Перечислите основные мировые школы дизайна и охарактеризуйте их.



Рождение профессионального дизайна многим обязано формированию дизайнерского образования. Первыми высшими школами подготовки профессиональных дизайнеров стали немецкий Баухауз и советский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Значение этих школ в истории искусства, дизайна и культуры в целом огромно. Они стали явлениями культуры мирового значения.

 

В то время Германия и Россия переживали стремительные перемены послереволюционных лет. Новому обществу была нужна не только новая система власти, но и новые вещи, предметы повседневной жизни, которые могли бы стать символами обновленного мира. Кроме того, экономика ждала хорошо подготовленных специалистов, которые могли бы за достаточно короткий период разработать и внедрить в массовое производство модели простых, доступных, полезных и формально достаточно выразительных товаров.

 

Обе школы были ориентированы именно на дизайн массовой продукции, что достаточно четко определило два основных направления в дизайне: эксклюзивный дизайн для высших

 

обеспеченных слоев общества и массовый однотипный дизайн для всех остальных. Эти социальные различия не потеряли актуальности и в наши дни. Баухауз - крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности. Вхутемас сыграл выдающуюся роль в формировании новой художественной культуры, становлении советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века, по достоинству оцененный всей мировой общественностью.

 

Баухауз историческая ситуация в 1919 году, в год основания Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других, с выходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что тем самым отвратит английского покупателя.

 

1919-1933г. г. в области искусства того времени. Неизбежно это вело к столкновениям с формировавшимися реакционными силами реставрации кайзеровской Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и последышей свергнутой монархии. После шести лет пребывания в Ваймаре, становившимся оплотом реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эвакуироваться в более дружественный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден перебраться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

 

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН

 

В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ («Саратовский государственный художественный музей)

 

, которые затем, в 1920 году, были слиты во ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).

 

Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования".

 

Структура ВХУТЕМАС была уникальной. Он состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптурного. Немаловажным были совместимость обучения и возможность тесного взаимного общения учащихся и их творческих контактов, рождавших плодотворную художественную среду.

 

Структура обучения во Вхутемасе была нетрадиционной: наряду с производственными факультетами и факультетами творческой направленности существовал и общий для всех подготовительный курс, так называемое Основное отделение, окончательно сформированное в 1923 году. Обучение на Основном отделении включало пропедевтические дисциплины "Цвет", "Объем", "Пространство" и "Графика". Такая структура была нацелена на создание общей пластической основы для всех видов пространственных искусств.

 

Наряду с данным формально-аналитическим подходом к обучению, во Вхутемасе складывались отдельные художественные направления различных групп и мастеров. Методика сочетала в себе принципы взаимоотношений мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Ренессанса. Ученикам

 

предоставлялась полная свобода выбора преподавателей и направлений. Многие мастерские возглавили представители левых течений в искусстве, входившие в рабочую группу ЛЕФа. Таким образом, в высшую школу хлынул поток свежих творческих веяний. Стоит заметить, что в разные годы мастерские Вхутемаса возглавляли такие художники как В. Кандинский, А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, В. Степанова, Л. Попова, И. Клюн, Н. Удальцова, А. Экстер, П. Кончаловский, А. Веснин, Р. Фальк и многие другие. Из авангардного движения во Вхутемасе выросли такие крупные творческие течения как рационализм и конструктивизм. На производственных факультетах традиции прикладничества, орнаментальности и стилизации, главенствовавшие в Строгановском училище, сменялись принципами производственного искусства. Помимо педагогов-художников там также работали многие специалисты по естественным наукам, истории технологий и ремесел.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 810; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!