Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения



Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения

2. Роль философии в системе культуры. Функции философии.

3. Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания.

4. Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.

5. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.

6. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

7. Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай).

8. особенности античной философской традиции. досократический этап древнегреческой философии

9. Философия Сократа Платона и Аристотеля.

10. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

11. Философия эпохи Возрождения.

12. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.

13. Философская мысль эпохи Просвещения.

14. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.

15. Истоки и основные черты философии К. Маркса. 

16. Классическая и неклассическая европейская философия.

17.Иррационалистическая традиция в философии 19 века ( А Шопенгауер, Ф ницше, Кьеркегор)

18. Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).

19. Гуманистически ориентированные направления западной философии XX в. (экзистенциализм, неотомизм, неопротестантизм).

20. Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии. Постмодернизм.

21. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.

22. Особенности развития и основные проблемы русской философии.

23. Развитие понятия бытия в истории философии. Понятие онтологии.

24. Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия

25. Концепции материи в истории философии и науки.

26. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

27. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.

28. Пространственно-временные характеристики бытия.

29. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.

30. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа».

31. Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации.

32. Основные стратегии осмысления человека в классической и постклассической философии

33. Философские вопросы антропосоциогенеза.

34. Понятие личности. Роль социализации, образования, коммуникации в становлении личности. 

35. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

36. Проблема определения понятия сознания. Концепции сознания в истории философии.

37. Сознание и эволюция форм отражения. Многомерность и системная природа сознания.

38. Индивидуальное и общественное сознание. Система общественного сознания.

39. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии.

40. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Практика. Творчество.

41. Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии.

42. Понятие науки. Специфика научного познания.

43. Структура научного знания. Методология научного исследования.

44. Понятие парадигмы научного знания. Природа научных революций.

45. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

46. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

47. Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире.

48. Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепции элит.

49. Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса.

50. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества

51. Понятие культуры. Основные концепции культуры.

52.. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.


 

Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – обобщенный взгляд на мир, на человека и его место в мире.(осознание субъекта)

Структура:1)Познавательный компонент: а) мироощущение – это обобщение эмоционального опыта (исходя из своего опыта, кто-то ждет от жизни одних неприятностей и всегда насторожён, а кто-то – наоборот); б) миропонимание – это обобщение интеллектуального опыта, т.е. наши знания (обыденные и научные).2)Ценностный компонент (система ценностей). Ценности – это сложные оценки, содержащие и познавательный и эмоциональный компоненты. Ценности существуют в форме убеждений, идеалов, смысла жизни и т.п. Бывают материальные и духовные ценности. Высшие ценности – нравственные ценности. Ценности и знания являются основой для формулирования нами целей деятельности. 3)Деятельностный компонент. Человек – существо деятельностное. Труд сделал человека человеком. Без труда человек не может выжить. Деятельность человека (как социального существа) регулируется знаниями и ценностями (но как биологическое существо, мы что-то делаем и инстинктивно). Результаты деятельности позволяют обогатить наши знания и совершенствовать систему наших ценностей (сегодня нам важно, ценно одно, а завтра – другое).Итак, все компоненты мировоззрения взаимосвязаны, влияют друг на друга.

Ф-цц: 1) это синтез и высший уровень духовной жизни человека.2) основа духовных мотивов поведения человека.3) источник культурного творчества и сердцевина культуры.

1.Мифологический тип мировоззренияВозник в первобытном обществе, явл самой историческо старой формой мировоззр.Миф-в перев с греч. Предание, сказание, деяние Богов и героев.Основные сюжеты мифов у всех народов повторяются:происх мира из хаоса и.тд.(хаос-беспорядок;космос-красота) присущи: одушевление предметов и явлений (солнце всходит, типо у него есть ноги.и т.п.); антропоморфизм т.е. мышление древ чел-ка еще не могло объяснить мифологию и происходило приписывание явлениям человеческих черт; не отделяет реальность от фантазии; не ищет причин явлений, а все объясняет по аналогии (чаще с человеком), по внешнему сходству и и др.Эсхатологические мифы-мифы о конце света.Мифы о культ достижениях людей. 2.Религиозный имеет наглядно-образный характер. Религ тексты представлены рассказами, притчами, по аналогии с которыми мы должны оценивать свои поступки. Но человек уже четко различает материальное и духовное. Мир представляется удвоенным на земной и потусторонний. В человеческом сознании выделяются вера и разум. Но вера ценится выше, чем разум. Религия делит реальность на 1)сверхприродный мир(вечный, идеальный,высший)-содержит в себе как тайну происхождения мира таки его законы.2)материальный(временный, низший). присущи: авторитаризм (объясняя происходящее, ссылаются на авторитет священного писания или на отцов церкви.; символизм (приписывание предметам свойств, которые им самим по себе не свойственны,;.догматизм (негибкое, косное мышление, некритическое принятие каких-либо взглядов и положений. Может быть характерна эта черта и мышлению неверующих, вот таким образом религиозное мировоззрение может повлиять и на неверующих, и на ученых);3.Философский Черты: Опирается на разум, науку, критичен, описывает мир не в символически-аллегорической форме, а в понятийно-теоретической форме, ищет причины явлений, а не по аналогии объясняет мир.

 

2.Роль философии в системе культуры. Функции философии.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.

Философия как культурно-историческое явление выполняет три основных функции:

1. Мировоззренческую. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающее единое понимание происходящих в мире явлений, определяющий место человека в мире и взаимосвязь с миром.2. Гносеологическую. Касается научного познания, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания, выявления закономерностей его возникновения и развития.

3. Методологическую. Разрабатывает мировоззрение-целостную систему взглядов на мир, дающий понимание происходящих в нем явлений и теорию познания.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!