Основные стратегии осмысления человека в классической и постклассической философии



Обострение интереса к проблеме человека в постклассической философии, вызвано усиливающейся ролью человека в целом в обществе, в природе.обозначаются основные стратегии осмысления проблемы человека.

– рассмотрение человека как некоего объекта, объективистская версия, объектный подход; какими свойствами обладает этот объект: естественными (натуралистическая стратегия), мышлением (рационалистическая стратегия), социальными;

– рассмотрение самого человека, субъективистский подход, отталкивающийся от индивидуальности человека.

Натуралистическая стратегия. Человек – это элемент природы, и все в нем естественно, как в природе. И естественно – это прекрасно. Французское Просвещение. У Пушкина “барышня крестьянка” и т.д. У Руссо “цивилизация человека портит”. Человек – очень совершенное природное существо – это один подход. А другой подход – человек – это ущербное животное, существо, задавленное культурой (например, Фрейд и его табу). Следующая версия этого же плана – научный материализм. Речь идет о том, как формируется психический образ. Мысль человека – материальный процесс (почти как вульгарный материализм). Еще есть социобиология. Пытается понять социальные качества человека, отталкиваясь от его биологической природы.

Рационалистическая стратегия. Отличие человека от животного мира в отм, что он может мыслить. Я мыслю, следовательно, я существую, – вот основная черта. Декарт, Гегель.

Социологизаторская стратегия. Идет от Маркса. Сущность человека – это совокупность всех его общественных отношений, в которые он погружен. Чтобы изменить человека, нужно изменить его окружение, а по Марксу – изменить историческую обстановку.

достоинства. Натуралистический – легко прослеживаются законы, они берутся из естествознания, и это позволяет привязать сюда науку. Рационалистический – констатирует кардинальное отличие человека от остального мира живых существ, способность к мышлению и критической рефлексии. Социологизаторский – дает человеку перспективы решения его проблем. В полной мере этим подходом пользоваться опасно.

Отталкиваемся от человеческой индивидуальности. Къеркегор, Достоевский, Гоголь (“Шинель”). Феноменология. Экзистенциализм. Он исследует просто природу человека (не отдельно биологической и не отдельно социальной, а всей вместе). Человек – это свободное существо, потому что незавершенное существо. Человек обречен на свободу, так как каждую секунду ему приходится чего-то выбирать.

 

Философские вопросы антропосоциогенеза.

проблема происхождения человека — проблема антропогенеза. Существуют несколько основных вариантов решения этой проблемы.

1.Креационистский подход, в частности религиозно-христианский, предполагает акт творения человека Богом. вере в чудесное творение.

2.Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается в основном в научно-фантастической и литературной формах.

3. Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции.

Становление научного подхода относится ко 2-й половине XIX в. На основании своей эволюционной теории Ч. Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в., опираясь на идеи Ч. Дарвина, Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза — совместного возникновения человека и общества.

П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает и божественный «творческий акт», благодаря которому человек поднялся до уровня «духовной личности».

Человек — это биопсихосоциальное существо. Развитие и существование человека задано двумя программами: биологической и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается как в диахронном, так и в синхронно аспекте. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.

Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социоло-гизаторскими концепциями. Биологизаторский подход как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Социологизаторские концепции умаляют биологические особенности человека и, недооценивая личностное, абсолютизируют социальное начало в человеке.

Выделение в человеке биологического и социального начал — это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир.-социобиология.

Проблема биосоциальной природы человека

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!