Кто написал «Слово о законе и благодати»?
A.Климент Смолятич
B. Никифор Грек
C. Иларион
В каком произведении первоначально был поставлен вопрос о «Русской идее»?
B. «Слово о законе и благодати» Илариона
C. «Русская идея» Н.А. Бердяева
D.«Философические письма» П.Я.Чадаева.
3. Идея об избранности русского народа, о его священном долге перед христианским миром берет начало от:
A.Филофея
B. Нила Сорского
C. князя Курбского
Кто крестил Русь?
A.князь Игорь
B. князь Владимир
C. княгиня Ольга
Кто написал икону «Троица»?
A.Феофан Грек
B. Андрей Рублев
C. Григорий Богослов
Кому принадлежит теория «Москва – третий Рим»?
A.старец Филофей
B. Нил Сорский
C. Иосиф
Кого считают первым российским западником?
A.Иван Грозный
B. А. Курбский
C. Максим Грек
14. Представителем западничества в русской философии был:
A.А.И. Герцен
B. А.С. Хомяков
C. И.В. Киреевский
D.Л.Н. Толстой
15. Сторонником славянофильства был:
A.А.И. Герцен
B. А.С. Хомяков
C. Ф.М. Достоевский
D.П.Я. Чаадаев
16. Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает:
A.приоритет коллективного над индивидуальным
B. свободное единение людей во Христе
C. спасение всех верующих
D.общинное устройство общества
17. Приверженцами идеи европоцентризма являлись:
A.почвенники
B. славянофилы
C. евразийцы
D.западники
Органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности называется:
|
|
A.соборность
B. софийность
C. всеединство
D.теократия
19. Представителями русской религиозной философии были:
A.Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский
B. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин
C. Н.П. Огарев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский
D.С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк.
20. Пассионарность это:
A.социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью.
B. свойство некоторых живых организмов самостоятельно производить внутри себя все необходимые для жизни вещества.
C. диалектическое единство космогонического, гносеологического и эстетического.
D.политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.
21. Представителями философии русского космизма были:
A.Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский
B. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин
C. Н.П. Огарев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский
D.С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк.
22. «Философию свободы» написал:
A.В. С. Соловьев
B. Н. Ф. Федоров
C. Н.А. Бердяев
D.С.Н. Булгаков
Вопросы к программе экзамена по философии:
|
|
1. Предмет философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
2. Культура как способ деятельного существования индивида и общества. История культуры и история философии.
3. Сходство и различие философии и религии.
4. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Греции на рубеже VII – VI вв. до н. э. Философия как теория, раскрывающая способы отношения человека к природе, процессу познания, обществу, самому себе.
5. Миф и особенности мифического мышления.
6. Роль древних верований (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия и др.) в жизни первобытной общины.
7. Античная философия. Проблема всеобщего (начала) у досократиков (милетские натурфилософы, Гераклит, школа элеатов, атомисты).
8. Мифология и философия пифагорейцев.
9. Основные положения философии элеатов. Апории Зенона и их методологический смысл.
10. Философия Анаксагора. Философский и методологический смысл его принципа «Все во всем».
11. Проблема «архэ» в философии Эмпедокла. Четыре космических цикла Эмпедокла.
12. Атомизм Демокрита. Сущность и свойства атомов.
13. Теория познания Демокрита.
14. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская школа медицины. Школа Гиппократа.
|
|
15. Софисты. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Антропологизм и релятивизм философии софистов.
16. Основные черты сходства и различия позиций Сократа и софистов.
17. Этическое мировоззрение Сократа. Смысл принципа его философии «Познай самого себя». Структура диалога Сократа.
18. Философская концепция Платона. Мир бытия и мир становления, учение об «идеях», душе, познании как воспоминании.
19. Аристотель и античная наука.
20. Учение о душе Платона и Аристотеля.
21. Социальная этика Платона и Аристотеля. Учение о государстве.
22. Философия Аристотеля. Смысл и значение его учения о космологии, первичных и вторичных сущностях, четырех первопричинах.
23. Особенности средневековой культуры и философии. Библия – как Божественное откровение и памятник культуры.
24. Проблема человека и его нравственного самосовершенствования в философии Августина Блаженного. Основные принципы христианской морали.
25. Философия истории Августина Блаженного.
26. Схоластика как средневековый тип философствования.
27. Спор об универсалиях в средневековой схоластике. Реализм и номинализм.
28. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии. Фома Аквинский о соотношении веры и разума. Теория «двойственной истины».
|
|
29. Доказательства бытия Бога в средневековой философии. В чем заключается их смысл?
30. Особенности культуры и философии эпохи Возрождения. Значение искусства в эпоху Возрождения (Данте, Ф.Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.).
31. Особенности философии эпохи Ренессанса. Пантеизм в философии Н.Кузанского и Дж. Бруно.
