ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН Башкирские поселения 1 страница



В прошлом территория района принадлежала Уран-ской и Урман-Гарейской волостям. В 1866 г. вместо этих кровнородственных башкирских волостей были образованы территориальные: Янаульская с центром в д. Янаул (затем на станции Янаул) и Кызылъяровская с волостным центром в д. Ямады (Юмады). Генеральное межевание земель, проведенное в Оренбургской губернии в начале XIX в., выявило во владении башкир Уранской волости 76429 десятин угодий, в т.ч. пашня занимала 13485, сенокосные места — 4765, леса — 58089, неудобные земли — 503 десятины. Вся эта вотчина принадлежала башкирам-вотчинникам-уранцам, численность которых VII ревизия 1816 г. определила в 1931 душу м.п. (45,3% всех вотчинников и припущенников-башкир). На их земле насчитывалось 2336 душ м.п. припущенников (54,7%)', в числе которых были ясачные татары, тептяри, чуваши, даже русские удельные и экономические крестьяне.

Территория Уранской волости была быстро колонизуемым регионом Башкортостана. В 1688 г. башкиры этой волости Аккусюк Биктуганов и Иштеряк Истяков писали, что на их вотчине «поселилось 40 деревень тата-ра, и черемиса и вотяки, а с той они платили в казну по 86 куниц, по 20 батмана меду, но ныне вотчина запустела, лес вырублен и скотом потопчен», поэтому просили, чтобы с умерших людей «тот пустовой ясак с них снять и имать с них ясаку на год по 56 куниц да по 15 батману меду»2. В их прошении перечислялись названия 23 из 40 марийских и тептярских поселений (Амзибаш, Кушня, Алдыргушево, Аликеево, Вердяш, Тлешево, Албарисово, Кумалаково, Миндыш, Ямбаево, Ургебаш, Бегеево, Агдеево, Байгозино, Бахтемирово, Яныкеево, Тылбаево, Кизилбаево, Мендышагды, Ялмурзино, Ахтиял, Бигиль-дино, Рабак3), возникших, по словам просителей, «до первых башкирских шатостей», т.е. восстаний. Это могло случиться до 1661 — 1664 гг. Еще 14—17 деревень были основаны вышеназванными припущенниками «после первые шатости в Уфимском уезде»4.

В прошении башкир упоминается и имя старосты волости Толубая, собиравшего ясак в 1617—1641 гг. По содержанию документа выходит, что Толубай — дед как Аккусюка Биктуганова, так и Иштеряка Истякова. Кто-то из названных ими башкир — Яубасар, Канчавка или Равкил — был отцом Толубая, прадедом просителей. По словам челобитчиков, все 3 уранца умерли еще за 100 лет до написания ими прошения. Это означает, что нам становятся известными имена реальных башкир конца XVI в. Это — уранцы. Еще отметим, что отец Иштеряка Истяк Толубаев мог основать одноименную деревню.

Известен и легендарный уранец по имени Айзуак, ездивший на лыжах в Казань и Москву, откуда при-

' ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. 2НАУНЦРАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 74. Л. 21. 3 Названия некоторых поселений искажены. 4РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1.Д. 980.Л. 2-9.


вез берестяную грамоту о принятии их в русское подданство5.

Уранская волость подразделялась на поземельные тюбы Амзя, Тимбай, Тарагуль, Мердяш, Избакты, Янбо-рис, Сапай, Мангул, Кутламыш, Юзберды и другие6.

