ТУИМАЗИНСКИИ РАЙОН Башкирские и национально смешанные деревни 5 страница



Деревня при устье р. Чукады Чукадытамак также относилась к Урмекеевой тюбе Канлинской волости. Это поселение безземельных башкир-припущенников, вышедших из Айлинской волости Троицкого уезда99, сохранивших свое сословие, не переходя в тептяри. Одна-

94 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 430. Л. 26.

95 МИБ. Т. 3. С. 63.

96 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. ПО,
115.

97 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 18.
98ОИБ. Т. 1.4. 1.С. 177.

99 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 18.


БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД


259


 


ко нам не известны точное время их поселения и дата договора с канлинцами о припуске. Предположительно можно указать 30-е гг. XVIII в. как время их припуска канлинцами.

Все ревизии и переписи этническое происхождение их правильно указывают как башкирское, что видно в табл. 68.

Таблица 68

В 1864—1919 гг. Чукадытамак — центр одноименной волости, здесь были правление, мечеть, 3 мельницы. По VIII ревизии в 36 дворах 7 глав семей имели по несколько жен. Посев хлеба на каждого из 319 человек равнялся лишь пуду хлеба (1843 г.). Картофель еле-еле проникал в общество чукадытамаковцев: тогда было посажено 12 пудов.

Формулярный список одного из жителей, походного старшины Тазитдина Кулушева (1783 г.) дает интересные сведения о видах службы башкирских казаков: в 1806—1812 гг. находился с отрядом башкир в ставке казахского хана Ширгазы, затем на летней пограничной службе вдоль р. Яик (Урал) в районе Илецкой Защиты препровождал в г. Уральск казенный транспорт с продуктами100.

Около озера Кандры на карте 1737 г. показана одноименная деревня101. На карте 1781 г.102 их уже две. Одна из них и есть д. Кандрыкуль — поселение башкир-канлинцев, владельцев вотчин из Урмекеевой тюбы. Они в 1782 г. приняли тептярей, с которыми через 3 года 2 июня оформили договорную запись, узаконив их припуск103.

О развитии деревни приводим таблицу.

Таблица 69


Д. Кандры-Кутуй — поселение канлинцев-вотчинни-ков. Она не отмечена V ревизией 1795 г., но в 1816 г. в ней зафиксировано 15 дворов с 114 жителями. Значит, она возникла между этими годами. При этом отметим, что она выделилась из д. Кандрыкуль. Такое утверждение основано на том, что в этих поселениях жили братья Кудайметевы (или Кудашметовы): в коренной — Кучум, Кусем, Кунзяп, Яней (1758—1822) Кудашметовы, в новой — Хатынбай, Мендияр, Сензяп (1765—1819) Кудашметовы. Первопоселенцем д. Кандры-Кутуй был их брат Кутуй Кудайметов (1759—1819). Его сыновья Абдулнасыр, 1789 г., Гадилына, 1783 г., и Гали, 1779 г. Последний служил юртовым старшиной; его сын Ахметша. В 1859 г. зафиксированы Мухамет (1791—1858), Абдулзелил (1793—1857), Арслан (1803 г.), Габдулвахит (1807 г.), Гумер (1809 г.), Габдулгаллям (1811-1853), Габ-драфик (1815 г.), Тухватулла (1820 г.) Кутуевы (ЦГИА РБ. Ф. 138. Ои. 2. Д. 735).

Таблица 70

В 1843 г. на каждого из 176 жителей было засеяно по 2,5 пуда хлеба. 150 ульев имели в собственности ее жители.

Д. Букаево — поселение башкир-вотчинников — с середины XVIII в. становится национально смешанным. По договору от 24 июля 1758 г. они припустили марийцев, ставших тептярями.

Известны сыновья и потомки первопоселенца Букая. Старший из них Бикташ Букаев (1763—1831), его первый сын Ишмухамет (его Мухаметханнан, Мухаметлатиф), второй сын Абдуллатип (его Абдулгафар, Афлятун). Младший сын Букая Нуруш, 1767 г., еще был жив в 1834 г.; его сын Гайнулла, 1794 г.; его сыновья Мухамет-гали, Габидулла, Мухаметсалим, Мухаметкарим, Хайбул-ла, Абдулла.

Сегодня нет д. Букаево, но все-таки проследим ее развитие.

Таблица 71




В 1843 г. посев равнялся 1128 пудам хлеба. Это означало, что на каждого из 304 жителей приходилось по 3,7 пуда. На всю деревню было посажено 24 пуда картофеля. В деревне были мечеть и мельница. Тогда же по 100 ульев приходилось на башкир и тептярей.

