оно нашло компромисс с легизмом, в народной духовной практике — с дао­сизмом (см. статью «Даосизм»).


Однако прежде чем рассказать о сути учения Конфуция, необходимо разобраться в вопросе, уже не одно десятилетие вызывающем споры учё­ных: можно ли назвать конфуцианст­во религией?

НЕРЕЛИГИОЗНАЯ РЕЛИГИЯ

Для европейца Восток таит множество неожиданностей. Человек, воспитан­ный в традициях европейской культу­ры, с детства усвоивший определённые нормы поведения и склад мышления, имеет и вполне устойчивые представ­ления о религии. Даже тот, кто мало знаком с богословием, знает, что в большинстве религий присутствует по­нятие высшего существа — Бога. В раз­ных религиях Бог носит разные имена: в иудаизме — Яхве, в христианстве — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, в исламе — Аллах.

В Китае наблюдается совсем иная картина: здесь невозможно обна­ружить понятия «Бог» как такового. Но есть понятие «Дао». Дао во многом наделено чертами ветхозаветного Бо­га: творит весь мир и предоставляет ему полную свободу, в том числе и свободу воли и выбора для человека, не властвуя над ним. Оно может даже карать — в трактате «Дао дэ цзин» всплывает странное упоминание о «Великом палаче».

Приобщение к этому высшему началу достигается личным подвижни­чеством, беззаветным и мужествен­ным вверением себя Дао. Не случайно Конфуций говорит о «вере» или «дове­рии» к Небу — высшее начало нельзя постичь или логически осознать, мож­но лишь довериться этому божест­венному потоку.

В споре по поводу того, является конфуцианство религией или просто этической философией, обе стороны окажутся в равной степени правы. Конфуцианство выражает особый вос­точный тип религиозного сознания, хотя Конфуций не знает понятия «Бог», а Небо, обожествляемое в Древ­нем Китае, для Учителя лишь крите­рий истины, с которым надо вечно се­бя сверять, а не объект поклонения.


КОНФУЦИЙ И ЛИНЬ БЯО

Во все времена конфуцианство критиковали по различным пово­дам. Но, пожалуй, самый неожиданный удар по конфуцианству был нанесён уже в наши дни. В 1972—1976 гг., во времена «культур­ной революции», в Китае была развёрнута мощная политическая кам­пания под лозунгом критики Линь Бяо и Конфуция. Линь Бяо, дол­гое время находившийся на высших постах в руководстве Китайской Народной Республики, в какой-то момент оказался противником за­нимавшего пост руководителя страны Мао Цзэдуна. Линь Бяо неред­ко цитировал Конфуция и неплохо знал «Лунь юй» («Беседы и су­ждения»). Поэтому удар был нанесён расчётливо — через критику древнего учения был дискредитирован современный политик.

Конфуция обвинили в том, что он «проповедовал рабовладель­ческий строй», и назвали реакционером. Ему в вину ставилось то, что он, будучи «заядлым консерватором», призывал лишь изучать древние книги «Ши цзин» («Книгу песен») и «Шу цзин» («Книгу ис­тории»), находя в них образчики поведения. А конфуцианская про­поведь основных норм поведения (сам Конфуций называл это Ритуалом), таких, как «человеколюбие», «сыновняя почтительность», оказалась «оголтелой зашитой интересов рабовладельческого класса». В тех же грехах был уличён и Линь Бяо, объявленный ре­визионистом. Он якобы «использовал учение Конфуция в качест­ве реакционного оружия в своих попытках узурпировать власть».

Все перипетии этой политической кампании довольно слож­ны (примечательно уже хотя бы то, что она велась после гибели Линь Бяо), гораздо важнее другое: Конфуций на протяжении ты­сячелетий оставался мощным рычагом воздействия на сознание миллионов людей. Кстати, обвинение кого-то в «приверженности к Конфуцию» в Китае звучит довольно странно — в стране труд­но найти человека, который в той или иной мере, иногда сам то­го не сознавая, не был бы конфуцианцем, не следовал бы нормам поведения, завешанным Конфуцием.

Сразу же после окончания «культурной революции» Конфу­ций был реабилитирован. Сегодня на его родине, в местечке Цюй-фу, открыт огромный мемориальный комплекс, к которому ведёт многорядное шоссе. Здесь практически ежегодно проводятся научные конференции, собирающие учёных из десятков стран ми­ра. Духу Конфуция совершают поклонения в кумирнях, проводят­ся даже специальные праздники, посвящённые Великому Учите­лю, с красочными представлениями.

С привычной европейской точки зре­ния конфуцианство нельзя в полном смысле слова назвать религией. В тра­диционном Китае даже не было такого слова. Многие основные направления китайской философской мысли объ­единялись одним понятием — цзяо, что в переводе означает «учение», а точнее, «духовное учение».

И даосизм, и конфуцианство, и моизм (носящий имя основателя учения Мо-цзы), призывавший к бескорыстно­му служению людям и всеобщей люб­ви, и школа легистов, говорившая о правлении через жёсткое соблюдение




Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!