Валькирии, норны, ётуны, Клитемнестра, Ифигения



74. Охарактеризуйте компанию сэра Тоби Белча и её роль в комедии Шекспира "Двенадцатая ночь"

75. Что такое "Колодец гигантов" в "Божественной Комедии" Данте

76. Каким предстаёт Люцифер в "Божественной Комедии" Данте

73

ВАЛЬКИРИИ - В древнескандинавской традиции валькирии – бессмертные воительницы, состоящие на службе у Одина. С древнеисладского языка слово «valkyria» переводится как «подбирающая убитых». Важно отметить, что вопреки распространенному представлению валькирии не были крылатыми, в эддических текстах говорится о том, что девы-воительницы восседают на крылатых конях, благодаря которым они способны путешествовать между Асгардом и Мидгардом.

Валькирии изображались статными и светловолосыми девами, облаченными в сверкающие доспехи. От обнаженных мечей валькирий исходит сияние, а гривы их скакунов сочатся небесной влагой (на основе данного описания многие исследователи полагают, что в образе валькирий древние скандинавы поэтично запечатлели перистые облака волшебных форм). Также валькирий изображали со щитами и копьями. При этом их доспехи и оружие сверкали так ярко, что именно этот блеск, как полагали древние скандинавы, является причиной появления северного сияния. Согласно тексту «Видения Гюльви» (первая часть «Младшей Эдды») валькирии служат Одину. Всеотец посылает их на поля сражений, валькирии решают исход битвы и выбирают, кто достоин пасть в схватке. Погибших они забирают в Вальхаллу и Фольксвангр. Всего валькирий тринадцать (по другой версии – девять), в Эдде Стурлусона приводится полный перечень имен, принадлежащих девам-воительницам. Но среди них выделяются три: Гунн («битва»), Рота («сеющая смятение») и Скульд («долг»), именно они решают, как закончится битва и кто в ней погибнет. При этом в самих битвах валькирии не принимают участия, более того, несмотря на то, что зовутся они воительницами, в эддических текстах мы не встречаем эпизодов, где описывается, как валькирии сражаются с кем-либо. Однако в том же «Видении Гульви» есть упоминания о том, что валькирии прислуживают в Вальгалле. Они вовсе не ублажают эйнхериев, как полагают многие. Валькирии лишь следят, чтобы кубки павших воинов всегда были наполнены. В эддических текстах валькирии называются «дочерьми Одина», хотя более поздние мифы упоминают, что девами-воительницами становятся дочери конунгов и прославленных воинов.

Любопытно, что в позднегерманской мифологии образ валькирий претерпевает существенные изменения. Это уже не полубогини, которые служат Одину, а смертные девы, отличающиеся храбростью и воинским мастерством. В частности, валькирии выступают возлюбленными легендарных скандинавских героев Велунда и Хельга. Знаменита валькирия Сигрдива («Речи Сигрдивы»), которая сделала неверный выбор в поединке между Агнаром и Хьяльм-Гуннаром. Гуннар был более достоин победы, его выбрал сам Один, по Сигрдива питала чувства к Агнару, поэтому выбрала его. За это Один усыпил Сигрдиву, лишил ее возможности участвовать в битва и, как сказано в соответствующем мифе, дал ей возможность выйти замуж (то есть можно предположить, что «полноценная» валькирия не могла иметь постоянного мужчину). Как полагают многие исследователи, образ валькирии Сигрдивы с течением времени трансформировался в Брюнхильду, возлюбленную Сигурда («Песнь о Сигурде», позже легшая в основу «Песни о Нибелунгах»). Также известно, что валькирией была дочь Тора и Сиф по имени Труд («сила»).

