Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.



В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».

Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии — и человеку.

естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание.

Как естественная среда обитания природа существует по своим собственным, независимым от человека основаниям и законам.

Появление человека положило начало формированию ноосферы (сферы духа, разума). Также вместе с человеком появляется «вторая природа» – искусственная среда обитания. Это освоенная, возделанная и преобразованная человеком природа, вещи и явление, созданные самим человеком.

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО – ПРИРОДА».

Природа — естественная предпосылка существования человека и общества. общество активно воздействует на природу и создает из природного или искусственного материала то, чего ему недостает для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Тем самым человек создает «вторую природу».

Часть природы, Географическая среда не только предоставляет условия для существования человека и общества, но и определенным образом воздействует на их развитие. влияние географической среды отступает на второй план по сравнению с сугубо социальными факторами, определяющими эффективное и экономное природопользование.

характер отношений в системе «человек — природа — общество» фундирует экологическую проблему. Сегодня она выливается в проблему будущего всего человечества и входит в число так называемых «глобальных проблем».

1.роль играет характер отношения человека к природе., для архаического общества была характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к природному окружению. В античности начинает складываться противостояние человека природе. Становление техногенной цивилизации в Новое время делает такой тип отношений основополагающим.

2.Конец XX — начало XXI в. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе.1.-Универсальная этика считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. В этическом плане она не видит принципиальной разницы между человеком и другими живыми существами.2.Инвайронментальная парадигма в современной философии на принципе коэволюции человека и природы, естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает господство человека над природой и, подчеркивая ответственность человека за происходящее в окружающем его мире, настаивает на необходимости диалога с ней.

 

Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации.

впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.

 

жизнь, благоговение перед жизнью, доверие к жизни, природа, красота природы, целостность природы, сохранение экологического равновесия, гармоничное развитие человека и природы, сотрудничество, ответственность за будущее, ненасилие, со-трудничество, со-гласие, со-страдание и др.

Экологическое сознание – это система эмоций, чувств, знаний, установок, ценностей, основывающихся на представлении о единстве человека, общества и природы.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 654; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!