ТУИМАЗИНСКИИ РАЙОН Башкирские и национально смешанные деревни 11 страница



В 1843 г. на каждого из жителей приходилось по 3 пуда засеянного хлеба. Двум сельчанам принадлежало 2 мельницы.

Новомедведево — центр Илишевской волости.

10-й юрте 10-го башкирского кантона принадлежала д. Татышево, относившаяся к особой одноименной тюбе и находившаяся при одноименном же озере.

Татышево — коренное поселение вотчинников Киргизской волости.

Это наглядно показывает таблица.

Таблица 139

Сведения за 1870 г., как видно по таблице, не соответствуют истине.

Жители д. Татышево башкиры Муслюм Багаев (тамга  ), Сеит Ишметев ( ) и д. Илишево Якуп Муаитмасев ( ), Имангул Маметкулов ( ") «с товарыщи» в 1748 г. дали договорную запись русским дворцовым крестьянам д. Пермяково Каракулинской волости об аренде мест рыбных ловель в озерах Татыш, Темеду, Силиди, Кытыл-ды, Акбулат с платежом по 10 руб. в год55.

В 1843 г. на 787 башкир было засеяно 720 пудов озимого и 800 пудов ярового хлеба, т.е. около 2 пудов на каждого.

В деревне было 2 мечети с «училищем» (1870 г.).

В 1896 г. на сельском сходе участвовало 167 человек, которые приняли приговор, подтвержденный 26 подписями (15%) на тюрки и 141 тамгой.

В 30-х гг. XIX в. житель Татышево зауряд-сотник Искандар Кульчамов сын Ягафаров служил юртовым старшиной, в его подчинении находилось 7 деревень 10-й юрты 10-го башкирского кантона. Его сыновья Абдулзеппар, Гафар56.

Жители Татышево основали дд. Мушта и Новый Татыш (ныне Краснокамский район Республики Башкортостан). Выделение части татышевцев и переселение в другие места продолжалось. В частности, в 1851 г. башкир д. Татышево Гилязитдин Тумавилов с одновот-чинником из д. Ябалаково Абдулатифом Азягуловым просили губернские власти о разрешении им с частью жителей их поселений в числе 50 душ м.п. переселиться на правый берег Агидели в д. Мушта. Оказывается, они еще в 1848 г. подавали подобное прошение, где говорится: «мы объяснили, что места наши на левой стороне

55 МИБ. Т. 3. С. 453; Т. 4. 4.1. С. 34, 106.

56 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 6665.


284


ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН


 


р. Белой, где мы живем, каждую весну потопляются разливом р. Белой так, что вся наша деревня в продолжение разлива стоит в воде, чему подвергаются и пахотныя поля, сверх того мы пользуемся водою из озера, которая иногда, задыхаясь, делается совсем негодной к употреблению. Строевым лесом и лугами мы пользуемся на правой стороне Белой, изобилуемой сверх того черноземом, удобным для хлебопашества, а возвышенность места предохраняет все это от водополья. По всем сим неудобствам мы просим о переселении нас в числе 19 домохозяев из настоящего жительства в д. Муштину, отстоящей от нас в 6 верстах». Муштинцы-одновотчин-ники приняли их в 1852 г.57 Тамги_переселившихся в д. Мушта татышевцев;

Представители Татышево Габдулгариф Ирзигитов и его тезка Искандаров в 1867 г. просили о том же, что и другие в 40—50-х гг. «Из-за нехватки земли на левом берегу р. Белой» просили разрешить переселиться 125 душам м.п. на ее правый берег за 20 верст от их деревни на урочище «Йэн тюба». Об этом же просили повторно в 1874 г. Часть их действительно переехала на указанное урочище (однако нет названия поселения)58.

В 1843 г. на 787 башкир засеяли 720 пудов озимого и 800 пудов ярового хлеба.

При 2 мечетях имелось «училище».

К тюбе Аю принадлежит д. Илишево. С 1866 г. волость называлась Илишевской, но ее центр находился в д. Новомедведево. О сыне первопоселенца мы уже говорили, когда речь шла о д. Шамметово. Это — Шаммет (Шамбет) Илишев из Киргизской волости, упоминается в документе за 1718 г.59 Его отец — первопоселенец одноименной деревни. Деревня с его именем могла возникнуть в середине XVII в. В 7201 (1693) г. вотчинники припустили сюда марийских крестьян, ставших тептя-рями60, затем и татар, перешедших впоследствии в сословие тептярей.

О марийцах деревни говорит один из документов за 1727 г. Мариец Каныш Козянов занял у односельчанина башкира Камамета Илгилдина 7 руб. «За те взятые деньги жить Канышу с женой у Калмамета 3 года и работать всякую ево домашнюю и отъезжую работу и во все ево слушать». При этом ему «пить и есть ево и одежду и обувь носить свое»61.

