Конфуций , размышляющий о себе .
Храм Неба . Пекин .
неправильно нарезана, и никогда не ел, если не использован правильный соус». Пусть кругом было достаточно пищи, он избегал есть что-либо, кроме риса. Пил ли Конфуций, как большинство китайцев того времени? «Он просто он никогда не пил до такой
степени, чтобы попасть в неудобное положение».
Зачем нужны такие мелкие подробности из жизни мудреца? Разве не важнее его высказывания и мысли? Ведь от Учителя обычно ждут чего-то великого — поступка, слова, трактата. А здесь какие-то мелочи, недостойные славы Великого Конфуция... Учитель учит не столько поучениями, сколько своим образом; по сути вся его жизнь и есть наставление. То, как он живёт сам, чем питается, часто оказывается важнее, чем все его речения, ведь ученики стремятся походить на учителя во всём. Так и в еде господствует четкий ритуал, и если кто-то записал, что Конфуций не ел испорченную пищу и не переедал, значит, зная самого Конфуция, можно сказать, что так было всегда и ни одного отступления от этого правила он не допустил. Именно поэтому Конфуций до сих пор учит людей примером своей жизни.
Мы тоже не едим «испорченного и изменившего цвет». Однако для нас это привычка, жизненная осторожность, а для Конфуция — «правила поведения». За свою неосторожность большинство людей расплачивается в крайнем случае здоровьем, конфуцианец же «теряет лицо», а это страшнее самой мучительной смерти. Общест-
|
|
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА МЭН - ЦЗЫ
В спорах о природе человека конфуцианцы вырабатывали и свой особый метод аргументации. Если сам Конфуций лишь отвечал на вопросы и мягко возражал оппонентам, то его последователь Мэн-цзы прибегал к сложным и остроумным формам полемики. Как, например, ярко и образно доказать, что все живые существа от рождения обладают одинаковыми природными свойствами? Вот как это делал Мэн-цзы.
Однажды некий Гао-цзу сказал:
- То, что дано от рождения, и
называется изначальной природой.
— А это не то же самое, что сказать: «Белое — это то, что я подразумеваю под белым»? — спросил в ответ Мэн-цзы.
— Да , это так.
— Белизна белого пуха —
не то ли самое, что белизна белого
снега, а белизна белого снега —
не то ли это самое, что белизна бе
лой яшмы?
— Да, это так.
— В этом случае не значит ли,
что изначальная природа собаки
такая же, как и изначальная приро
да быка, а изначальная природа
быка такая же, как и природа че
ловека?
Мэн-цзы использовал в споре аналогию, сначала заставляя собеседника согласиться с очевидным, а затем незаметно подводя его к более сложной мысли: человек по своим природным свойствам ничем не отличается от «низкой» собаки. Вопрос лишь в образовании, воспитании, вопрос — в культуре.
|
|
Мэн - цзы — великий последователь Конфуция .
Купол храма Неба . Пекин .
венное мнение признаёт его недостойным звания «человека», нарушителем древних ритуалов, что равносильно моральной гибели.
«ВОЛЯ НЕБА»
И ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА
Одним из самых известных последователей Конфуция стал Мэн-цзы (около 372—289 до н. э.), потомок аристократического рода из царства Лу. Именно он стремился превратить учение Конфуция не просто в духовную доктрину, а в идеологию.
Мэн-цзы искал ответа на вопрос: почему события происходят именно так, а не иначе? Почему один человек получает трон, а другой — вполне достойный и честный — погибает в безвестности? Мэн-цзы пришёл к выводу, что всему причиной — «воля Неба». Например, один из первых правителей Китая, полулегендарный Шунь, «приобрёл Поднебесную лишь потому, что Небо дало её ему». И войны, и ненастья происходят именно потому, что «Небо не хочет, чтобы Поднебесная мирно управлялась... Небо посылает испытания
людям, чтобы закалить их, проверить их преданность и честность, дабы потом возложить на них великую миссию».
Почему в древности происходила смена правителей? Потому что Небо соглашалось с этой сменой. Мэн-цзы так объяснил, каким образом в древности честный и смелый Шунь пришёл на смену не менее честному, но уже старому Яо: «Яо представил Шуня Небу, и Небо приняло его. Он представил его народу, и народ принял его».
|
|
В дальнейшем родилась целая доктрина о «небесном мандате», или «мандате на правление» — тянъ мин, уходящая корнями в учение ранних конфуцианцев. Этот своеобразный документ даётся Небом наиболее достойному из людей, который становится правителем или императором и зовется «сыном Неба». Власть его не от мира сего: она освящена Небом. Небо наделяет его дэ - «благой силой», «добродетелью». А правитель в свою очередь изливает благость на своих подданных и даже на «варваров четырёх сторон света». Тогда в Поднебесной царят порядок и гармония. Этой благостью, проистекающей от Неба, могут обладать и великие мудрецы.
Не случайно считалось, что достаточно поселиться неподалеку от хижины мудреца или даже пройти мимо него, как дела улучшатся.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!