Ланселот, Фрейя, гунны и бургунды, данайцы, эпигоны
83. Охарактеризуйте женские образы в комедии Шекспира "Виндзорские кумушки"
84. Кто такой Фарината Дельи Уберти в "Божественной Комедии" Данте
82
ЛАНСЕЛОТ – вопрос 61
ФРЕЙЯ – вопрос 7
ГУННЫ И БУРГУНДЫ - Бургунды, германское племя. Образовали королевства: в бассейне Рейна – в начале V века (завоевано гуннами в 436 году), в бассейне Роны – в середине V столетия (в 534 году завоевано франками). Недолгую, но бурную судьбу пережили бургунды, оставившие богатую мифологию и эпическую традицию, о чем напоминает «Песнь о Нибелунгах». Они происходили с юга нынешней Норвегии, с острова Борнхольм, отличались высоким ростом, рыжим цветом волос и бород. В 417 году бургунды во главе с тремя сыновьями Гибиха – Гундахаром, Гизельхером и Годомаром (Гибих, Гунтер, Гизельхер и Гернот «Песни о Нибелунгах») – дошли до Рейна и заняли римскую провинцию Германия Прима. Центром их владений стал Вормс. Рим вынужден был признать их федератами, даровать наследникам Гибиха римские титулы и ежегодно поставлять продовольствие. В 435 году, недовольные задержкой с поставками, бургунды решили занять провинцию Белгика и были разгромлены римским войском, на стороне которого выступили гунны, предводительствуемые Аттилой (Этцель нибелунгского эпоса). В тот роковой год погибли Гундахар и его братья, что стало основной идеей трагедии «Песни о Нибелунгах». После этого поражения бургунды были переселены на земли вокруг Женевского озера с центром в Лионе. Согласно римской традиции терций, им как воинам, расквартированным на постой, было выделено две трети земель, одна треть имуществ и рабов.
|
|
Гунны (лат. Chunni, Hunni), кочевой племенной союз, сложившийся во II-IV веках в Приуралье из тюркоязычных хунну, пришедших во II веке из Центральной Азии и местных племен угров и сарматов. Передвижение с 370-х годов гуннов на запад дало толчок Великому переселению народов. Покорив аланов Северного Кавказа, гунны во главе с вождем Баламбером перешли Дон и в 375 году сокрушили готскую державу Германариха в Северном Причерноморье. Гунны предпринимали опустошительные походы во многие страны. В 394-395 годах они, пройдя через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию. Обосновавшись в Паннонии, гунны делали набеги на Восточную Римскую империю. По отношению к Западной Римской империи до середины V века они выступали как союзники в борьбе против германских племен. Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен, в который, кроме гуннов, входили покоренные ими остготы, герулы, гепиды, достиг при Аттиле (правил в 434-453). Общественный строй и при Аттиле не вышел из стадии военной демократии, хотя у гуннов росло имущественное неравенство, широкое распространение получило рабство, власть вождя превратилась в наследственную.
|
|
Говоря о судьбах варварских народов, приходится констатировать, что большая часть из них подверглась романизации и исчезла, оставив память о себе в развалинах бургов вождей и в топонимии, и только отдельные из них перешли от язычества к христианству и создали устойчивые государства, ставшие основой последующих народностей и наций. Среди варварских народов наиболее разрушительное воздействие на Европу оказали гунны – тюркоязычные кочевники, происходившие из пределов Гоби и подчинившие к моменту похода на запад несколько сотен племен от Маньчжурии до Согдианы.
В 375 году гунны вторглись на территорию Римской империи. Панический страх, подобно эпидемии, поразил римлян. Гунны вызывали у них жуткие ассоциации своим внешним видом – косматыми волосами, обезображивающими рубцами на лицах, оставленными мечами при обряде инициации, своей, наподобие кентавра, слитностью с конем, которого они не оставляли ни для публичных, ни для частных дел, наконец, своим пристрастием к сыроедению. Само их прозвание – «гунны» – объяснялось христианскими авторами как испорченное «алиорумны», то есть другие, «нелюди», дети готских изгоев и степных ведьм. Гунны казались одним предреченным в Сивилловых книгах возмездием за отступничество от языческих богов, другим – предначертанной в Апокалипсисе карой за приверженность языческому греху и нетвердость в христианской вере. Неслучайно известнейший вождь гуннов – Аттила – именовался «Бичом Божьим». Вот словесный портрет этого «Сотрясателя Вселенной», оставленный Иорданом (VI век): «...рост его был невелик, грудь широкая, и большая голова, глаза узкие, редкая борода с проседью, нос вогнутый, и тело смуглого цвета...». Получив щедрые дары от Рима, Аттила вступил с ним в конфедеративные отношения. Именно он помог римлянам остановить продвижение бургундов. В середине V в. встал вопрос о его браке с Гонорией, за которую гунн намеревался получить в качестве приданого половину империи. Эти чрезмерные амбиции гуннского вождя привели к войне с Римом.