 

НОРНЫ – вопрос 22

ЁТУНЫ - В скандинавской мифологии Ётуны (другой вариант произношения – Йотуны) – могучие великаны, потомки первого живого существа Имира, который был убит братьями Одином, Вили и Вё, внуками первочеловека (инеистого великана) по имени Бури. При этом слово «ётун» является своего рода прозвищем, с древнескандинавского «jötunn» переводится как «обжора». С точки зрения расовой принадлежности Ётуны являются турсами («þursar» на древнескандинавском и «thurs» на древнеисландском и английском), то есть собственно великанами. При этом, по всей видимости, великаны Ётуны не являются инеистыми великанами (гримтусенами, на древнеисландском «hrim-thurs»), проживающими в Нифльхейме. Йотуны отличались невиданной силой, огромным ростом и (в отдельных случаях) исключительной мудростью. Также, судя по эддическим мифам, великаны в большинстве своем агрессивны и являются главными противниками асов (а также потенциально – жителей Мидгарда). Великаны Ётуны живут в Ётунхейме (Йотунхейме, с древнескандинавского «jötunheimr» переводится как «земля ётунов»). Это место было построено асами на востоке от Асгарда для Бергельмира, единственного великана, пережившего смерть Имира (которому он приходился внуком). По легенде, Бергельмир успел построить лодку и таким образом вместе со своей женой спасся от великого потопа.

В текстах Старшей и Младшей Эдды великаны Ётуны (Йотуны) почти всегда выступают антагонистами асов. В большинстве случаев они злобны и агрессивны, внешне напоминают людей (нигде напрямую не сказано, что они отличаются от последних чем-то, кроме исполинского роста). В частности, песни «Перебранка Локи» и «Мед поэзии» из Старшей Эдды демонстрируют Ётунов как могучих, но простодушных созданий, которые проигрывают асам в хитрости и коварстве. Кроме того, Тор неоднократно побеждал Йотунов в поединках без особого труда (однако Хрунгнира он одолел лишь благодаря смекалке Тьяльви, то есть – нечестно).

Важно отметить, что Локи является чистокровным Ётуном, он сходился с другими великанами Ётунами (например, с Ангрбодой) как в гуманоидном облике, так и в образе животного (с жеребцом Свадильфари). В этом многие исследователи видят чудовищность Ётунов, их дикую, стихийную природу, которая зачастую проявлялась в виде откровенных уродств (в качестве примера можно привести многоголового великана Трудгельмира).

Тем не менее, многие великаны Ётуны считались выдающимися мудрецами, к которым прислушивались асы. Например, одним из хранителей мудрости был Мимир, охранявший источник у корней Иггдрасиля. Позже голова Мимира была забальзамирована Одином и Всеотец советовался с ней перед важными событиями (в частности – перед Рагнареком).

Другой знаменитый великан Ётун по имени Эгир был у древних скандинавов олицетворением спокойного, «мирного» моря. С асами он состоял в дружественных отношениях, неоднократно приглашал их к себе домой и посещал их пиры. Более того, существует версия, согласно которой «девять матерей» Хеймдаля – это дети Эгира и его жены Ран. Не менее известен другой Йотун, Вафтруднир. Его имя с древнеисландского дословно переводится как «сильный в запутывании», он состязался в мудрости с самим Одином («Речи Вафтруднира» из «Старшей Эдды», хотя нужно отметить, что у этой саги есть множество более поздних вариаций). Вафтруднир проиграл спор, хотя его ответ на коварный вопрос Всеотца был справедлив.

Тем не менее, великаны в скандинавской мифологии чаще выступали отрицательными персонажами. Ётуны пытались отобрать у асов их жен – Идунн и Фрейю, охотились за артефактами богов, в частности – за молотом Тора и золотыми яблоками Идунн. В поздних скальдических сагах сказано, что асы во главе с Одином в итоге разгромили инеистых великанов Нифльхейма. Но ничего не сказано про Ётунхейм, и этот факт вызывает много вопросов. Также распространено заблуждение относительно того, что Йотуны обитали в Утгарде. Это неверно, так как Утгард не входит в число Девяти Миров, это трансцендентный мир, сродни славянскому «тридевятому царству». Неизвестно, где он располагается и кем населен, ведь Тор во время своего случайного путешествия в этот мир видел там лишь «людей могучего сложения», но не великанов, да и сам Утгарда-Локи не называется ни турсом, ни хримтусеном.

