ТУИМАЗИНСКИИ РАЙОН Башкирские и национально смешанные деревни 10 страница



Впоследствии в переписях по этой деревне не были зафиксированы татары, учитывались мишари.

Развитие деревни проследим по следующей таблице.

* Должно быть: 1790. Ошибку допустили переписчики: в других документах указана правильная дата. 25 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 2. Л. 32.


В 1920 г. всех жителей показали башкирами по численному их большинству как «преобладающей в деревне национальностью», забывая о мишарях.

В 1843 г. 152 башкира сеяли 168 пудов озимого, 352 пуда ярового хлеба.'

В Нижнечереккулево жили одни вотчинники. Башки-ры-еланцы этих двух деревень с жителями дд. Яркеево, Юнино в 1830 г. отдали в кортом сроком на 5 лет Токта-мышу Суюндуку озеро Ряс для рыбной ловли26.

Численность жителей и количество дворов показываем в следующей таблице.

Таблица 127

Жители занимались животноводством, земледелием (в 1843 г. на одного сеяли по 5,2 пуда хлеба) и пчеловодством.

Абдрафик Султангулов не вернулся с войны 1812г.

В годы кантонного управления (1798—1865 гг.) башкиры несли пограничную службу по р. Урал (Яик). Она продолжалась 6 месяцев. Летняя шестимесячная и зимняя такого же срока служба осуществлялась разными командами. Она не была непрерывной, т.е. прослужив 6 месяцев, воины направлялись домой, на их место приходили другие. Каждый мужчина от 20 до 50 лет находился на такой службе 6—8 раз. Так, житель д. Череккулево (какая — Верхнее или Нижнее — не указано в источнике), урядник 45-летний Шагабитдин Сабитов сын Суюндуков находился на такой службе 5 раз; его сын Сахритдин. Зауряд-сотник 49-летний Ардашир Баширов сын Сабди-кеев также был на службе 5 раз; его сыновья Ахмадей, Астраханбий, Ахметнабий, Ахметзян.

Д. Итеево при р. База принадлежала тем же башкирам Уразаевой тюбы еланцев. В 1739 г. население деревни становится национально смешанным: по договору елан-ских башкир сюда были припущены удмурты27. Припуск их продолжался: в 1794 г. было принято еще несколько удмуртских крестьян28. Через год они перешли в сословие тептярей.

* Ошибочно показали всех жителей мишарями, в то время как они в 1858 г. составляли чуть больше 30%.

26 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 3708. Л. 2.

** Все жители ошибочно зафиксированы мещеряками.

27 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 130.

28 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 2. Л. 28. Один из авторов в своей
статье в районной газете год припуска удмуртов ошибочно счита
ет временем основания деревни. Маяк. 20 ноября 1990 г.-


280


ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН


 



Таблица 128


В 1843 г. посев 109 башкир равнялся 192 пудам озимого и 264 пудам ярового хлеба.

К 8-й юрте 10-го башкирского кантона относилась д. Телепаново из Уразаевой тюбы Еланской волости. Она расположена при р. База. О первопоселенце Телепане нет сведений. В одном документе за 1770 г. упоминается его сын сотник Еланской волости Субхангул Телепанов, проживавший в д. Телепаново29. Его сын Туктамыш, внук Абдулкарим, 1794 г. Последний служил зауряд-хорунжим.

До 1793 г. в деревне жили одни вотчинники. В тот год в свое поселение они припустили с условием уплаты денежного оброка башкир-еланцев и тептярей30.

А теперь приводим таблицу о численности населения и количестве дворов.

Таблица 129

В этой деревне жил юртовой старшина зауряд-сотник Абдулвалит Минлигулов сын Аиткулов, 1791 года рождения; его сыновья Динмухамет, 1814 г., Алимбет, 1816 г., Хабибулла, 1831 г.

В 1843 г. на 195 башкир было засеяно 480 пудов озимого и 928 пудов ярового хлеба.

Мусульманам принадлежала мечеть, одному из них — мельница-мутовка.

Д. Ишкары находилась при р. Саръязы и «столбовой» (почтовой) дороге еланцев. В опубликованных источниках несколько раз упоминается боевая деятельность в 1773— 1774 гг. тархана и старшины Ишкара Арсланова. Он был пугачевцем, в июне второго года Крестьянской войны перешел на сторону правительственных войск. Он назван старшиной Киргизской волости. Однако такое утверждение следует признать за недоразумение, поскольку в той волости знали других старшин (их 3), но не Ишкара. Он и есть первопоселенец одноименного поселения31.


Однонациональное поселение после припуска в 1755 г. тептярей из татар становится полиэтническим32. О развитии деревни предлагаем очередную таблицу.

