Вопросы и задания для самостоятельной работы:



1. Как представители позитивистского направления относятся к метафизике и традиционным философским проблемам?

2. Что общего существует между всеми тремя периодами развития позитивизма?

3. Прокомментируйте, почему основным признаком позитивной философии является «постоянное подчинение воображения наблюдению» и почему «истинный позитивный дух состоит преимущественно… в замене слова «почему» словом «как»»?

4. Чем можно объяснить «живучесть» позитивистского стиля мышления в современной культуре?

5. Как Вы понимаете следующее высказывание Маха: «Всё метафизическое, как нечто праздное и нарушающее экономию науки, должно быть из неё «изгнано»»?

6. Как Вы понимаете высказывание Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира»?

7. Обоснуйте антипозитивисткий характер философии критического рационализма?

8. Что такое истина с точки зрения прагматизма?

9. Что такое «принцип прагматизма»? Каковы его интерпретации в различных вариантах прагматизма?

10. В чем смысл проблемы соотношения веры и действия?

11. Что такое «инструментализм»? В чем разница «философских» и «человеческих» проблем, согласно Дж. Дьюи?

12. Что такое «проблемная ситуация»?

13. Как Вы считаете: кризис рационализма – тупик или новая перспектива культуры?

14. Позитивисты стремились провести четкую границу между философией и наукой. Оказалось, что эта задача невыполнима. Как Вы думаете, почему?

15. Можно ли считать рациональным такое действие, которое способствует достижению нерациональной цели?

Семинар № 19. Антропологический поворот: человек в мире и мир человека. Антисциентистская направленность современной западной философии (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Антропологический поворот в современной западной философии. Кризис культуры ХХ века. Отчуждение человека и возможности его преодоления Философия экзистенциализма и ее антисциентистская направленность.

2. Предтечи экзистенциализма: Б. Паскаль и С. Кьеркегор. Паскаль: «философия разума» и «философия сердца». С. Кьеркегор: философ отчаяния и абсурда. Три типа экзистенции по С.Кьеркегору.

3. М. Хайдеггер: экзистенциальная аналитика бытия. Бытие и время. «Язык как дом бытия».

4. Трансцендентный экзистенциализм К. Ясперса. Философская вера и экзистенция. Значение пограничных ситуаций в самоопределении человека.

5. Человек как «проект самого себя» (Ж.-П. Сартр). Экзистенциализм – это гуманизм. «Бунтующий человек» А. Камю.

6. Герменевтика как направление современной философии. Язык и его интерпретации. «Герменевтический круг» в философии Г. Гадамера. Конфликт интерпретаций в герменевтике П. Рикера.

7. Философия постмодернизма: М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар и др. Модернизм и постмодернизм. «Элитарная» и «массовая» культуры. «Конец Нового времени» (Р. Гвардини). Постмодернистская ирония. Перспективы развития человека в ХХI веке.

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 11. Современная западная философия: основные традиции и тенденции развития. С. 702-742.

2. Современная западная философия: Очерки истории. М.: Едиториал УРСС, 2004.

3. Введение в философию. /под редакцией И. Т. Фролова/ М: Республика, 2003.

4. Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург: Деловая книга, 1997.

5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2001.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от античности до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997, с.152-165, с.369-446, с.627-644

7. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

8. Современная западная философия. Энциклопедический словарь Автор: О. Хеффе, В.С. Малахов (ред.) Издательство: М.: Культурная Революция, 2009.

Дополнительная литература:

1. Буржуазная социология на исходе ХХ в. М., 1986.

2. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977.

3. Буржуазная философская антропология ХХ в. М., 1986.

4. Губман Б.Л. Смысл истории: очерк современных западных концепций. М.,1991.

5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998.

6. Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное. М.: Идея-Пресс, 2006.

7. История философии. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1999.

8. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

9. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика, 1997.

10. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». СПб., 2005.

11. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

12. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

13. Леви- Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

14. Леви- Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 2001.

15. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.

16. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: САГУНА, 1994.

17. Марсель Г. Опыт конкретной философии. М.: Республика, 2004.

18. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

19. Паскаль Б. Мысли. М., 1994.

20. Проблема человека в западной философии. (Сборник переводов). М.: Прогресс, 1988.

21. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996.

22. Сартр Ж..-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000.

23. Современная буржуазная философия. М., 1978

24. Спиркин А.Г.. Философия. //Учебник для вузов. (2-е изд.) М.: Гардарики, 2007.

25. Философия: Учебник для вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова; ред.: А. Ф. Зотов, В. В. Миронов, А. В. Разин. М. : Академический проект, 2005.

26.  Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

27. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994.

28. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

29. Хайдеггер М. Ницше. (В 2-х тт.) СПб.: Владимир Даль, 2007.

30. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.

31. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996.

32. Шлейермахер Фр. Герменевтика. СПб.: Европейский дом, 2004.

33. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

34. Ясперс К. Ницше: Введение в понимание его философствования. – СПб.: Владимир Даль, 2004.

35.Ясперс К. Философия. В 3-х книгах. М.: «Канон+», 2012.

Ключевые понятия:

Экзистенция , страх, отчаяние, абсурд, выбор, свобода, «вот-бытие»( Dasein ), время, философская вера, ничто, бытие к смерти, пограничная ситуация, трансцендирование, философствование, герменевтический треугольник, герменевтический круг, понимание, предпонимание, интерпретация, модерн, постмодерн. дискурс, деконструкция.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Прокомментируйте высказывание Кьеркегора: «Чем меньше я мыслю, тем больше существую».

2. Какова связь религиозности и экзистенции? Является ли Кьеркегор религиозным мыслителем?

3. «Подлинное» и «неподлинное» существование в философии экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.).

4. Человек в истории – игрушка или творец (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр и др.)?

5. Как Вы понимаете высказывание М. Хайдеггера: «Язык есть дом бытия»?

6. Рациональность и интуиция. Совместимы ли эти понятия?

7. Человек как существо способное к пониманию. Как возможно понимание?

8. В чем, по мнению Паскаля, величие и ничтожество человека?

9. Экзистенциалисты считают, что человек не участвует в истории, а «заброшен» в нее как в независимую от него данность его существования. История глуха и враждебна человеку, люди разобщены, человеческое общество состоит из одиноких индивидов, существование которых трагично. Поясните, как Вы понимаете эту идею?

10. Философия постмодернизма утверждает, что современный человек полностью утратил свою самотождественность, т.е. один и тот же человек в разных жизненных ситуациях бывает совершенно различным. Это предотвращает конфликты, которые могли бы возникнуть между людьми из-за столкновения мировоззренческих принципов. Согласны ли Вы с этим мнением?

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!