В 1834 г. здесь было 6 двоеженцев и 2 троеженца; один из них 5 5-летний Кадыргул Сулейманов; его сыновья Ямангул, Исламгул, Имангул.


100 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4022. Л. 18.

101 МИБ. Т. 4. Ч. 1 (Приложение).

102 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 20627.

103 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114.


У башкир-мусульман была мечеть. Аульная община имела кузницу, 4 мельницы. У башкир зафиксировано 35 ульев, 125 бортей, у марийцев — 54 улья. На 84 башкира было засеяно 120 пудов озимого и 256 пудов ярового хлеба.


260


ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН


 


* * *

Д. Кыска-Елга — поселение канлинцев-вотчинников. Однако они составляли незначительную часть жителей: 10 человек в 1834 г. Подавляющее большинство сельчан представляли башкиры-припущенники: 274 человека в 1834 г. Жили здесь и тептяри, которые поселились по договору с канлинцами от 1785 г.104

В первой половине XIX в. башкиры находились в составе 16-й юрты 12-го башкирского кантона.

Таблица 72


Абдуллгаллям Гаделынин, 1782 г., в 30-х гг. XIX в. служил юртовым старшиной 18-й юрты 12-го башкирского кантона. Он имел серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1812 года» и «В память Отечественной войны 1812 года», когда «с 5-м башкирским полком против французских войск находился»107.

Таблица 74

Между 1905—1919 гг. образовалась д. Ново-Арсланбе- ково, куда переехали вотчинники, которых в 1920 г. насчитывалось 714 человек при 140 дворах.

В 1843 г. 12 башкир засеяли 64 пуда озимого и 322 пуда ярового хлеба.


 


В 70-х гг. XIX в. в деревне действовали мечеть и «училище».

В 1843 г. на 274 башкира было засеяно лишь 16 пудов озимого и 528 пудов ярового хлеба, посажено 8 пудов картофеля.

16-й юрте подчинялись и деревни Кубовской волости. Кубовцы в годы Генерального межевания имели 39 тыс. десятин земли. Вотчинников по VII ревизии насчитывалось лишь 254 души м.п. (33,3 %), в то время как припущенников было 507 душ м.п. (66,7 %)105.

Одно из трех кубовских поселений называется Сайра-ново, по которому у нас мало материала. О припуске тептярей в 1840 г. было сказано, что они владеют землей «без документов более 200 лет совместно с башкирами-вотчинниками». О припуске татар нет сведений.

Таблица 73

В 1843 г. 134 башкирами было засеяно 608 пудов озимого и 480 пудов ярового хлеба. Посадили 24 пуда картофеля. Имели 135 ульев.

Д. Арсланбеково становится этнически смешанной в середине XVIII в., когда по договорам от 12 октября 1758 и 1 марта 1781 гг. кубовцы-вотчинники приняли тептярей106.


* * *

Несколько поселений Киргизской волости входят в состав Туймазинского района. Это — Аблаево, Тукмак-Каран, Бятки. О волости мы уже говорили, когда речь шла о селах Шаранского района.

Д. Аблаево по pp. Ик и Акуш в 1795 г. состояла из 8 дворов с 53 башкирами и одного дома с 2 служилыми татарами108. По VII ревизии 1816 г. этнический состав жителей еще больше усложняется. Аблаевцы-вотчинники приняли безземельных башкир и мишарей.

Таблица 75

Как видно, мишари и татары по истечении 60-летнего срока договора до 1859 г. переехали в другие поселения, поэтому учитывались одни башкиры и в последующих переписях. В 1917 г. в 90 дворах проживали 540 башкир109.

В 1804 г. на 104 башкира было засеяно лишь 168 пудов хлеба.

Относительно названия и возраста деревни следует сказать следующее: в 1834 г. VIII ревизия зафиксировала 58-летнего Ихсана Аблаева, сына первопоселенца. Возраст Ихсана (1776 г.) дает нам возможность предположить время возникновения деревни — вторая половина XVIII в.


 


104 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 116.

105 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 64.

106 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114.


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4023. ЦГАДА. Ф. 1355. Д. 929. Л. 91. Башкирский край. Вып. 1. С. 108.


БЕЛЕБЕЕВСКИЙ УЕЗД


261


 


Д. Тукмак-Каран — тоже сравнительно молодое по возрасту поселение башкир-киргизцев. Она была известна и под названием Гауыл. Здесь жили и торговые и ясачные татары. Часть татар не имела документов на пользование земли, остальные были приняты по договору от 27 сентября 1739 г.110

Развитие деревни можно проследить по следующей таблице.

