Православие, исихазм, исихия, святость, язычество, двоеверие, иосифлянство, нестяжание, «русская идея».
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Проблема человека в философии А.Н.Радищева.
2. «Корпускулярная философия» М.В.Ломоносова.
3. Основные принципы естественнонаучного мировоззрения М.В. Ломоносова.
4. На каком основании Е. Трубецкой называл «Троицу» А. Рублева «умозрением в красках»?
5. Что такое «исихия» и «умная молитва» в исихазме - движении афонских монахов, богословие которого было изложено Григорием Паламой? Какое влияние византийский исихазм оказал на русскую культуру и искусство?
6. Каковы были особенности и культурная роль монастырского жительства на Руси? Чем отличаются общежитийные монастыри от отшельнического (скитского) монашеского жительства? В чем заключался древнерусский идеал «нестяжания»?
7. Почему за Древней Русью закрепилось название «Святой Руси»? Что такое «двоеверие» периода Киевской Руси, о котором говорит академик Б.А. Рыбаков?
8. Как связаны наука и религия, по мнению М.В. Ломоносова?
9. В чем заключается гносеологический дуализм философской концепции Г. Сковороды? Почему его называли «русским Сократом»?
10. Существует ли бессмертие души, по мнению А.Н. Радищева?
Семинар № 21. Россия между Востоком и Западом. Поиски оригинального пути русской философии (3 часа)
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Судьба России как объект философских споров (П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, славянофилы, западники).
|
|
2. Философское осмысление своеобразия культуры и исторического пути России. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Принцип соборности. Православие – самодержавие – народность.
3. Философские взгляды русских революционеров-демократов (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Писарева и др.). Антропологический принцип и принцип разумного эгоизма в философии Н.Г. Чернышевского.
4. Россия между Западом и Востоком. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»). К.Н. Леонтьев об основах русской цивилизации («Византизм и славянство»).
5. “Почвенничество” Ф.М. Достоевского. Критика славянофильства и западничества.
6. Этика любви в творчестве Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой о законе любви («Закон насилия и закон любви»). Л.Н. Толстой о вере, смысле жизни и искусстве. («Исповедь», «В чем моя вера» и др.).
7. Метафизика своеволия в творчестве Ф.М. Достоевского. Философский смысл «Легенды о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского. Значение свободы для человека. Философские идеи в романах Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др.)
Обязательная литература:
1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 12. Русская философия. С.776-831.
|
|
2. Введение в философию. ( Под ред. И.Т. Фролова.) М., 2005.
3. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга третья. М.: Греко-латинский кабинет. М., 1996, С. 4-30, 132-165,190-209.
4. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. М., 2005 (2-е изд.-2006).
5. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. М.,1991.
6. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001, С.157-200.
7. Очерки истории русской философии: Сборник статей. (Под общей редакцией профессора И.З. Шишкова) М., 2013.
8. Зеньковский В.В. История русской философии // Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. – М., 2001.
9. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. //Гоголь Н.В.Духовная проза. М.,1993.
10. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.
11. Русская философия. Словарь / Под ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1995.
12. Алексеев П.В. Философы России ХIХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 2002.
13. Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву //Русская идея. М.,1992, С. 49-51.
14. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое. //П.Я. Чаадаев. Сочинения. М.: Мысль,1989, С.15-34.
15. Хомяков А.С. О старом и новом. //Русская идея. М.,1992, С.52-63.
|
|
16. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого. //Русская идея С. 73-90.
17. Герцен А.И. Prolegomena. //Русская идея С. 118-128.
Дополнительная литература:
1. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. //Гоголь Н.В. Духовная проза. М.,1993.
2. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.,1989.
3.Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М.: Раритет, 1997.
4.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. М.: Книга, 1991.
5.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. //Достоевский Ф.М. Сочинения. В 12-ти тт. Т.12. М.,1982. С.290-312 (глава «Великий инквизитор»); с.146-166 (глава «Черт. Кошмар Ивана Карамазова»).
6.Достоевский Ф.М. Пушкин. //Русская идея С. 129-146.
7.Достоевский Ф.М. Два лагеря теоретиков.- //Дягилев В.В. Хрестоматия по занимательной философии. М., 1996, С. 115-140.
