ТУИМАЗИНСКИИ РАЙОН Башкирские и национально смешанные деревни 8 страница



* * *

А теперь приступаем к краткой характеристике поселений Ельдятской волости.

Д. Сюльтино при р. База — поселение башкир-при-пущенников. Сюльти — первопоселенец. Это имя у башкир — не редкость. Например, Муслим Сюльтин в 1742 г. из деревни (из какой конкретно — неясно) отца перебрался в д. Новонуркеево35. Он из Байлярской волости. Его и других в тот год припустили башкиры Кыр-Еланской волости36. Д. Сюльтино относилась к другой волости. Поэтому нелегко просто увязать припущенника Сюль-тина с одноименной деревней. Несмотря на это, между ними все-таки есть прямая связь: Сюльтин — байлярец, д. Сюльтино — поселение башкир-байлярцев. И тот и эти — припущенники.

О времени заселения — основания д. Сюльтино имеется легенда, по которой на ельдякской вотчине обосновались башкиры, вышедшие с правобережья Камы. Сначала они — Султангали (Султый — Сюльте) с братьями Игилеком и Курбангалием — остановились на короткое время на возвышенном месте западнее д. Сул-танбеково (ныне Дюртюлинский район). Затем вотчин-ники-ельдякцы перешли на новое место. Но и оно еще не было окончательным их местожительством. Наконец, они навсегда закрепились на гористом месте Бурлытау. Это случилось примерно в 1700 г.37

А теперь сопоставим упомянутые факты с текстом договора конца XVII в. Поверенный башкир д. Сюльтино Абдулвахит Зиянгулов в 1828 г. в своем прошении отметил следующее: «Предки мои Байлярской волости Сюл-тинай Багаев с товарищами заселение свое показанною деревню Сюльти возымели на земле единородцев своих Ельдятской волости по записи от крепостных дел, выданной в 7199 (1691) году марта в 17 день с ограждением в оной к безпритязательному от кого-либо во владении помешательству нижеследующих урочищ: бортный лес ухожей Баттал и с колки и с полянки и сенными покосы лет Базы речка, подле Базы камышы Карке, а с верхния межи Черклаклы озеро до барсучьих или лисьих гнезд, да Зюкали Урды(?) и с большим на том поле два дуба вместе и до отроста колка до Нази речки до вершины каковыми поземельными выгодами как те предки, а по них и я с доверителями согласно записи владели без помеша-тельно да и распоряжались всем яко полные хозяева, не ожидая за замеживанием оной земли за нас бесспорно по записи Ельдятской волости башкирцев, сверх всякого нашего чаяния живущие той волости в особой тюбе в уездах одного со мною Белебеевского деревень Биш-куразовой, Тюлюгановой и Бирского — Верхней Монча-ровой башкирцы, презревши вышесказанною записью,


в коей между прочим сказано, что нам т.е. дателям оной записи Ельдятской волости башкирцам Султанбеку и Челтемиру и детям нашим, внучатам и роду нашему и племянникам до той вотчины дела нет и вторгнулись внутрь доверителей моих владения и производят в великом пространстве с 1803 года сенокошение, рубку дров, и словом сказать всем, что только есть по земле выгодное и может служить подкреплением доверителям моим быть исправнее и всем по службе овладели и недовольствуясь тем разорению трех деревень башкирцы довели нас до такой крайности, что не только отправлять службу сделались не в силах»38.

Как видно по тексту, легенда почти полностью подтверждается архивным источником — текстом договорной записи. Дата основания деревни 1693 г., в легенде — 1700 г.; первопоселенец Сюлтинай, в легенде Султангали, его отец там и тут — Багай.

Следующая таблица содержит информацию о развитии деревни.

Таблица 106

По таблице видно, что в 1858 г. всех жителей отнесли к припущенникам, что соответствует действительности, в 1870 г. — к башкирам, что частично близко к истине, в последующем — к тептярям. Башкиры-припущенники до единой души вошли в состав тептярей.

В 1843 г. на всех 270 башкир было засеяно 464 пуда озимого и 776 пудов ярового хлеба.

В 1834 г. в деревне были мельница, кузница. У тептярей было 120, у башкир 55 ульев и 30 бортей.

По формам брака имеются такие сведения: если в 1816 г. из 31 семьи в 6 наблюдалось многобрачие (11,2 %), ток 1834 г. их стало 8 (16 %) из 50 семей, причем в середине XIX в. из шести многоженцев у одного было 4, у другого — 3, у остальных — по 2 жены39.