Башкиры-вотчинники д. Илишево весьма активно вели себя при решении общинных проблем Киргизской волости. В 1745, 1748 гг. участвовали с другими владельцами общинных угодий в отдаче русским дворцовым крестьянам в аренду земель и мест рыбных ловель62.

И в последующем они практиковали аренду земель.

Старшина Якуп Муаитмасов (тамга ) в 1751 г. участвовал в отдаче дворцовым крестьянам Каракулинской волости в оброчное владение на 20 лет половины мест рыбных ловель в курье Костоватой (Иргыныш) или Иски-Идель63. В 1756 г. он с башкирами Киргизской волости из дд. Шамметово, Татышево, Ябалаково отдал


тем же крестьянам в аренду сроком на 12 лет места рыбных ловель по р. Белая на расстоянии между pp. Киргизка и Сюнь (по-русски Сатарка)64. В 1768 г. с представителями вотчинников Киргизской волости башкир д. Илишево Кабай Юлметов участвовал в таком же деле, когда на 15 лет они отдали в аренду места рыбных ловель в озерах Татыш, Темели, Исим, Акбулат, Кытыл, Иялан-куль, Большое Кызай, Новое с другими мелкими озерами. За это они получили 24 руб. арендных денег65.

В документе за 1761 г. еще раз упоминается эта деревня, когда уфимский дворянин В. И. Третьяков жаловался, что ее жители — старшина Киргизской волости Якуп Муаитмасов и башкир Салих Ямангулов не уплатили занятых в долг первым 3 руб. 50 коп., вторым 1 руб. За эту сумму Якуп должен был отвезти заимодавцу 40 пудов ржи, Салих — 10 пудов. Однако, как писал дворянин, «коему платежу срок минул давно, но они и поныне оной ржи не привозят и не отдавают»66.

Илишевец Тогусай Мряков с другими башкирами разных деревень Киргизской волости в 1749 г. поставил тамгу (. ) в договорной записи о припуске ясачных татар сроком на 10 лет «для построения двух хуторов в урочищах по 2-м речкам Бай реки Ютады»67.

В 1816 г. илишевцы из припущенников были показаны без определения их этнического происхождения: они названы лишь припущенниками в количестве 139 душ м.п., т.е. примерно 278 человек. То же самое видим и в 1834 г., когда были указаны лишь тептяри в числе 32 душ. По татарам нет сведений. К 1858 г. количество припущенников сократилось по причине выезда части их в другие поселения из-за нехватки посевных площадей. Переселения такого рода были предусмотрены законом о земле 1832 г. Что касается данных 1870 г., то они вообще не соответствуют действительности, поскольку здесь мишарей не было вообще. Советская перепись 1920 г. всех жителей показала правильно как башкир и татар.

Предлагаем таблицу о развитии деревни.

Таблица 140


 


57     Там же. Л. 7-8.

58     Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1326. Л. 9-10, 14.
39 МИБ. Т. 3. С. 86.

60     ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 501.

61     МИБ. Т. 3. С. 246-247.

62     Там же. С. 428, 451-453.

63     Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 34-36.


64 Там же. С. 105-106.

65 Там же. С. 268.

66 ЦГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 30. Л. 1; МИБ. Т. 4. Ч. 1.
С. 385-386.

67 МИБ. Т. 3. С. 468-470.

68 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755. Л. 401.


БИРСКИЙ УЕЗД


285


 



Таблица 141


В материалах VII ревизии (1816 г.) отмечено, что здесь проживал юртовой старшина 10-й юрты с 7 деревнями 45-летний Утна Абдулхаиров (у него в семье были 2 жены,

3 дочери, 4 сына, 2 сына и дочь умершего брата). В 1816 г.
в Илишево в 36 дворах проживали 112 мужчин и 122 жен
щины из башкир. 36 дворов состояло из разных форм
семей: из них к малой (супруги и несовершеннолетние
дети) относилось 25, к отцовской (с родителями жили
женатые сыновья) — 9, братской (женатые братья вели
совместное хозяйство) — 2 семьи. Полигамных семей
было 3: одна с тремя, две — с двумя женами69.

В 1843 г. на 334 башкира было засеяно 480 пудов озимого и 720 пудов ярового хлеба. На берегах р. Сюнь или-шевцы имели 12 мельниц. При 2 мечетях действовало 2 мусульманских «училища» (1870 г.).