8.Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. //И.А. Ильин. Путь к очевидности. М.: Республика,1993, С.6-133.
9.Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996.
10.Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель,1991.С.4-81.
11.Леонтьев К.С. Византизм и славянство. //Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М.: Республика, 1996. С.94-155; Средний европеец как идеал и как орудие всемирного разрушения. //Там же, С.400-431.
|
|
12.Очерки по русской философии. (А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет). Свердловск, 1991.
13.О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. Леонтьев, Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М.: Молодая гвардия, 1991.
14.Пушкин А.С.: путь к православию. М.: Отчий дом, 1996.
15.Сопронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: Церковь и культура, 2000.
16.Толстой Л.Н. Исповедь. //Толстой Л.Н. Сочинения. В 22-х тт. том 16. Москва, 1983, С. 106 – 166.
17.Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. //Чернышевский Н.Г. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1987, С. 146-229.
18.Шестов Л. Добро в учении гр.Толстого и Ф.Ницше. //Шестов Л. Избранные сочинения. - М.,1993. С. 39-158.
19. Шестов Л. Достоевский и Ницше. //Там же, С.159-326.
20.Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избр. статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. / Г.П. Федотов. - СПб.: София, 1992. - Т. 2.
21.Баранов С.Т. Метафизика социокультурного бытия в опыте русской философии. Ставрополь. 2010.
Ключевые понятия:
Славянофильство, западничество, соборность, самодержавие, народность, европоцентризм, революция, демократия, община, антропологический принцип, «разумный эгоизм», русская цивилизация, культурно-исторический тип, панславизм, византивизм, недеяние, «непротивление злу силою», красота, искусство, панморализм, “почвенничество”, евразийство.
Вопросы и задания для самостоятельной работы :
1. В чем А.С. Пушкин не согласен с П.Я. Чаадаевым в вопросе о судьбе России?
2. В чем сходство и различие во взглядах славянофилов и западников? В чем в их воззрениях проявляется утопия и реальность?
3. Как оценивали деятельность Петра I славянофилы и западники? Как те и другие относились к русской самодержавной монархии и к русской общине?
4. Каковы были идеалы русских социал-демократов? Против каких обстоятельств русской действительности они выступали? Какой смысл они вкладывали в понятие «революция»?
5. Какое влияние на русскую мысль ХIХ века оказала немецкая классическая философия?
6. Как определяет Н.Я. Данилевский славянский культурно-исторический тип и каковы перспективы его развития? Почему К.Н. Леонтьев, во многом разделяя взгляды Н.Я. Данилевского на судьбы мира и России, скептически относился к идее Всеславянского союза (панславизма) Данилевского?
7. В чем К.Н. Леонтьев видел упадок жизни и культуры Европы? С какими основаниями русской жизни, культуры и государственности он связывал возможности России избежать всеобщего упадка европейской цивилизации? Как он оценивал влияние Византии на Россию?
8. В чем Достоевский видел смысл искусства и его задачи в действительной жизни?
9. В чем заключается проблема человека для Достоевского?
10. Почему Ф. Достоевский не согласен с категорическим императивом И. Канта?
11. В чем Л.Н. Толстой разошелся с христианством? Чем этика Толстого (панморализм) отличается от этики христианской?
12. Каковы были аргументы критики И.А. Ильина (работа «О сопротивлении злу силою») принципа «непротивления злу силою» Л.Н. Толстого? Каким образом принцип «непротивление злу силою» связан с буддистским принципом «недеяния»?
13. Какой путь, по Вашему мнению, для России более приемлем: западный или свой собственный?
14. Как следует понимать утверждение Ф.М. Достоевского, что «красота спасет мир»?
15. В чем состоит проблема взаимоотношения человека и Бога у Достоевского (Раскольников: «тварь я дрожащая, или право имею», «если Бога нет, значит, все позволено» и т.д.)?
16. Как Вы думаете, чем был обусловлен перелом в миросозерцании как Ф. Достоевского, так и Л. Толстого от социал-демократических убеждений материалистической направленности к религиозному мировоззрению?
17. Какая этическая позиция Вам более близка «непротивление злу силою» Л.Н. Толстого или «сопротивление злу силой» И.А. Ильина?
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!