Сохранился документ от 1685 г., который рассказывает о судьбе нескольких башкир-уранцев, доведенных до трагического финала одним фискалом — финансовым и судебным чиновником Уфы. Об этом говорится в прошении Абдуллы Смаилова. «В прошлом годех тому лет с 7 отец его Уфимского уезду Осинской дороги Уранской волости Смаил Канзибаев выслан из Уфимскаго уезду в Уфу уфимским иноземцем Семеном Кириловым, который был в уезде с подчиненным фискалом, и из Уфы отослан в Москву в Преображенский приказ*... И после того в другой год по указу ж ис Преображенского приказу взят был в Москву оной фискал во оной же приказ, и по возврате из Москвы привез с собою в Уфу о взыскании убытков своих на нем и на брате ево Бурангуле, которые убытки учинились ему бутто по делу отца их; а отец их по делу сослан в галерную работу и там и умре, и по тому указу за иск оного Кирилова двор и пожитки отца ево запечатаны и проданы, а деньги отданы в ыск ему Кирилову; а сколько тех денег ему отдано, а том он не известен, и сверх того взятья оной Кирилов ищет на нем и на брате ево 156 руб. И в этом ево Кирилове иску содержан был он под караулом и брат ево Бурангул, и оных денег платить им нечем, пожже отца их дом и пожитки были запечатаны и по продаже отданы в ыск ему, Кирилову, а он з братом отцовскими пожитки ничем не владеют. И чтоб на нем и на брате ево Бурангуле за отца их помянутого Семена Кирилова иску не править, понеже они отцовскими пожитки ничем не владеют, и ис под караула б освободить, дабы им от того платежа вконец не разоритца и, сидя за караулом, не помереть голодною смертию и платежа в казну ево и. в. не отбыть, и о том в Уфу послать его и. в. указ»7.

* * *

Переходя к ранней истории башкирских поселений, отметим, что названия не всех дошли до наших дней. Если известна часть их имен, то не знаем их местоположение. К ним относятся такие селения, как Уран, Каип-кай, Аюдюлян. Однако впоследствии и они исчезли с карты Уранской волости.

Далеко за пределами Башкортостана известно село энергетиков Кармановской ГРЭС, построенной в 1968 г. В числе первопроходцев этой станции был и бывший ее директор, единственный в Уральском регионе специалист, удостоенный звания «Заслуженный энергетик СССР», кандидат технических наук Ш. Р. Абдурашитов, ныне возглавляющий ассоциацию «ЭКОЭН» (экологическая энергетика)**.

5 Башкирские шежере. С. 15.

6 ЮАС. Вып. 2. С. 274-275.

* Этот приказ занимался судебно-административными делами.

7МИБ.Ч. 1.С. 131.

** Известия Башкортостана. 21 декабря 1993 г.


БИРСКИЙ УЕЗД


321


 


Что нам известно о поселении Карманово, давшем свое имя грандиозной ГРЭС? Карманово — коренное поселение башкир-вотчинников Уранской волости. Первое упоминание о первопоселенцах и, следовательно, о деревне относится к началу XVIII в. Башкир Карман — участник восстания 1704—1711 гг. Среди обратившихся с письмом 4 башкир из 4 дорог-областей башкирского края к казанскому губернатору 28 февраля 1709 г. с изъявлением покорности и с жалобой на притеснения и насилия со стороны казанского коменданта Н. Кудрявцева, комиссара А. Сергеева и дворян Льва и Сидора Аристовых был и Карман из Осинской дороги8. В другое письмо к тому же губернатору попало имя его сына — Рахманкула Кармано-ва9. В документе за 1721 г. среди других башкирских селений показана и д. Карманово Уранской волости Осинской дороги, откуда должны были выслать беглых крестьян из Поволжья10. В 1755 г. житель д. Карманово Салих Биккулов дал расписку одному марийцу в получении им 4 руб. за «утраченною» лошадь". Имя другого сына первопоселенца Юзея Карманова упоминается по случаю его поездки в Санкт-Петербург с 6 башкирами (2 старшины, 2 сотника, 2 рядовых): «для принесения е. и. в. от народов их верноподданнического рабского благодарения и поклонения за высочайшие е.и.в. милости, ко оному их народу оказанныя, и уверения о подданнической их верности отправлены в столицу 17 марта 1759 г.». Такие поездки представителей башкирского народа к царскому двору на протяжении XVIII в. совершались неоднократно (например, в 1728, 1733, 1742 гг.). Они приурочивались обыкновенно к какому-нибудь событию (коронации, восшествию на престол и т.д.). Пользуясь подобными поводами, башкиры подавали челобитные на царское имя", в которых просили об изменениях в управлении, жаловались на злоупотребления местной администрации. Так и на этот раз там, в столице, старшина Темир Мутин из Казанской дороги и Юзей Карманов из Осинского уезда подали в Сенат донесение с просьбой о запрещении захвата башкирских земель и о скреплении купчих на них только при согласии всей волости. Они просили, чтобы «напредь сего на старинных наших жалованных землях без покупок и без дозволения по оброку от нас селиться и сильно завладеть не дерзали», «за взятыя в оброк наши земли как прежде, так и ныне нам платили», «при покупке б у нас земель (было бы правило) с согласия всей волости». Сенат положительно отреагировал на их просьбу и приказал, что «и впредь оному башкирскому народу отнюдь никому никаких обид и разорений не чинить, и в угодьях их насильством не селиться, и от того всего их, башкирцев, не токмо защищать, но притом показывать им и всякую благосклонность и надлежащее по указам охранение»12.