 

КЛИТЕМНЕСТРА - в греческой мифологии супруга Агамемнона; дочь Леды и Тиндарея, сестра Елены. Однажды отец Клитемнестры забыл почтить жертвой Афродиту, и разгневанная богиня предсказала, что дочерям Тиндарея суждено будет пройти страшные испытания и что они будут несчастливы в браке. Первой эту судьбу испытала Клитемнестра; она вышла замуж за Тантала, внука Пелопа, но Агамемнон, убив Тантала и новорожденного сына Клитемнестры, принудил ее стать его женой (Еврипид, Ифигения, 1148-1156). В этом браке у нее родились три дочери (их имена традиция называет по-разному; в позднейшей литературе принято Ифигения, Хрисофемида и Электра) и сын Орест.

Ненависть Клитемнестры к мужу вспыхнула с новой силой после жертвоприношения Ифигении. Так распорядился Агамемнон, чтобы обеспечить благополучное отплытие ахейского флота под Трою. Пока муж воевал под Троей, ее любви домогался двоюродный брат мужа Эгисф, но она вступила с ним в связь лишь после того, как он сослал на необитаемый остров придворного аэда, которому Агамемнон поручил наблюдать за нравственностью супруги. По Гомеру Эгисф и Клитемнестра стали любовниками, поддавшись на уговоры Навплия.

Возвратившийся на родину Агамемнон был убит Эгисфом при участи Клитемнестры, причем сама она лично убила наложницу мужа, Кассандру. По Эсхилу это была месть за убийство дочери Ифигении (Эсхил, Агамемнон, 1412-1421, 1521-1529, 1551-1559). По Пиндару она боялась разоблачения своей связи с Эгисфом (Пиндар, Пифийские оды, XI 22-29). От Эгисфа Клитемнестра родила троих детей: Алета и Эригону. Она не позволила Эгисфу убить Электру, не скрывавшую своей ненависти к ним, а лишь выдала дочь за микенского крестьянина, чем обрекла ее на нищету.

Вместе с Эгисфом Клитемнестра погибла от руки сына Ореста, отомстившего за смерть отца. Судьба Клитемнестры и ее родных явилась достаточно сложным сюжетом для великих трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, которые порой совершенно различно изображают и характер Клитемнестры и ее участие в убийстве мужа.

 

ИФИГЕНИЯ - в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитеместры, сестра Ореста. Первоначально эпитет и одна из разновидностей Артемиды, почитавшейся и в историческое время с этим прозвищем в Гермионе и других местах. Когда Ифигения выделилась в греческом мифотворчестве в качестве героини, то о происхождении ее и обстоятельствах жизни сложились самые разнообразные легенды. Благодаря великим аттическим трагикам, обрабатывавшим этот сюжет, наиболее распространенной версией мифа стала следующая.

Когда греки отправлялись под Трою и готовы были уже пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (по другим источникам Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. За это богиня наслала безветрие, и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхас объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это, и Ифигения была вытребована в лагерь, под предлогом обручения с Ахиллом. Когда она прибыла туда и все уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила Ифигению козой, а ее на облаке похитила и унесла в Тавриду, где Ифигения стала ее жрицей и умерщвляла перед ее алтарем странников, заносимых туда бурей.

В Тавриде много лет спустя нашел Ифигению ее брат Орест, который преследуемый эриниями, прибыл туда вместе со своим другом Пиладом, по приказанию дельфийского оракула, чтобы увести в Элладу изображение Артемиды Таврической, упавшее, по преданию, с неба. Брат и сестра вместе возвратились на родину и Ифигения продолжала служить в храме Артемиды в аттическом поселении Бравроне. Здесь уже в историческое время показывали могилу Ифигении, а в соседнем селении Галах Арафенидских и других местах деревянную статую Артемиды, доставленную якобы из Тавриды.

 

74

Весельчаки и балагуры. Создатели комичности.