|
|
В 451 году произошла знаменитая битва на Каталуанских полях. На стороне гуннов выступили некоторые германские племена – остготы, гепиды, герулы, ругии, на стороне римлян – вестготы, франки, бургунды, саксы. Накануне битвы было проведено гадание на внутренностях животных, и была предсказана победа гуннов ценой гибели их вождя. Гадание возобновлялось во второй и в третий раз. Для последнего случая были доставлены из Азии белые священные кони, и на сей раз предсказание изменилось: поражение гуннов, но сохранение жизни Аттилы. Только после этого гунны начали битву. Редкое по ожесточенности сражение продолжалось до ночи. Был час, когда казалось, что гунны сокрушены, и Аттила готов был вступить в жертвенный огонь. И все же битва окончилась ничем, не выявив явного преимущества. Опустившаяся на поле мгла развела сражавшихся. За ночь гунны бесшумно оставили свой полевой лагерь, в то время как римляне переночевали на месте битвы и тем самым, по давнему обычаю, снискали себе славу победителей. Но для кочевников как будто дороже была жизнь их предводителя. Вообще в варварских обществах фигура вождя значила больше, чем можно было бы предположить для коллективистского сознания. Судьба вождя нередко оказывалась судьбой племени. Еще в 452 году Аттила осаждал Рим, внимал мольбам и угрозам папы Льва I (440 – 46I годы), а в 453 году внезапно умер, и вместе с ним закатилась звезда азиатских завоевателей. В дальнейшем гунны были ассимилированы более развитыми кельтскими народами Центральной Европы, потомки гуннов в VI веке вошли в племенное объединение аваров.
|
|
ДАНАЙЦЫ - Данайцы (Δαναοί, данаи) — в древнегреческой мифологии (в частности, у Гомера) древнее названиегреков[1] (наряду с аргивянами и ахейцами), с которым связаны такие мифические персонажи, как Данай, Даная и Данаиды.
Данай, в греческой мифологии сын египетского царя Бела и нимфы Анхинои, дочери Нила. Спасаясь от своего брата Эгипта, с которым вместе правил Ливией, он убежал с пятидесятью дочерьми в Родос, а оттуда в Аргос. Аполлодор рассказывает, что когда Бел умер, братья поссорились из-за наследства.
В качестве примирения Эгипт предложил в мужья дочерям Даная своих сыновей, которых тоже было 50. Узнав от оракула, что Эгипт намерен перебить всех Данаид, Данай и его дочери бежали в Пелопоннес, где Данай захватил власть. В Аргосе Данай получил царскую власть от Геланора. Он построил храм Аполлону и научил жителей безводного Аргоса рыть колодцы.
Его дочери, Данаиды, отыскивали ключи и снабдили страну многими колодцами; ими введены также тесмофории, за что впоследствии они сделались предметом почитания в Аргосе. Между тем в Аргос прибыли пятьдесят сыновей Эгипта и силой заставили Даная выдать за них Данаид. По приказанию Даная, которому оракул предсказал смерть от руки зятя, Данаиды в первую брачную ночь убили своих мужей, кроме одной Гипермнестры, спасшей своего мужа Линкея.
И от руки Линкея впоследствии погиб Данай и его дочери (Павсаний, II 16, 1). По имени Даная жители Аргоса стали называться данаями или данайцами. Данаиды за свое преступление были осуждены в Тартаре наполнять водой бездонную бочку; отсюда выражение "работа Данаид" – бесплодная, нескончаемая работа.
Даная, в греческой мифологии по Аполлодору дочь Акрисия и Эвридики, по Гигину (Фабулы, 63) ее матерью была Аганиппа. Сыновей у них не было и утешением являлась единственная дочь Даная. Как рассказывает Аполлодор, обратившись к оракулу по поводу наследника, Акрисий получил ответ, что сына у него не будет, а внук его убьет. Чтобы избежать печальной участи Акрисий заточил Данаю в медную башню, которую охраняли свирепые псы. Однако Зевс проник туда в виде золотого дождя. Плодом этой божественной связи стал Персей.