Таблица 130

В 1843 г. 194 башкира засеяли 480 пудов озимого и 928 пудов ярового хлеба, в деревне было широко распространено пчеловодство, плотническое дело.

Остальные деревни 8-й юрты входили в состав Лаяш-тынской тюбы еланцев.

В д. Саиткулово при той же р. Саръязы проживали одни башкиры, как вотчинники, так и припущенники. В 1795 г. взято на учет 62 башкира при 8 дворах. По VII ревизии (1816 г.) башкир-вотчинников было 74, башкир-припущенников — 13 человек. В 1834 г. первых насчитывалось 90, вторых — 18 человек. X ревизия 1858 г. показала 160 вотчинников (31 дом) и 9 припущенников из башкир (2 двора). 188 башкир при 37 дворах было в 1870 г., но они ошибочно названы мишарями. В 1920 г. в 72 домах проживали 379 башкир.

В 1843 г. на 118 башкир было засеяно 192 пуда озимого и 400 пудов ярового хлеба.

Д. Тазеево при р. База к тюбам еланцев не относилась. Об основателе деревни нет сведений. Но его сыновья в отдельных документах были зафиксированы. Например, упоминается Абзалил Тазеев. Другой сын Байслан Тазеев попал в документ за 1785 г. как должник Акая Зубаирова из д. Зубаирово, у которого занял 14 руб.33

Башкиры-еланцы д. Тазеево перед самой V ревизией 1795 г. припустили 5 ясачных татар из одной семьи из д. Мамяково34.

Проследим рост численности населения деревни.

Таблица 131


 


29 ЦГАДА. Ф. 452. Оп. 1. Д. 50.

30 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 2. Л. 27.
* Ошибочно названы мишарями.

31 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 127, 128, 169, 170, 225, 414.


32 ЦГИА РБ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 2. Л. 24.

33 МИБ. Т. 5. С. 558.

34 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 25. Краеведы искажают исто
рию заселения татар в данной деревне, ошибочно утверждая об
основании ими этого поселения. Маяк. 20 ноября 1990 г.

* Как видно по таблице, башкир ошибочно отнесли ктептярям.


БИРСКИИ УЕЗД


281


 


В 1831 г. зауряд-сотник 55-летний Нурали Гайсаров сын Акбуляков в составе 6-го башкирского полка находился в Польше «по препровождению польских пленных в г. Минск» (его сыновья Иргали, Шавали, Шагали, Алимбай).

В 1843 г. на 174 башкира было засеяно 360 пудов озимого и 760 пудов ярового хлеба.

* * *

А теперь о башкирских поселениях Киргизской волости. Она подразделялась на следующие тюбы: Аюевская, Ябалаковская, Татышевская.

Несколько деревень из тюбы Аю (медведь) входили в 6-ю юрту 10-го башкирского кантона.

Д. Куктово при р. Кийкичу в опубликованных источниках впервые упоминается в 1745 г., когда житель деревни башкир Заит Сайтов (его тамга ) вместе с другими вотчинниками дд. Ябалаклы, Аишево, Илишево, Нагаево отдали дворцовым крестьянам в кортом свои земельные угодья. В тексте имеется одно ограничение: «для житья построить на речке Узункол деревню 5 дворов... скота всякого водить, кроме свиней»35. Второй раз тот же самый Заит Сайтов, другие куктовцы Абдей Кузяков ( ) и Чапай Бигинеев ( ) вместе с вотчинниками 13 киргизских поселений на 10 лет припустили на свою вотчину ясачных татар из дд. Урсалы и Балыклы Арской дороги Казанского уезда «для построения двух хуторов в урочищах по 2-м речкам Бай реке Ютады и довольства при оных скота» с единовременной платой 30 руб.36

Выделение части жителей из коренной деревни в новую произошло перед V ревизией (1795 г.). Тогда же они приняли ясачных татар из д. Новоадамово Чистопольского уезда Казанской губернии и марийцев. Время припуска мишарей не известно.

Проследим по таблице развитие д. Старокуктово.

Таблица 132

Деревня находилась у столбовой дороги, соединяющей Бирск с Мензелинском, поэтому здесь была почтовая станция. В распоряжении мусульман имелись мечеть и «училище», была и мельница.

К 1842 г. был еще жив участник Отечественной войны 1812 г., ветеран 10-го башкирского полка зауряд-хорун-жий Бикбалтай Мухаметрахимов сын Гайсаров, 1774 года

35 МИБ. Т. 3. С. 428.

36 Там же. С. 468-469.