Орсино, герцог Иллирийский. Себастьян, брат Виолы. Антонио, капитан корабля, друг Виолы. Валентин |                    } приближенные герцога Курио  | Сэр Тоби Белч, дядя Оливии. Сэр Эндрю Эгьючик. Фабиан  |                       } слуги Оливии. Фесте, шут | Оливия. Виола. Мария, камеристка Оливии. Придворные, священник, матросы, пристава, музыканты, слуги.   Место действия - город в Иллирии и морской берег вблизи него.75Колодец гигантов – предверие 9 круга ада, который охраняют гиганты Немврод, Эфиальта и Антей, заключённые в колодцы.76Люцифер трёхликий. 77. Вальхалла, Иггдрасиль, Морхольт, Одиссей, Дафна 78. Какие пары влюблённых героев выводит Шекспир в комедии "Двенадцатая ночь"? Охарактеризуйте их кратко. 79. Кто такие Франческа да Римини и Паоло Малатеста в "Божественной Комедии" Данте

 

77

ВАЛЬХАЛЛА – вопрос 25
ИГГДРАСИЛЬ
– вопрос 13

МОРХОЛЬТ - это один из героев легенды о Тристане и Изольде; в поздних рыцарских романах — рыцарь Круглого Стола. Если его имя варьировалось от одной литературной версии этой легенды к другой, то его роль как противника Тристана в поединке «божьего суда», в котором Морхольт отстаивает притязания Ирландии, оставалась неизменной.

Различные версии называют его племянником короля или королевы Ирландии, а в поэтическом романе Готфрида Страсбургского он оказывается братом Изольды Белокурой.

В своде Мэлори, где Морхольт назван одним из шести рыцарей, одержавших победу над Гавейном, история его поединка с Тристаном изложена следующим образом. Несмотря на то что с давних пор Корнуолл выплачивал дань Ирландии, король Марк Корнуоллский с самого своего воцарения правдами и неправдами избегал отсылать положенное. Наконец разгневанный Лнгвисанс, король Ирландии, отправил в Корнуолл посольство, которое должно было получить дань за семь лет.

Марк в свою очередь, отказавшись выплачивать дань, предложил предоставить решение того, законны ли притязания Ирландии «божьему суду». Ирландский король просил сразиться за Ирландию Морхольта, который не только был связан с ним узами родства, но был также опытным воином и рыцарем Круглого Стола. Поспешно собравшись, Морхольт погрузил свою дружину на корабль и прибыл под стены замка Дор.

Положение короля Марка оказалось едва ли не безысходным, он не мог обратиться к рыцарям Круглого Стола, поскольку они дав клятву не сражаться друг против друга кроме как на турнире, а в Корнуолле едва ли нашелся бы достойный противник Морхольту. Морхольт же ежедневно посылал с корабля гонцов с требованием заплатить дань или выставить своего рыцаря. Когда весть о том, что под стеной столицы Корнуолла стоит рыцарь, вызывающий на поединок того, кто отважится сразиться за Корнуолл, достигла Лионесса, Тристан с разрешения отца отправился в Дор, чтобы, приняв посвящение в рыцари от короля Марка, сразиться с ирландским зачинщиком.

На снаряженном Марком корабле Тристан переправился на условленный для «божьего суда» остров. В первом же столкновении удары противников были столь сильны, что каждый сбросил неприятеля из седла, а Морхольт нанес Тристану весьма серьезную рану. В последовавшем затем пешем поединке Морхольт постепенно начал терять силы. Наконец, удар Тристана пришелся на граненый шлема с такой силой, что пробил стальной наглазник и рассек череп, так что корнуоллский рыцарь лишь с трудом смог выдернуть оружие. В этот момент Морхольт покачнулся и упал на колени. От рывка кусок меча Тристана остался у его противника в черепе. Морхольт внезапно поднялся во весь рост, отшвырнул щит и меч и побежал к своему кораблю. Тристан же подобрал брошенное оружие, крикнув вслед Морхольту, что намерен носить их во всех своих странствиях, чтобы пристыдить рыцарей Круглого Стола.