Относительно грамотности населения приводим косвенные сведения. В 1896 г. на сельском сходе илишевцы «для отвода им 15-десятинного надела на душу в отдельности» избрали своими уполномоченными башкир Ахметбия Минибаева, Нурмухамета Нуритдинова, Наз-мутдина Зайнитдинова, Загидуллу Сайфуллина, Муха-метсадыка Надыршина, Абдракипа Абдрахимова, и они на приговоре подписались или поставили свои тамги. Из 77 участников схода из старших домохозяев подписались на тюрки 22 (28,5%), остальные 55 поставили свои тамги: и другие70.

Название д. Ябалаково из Ябалаковской тюбы явно антропонимического характера. Однако у нас нет материалов об основателе этого поселения — Ябалаке. Следует особо подчеркнуть активность в делах общины-волости жителей Ябалаково. В 1745 г., например, старшина Киргизской волости Бикбатыр Исаев (тамга ), писарь Еркей Ермаков (подпись и тамга ), башкиры Аптим Салтанаев ( ), Мухта Минлибаев ( ), Минлигул Кадыров ( ), Зайсан Акбаев ( ), Муксин Бикбатыров с башкирами дд. Ишкарово, Аишево (ныне Республика Татарстан), Киргизово, Куктово, Илишево, Нагаево (ныне Краснокамский район) по договорной записи от 1 июля отдали русским дворцовым крестьянам села Каракулино «вотчинную свою для пашни землю с лесом и с сенными покосы и с хмелевым щипаньем» сроком на 20 лет «с платежом на год по 50 коп.»71 Они получили возможность построить деревню при р. Узункуль из 5 дворов. Через

4 года часть названных ябалаковцев участвовала в при
пуске ясачных татар из Казанского уезда сроком на 10 лет
на землю по pp. Бай и Ютады72. Ту же самую аренду мест
рыбных ловель по р. Агидель они практиковали и в 1754,
1756 гг.73 Один из жителей деревни по имени Сагит попал
в реестр должников башкира Юзея Карманова из д. Кар-
маново Уранской волости за 1760 г.74

Поселение вотчинников в 7201 (1693) г. принимает марийцев, перешедших в тептярское сословие75. Предлагаем таблицу о развитии деревни.

69 Там же. Ф. 138. Оп. 1. Д. 161. Л. 686-695.

70 Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2624. Л. 5-6.

71 МИБ. Т. 3. С. 428-429.

72 Там же. С. 468-470.

73 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 76-77, 105-106.

74 Там же. Т. 4. Ч. 2. С. 384.

75 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 128.


Еще раз подчеркнем, что сведения об этническом составе поселений за 1870 г. очень далеки от истины. Ни одного мишаря в деревне, и вдруг все жители — мишари. Это — явная ошибка. Все марийцы к 1795 г. перешли в тептяри. По-видимому, среди припущенников из марийцев были и татары. Такое предположение подкрепляется тем фактом, что в 1773 г. среди пугачевцев оказалось 12 ясачных татар из д. Ябалаково. В 1920 г. все жители правильно отнесены к башкирам и тептярям, но не подчеркнуто, что последние состояли главным образом из марийцев.

В 1843 г. на 124 башкира приходилось 1096 пудов засеянного хлеба, т.е. около 9 пудов на каждого из них.

Мусульманам принадлежала мечеть с «училищем».

О грамотности ябалаковцев: в 1896 г. из 46 участников аульного схода 4 подписались на приговоре на тюрки (8,6%), остальные поставили свои тамги76.

Д. Старокиргизово — коренное поселение башкир-вотчинников тюбы Аю Киргизской волости, один из немногих населенных пунктов, сохранивших первоначальное свое название, исходящее от самоназвания рода-волости, т.е. произошедшее от этнонима.

По родословной киргизовцев, житель д. Киргизово Кушук-би сын Янаба-бая принял русское подданство. Его внук Кылчан сын Куккузабия получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту77. Но имеется и другое указание о том, что ввозную грамоту Киргизской волости получил отец Кылчана — Куккуз. Это произошло в 7136 (1626) г.78

В опубликованных материалах д. Киргизово упоминается и в 1635 г., когда башкир-киргизовец жаловался на марийца этой деревни, захватившего две полосы** земли79. Затем она названа в документе за 1658 г.80 Житель деревни Мяскау Тапиев в прошении башкир за 1728 г. на имя Петра II поставил свою тамгу ". В 1745 г. башкир Иски Танатаров ( ) из д. Киргизово участвовал в отдаче русским крестьянам в аренду своих вотчинных земель

* ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 27. Л. 71.

76 Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2624. Л. 15-16.

77 Шура. 1913. № 10.

78 ЦГАДА. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 1055. Л. 72.

