Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
В Средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения.
Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным объектом познания является Бог. Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.Креационизм– учение - все существующее сотворено Богом из ничего, одной лишь его волей. Антропоцентризм– учение о человеке как «венце творения», центральном объекте мира, созданном по образу и подобию Божию. человек получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Провиденциализм– учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Эсхатология– учение о будущем чел общества.Откровение– учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путем. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, вера выше разума.
|
|
Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика.
Патристика– этап в истории философии, охватывающий период с I по VII в. характерны разработка первыми христианскими мыслителями – Августином Блаженным, Василием Великим и др.) христианской догматики и теологических учений. Главные проблемы патристики: сущность Бога и его тройственность, отношение веры и разума, происхождение зла в мире и др.Церковь – единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.
Схоластика– (VIII–XV вв.), происходила разработка логического разъяснения и обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. ь П. Абеляр, У. Оккам и др. Фома Аквинский. Он систематизировал теологические учения и разработал целостное учение – томизм. Известность приобрели предложенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, которыми пользуется и современная католическая церковь:
1. В мире все имеет свою причину, следовательно, существует и первопричина – Бог.
2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель – Бог.
3. Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое – Бог.
|
|
4. Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество – Бог.
5. Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель – Бог.
Философия эпохи возрождения
Эпоха Возрождения, или Ренессанса XV-XVI ст. происходит возрождения духовной культуры античности. обращение к античному наследию.
Основными предпосылками :- кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия.
1. быта ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом - в своей душе, теле, телесности. Культ красоты Боттичелли, Рафаэль.
Основной чертой идеологии Возрождения - гуманизм - идейное движение, которое утверждало ценность человека и человеческой жизни. Родоначальник- поэт Франческо Петрарка Человек становиться творцом, он гениален, талантлив. В человеческих отношениях, главным стают взаимоуважение и любовь. В философии эпохи Возрождения доминирует эстетическое отношение к действительности, мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы.
|
|
2. началось отделение философии от теологии. эпоха развития наук, их роль — давать истинное знание о природе. рационализм, утверждающий приоритет разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы.
3.были отвергнуты схоластические принципы познания, возобновилось опытное, естественнонаучное познание.гелиоцентрическая картина Вселенной Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно
Представителем : Коперник, Джордано Бруно , Галилео Галилей
Джордано Бруно. отбросил все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, высказал идею о существование других миров.
Галилей призывал изучать природу только опытным, экспериментальным путем на основе математики и механики.. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический материализм.
Во взглядах на природу-пантеизм учение, отождествляющее природу и Бога. Бог разлитый во всей природе.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!