Д. Бишкураево (Бишкуразово) была основана башкирами Киргизской волости. О происхождении ее названия мы уже говорили, когда речь шла о деревнях Туймазин-ского района. Такого же названия поселение в Илишев-ском районе принадлежит Сырымовой тюбе Ельдятской волости. Ее жители-вотчинники в 1751 г. наряду с другими башкирами той же волости участвовали в отдаче в аренду мест рыбных ловель в курье Костоватой русским крестьянам. Среди них своей активностью выделялись сотник Кильмет Нурмешев и рядовой общинник Сензяп Муслюмов (тамга )40. Интересно отметить, что сын Кильмета Баязит Кильметов стал впоследствии старшиной Ельдятской волости. В 1780 г. жители Бишкураево


 


35 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 3). Л. 18; Д. 1285. Л. 128.

36 Там же. Д. 1285. Л. 128.

37 Мухамметов К Из глубин веков // Башкортостан. 20 мар
та 1991 г.


38 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 797. Л. 1-1 об.

39 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156, 512, 513.

40 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 34-36.


272


ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН


 


сотник Ибниамин Едигаров, рядовые общинники-башкиры Алакай Султанбеков, Бахтияр Араптанов, Абиш Муслюмов, Биккул Аташев, Мукай Исаев, Едигар Авве-лев, Шарип Едигаров и упомянутый старшина «на свои необходимые надобности» заняли у уфимского купца А. М. Подьячева 50 руб. и «разного товару на 60 руб.», на сумму в 100 руб. и обязались вернуть долг через 2 месяца41. Приводим таблицу об этническом составе жителей Бишкураево.

Таблица 107

Время припуска ясачных татар, перешедших в сословие тептярей, не известно. По этому поводу в одном документе сказано следующее: тептяри пользуются земельными угодьями «по допуску башкирцев-вотчинников Ельдяцкой волости с давнего времени»42. В 1870 г. тептяри, по-видимому, были учтены вместе с башкирами, как и в 1920 г.

Жители Мало-Бишкураево выделились и создали свое поселение между 1858 и 1870 гг. В 1920 г. обе деревни были показаны под номерами 1-е и 2-е, причем количество их жителей учитывалось вместе. В 1925 г. в Малой деревне, или Бишкураево 2-е было 85 хозяйств.

В 1843 г. на 221 башкира засеяли 1136 пудов озимого и 1400 пудов ярового хлеба, т.е. по 11,4 пуда на каждого из них; начали разводить картофель: было посажено 16 пудов.

В Бишкураево жил юртовой старшина Гайнан Баязи-тов (1764—1811). Его сын Мухаметжан Гайнанов служил урядником, в 1830—1831 гг. с 7-м башкирским полком находился в Могилеве для сопровождения пленных польских повстанцев. Другие дети Гайнана: Абдулвахит, Абд-рашит, Абдулатиф, Абдулкарим, Мухаметгали, Ахметзян.

Башкиры д. Илякшиде, как вотчинники-ельдякцы из Сырымовой тюбы, по договору от 15 мая 1784 г. припустили к себе тептярей43.

Приводим таблицу о численности жителей деревни.


Перечислим имена вотчинников-башкир по V ревизии 1816 г. Это Азмет Хусаинов (1732 г.); его сыновья Сайфульмулюк, Абдулсалих, Абдулкадыр, Абдулрахим; сыновья Сайфульмулюка Абдулсадик, Абдрахман. Указной мулла Абдулвагап Азметов (1775 г.); его дети Абдулатиф, Галифулла. Габит Азметов (1765 г.); от двух жен имел сыновей Габдулзяббера, Хисматуллу, Хиса-метдина. Сайфулла Азметов (1772 года рождения); его племянник Кутлукай Бигашев, его сын Кутлугузя. Указной мухтасип Кидрас Азметов (1774 г.); его сыновья Ага-футдияр, Абубакир, Абушахман, Мухаметша. Кутлубай Бигашев (1794 г.). Абдулнасыр Амиров (1782 г.); его племянник Абдулгафар Абдулвахитов, сын Абдулнадыр. Шафей Сайгафаров, 44 лет, сыновья Гайнулла, Фазулла; его брат Мухаметшариф (1774—1815); его сын Мухаметша. Абдулла Азметов (1771 г.), его дети Абдулханнан, Абдулхазин, Ибрагим, Йсмагил. Сайфутдин Азметов (1785 года рождения), его сыновья Тазитдин, Шагитдин, Фархутдин44.

В 1843 г. на 114 человек засеяли 128 пудов озимого, 312 пудов ярового хлеба.

Д. Тюлиганово относилась к той же Сырымовой тюбе Ельдятской волости 12-й юрты 12-го башкирского кантона.