Ходили также слухи, что Данаю соблазнил ее дядя Прет. Акрисий приказал бросить дочь и внука в море, но они остались живы, так как ящик прибило к острову Сериф, где его поймал в свои сети рыбак по имени Диктис. Прошли годы, и Даная с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, сбежал в пеласгийский город Лариса. Случилось так, что местный царь пригласил Персея поучаствовать в играх. Персей стал соревноваться в пятиборье, и брошенный им диск, отклонившись от своего пути по воле ветра или богов, попал в Акрисия, поразив его насмерть.
ЭПИГОНЫ - в древнегреческой мифологии — сыновья героев, участвовавших в известном походе против Фив, предпринявшие через десять лет после неудачного похода их отцов новую войну. Это были: Алкмеон, сын Амфиарая, Эгиалей, сын Адраста, Диомед, сын Тидея, Промах, сын Парфенопея, Сфенел, сын Капанея, Ферсандр, сын Полиника, и Эвриал, сын Мекистея. В отличие от похода семерых вождей, поход эпигонов начинается при благоприятных предзнаменованиях, указывающих на готовность богов помогать эпигонам; в ответ на это эпигоны обещают посвятить в Дельфы лучшую часть захваченной добычи. По указанию Дельфийского оракула, главное командование досталось Алкмеону, который подступил к городу с большим войском аргивян; фиванцами командовал сын Этеокла Лаодамант. Если в походе семерых вождей в живых остался лишь Адраст, то в походе эпигонов погиб только Эгиалей, которого сразил Лаодамант, сын Этеокла; его, в свою очередь, убил Алкмеон. После этого фиванцы по совету Тиресия послали к аргивянам вестника для переговоров о мире, а сами под прикрытием ночи покинули город. Обнаружив это, эпигоны разорили город и отправили в Дельфы захваченную ими дочь Тиресия Манто с частью добычи (Аполлодор, III 7, 2-5), после этого, в связи с успешным окончанием предприятия, аргивяне вернулись домой. О дальнейшей судьбе жителей Фив существуют различные версии: по одной – они обосновались в Фессалии, по другой – в Иллирии, по третьей – часть их вернулась в Фивы и признала царем Ферсандра (Павсаний, IX 8, 6-7). Поэтическая разработка сказания о войне эпигонов была дана в киклической поэме "Эпигоны" и в нескольких греческих драмах; в Дельфийском храме стояли посвященные аргивянами статуи эпигонов.
Взять другую комедию
84
Фарината дельи Уберти (род. в нач. XIII в.) - глава флорентийских гибеллинов (то есть сторонников империи). Принадлежа к враждебной гибеллинам партии гвельфов (которая в борьбе с притязаниями империи опиралась на папство), предки Данте два раза потерпели разгром (ст. 48). Первым разгромом гвельфов было их изгнание гибеллинами, при содействии конницы императора Фридриха II (см. ст. 119 и прим.), в 1248 г. Их дома и башни были снесены. Спустя три года они вернулись во Флоренцию и в 1258 г. в свой черед изгнали властолюбивого Фаринату и его сторонников. Те заручились помощью Сьены (Сиены) и неаполитанского короля Манфреда («Чистилище», III, 112-113 и прим.) и в 1260 г. близ замка Монтаперти на реке Арбии (ст. 86) нанесли жестокое поражение флорентийским гвельфам и их союзникам. Гвельфам пришлось вторично покинуть Флоренцию. В 1264 г. Фарината умер. В 1266 г., когда Манфред пал при Беневенто, усилившиеся гвельфы возвратились снова. Вслед за тем они прибегли к покровительству Карла I Анжуйского (см. прим. «Чистилище», VII, 112-114), и когда тот выслал им в помощь военную силу, гибеллины, в ночь на пасху 1267 г., навсегда покинули Флоренцию. Особенно сурово отнеслась гвельфская Флоренция к роду Уберти. На месте их срытых домов была устроена площадь; амнистия, предоставлявшаяся другим изгнанникам, никогда на них не распространялась, и те Уберти, которые попадали в руки республики, платились жизнью. Наконец, в 1283 суд инквизиции посмертно осудил «подражателя Эпикура» Фаринату как еретика.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!