рождения (его сыновья Мухаметзян, Мухаметвалит, Мухарам, Зигангарей). Его брат Мухаметшариф Гайсаров (1786 г.) служил зауряд-есаулом, 5 раз побывал на Оренбургской пограничной службе (его сыновья Абубакир, Гумер, Усман, Гали)37.

В 1843 г. 378 башкир засеяли 288 пудов озимого и 552 пуда ярового хлеба.

Имеются интересные сведения об уровне грамотности сельчан. В 1896 г. на приговоре аульного схода из 106 домохозяев подписи на тюрки поставили 11 человек (10,3%), а остальные — тамги38.

Развитие д. Новокуктово показано в таблице.

Таблица 133

Неточностью выделяется 1870 г.: здесь никогда не было мишарей.

Во второй половине XIX в. деревня располагала мечетью и «училищем», а также мельницей.

В 1843 г. на каждого из 182 башкир было засеяно по 3,2 пуда хлеба.

В самом конце XIX в. из 122 старших домохозяев на деревенском сходе участвовали 85 человек. На принятом там приговоре 19 из них поставили подписи на тюрки (22,3%), остальные — тамги39.

К той же тюбе Аю относилась д. Шамметово при р. Сюнь. В «Материалах по истории Башкирской АССР» упоминается башкир Шаммет из той же самой Киргизской волости, на территории которой и расположена одноименная деревня. В этом документе говорится о том, что башкиры договаривались между собой не выдавать правительственным сыскным военным отрядам беглых татар из Казанского уезда. Участник восстания 1704— 1711 гг. «киргизский Шаммет» согласился «с ними заодно быть»40. В другом источнике уточняется его фамилия. Башкир Ельдякской волости в 1712 г. занял деньги у поручика М. Г. Жукова. Поручителем этой сделки выступили башкиры Киргизской волости Шембет Или-шев и Исанбай Енурусов41. Оба известны как основатели одноименных поселений. Фамилия Шаммета свидетельствует о том, что его отец Илиш был тоже первопоселенцем одноименной деревни. Выходит, что Шаммет выделился из коренного поселения и основал свою деревню.

Один из жителей д. Шамметово (в документе Шембет) Ибрай Нагаев (тамга ) с другими вотчинниками Киргизской волости в 1749 г. участвовал в припуске ясачных татар для поселения двумя хуторами в бассейне

37 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 40.

38 Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2624. Л. 51.

39 Там же. Л. 60.

40 МИБ. Ч. 1.С. 293.

41 Там же. Т. 3. С. 86.


ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН



Таблица 135


pp. Бай и Ютады сроком на 10 лет42. Через 7 лет Тогучай Мряков и Япин Тулиев также принимали участие в отдаче дворцовым крестьянам в аренду на 12 лет мест рыбных ловель в р. Белая в промежутке между pp. Киргиз и Сюнь43.

Из жителей Абдулхаким и Мухаметжан Валитовы, Мухаметсадык Мухамадияров, Газитдин и Ардашир Сайфульмулюковы, Хусурвашир Ардаширов и другие просили в своем прошении от 11 июля 1851 г. о переселении их в числе 10 дворов на правый берег Агидели на свою вотчину в бассейне р. Кальты в 25 верстах от их деревни, где «по черноземному грунту земли удобно было бы производить хлебопашество». Новая местность называлась Иштюба. Причиной такой просьбы послужило то, что на старом местожительстве, занимаясь земледелием на возвышенной местности, часто лишались «засеянных хлебом полей по случаю наносимой на поля и хлеб ветром в зимнее время глины»44. Туда же переехали их одновот-чинники в количестве 30 семей из д. Татышево. В 1896 г. 37 душ м.п. изъявило желание переселиться «на свою дачу Киргизской волости за рекой Белой на заростный участок». Туда же хотели переехать 54 мужчины из д. Или-шево45.

Перед вами таблица о развитии деревни.

Таблица 134


В 1895 г. на сходе из 103 домохозяев участвовало 73, из них 20 человек (27%) расписались на приговоре на тюрки, остальные поставили тамги48.

В деревне была мечеть. На р. Иша находились 2 мельницы.

Д. Исянбаево при р. Миништы находилась в составе тюбы Аю и 7-й юрты 10-го кантона. Впервые она упоминается в источниках за 1707 г., когда ее житель горный татарин занял деньги у жителя д. Каинтуба Казанской дороги49. Известен и первопоселенец башкир Исянбай Енурусов (1712 г.)50. В договорной записи башкир Киргизской волости о припуске ясачных татар на их вотчину по pp. Бай и Ютады за 1749 г. указаны д. Исянбаево и ее житель Исянбай Янурусов (тамга )51. Его сын Масягут Исанбаев жил в 1726—1817 гг.; его сын Абдулмазит, его сын Габдулвахит, его Абдрафик и Шагиахмет. Второго сына Масягута звали Халит, его сыновья Абдулатиф, Абдулла. Третий сын Масягута Мухаметрахим, его сын Абдрахим.