** Полоса не имела определенной величины и означала только долю земли, отведенную на душу в одном поле.

79 Янгузин Р. 3. Хозяйство башкир дореволюционной
России. С. 35.

80 Рахматуллин У. X. Население Башкирии в XVII—XVIII вв.
С. 156.

81 МИБ. Ч. 1.С. 123.


286


ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН


 


сроком на 20 лет с уплатой по 50 коп. в год82. В 1749 г. сын его Кучук Искин ( ), а также Юлдаш Максеев ( ) с другими киргизцами поставили свои тамги под договор о припуске татар на свои земли для построения ими двух хуторов по pp. Бай и Ютады83.

По договорной записи вотчинников в д. Киргизово были припущены марийцы, пополнившие сословие тептярей. Однако дата ее нам не известна. Жили здесь и тептяри из татар. 32 человека из них участвовали в восстании Пугачева.

Таблица знакомит с итогами ревизий.

Таблица 142

Опять же наблюдаем искажение этнического состава жителей за 1870 г. Здесь не было мишарей, вдруг их оказалось около 600 человек. В 1920 г. правильно показали национальный состав жителей башкирами и тептярями (прежде всего из марийцев).

В 1843 г. 62 башкира сеяли 144 пуда озимого и 240 пудов ярового хлеба.

При мечети функционировали 2 «училища». Сельчане имели 2 водяные мельницы.

В 1896 г. на приговоре схода из 19 домохозяев двое подписались на тюрки, другие поставили свои тамги:

Д. Новокиргизово была известна еще в 1783 г., когда здесь насчитывалось 104 человека удмуртов. В 1795 г. башкир было 54 человека при 8 дворах и 37 удмуртов при 6 дворах. 76 башкир и 44 новокрещеных удмурта при 15 дворах было в 1816 г. В 1834 г. было 98, в 1858 г. -463 вотчинника при 18 дворах. 170 башкир в материалах за 1870 г. ошибочно названы мещеряками. 273 башкира при 55 дворах было в 1920 г.

В 1843 г. 98 башкир сеяли 360 пудов озимого и 480 пудов ярового хлеба.

Имелись мечеть и «училище».

Д. Новокиргизово с конца XIX в. стала называться Юлдашево.

Юлдаш Московов (Мяскеев) — старшина Киргизской волости, пугачевец84. Он из Старокиргизово.


* * *

К Гарейской волости относились дд. Старохазино, Телекеево, Старобиктово. Первые находились в Буртю-ковой тюбе и 9-й юрте, последняя — в Каинлыковской тюбе и 10-й юрте 10-го башкирского кантона.

Д. Старохазино в XVIII в. называлась Хазино от имени вотчинника-гарейца Хажи. По источникам известен его сын Аюп Хажин. Его имя упоминается в прошении его сына Кусюма Аюпова, сообщившего о том, что дед последнего — Хажи 21 декабря 1764 г. из Оренбургской губернской канцелярии получил копию с сберегательной грамоты Гарейской волости от 5 июля 7149 (1641) г.85 Вот этот Хажи и был первопоселенцем д. Хазино.

Хазинцы в 1842 г. основали новое поселение, расположенное на правом берегу р. Агидель. Годом раньше 25 семей ходатайствовали о переселении их, на вотчинную землю по р. Арь в 20 верстах от их родного поселения. Они получили разрешение на это, в нем сказано следующее: «переселить с наименованием их поселения деревнею Новою Хазиною»86. В 1846 г. из дд. Старомедведево 8, Хазино 69 душ м.п. были исключены из числа жителей коренных поселений, поскольку они оказались уже в новой деревне через р. Агидель87. Среди основателей д. Новохазино был бывший житель Старохазино Абдул-нафик Музафаров, 29 лет (жена Хубульбанат Исамбаева); его дети Ягуда и Галиакбар88.

Уменьшение численности хазинцев в 1858 г. и в последующее время объясняется выездом части жителей в Новохазино. Сведения 1870 г. и на этот раз противоречат материалам всех предыдущих ревизий.

Развитие д. Старохазино показано в таблице.

Таблица 143

Хазинцы имели мечеть и мектебе при ней. Была мельница.

В 1843 г. на 292 вотчинника было засеяно 168 пудов озимого и 208 пудов ярового хлеба.

Название д. Телекеево тесно связано с отцом Асана Телекеева89, участвовавшего в 1754 г. в отдаче в аренду мест рыбных ловель на озере Закальи (Юрмалы); его брат Султанай. Такого характера аренда мест рыбных ловель продолжалась и дальше90. Исходя из дат арендных договоров, где принимали участие сыновья Телекея, предположительно можно сказать, что деревня под этим названием могла быть основана в конце XVII — начале XVIII в.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!