Для решения судебных вопросов в храме Конфуция в Цюйфу . В подобной беседке сидел и Конфуций , когда служил в должности судебного чиновника .
Кун Цзимао — прямая наследница Конфуция в 72- м . поколении — и последний император Китая Пу И на празднике , посвящённом памяти Конфуция .
Ежегодный праздник, посвящённый годовщине рождения Конфуция. В исполнении музыкантов, одетых в традиционные наряды эпохи Великого Учителя, звучит музыка, воспитательную роль которой он так высоко ценил.
монахов и аскетов), сочетающего в себе и военные, и гражданские таланты.
Более того, человек, не приобщённый к духовным учениям и не окруживший себя мудрецами, не имел права сидеть на троне. Долг мудреца — предложить свой ум для решения политических проблем. Подобные предложения делались в чисто китайской, конфуцианской манере -намёками, хитроумными отказами, т. е. с соблюдением всё того же Ритуала. Эта машина «прихода во власть», запущенная ещё в эпоху Борющихся царств, действовала в течение многих веков.
Так и конфуцианство оказалось не просто отвлечёнными рассуждениями об идеалах гуманности и долга, но вполне практичным социальным и этическим учением. Конфуцианство
ИДЕАЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ
В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Идеальный правитель— всегда мудрей, человек, с которым «разговаривает Небо». Сам Великий Учитель неоднократно приводил в пример идеальных правителей древности. Но вот что удивительно: большинство величайших мудрецов Китая так и не удостоились высоких должностей. Лао-цзы никогда не поднялся выше заурядной, хотя и почётной, должности хранителя архивов. Конфуций лишь однажды в течение трёх месяцев исполнял обязанности старшего судьи в царстве Лу.
|
|
Один из последователей Конфуция, Мэн-цзы, будучи в известной степени противоположностью своему скромному духовному учителю, не стыдился сам предлагать себя в правители. Причём видел в этом чисто космическую необходимость: «Если Небо захочет, чтобы Поднебесная мирно управлялась, то именно сейчас для этого и наступило время. А кто же найдётся для этой роли лучше, чем я?». Не следует удивляться такому необычному высказыванию конфуцианца, ведь это не просто хвастовство. Мэн-цзы считал своей миссией установить мир и гармонию в Поднебесной и должен был её исполнить.
Правда, Мэн-цзы так и не занял высокого поста, поскольку в реальной жизни честный мудрец и интеллектуал часто лишь мешает правителю.
Отношения Конфуция с государством были странными. Он несколько раз занимал официальные посты, но понимал, что ни на одном из них так и не смог добиться воплощения своего нравственного идеала. Однажды его открыто спросили: «Почему вы не занимаете высокий пост?». Конфуций объяснил, как обычно сославшись на одну из самых древних книг: «„Книга истории" говорит: „О! Будучи просто добропорядочным сыном и испытывая воистину братские чувства к своим братьям, человек может оказывать влияние на правителя". Делая это, человек фактически участвует в управлении. Так как же может возникнуть вопрос о том, почему я не занимаю высокий пост?».
|
|
В другой раз Конфуций согласился принять пост. Какие же аргументы понадобились, чтобы убедить его? К мудрецу обратился некий Ян Хо, занимавший одну из высших чиновничьих должностей в царстве Ни и влиявший даже на политику царства Лу:
— Можно ли назвать человеколюбивым того, кто, накопив богатст-
ва, позволяет государству сбиться с пути? Я бы таковым не назвал его. Можно ли назвать мудрым того человека, который, будучи всегда готовым участвовать в общественной жизни, всегда отклоняет такую возможность? Я бы таковым не назвал его. Дни и месяцы уходят. Время не на нашей стороне.
Конфуций ответил кратко:
— Хорошо, я приму пост.
Но что заставляет человека служить государству? Конечно же, долг. Не приказ, не закон, а внутренний нравственный долг. «Долг» — ключевое понятие в проповеди Конфуция. Подданный должен служить государю, государь — заботиться о подданных.
|
|
Где истоки этого долга? Естественно, в глубокой древности, когда все жили, опираясь на нравственные понятия, которые и старался вернуть к жизни Конфуций.
Для Конфуция понятие долга — это продолжение человеколюбия и справедливости как части Ритуала.
Долг... Долг во всём, и вся жизнь — высшее долженствование. В конечном счёте долг по отношению к государю, к отцу, к старшим всегда оборачивается долгом человека перед Небом.
стало именно той философией, которая реально воплотила часть своих идеалов в жизнь.
Какая ещё философская школа за пределами Дальнего Востока может претендовать на то, чтобы править государством в течение тысячелетий с небольшими перерывами?
Как ни умны были предложения Платона о переустройстве государства, они оказались отвергнутыми, и платонизм не стал государственным учением. Не взошли со своими доктринами к трону власти ни Аристотель, ни Пифагор, ни гении духа Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Недолго сумели влиять на государственный курс англичанин Фрэнсис Бэкон и француз Клод Анри Сен-Симон. Величайшие русские религиозные философы Владимир Соловьёв, Николай Бердяев стойко сторонились государственной машины, размышляя лишь над метафизическими, космическими механизмами жизни государства.
А вот китайцы (в том числе и сам Конфуций, а в ещё большей степени
Мы поможем в написании ваших работ! |