В опубликованных источниках она впервые упоминается в 1751 г., когда ее жители Токтар Мратов (тамга ), Байряш Кутушев (тамга ), Уразай Субанаев ( ) с вотчинниками дд. Бишкуразово, Манчарово, Аташево, Чаки (?), Шидали, а также с башкирами-киргизцами из дд. Илишево, Кугарчи, Чекантамак (Кулчубаево), Аишево, Кадыкеево, Татышево участвовали, в отдаче в аренду крестьянам мест рыбных ловель в курье Костова-той (Иргыныш)45.

Развитие д. Тюлиганово видно в приведенной таблице.

Таблица 109


 



Таблица 108


Хотя время припуска тептярей в источнике указано неопределенно: «по допуску башкир-вотчинников Ельдятской волости без актов с давнего времени»46, тем не менее цифры о 2 дворах с 27 тептярями в 1795 г. говорят о недавнем их пребывании здесь, т.е. они были припущены перед самой V ревизией.

О хозяйстве жителей одно-два слова. 83 башкира в 1843 г. засеяли 136 пудов озимого и 504 пуда ярового хлеба, посадили 12 пудов картофеля.


 


41 Там же. Т. 5. С. 117.

* Деревня названа Большое Бишкуразово.

42 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 118.

43 ЦГИАРБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2501. Л. 9. В сб. «Малоизученные
источники» (с. 118) Ельдятская волость ошибочно названа
Еланской.


44 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156.

45МИБ. Т. 4.4. 1.С. 34-36.

46 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 119.


БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД


273


 


Тептярские деревни

Д. Игметово расположена на двух берегах р. Наза, при этом правый — принадлежал башкирам-вотчинникам д. Манчарово Ельдятской волости, а левый — Еланской47. Жители — тептяри из татар, «происходивших из башкирского рода»48. Они были припущены башкирами Еланской волости по договорным записям 1697, 1718 и 1772 гг., а также по указу Комиссии башкирских дел от 1738 г.49 Возможно, в один из указанных годов и ельдятцы припустили часть тептярей.

Развитие деревни прослеживаем по следующей таблице.

Таблица ПО

По таблице видно, что ясачные татары перешли в тептяри. Сведения 1920 г. следует, по-видимому, понимать так, как есть, поскольку ясачные татары происходили «из башкирского рода».

Очень похожа история формирования тептярского населения д. Абдуллино. Тептяри состояли из бывших ясачных татар «из башкирского рода». Еланцы принимали их по договорам 1718, 1748 гг., а также они получили возможность пользоваться башкирской вотчинной землей Еланской волости по указу Комиссии башкирских дел от 1738 г.50

А теперь приводим таблицу изменения численности населения по итогам ревизий и переписей.

Таблица 111

И здесь 1920 г. выделяется от остальных тем, что тептярей показали башкирами. Между тем, тептяри — это бывшие ясачные татары, «происходившие из башкирского рода». Поэтому сами жители были правы в определении своего этнического происхождения в 1920 г.

Деревня с мечетью и мельницей отличалась от соседних поселений развитой торговой сетью. По средам проводились базары, в декабре — ярмарка, где разворачивалось 25 лавок (1870 г.).

Д. Надырово по-другому называли Исаево. Жители ее — удельные крестьяне были припущены вотчинниками


Еланской волости по договорной записи 1755 г., а тептяри и государственные крестьяне — в 1777 г. с условием уплаты ими ежегодного денежного оброка. Договорные записи были «писаны на простой бумаге и нигде не засвидетельствованы»51. Все они были новокрещеными татарами, часть перешла в тептярское сословие52.

Развитие деревни можно проследить по следующей таблице53.

Таблица 112

Сведения 1870 г. затрудняемся объяснить, поскольку здесь не было русского населения, и вдруг оказалось около 100 человек. Следует думать, что под русскими показали крещеных людей. Относительно башкир, по-видимому, допущена неточность. В 1920 г. в д. Старона-дырово (Исаево) жили тептяри и вотяки (удмурты).

Время переселения части жителей из коренной деревни и образования нового поселения Новонадырово не известно. Но предположительно можно указать начало XX в. В 1920 г. в Новонадырово проживало 276 башкир.

Д. Чуй-Атасево в документах показывалась как Атасево («Чуево тож»). Расположена при р. База. Она возникла рядом с Ангасякским винокуренным заводом по указу Уфимской провинциальной канцелярии при овраге Бургазак. Время основания ее на земле башкир Еланской волости не известно. Но деревню зафиксировала III ревизия 1762 г. Следовательно, ведет отсчет с 40-х гг. XVIII в. Ее зафиксировала II ревизия 1748 г.

Приводим таблицу о развитии деревни.

Таблица 113

Данные за 1870 г. о 212 башкирах— это ошибка. До этого времени их в деревне не было. Жители деревни — тептяри и марийцы.

Само название тептярской д. Базытамак подсказывает ее местоположение — устье р. Базы. Возникла она в 1676 г.


