Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.



Первые философскиеучения- Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции.

Процесс фозникновения философии в мифогенной и гносеогенной концепциях. 1. фил возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму.2. рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления.

Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику. Познание было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа – объективация коллективно-бессознательных, родовых эмоций и переживаний. Начало философии связано с преодолением мифологического синкретизма. Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь.

Предпосылки фил связаны сизменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира.

1. Новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., «железного века».

2. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости – денег– развивало абстрактное мышление.

3. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов.

4. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания.

5. возникновению государства.

6. Появ школьного образования, поддерживаемая государством.

 

Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай).

Древневосточным цивилизациям характерны такие черты как ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (жизнь определялась традициями), ДЕСПОТИЗМ (абсолютизация государственной власти), большая роль РЕЛИГИИ в жизни общества, а в духовном освоении мира – роль наставника – ГУРУ.

«Восток» - это культура, в которой слова «совершенномудрого учителя» - истина для ученика. «Запад» - это культура, в которой слова «совершенномудрого» учителя ученик ставит под сомнение…

Древнеиндийскому обществу была характерна кастовая система организации общества, власть раджей, аристократии и родовой жреческой знати – брахманов.

Касты – замкнутые религиозные или сословные группы. К ХХ в. В Индии было примерно 3,5 тыс. каст. Религия индуизма регламентировала их отношения.Культуре и философии древней Индии был присущ мистико-религиозный характер.Древнейшим памятником культуры Индии являются ВЕДЫ. Это древние тексты. В их образном языке выражено древнее религиозное мировоззрение. Веды датируются примерно 1000 годом до н.э. С точки зрения Вед, в основе мира лежит некий мировой дух БРАХМАН. Мир возникает из Брахмана. Душа человека – АТМАН – бессмертна как воплощение Брахмана. После смерти происходит ее переселение из тела в тело. Цепь перерождений называется САНСАРА. Очередное переселение определяется предыдущей жизнью, т.е. КАРМОЙ. Карма – это закон воздаяния или закон причинности. Но даже если мы родимся в высшей касте, будем богаты и здоровы, то все равно нас ждут страдания! Т.к. имея тело, мы будем иметь желания. А желания – это всегда страдания.Школы древнеиндийской философии делятся на 2 группы:1)ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (это те, которые признают авторитет Вед, Брахмана и т.д.):Веданта, йога, санкхья и др. На их основе сформировался индуизм (одна из мировых религий). САНКХЬЯ (7 в. До н.э.): характерна дуалистическая концепция мира.ЙОГА («сосредоточение»): двигителем Вселенной является (Брахман). Поиск истинного «Я» (Атман) является одновременно и умственным и физическим. ВЕДАНТА (окончание Вед): Важно следовать учению Вед.2)НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (не признают авторитет Вед):Джайнизм, буддизм, чарваки локаяты).ДЖАЙНИЗМ: в основе джайнизма лежит идея ненасилия, уважения к жизни. Эта точка зрения основана на той идее, что все души равны. 5 заповедей: 1) не убивать; 2) не лгать; 3) не воровать; 4) воздержание; 5) отрицание любых наслаждений и вещей.В итоге мы попадаем в нирвану. Нирвана у них – это не небытие, а блаженство, переживание целостности бытия.БУДДИЗМ: Все люди равны независимо от касты и имеют равную возможность достичь нирваны («угашение»). ЧАРВАКИ (ЛОКАЯТЫ): в основе мира лежат 4 первоэлемента: огонь, вода, земля, воздух. Все состоит из их сочетаний.после смерти ни чего нет.

Китай:6 основных школ: конфуцианство, даосизм, легизм – школа закона, моизм, натурфилософская школа «инь-ян», школа имен. 1.Конфуцианство(Конфуций).Ничего не должно меняться,ибо это нарушает Дао в обществе,порядок.Основа учения-культ прошлого.Дао у Конфуция-путь развития Китая и нравсвенно-политич.поведения чел-ка.2.Даосизм(Лао-Цзы).Дао-универсал.путь;сила,которая управляет вселенной.Только связав себя с Дао,можно достичь собственного “дэ”(мощь).3.Легизм:основная проблематика-законы, управляющие жизнью общества и способы управления людьми.4.Инь-Ян:филос-ия природы, проявление Инь-Ян в природе.5.Моизм:соц.-политич.проблематика.6.Школа имён: проблемы связи между именами и обозначаемыми объектами, явлениями.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!