32. Формирование новой картины мира в науке эпохи Возрождения (Н.Коперник, Г.Галилей).
33. Политический реализм Н.Макиавелли.
34. Модели идеального общества в утопиях Т.Мора, Т.Кампанеллы.
35. Становление экспериментального естествознания и научная революция XVII века.
36. Основные философские традиции Нового времени – рационализм и эмпиризм.
37. Научные открытия и научные программы Г. Галилея, И. Ньютона. Механицизм как картина мира и стиль мышления.
38. Философия Фр. Бэкона. Критика традиционной философии. Индуктивный метод и учение об «идолах».
39. Гносеология Дж. Локка: учение об опыте, идеях, теория вторичных и первичных качеств.
40. Политическая философия Дж. Локка: концепция естественного состояния и общественного договора, теория разделения властей.
41. Т. Гоббс о государстве: “Левиафан”.
42. Правила для руководства ума Р. Декарта. Методическое сомнение.
43. Принцип философии Декарта «я мыслю - я существую» как начало философии и рационализма. Учение о «врожденных идеях».
44. Метафизика Декарта. Дуализм субстанций. Учение Декарта о человеке.
45. Метафизика Б. Спинозы. Понятие единой субстанции.
46. Монадология Лейбница. Принцип предустановленной гармонии.
47. Принцип эмпирической философии Д. Беркли «существовать − значит быть воспринимаемым». Теория абстракции и критика идеи материальной субстанции.
48. Феноменализм Д. Юма. Учение о причинности. Д. Юм об индукции.
Вопросы к программе зачета по философии:
1. Эпоха Просвещения. Просветительская идеология: предпосылки, сущность, основные черты.
2. Понимание человека философами эпохи Просвещения (Джон Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс).
3. Учение о государстве, «естественном праве» и «общественном договоре».
4. Основные положения теории «разумного эгоизма».
5. Кант об априорных принципах науки, метафизики и этики.
6. Гегель: учение об абсолютной идее и о диалектических законах ее развития.
7. Антропологическая философия Л.Фейербаха.
8. Особенности философии марксизма. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации.
9. Маркс об отчуждении труда и возможностях его преодоления в коммунистическом обществе.
10. Особенности и основные направления современной западной философии.
11. Философия ХХ века. Классическая и неклассическая философия. Культ научно-технического разума и его противники.
12. Основные этапы развития и характерные черты позитивизма.
13. Философия классического прагматизма: Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи.
14. Метафизика воли А.Шопенгауэра.
15. Философия жизни Ф.Ницше.
16. Основные черты философии экзистенциализма (Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер, К.Ясперс).
17. Психоанализ З. Фрейда как метод и философия сознания.
18. К.-Г. Юнг: коллективное бессознательное, архетипы.
19. Философия жизни (А.Бергсон, О.Шпенглер, В. Дильтей)
20. Особенности и основные этапы развития русской философии.
21. Судьба России как объект философских споров и размышлений (славянофилов, западников, почвенников и евразийцев).
22. Этическая концепция Л.Н. Толстого.
23. Антропологические идеи Ф.М. Достоевского.
24. Философия всеединства В.С. Соловьева.
25. Религиозная философия С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка.
26. Философия Н.А.Бердяева.
27. Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
28. Метафизика пола и концепция бытового православия В.В. Розанова.
29. Философия мифа и философия имени А.Ф. Лосева.
30. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
Конце́пция (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе, ведущий замысел
ТЕОРИЯ – система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.
Ф. политики
филос. интерпретация наиболее общих оснований, границ и возможностей политики, соотношения в нейобъективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального ивнерационального. Вопрос об основаниях политики имеет ту трудность, что эти основания различны наВостоке и на Западе, в традиционном и современном обществах. На Востоке, как и в традиционном миревообще, основным вопросом политики является вопрос об обеспечении общественного порядка иограждении общества от хаоса. Как обеспечить порядок, стабильность и преемственность — вот проблематрадиционной политической философии. В модернизированных обществах Запада делается акцент не напорядке вообще, а на способах обеспечения демократического порядка. Вместо дилеммы «порядок илихаос», обсуждается дилемма «демократический или авторитарный порядок».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(political philosophy) Систематическое, детальное исследование политических последствий, предлагаемыхрешений философских дилемм (или неразрешимости этих дилемм). Самые великие работы по политическойфилософии пытаются представить эти последствия в связи с фундаментальными космологическими, онтологическими и гносеологическими вопросами. Изложенный в них взгляд на природу человека связываеткосмологическое с политическим. В более мелком масштабе политическая философия исследуетполитическое значение конкретных спорных вопросов, например о природе человеческого "я" (см.:communitarianism – коммунитаризм; freedom – свобода; liberalism – либерализм; autonomy – автономия) илио понимании моральной ответственности (см. punishment – наказание).
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!