 


47ЦГИАРБ. Ф. 172. On. 1. Д. 37. Л. 275; Д. 127. Л. 11.

48 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 25. Л. 199.

49 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755.

50 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 25. Л. 199; Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755.


51 Там же. Ф. 419. Оп. 1. Д. 2. Л. 28.

52 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 1755.

53 1762 г.- ЦГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3797. Л. 394; 1795 г. -
ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 68; 1816 г. - Там же. Ф. 419. Оп. 1.
Д. 2. Л. 27; 1858 г. - Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 15158. Л. 98.


274


ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН


 



по договорной записи башкир Еланской волости. Однако ее развитие можно проследить лишь с III ревизии 1762 г. Предлагаем таблицу о численности жителей.


Таблица 114


Сведения 1870 г. о мишарях не соответствуют действительности, поскольку они составляли ничтожную долю среди жителей. Это — тептяри. Вместе с тем, нет данных об этническом составе или происхождении тептярей. Тем не менее в книге «Административно-территориальное деление Башкирской АССР» (Уфа, 1981. С. 169) жители Базытамака представлены как татары.

Д. Шидали при одноименной речке принадлежала башкирам Ельдятской волости, затем бывшему Ангасяк-скому винокуренному заводу. В 1870 г. ее житель башкир Умуртай Курелев зафиксирован в одном прошении, где он обвиняется «в выдерании чужих бортей»54. Тептяри сидели на казенной земле. В 1920 г. деревню называли Татарские Шидали (Шидали). Было поселение под названием Вотские Шидали, где, кроме удмуртов, жили и русские (всего населения 250 человек при 48 дворах в 1920 г.).

В 1920 г. все жители неоправданно были отнесены к тептярям, последние входили во 2-ю тептярскую команду, а мишари — в 4-й мишарский кантон. Мишари составляли 3 двора, владельцами которых были Абдулсалям Абдулменев (сын Абдулгафар, внук Абдулгани), Минли-гул Мурсалимов (сыновья — Гирфан, Вильдан, Гильман), Гадельша Биккулов (1834 г.).

Таблица показывает развитие деревни за 158 лет.

Таблица 115

Все же этнический состав населения был пестрым и многое в нем не совсем ясно.

Д. База-Куяново находилась при pp. База и Читкырга в составе Белебеевского уезда. Двойное название ее позднее, ранее была известна как Куяново. Куян — один из жителей д. База, может быть и первопоселенец. Фамилия Куяновых — не редкость для того времени. Хотя о возникновении этого поселения по договорной записи

54 ЦГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 56. Л. 1. * Тептяри — бывшие ясачные татары.


башкир Киргизской волости от 24 января 1802 г.55 говорили сами куяновцы, оно было основано гораздо раньше указанного времени. К IV ревизии 1783 г. оно было значительным по числу жителей. Д. Куяново была создана за несколько десятилетий до 1783 г., но ее не учла III ревизия 1762 г. Следовательно, время основания данного населенного пункта относится к 1762—1783 гг.

Развитие деревни показано в следующей таблице56.

Таблица 116

Сведения 1870 г. явно не согласуются с таковыми за другие годы. Поэтому они ошибочны. Об этническом происхождении тептярей нет прямых указаний.

При одноименной речке возникло татарское поселение Менеуз, впоследствии получившее название Татарский Менеуз. Основанием для этого послужил договор 1777 г., данный тептярям башкирами-вотчинниками Еланской волости57.

Рост численности населения виден в таблице.

Таблица 117

И на этот раз 1870 г. выделяется от остальных лет тем, что искажает информацию: здесь не было мишарей.

По ранней истории д. Тукай-Тамак при устье одноименной речки и р. Сюнь не удалось найти материала. Среди тептярских деревень в списке за 1841 г. она отсутствует. Нет ее и по X ревизии 1858 г. Лишь в 1870 г. она взята на учет, но уже тогда была немалым поселением: на 61 двор приходилось 327 тептярей обоего пола. Это означает, хотя и косвенно, что она возникла сразу же после X ревизии. По переписи 1920 г. в 112 домах проживало 539 тептярей. Через 5 лет там было 119 дворов.

Из поздних отметим лишь одно поселение, зафиксированное переписью 1925 г. Ашманово (Ашмяк) — поселок из 14 хозяев. Жили здесь тептяри. В 1920 г. еще не было этого поселка.

Все остальные поселения Ирмашово, Лена, Красный Октябрь, Уяндык, Красноярово, Восток, Яна-Турмыш, Кызыл Куч, Кызыл-Байрак, Улу-Ялан, Ташчишма, Урняк, Буляк, Кызыл-Юндуз возникли после 1925 г.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!