Таблица 76

Торговые татары между 1816—1833 гг. оставили данное поселение. Перепись 1920 г. ошибочно показала этническое происхождение жителей: здесь жили и башкиры, и татары.

В 1843 г. на каждого из башкир сеяли лишь 1,5 пуда хлеба. Было посажено 12 пудов картофеля. Им принадлежало 70 ульев.

В д. Бятки при одноименной речке башкиры-вотчинники припустили тептярей и служилых татар на основании заключенных с ними договоров от 22 июня 1752 и 1753 гг. Ясачные татары Муса и Танатар Дусаевы, сотник из Казанского уезда Тойка Габдуллин, ясачный татарин из д. Стерлитамаково по р. Стерля, притоку р. Ик Мухаметсалим Ишметов с сыновьями и братьями, мулла из д. Катай Адигам Ибрашев получили разрешение «заводиться домами в д. Бетки и пользоваться угодьями», за что башкиры получили от них по 2 руб. с каждого. А ежегодная плата их равнялась 10 коп. с двора. В 1753 г. вотчинники уступили им «лес» под названием Каракю Урман с условием уплаты 5 руб. в год111.

Таблица 77


(1772—1823) с сыновьями Хусаином, Кулыпарипом и внуком Шарафутдином и Исламгул Утягулов, 1772 г., с детьми Абдулатифом, Абдулмазитом, Абдуляппаром. В 1917 г. башкиры-припущенники оказались среди тептярей"2.

В восстании Пугачева участвовали 8 ясачных татар.

Посев хлеба в 1843 г. равнялся 8 пудам на каждого из 13 башкир.

Тептярские деревни

Тептярских деревень много в районе. Сначала обратим внимание на раннюю историю населенных пунктов, основанных на вотчинных землях башкир Кыр-Еланской волости.

Одна из них — Каран-Бишинды (название от гидронимов), возникшая на основании договора кыр-еланцев. Вот его текст. «1760 года Уфимского уезда Казанской дороги Зиланской волости Тынламасской тюбы вотчинники-башкирцы со общаго согласия дали сие договорное письмо онаго же уезда команды старшины Аптикея Московова вотчинники башкирцы Айдар Дюскилов, Заит Килеев, Бикбов Кидыкеев, Сайт Муслюков, Якуп Ниязов, Салим Исмаилов, Уразмет Исмаилов, Сулюк Юсупов команды старшины Нияза Ибраева тептярям Фаизу Абезову, Баизу Абезову, Кансуяру, Янаберды, Еманаю Мурзаковым, Сафару Юлдашеву, Мансуру Муртазину, Килметю Галиеву, Акариму Бердыеву, Сагиту Заитову, Гали Авязову в том, что припустили мы их на жительство на жалованную землю, за это получили 30 рублей и с платежей ежегодно по 15 коп. с двора»113. Ясачные татары поселились по договорам от башкир в 1767 и 1782 гг.114 Здесь уточнены имена владельцев земли — башкир Утяша Байгулова и Аптикея Токчурина.

Таблица 78



На право пользования землей тептяри д. Тукаево ссылались на указ из Уфимской провинциальной канцелярии от 9 августа 1770 г. Однако этот указ был лишь подтверждением их прав на землю. Но тептяри были припущены башкирами в 1765 г. Через два года возник спор о земле с владельцами вотчин Кыр-Еланской волости, который был улажен в 1767 г.115


Данные об этническом составе жителей за последние две переписи искажают действительное положение. В первом случае тептяри оказались в составе башкир, во втором — наоборот: башкиры среди тептярей. Среди башкир были, кроме вотчинников, и припущенники. К первым из них принадлежали Гузаир Кулчанов

1,0 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 18. Л. 17.

* Татары названы тептярями.

111 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 18. Л. 2, 36, 44, 81.


112 Башкирский край. Вып. 1. С. 108.

1.3 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (1). Л 108; Ф. 172. Оп. 1.
Д. 69. Л. 118.

1.4 Там же.

1.5 Там же. Ф.Д.Оп. 1. Д. 512. Л. 164.

* До этого года показаны души м.п., с 1870 г. — все население.

** Названы башкирами.

*** Затем были переведены на жительство в д. Карамалы-Валитово.


262


ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН


 


В конце XIX в. в деревне было 2 мечети, 3 мельницы, кузница, хлебозапасный магазин, 2 бакалейные лавки.

Таблица 79

Дд. Аднагулово, Калыпали, Верхний Сардык и Нижний Сардык (Биганово) возникли на основании предоставленных тептярям царских грамот от 21 февраля 7134 (1626) и 7 октября 7184 (1676) гг. Основанием для владения землей ясачными татарами служило договорное письмо от 4 октября 1753 г., данное им кыр-еланцами116.