Следующая таблица рассказывает о развитии деревни.


 



Таблица 136


В 1843 г. на каждого из 151 человека было посеяно по 3,4 пуда озимого и ярового хлеба.

В деревне были мечеть с «училищем» и 2 водяные мельницы (1870 г.).

На приговоре46 схода аула за 1896 г. 50 его участников поставили 3 подписи (6%) на тюрки и тамги — 47 человек.

Д. Карабашево находилась в составе Ябалаковской тюбы Киргизской волости. Карабаш — первопоселенец, но по выявленным и опубликованным источникам он нам не известен.

Башкиры-вотчинники этой деревни перед 1782 г. приняли к себе тептярей из марийцев47.

Развитие деревни показывает следующая таблица.

Как видно по таблице, в деревне не было мишарей, тем не менее за 1870 г. все жители показаны мишарями.

В 1843 г. на каждого из 213 башкир было засеяно по 3,5 пуда хлеба.

42 Там же. Т. 3. С. 468-470.

43 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 105-106.

44 ЦГИА РБ. Ф. 2. Он. 1. Д. 6565. Л. 9-10.

45 Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1308. Л. 17.

* Башкиры ошибочно показаны мишарями.

46 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2624. Л. 8-9.

47 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 501.


И здесь в 1870 г. этнический состав жителей указан неправильно. Несмотря на то, что в Исянбаево не было ни одного мишаря, все башкиры ошибочно показаны мишарями. Такое наблюдается и по многим другим населенным пунктам Бирского и Белебеевского уездов. Вывод: сведения 1870 г. должны быть использованы только в сопоставлении с данными других ревизий и переписей.

По X ревизии здесь насчитывалась 221 душа м.п., в т.ч. 160 домохозяев. Из последних в 1896 г. на аульном сходе участвовало 110 человек. Из них на принятом доку-

48 Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2624.

49 МИБ. Т. 3. С. 32.

50 Там же. С. 86.

51 Там же. С. 408, 470; ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 547.
Л. 516.


БИРСКИИ УЕЗД


283


 


менте подписались на тюрки 13 башкир (10%), остальные поставили свои тамги52.

В 1843 г. на каждого из 277 вотчинников было засеяно около 2 пудов хлеба (всего 540 пудов).

Мусульмане имели в своем распоряжении мечеть с «училищем». На берегу Миништы была мельница.

Д. Аю была центром одноименной тюбы и входила в 1798—1865 гг. в 9-ю юрту 10-го башкирского кантона. В официальных бумагах с конца XVIII в. она называлась в переводе на русский язык Медведево, с начала XIX в. — Старомедведево. В 1722 г. упоминается д. Аю, куда был послан сыскной отряд «для взятья и высылки из разных волостей беглецов» из Казанской дороги — татар, марийцев и других. В эту деревню прибыл поручик Милкович, но «той деревни башкирцы пришед к нему бранили и поносили его всячески», «самовольно отбив у него сходцев» (беглых)53.

А теперь приводим таблицу о количестве жителей и дворов по сведениям ревизий и переписей.

Таблица 137

В 1795 г. к Киргизской волости относилась лишь половина д. Верхнемедведево, вторая половина относилась к Гарейской волости. Здесь жили вотчинники. Тептяри были припущены не киргизцами, а вотчинниками Гарейской волости. Это произошло в 7151 (1643) г.54 После VIII ревизии (1834 г.) в Новомедведево перешли 122 вотчинника. В коренном поселении оставалось 66 вотчинников при 10 дворах.

При мечети имелось «училище». Была водяная мельница.

В 1843 г. на каждого из 66 башкир было засеяно по 2,5 пуда (всего 168) хлеба.

Следующая таблица о развитии д. Новомедведево.

Таблица 138

52 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2624. Л. 57. 53МИБ.Ч. 1.С. 293.

* В ЦГАДА (Ф. 1355. Д. 187. Л. 171) указана эта цифра, в ЦГИА РБ (Ф. 138. Оп. 1. Д. 30) другая - 44. 54 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755.


Время выделения жителей из коренного поселения в новую нам не известно. Но предположительно можно указать рубеж XVIII—XIX вв. Этническая принадлежность жителей за 1870 г. определена неверно. В новой деревне жили одни башкиры-вотчинники.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!