Конфуций , достигший великой мудрости . Работа современного художника .
высшее умение. Для конфуцианца «хорошее умение» и «хорошее знание» -это такие же добродетели, как долг, человеколюбие, почтительность. Их не изобрели люди, все эти качества существовали в мире изначально, до человека, а следовательно, приобщаясь к ним, он идёт к Небу. Действительно, благородный муж «не должен уметь многое», как свидетельствовал Конфуций, и ремёсла — не его занятие; он должен освоить то, что дано изначально, и поэтому, не овладев ничем в отдельности, он может знать всё. В этом и заключено мистическое высшее умение.
«РАЗМЫШЛЯТЬ И НЕ УЧИТЬСЯ -ГУБИТЕЛЬНО»
Выявление культуры в себе — это вечное учение, образование. Процесс обучения для Конфуция составляет часть Ритуала. Более того, между учителем и учеником нет особой разницы и лучшим наставником оказывается именно тот, кто лучше всех учится сам.
Конфуций постоянно говорит о необходимости учения — сюэ. Именно с учением он связывает совершенство-
вание человека, а точнее, «выявление человеческого в человеке». Пустые раздумья без изучения канонов губительны. Внутри себя всё равно не найдёшь того, чем обладала «высокая древность», поэтому следует целенаправленно обучаться. «Я часто целые дни не ем и целые ночи не сплю, всё думаю, но от этого нет пользы. Лучше уж учиться, — говорил Конфуций. — Учиться и не размышлять - напрасная трата времени; размышлять и не учиться -губительно». Учиться надо всегда и везде, не стесняясь учиться даже у прохожего и простолюдина. «Идя в компании двух человек, я всё равно найду, чему научиться у них. Хорошие качества я постараюсь перенять, а узнав о плохих чертах у других, я постараюсь исправить то же самое у самого себя».
|
|
Конфуций одним из первых открывает бесплатные школы, подчёркивая благотворительно-возвышенный характер обучения в них: он готов обучать за символическую плату -- «за связку сухого мяса».
Казалось бы, что здесь удивительного? Разве не во всех странах проповедники, миссионеры, мудрецы стремились просвещать людей и подчёркивали необходимость учения?
Но Учитель не передаёт информацию; в нашем понимании он ничему,
Изваяния учеников Конфуция в храме в Цюйфу .
Фигура Цзы Сы , племянника и ученика Конфуция , в храме в Цюйфу .
Абрикосовый алтарь в храме Конфуция . Здесь Конфуций проводил беседы .
собственно, и не учит. Он не рассказывает, как надо жить. Он существует в этом мире как нравственный ориентир, как указатель Пути. Сам указатель ещё не гарантирует, что человек сумеет дойти до конца Пути, но это уже залог того, что дорога выбрана правильно.
Учитель передаёт себя, свой образ, свой духовный облик Ученик не столько воспринимает информацию, сколько воспроизводит в себе учителя. Он. как говорили китайцы, ступает «ему в след», не случайно иероглиф «ту» («ученик») можно перевести как «тот, кто идёт следом". Китайские наставники понимали это как мистическое перевоплощение ученика в своего учителя, А отсюда и странный метод обучения Конфуция: кажется, он говорит ни о чём, всю жизнь проводит в беседах, а не в чтении лекций. Он заставляет ученика соучаствовать в работе своей мысли, требует от него живого сопереживания, добиваясь передачи знаний «от сердца к сердцу". И тогда в словах уже нет необходимости.
|
|
«Не поговорить с человеком, с которым стоит поговорить, — значит потерять человека, — считает Конфуций. — А говорить с человеком, с которым не стоит говорить, — значит терять слова. Мудрец не теряет ни слов, ни людей».
Конфуций опирается на примеры из древности, он рассказывает о правителях и мудрецах, живших сотни лет назад. Для него история — не набор
фактов, его не очень интересует, когда и что произошло, как это интересовало бы современного историка. Конфуцию важно другое: как повёл себя человек в той или иной ситуации, сумел ли проявить человеколюбие, выполнил ли свой долг, не нарушил ли Ритуал? История для китайцев будто соткана из забавных анекдотов, но в них сокрыт немалый смысл. Учитель заставляет учеников как бы выверять себя древностью — в этом заключается сам метод обучения Конфуция.
|
|
Чему же следует учиться? Сам Учитель говорил: «Я не отношусь к тем, кто родился со знаниями. Я люблю древность и благодаря этому, проявив понятливость, приобрёл их».
По мнению Конфуция, учиться надо лишь одному — древности, точнее тому порядку, который существовал когда-то у предков, чтобы воспроизвести его в сегодняшней жизни. Именно учиться, а не изучать. Ведь изучение предусматривает определённый метод, сложную теорию, проверку этой теории практикой. Для конфуцианцев такое «изучение» древности неприемлемо, человек должен своим сердцем, своим сознанием прикоснуться к знаниям древних мудрецов. Это было чисто мистическое проникновение.
Чему же Конфуций учил своих учеников? Один из его биографов, Сыма Цянъ, утверждал, что весь процесс основывался на четырёх «дисциплинах», а точнее — на четырёх темах.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!