Жители д. Аднагулово в 1873 г. писали в своем прошении о том, что «250 лет тому назад предок наш Аднагул поселился на башкирской земле и основал деревню Адна-гулову, которая носит то наименование по имени первого поселенца оной. С тех давних лет его потомки 250 лет с лишним бесспорно пользовались как усадьбою, так и землею, прилегающею к д. Аднагуловой без всякого спора»117.

Здесь наблюдаем удивительное совпадение утверждения жителей и царской грамоты о времени основания их поселения: 1623 и 1626 гг. с разницей лишь в 3 года.


с посевом свыше 10 десятин — 12,3 %. Из 1540 десятин посева 40,9 % принадлежали 12,3 % хозяйств высшей группы, т.е. в среднем по 17 десятин на одно хозяйство, тогда как 49,7 % маломощных хозяйств имели всего 20,5 % посева, или 2,1 десятины на один двор. Из 302 хозяйств насчитывалось 8,3 % лишенных всех видов скота, бескоровных — 17,5 %, безлошадных — 28,4 %. В то же время 7,3 % дворов высшей группы имели 25 % коров и 4,8 % дворов —19 % лошадей119.

По словам сельчан, аднагуловцы основали новое поселение под названием Субханкулово120. Бывший его житель, ныне уфимец Хабибулла Муллазалялович Мул-лазалялов, 1909 года рождения, подполковник в отставке, на основании записей по истории родного села, составленных его отцом, утверждает, что первопоселенцем был его далекий предок Субханкул Мансуров. Вместе с ним открываем дело о материалах V ревизии 1795 г., где и находим этого Субханкула Мансурова, которому исполнилось 56 лет, т.е. он был 1739 года рождения. Жил в этой же деревне и другой Субханкул по фамилии Масягутов, 1758 г.121

Считать одного из них основателем одноименного поселения невозможно по причине того, что эта деревня была известна еще в XVII в. Затем по договорам от 14 декабря 1748 г. и 1 февраля 1780 г. кыр-еланскими башкирами сюда были приняты новые группы тептярей122. Значит, был и третий Субханкул (т.е. первый по возрасту), живший еще в XVII столетии.

Проследим развитие деревни.


 




Таблица 80


Таблица 81


 


Перепись 1920 г. ошибочно показала этническую принадлежность жителей. Как видно по таблице, Аднагулово — поселение тептярей и татар. Башкиры-припущен-ники, «вышедшие по царскому Манифесту из заграницы в 1815 г. и причисленные в д. Аднагуловой», составляли крайне незначительную часть населения. Перечислим их имена по переписи 1816 г.: Мухаметшарип Ермяков (сыновья Габидулла, Абдулла), Исмаил Абзелилов (сыновья Хусаин, Хасан), Юсуп Мухамадияров (сын Юнус), Абдулгафар Сайфуллин (сын Хабибулла), Минибай Батыршин (сын Муса)118.

Сохранились интересные сведения о расслоении крестьянства. В 1915 г. в д. Аднагулово из 302 дворов беспосевных было 5,6 %, маломощных с посевом от 4 до 10 десятин — 32,4 %, зажиточных крестьян и кулаков


В начале XIX в. возник выселок из Субханкулово под названием Зигитяк (Зиштяк, Субханкулово). В 1816 г. он состоял лишь из трех домов, где жили 6 душ м.п. тептярей и татар. В 1834 г. там было 4 жителя из татар, в 1859 г. — 352 припущенника, в 1917 г. — 451 тептяр, в 1920 г. — 456 тептярей.

Наблюдается неравномерное распределение жителей по годам их учета, что можно объяснить тем, что тептяри все учитывались по д. Субханкулово, но основная масса проживала в д. Зигитяк. Так, например, в 1816 г. из 272 тептярей в коренной деревне проживало только 84, в 1834 г. из 380 — только 164. Остальные жили в Зигитяке.

Генетическая связь жителей двух поселений и приводила к двойным их названиям: Субханкулово по-другому называли «Зигитяк тож».


 


* Показаны татарами. ** Названы башкирами.

116 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114;
ЦГИАРБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1364. Л. 5-6.

117 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 114;
ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1281. Л. 19.

118 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 456 (1818 г.). Л. 792.


1,9 ОИБ. Т. 1.4. 2. С. 414.

120 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1281. Л. 19.

121 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34.

122 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4871 (т. 1). Л. 90; Ф. 172. Оп. 1. Д. 69.

Л. 243-245.


БЕЛЕБЕЕВСКИИ УЕЗД


263


 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!