Дружинники привезли раненого Морхольта в Ирландию. При дворе Ангвисанса его раны обмыли, и только тогда в его голове обнаружился осколок клинка, который, однако, не удалось извлечь. Рана была столь серьезна, что Морхольт умер, а его тетка, королева Ирландии, сохранила у себя кусок стального лезвия в надежде когда-нибудь опознать по нему убийцу.

Морхольт огромен по меркам людей и нежити - его рост выходит за два метра. К этому также присоединяется полный комплект темно-серой с серебряной выделкой брони (на грудной пластине выгравировано стилизованное солнце, символ Серебряного Рассвета), визор шлема, через который не видно лица, и отсутствие сгорбленности, свойственной некоторым из Отрекшихся. Довершает угрожающий образ гигантский цвайхендер в тех же мрачных тонах, висящий за спиной.

Если откинуть забрало шлема, можно полюбоваться на будто застывшее лицо, рассеченное через нос наискось уродливым шрамом, на немигающие огоньки желтых "глаз", и на колтуны черных волос. Характер

 

ОДИССЕЙ - Улисс (латинский Ulixes), в греческой мифологии царь острова Итака, один из предводителей ахейцев в Троянской войне. Он знаменит своим хитроумием, ловкостью и удивительными приключениями. Отважного Одиссея иногда считали сыном Сизифа, который соблазнил Антиклею ещё до брака с Лаэртом, а по некоторым версиям, Одиссей – внук Автолика, "клятвопреступника и вора", сына бога Гepмеса, унаследовавший их ум, практицизм и предприимчивость.

Агамемнон, предводитель греков, возлагал большие надежды на изобретательность и ум Одиссея. Вместе с мудрым Нестором Одиссею было поручено уговорить великого воина Ахилла принять участие в Троянской войне на стороне греков, а когда их флот застрял в Авлиде, именно Одиссей обманом убедил жену Агамемнона Клитемнестру отпустить в Авлиду Ифигению под предлогом ее бракосочетания с Ахиллом. В действительности же Ифигения предназначалась в жертву Артемиде, которая иначе не соглашалась обеспечить греческим кораблям попутный ветер.

Это Одиссею пришла в голову затея с Троянским конем, принесшая ахейцам победу. Греки сделали вид, что сняли осаду с города, и вышли в море, оставив на берегу огромного пустотелого коня, внутри тела которого спрятался отряд воинов под предводительством Одиссея.

Троянцы, радуясь уходу ахейцев, втащили коня в город. Они решили преподнести статую в дар Афине и обеспечить городу покровительство богов. Ночью через потайную дверцу из коня высыпали вооруженные ахейцы, перебили стражу и открыли ворота Трои. Отсюда древняя поговорка: "Бойся ахейцев (данайцев), дары приносящих", и выражение "Троянский конь". Троя пала, но жестокая резня, учиненная греками, вызвала сильнейший гнев богов, особенно Афины, ведь любимицу богов Кассандру изнасиловали в ее святилище.

Странствия Одиссея были любимой историей греков и римлян, которые называли его Улиссом. Из Трои Одиссей взял курс на Фракию, где потерял много людей в сражении с киконами. Затем буря отнесла его к земле лотофагов ("питающихся лотосом"), чья пища заставляла пришельцев забыть о родине. Позже Одиссей попал во владения циклопов (киклопов), оказавшись пленником одноглазого Полифема, сына Посейдона.

Однако Одиссей и его спутники сумели избежать неминуемой гибели. На острове повелителя ветров Эола Одиссей получил подарок – мех, наполненный попутными ветрами, но любопытные мореходы развязали мех и ветры разлетелись во все стороны, перестав дуть в попутном направлении.

Затем на корабли Одиссея напали лестригоны, племя великанов-людоедов, но герою удалось добраться до острова Эя, владения волшебницы Цирцеи (Кирки). С помощью Гермеса Одиссей смог заставить волшебницу вернуть человеческий облик членам его команды, которых она превратила в свиней.

