Особенности античной философской традиции. Досократический этап древнегреческой философии.



3 периода: 1 период охватывает время с VI до V вв. до н. э. Досократический. К этому этапу относятся милетская школа, творчество Гераклита Эфессогой, элейская школа, учение Пифагор, Эмпедокла и Анаксагора, древнегреческих атомистов (Левкипап и Демокрита).

Философы досократич-го периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались 1)поисками причин бытия всех вещей и 2)исследованием причин становления и изменения мира. В качестве ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно: физическая, отвечавшая на вопрос: из чего все состоит?, математическая, которая давала ответ на вопрос: как все соотносится?, метафизическая, отвечавшая на вопрос: что есть сущее в своей основе?

Милетская школа (VI-V вв. до н. э.) совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. Фалес полагал началом всего воду. Анаксимандр утверждал, что началом всего является неопределенное, Анаксимен считал, что началом всего является воздух. Таким образом, вопрошая о причине сущего, милетцы достигли физической абстракции. Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) - этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев сущность вещей в числе, пифагорейцы, добились математической абстракции. Школа элеатов (VI-V вв. до н. э.) обсуждала проблему бытия самого по себе. Основной представитель этой школы Парменид, один из величайших философов западной традиции, высказал предположение о том, что бытие есть, небытия же нет. Парменид считал, что чувства обманывают нас, на самом деле не существует становления и разрушения, не существует множества, существует лишь то, что мыслимо, т. е. единое. По утверждению другого греческого философа Мелисса (ок. 444 до н. э.), бытие вечно, бесконечно, едино, неподвижно и не претерпевает страдания. Таким образом, размышления о сути бытия позволило элейской школе достигнуть метафизической абстракции.

В качестве ответа на второй вопрос: в чем заключаются причины становления и изменения мира? был также получен ряд утверждений. Наряду с динамическим объяснением причин изменения было предложено механистическое объяснение, а затем так называемый атомизм.

Гераклит одним из первых попытался выяснить внутренние причины изменения вещей, утверждая качественное различие элементов. Он полагал, что все находится в постоянном движении.Объяснение Гераклита носило механический характер. Механическое объяснение обращалось к внешним причинам изменений//// Эмпедокл исходил из существования качественно различных элементов. Все, в том числе и душа, возникает из смешения элементов. Чувственное восприятие осуществляется благодаря телесному истечению./// Анаксагор настаивал на бесконечном многообразии первоматерии, однородной, но качественно различной. ///Атомисты Демокрит и др., утверждали, что существует бесконечное множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только величиной, формой, положением и расположением. Атомы неизменны, их движение вечно. ///Софистическое движение (450-350 до н. э.) завершило эволюцию досократического мышления и заложило основания следующего этапа развития греческой философии. Теоретические основания софистики были разработаны Протагором. вещи таковы, какими они кажутся всякому из нас; все есть истина; центром исследования является уже не природа, а человек.

 

9. Философия Сократа, Платона, Аристотеля.

Период ранней, "физической" философии завершается духовной деятельностью Сократа. Вопрос натурфилософов о природе и последней сущности вещей Сократ перенёс на человека. Не человека определяют Космосом, а наоборот, человек определяет космос. Сущность человека в его душе, способности мыслить, познавать, соблюдать мораль и творить добро. Следовательно, задача философии и человека - забота о душе, воспитание мудрости, справедливости, умеренности. Если душа или разум отличаются от материальных вещей, то что же такое онтология души? В известном учении о методе-диалоге, Сократ предложил три варианта существования души - неведение, ирония и рождение истины.

Ученик Сократа Платон продолжил онтологию и логику души. Сердцевиной платоновской философии является обоснование метафизики, концепция идей. Платон как бы возвращает философии космоцентризм, только не натурфилософский, а метафизический: Платон открывает реальность сверхъестественного, сверхфизического бытия.

Идея- это смысл, то единственное, что составляет сущность множественных вещей. Во всех своих многочисленных произведениях - диалогах Платон приводит различные примеры Идей: красота, добро, справедливость и др. Идеи являются настоящим бытием, они источник всего существующего, источник добра. Это вечный и бесценный мир. Естественные, чувственные, эмпирические вещи являются тенями идей, а сами идеи можно постигать только разумом, а не чувствами.

Космос Платона сложный, двухуровневый: хаотично-стихийный материальный мир и метафизический мир идей. Объединяет эти миры творец Демиург по причине своей доброты. Познание мира осуществляется не маевтикой души, как у Сократа, а припоминанием. Это процесс припоминания идей, рождённых с душой (её бессмертной частью), движение от идеи и наоборот. Познание ведёт к смыслу - добру. К нему также ведёт любовь, пробуждение душевной (платонической) сущности. Платоновская концепция Идей реализуется в учении об обществе в трудах "Государство" и "Законы". В соответствии с вожделеющей, храброй и разумной душой устанавливается жёсткая стратификация общества - иерархия ремесленников, стражников и руководителей. Каждому сословию соответствует своя мера мужества, мудрости и мышления. А высшей ценностью безусловно является справедливость. Она есть гармония этих мер. Социальная утопия Платона была первой попыткой анализа системности общества, тождественности души человека и государства.

Аристотель, наиболее известный ученик Платона, внёс огромный вклад в развитие философии и её систематизацию собственным учением о философии как науке о причинах и порядках бытия. Аристотель создал логику - науку о законах мышления. Природный мир он объяснял как совокупность отдельных вещей, которым свойственна сущность. Раскрыть суть вещей - это задача наук. Этому служит учение о четырёх причинах: материя, форма, действие и цель. Каждая вещь - единство материи (субстрата) и формы. Материя - возможность бытия, форма - её реализация. Значит, форма есть сущность предмета, которая выражается понятием. Форма изменчива. Её динамика выражает подвижную стихию бытия. Из меди, например, можно сделать много различных вещей, но медь остаётся медью. Однако формы поднимаются по лестнице совершенства. Чем выше форма, тем ниже значение материи. Чистая высшая форма - это вечный двигатель, Бог.

Учение о бытии повлияло на развитие научных изысканий, на строгость философского мышления и культуру европейской цивилизации.

Сделаем основные выводы:

1. Классическая античная философия в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля достигла высокого интеллектуализма.

2. Философия обратила свой взор на человека и общество.

3. Учения Платона об идеях и Аристотеля об уровнях бытия формируют философскую традицию мышления - метафизику. У Платона метафизика идей, у Аристотеля - идей и эмпирических вещей.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1583; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!