Далее, по совету Кирки, он посещает подземное царство мертвых, где тень слепого прорицателя Тиресия предупреждает отважного Одиссея о грядущих опасностях. Покинув остров, корабль Одиссея поплыл мимо побережья, где сладкоголосые сирены своим дивным пением завлекали моряков на острые скалы. Герой приказал спутникам залепить уши воском, а себя привязать к мачте. Счастливо миновав блуждающие скалы Планкты, Одиссей потерял шесть человек, которых утащила и сожрала шестиголовая Сцилла.

На острове Тринакия, как и предсказывал пророк Тиресий, голодные путешественники соблазнились тучными стадами бога солнца Гелиоса. В наказание эти моряки погибли от бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса. Оставшийся в живых Одиссей чуть не был проглочен чудовищным водоворотом Харибдой. Обессилевшего от истощения, его прибило к острову волшебницы Калипсо, которая выходила его и предложила вступить в брак. Но даже перспектива бессмертия не соблазнила Одиссея, рвавшегося на родину, и через семь лет боги заставили влюбленную нимфу отпустить путешественника.

После очередного кораблекрушения Одиссей, с помощью Афины приняв вид нищего старика, вернулся домой, где долгие годы его ждала жена Пенелопа. Осаждаемая знатными женихами, она тянула время, объявив, что выйдет замуж, когда закончит ткать саван для своего свекра Лаэрта. Однако по ночам Пенелопа распускала сотканное за день. Когда служанки раскрыли ее тайну, она согласилась выйти замуж за того, кто сможет натянуть тетиву боевого лука, принадлежащего Одиссею. Испытание выдержал неизвестный нищий старик, который, сбросив рубище, оказался могучим Одиссеем. После двадцати лет разлуки герой обнял свою верную Пенелопу, которую Афина перед встречей наградила редкой красотой. По некоторым версиям мифа, Одиссей, неузнанный, пал от руки Телегона, своего сына от Цирцеи (Кирки), по другим – мирно почил будучи в преклонном возрасте.

 

ДАФНА - в греческой мифологии горная нимфа, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона, или Амикла). По рассказу Овидия дочь речного бога Пенея и речной нимфы Креусы. Обиженный насмешками Аполлона, бог любви Эрот с вершины Парнаса пустил из своего волшебного лука две стрелы: одна, с золотым наконечником, пронзила сердце Аполлона и заставила его безумно влюбиться в Дафну, а вторая, с тупым свинцовым, попала в Дафну и сделала ее совершенно безразличной к чьей-либо любви. Дафна дала слово сохранять целомудрие и оставаться безбрачной, подобно Артемиде. Аполлон настойчиво преследовал Дафну по лесам и горам и настиг ее на берегу реки Пенея. Дафна взмолилась отцу о помощи, и бога превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший с тех пор лавр своим излюбленным и священным растением (Овидий, Метаморфозы, I 452-567).

 

 

78

Орсино, герцог Иллирийский. Себастьян, брат Виолы. Антонио, капитан корабля, друг Виолы. Валентин |                    } приближенные герцога Курио  | Сэр Тоби Белч, дядя Оливии. Сэр Эндрю Эгьючик. Фабиан  |                       } слуги Оливии. Фесте, шут | Оливия. Виола. Мария, камеристка Оливии. Придворные, священник, матросы, пристава, музыканты, слуги.

79

Франческа да Римини и Паоло Малатеста в "Божественной Комедии" Данте помещены во второй круг ада, в который заточаются сладострастники. («Ад», песнь V) Франческа была обманом выдана замуж за калеку Джачотто, хотя была влюблена в его младшего брата. Они истязаются ураганом за то, что, читая любовную историю Ланселота и Гвиневры, молодые были наполнены безграничной страстью и поцеловались. В это время в комнату влетел разъяренный Джанчотто и обнажил свой меч. В тот момент, когда Джанчотто, решил вонзить меч в брата, между ними встала Франческа и была убита вместе с Паоло. Так, ослепленный ревностью и гневом, Джанчотто убил обоих.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!