Следующие документы характеризуют Юзея Карма-нова как известного кредитора. В 1760 г. он не раз обращался в Уфимскую провинциальную канцелярию с просьбой о взыскании долга с башкир д. Карманово


Аита Аскубекова, Ибрака Иманова, а также с других башкир из Гарейской, Киргизской волостей13. Его тамга — X . С Ибраком он содержал лошадей на ямах — почтовых станциях — и совместно с ним вел торговлю.

Один из известных жителей д. Карманово второй половины XVIII в. Абдук Чептарзяпов, служивший старшиной Уранской волости, затем юртовым старшиной в период кантонного управления, а также его односельчане сотник Тупый Салимзянов, рядовые башкиры Ибрак Иманаев, Аиткул Шарипов, Исянчура Карисов, Москов Чюреев, Смаил Урманчин в 1780 г. отдали ясачным русским крестьянам в оброчное владение на 30 лет земли по pp. Бизь, Бисяп, Уса и Алняш14.

15 марта 1798 г. юртовой старшина Абдук Чептарзяпов (Чапдарбаев) обратился к императору Павлу I с просьбой о восстановлении старой организации военной службы башкир, об ограничениях в межевании башкирских земель, о выселении с них припущенников и переселении их «на пустопорожние казенные земли» Оренбургской губернии. Подчеркивая добровольное подданство башкир России, он писал, что «прадеды наши, полюбив добродетельное правление великих государей, пришли произвольно к ним в подданство со всеми своими землями». С тех времен они несли военную службу по охране юго-восточных рубежей России и участвовали в ее войнах. «Да и ныне ... с ревностию продолжаем мы е.и.в. службу» и, — заключает он, — «усердно желаем оное продолжать»15.

В 1816 г. Абдуку исполнилось 73 года. Его 34-летний сын Мустаким (его сыновья Абдулзеббар, Абдулсаттар) служил старшинским помощником. В деревне жили Имас и Халил Юзеевы, Курбангали и Фатхутдин Кумыш-кины*.

В д. Карманово фамилия Кармановых встречалась и в XIX в. В 1834 г. среди ее жителей были исправляющий должность юртового старшины зауряд-есаул 37-летний Шагимардан Абдулмазитович Карманов (его сыновья Валиман, Абдрахим, Абдуллатиф), 59-летний Абдулвалит Абдрашитов сын Карманов, 58-летний зауряд-есаул Асфандияр Ильмов сын Карманов16.

Об участии жителей Карманово в Отечественной войне 1812 г. свидетельствуют итоги ревизии 1816 г., которая взяла на учет воина 10-го башкирского полка походного старшину Абдулмазита Абдулменева сына Усаева (его сыновья Гималитдин, Галлямитдин, Багаут-дин)17.

Во все годы учета населения оно было однонациональным; здесь жили башкиры-вотчинники Уранской волости. В 1920 г. был учтен железнодорожный разъезд из 2 дворов с 34 русскими.

А теперь обратим внимание на статистические данные о развитии Карманово.


 


8МИБ. Ч. 1. С. 253-254, 263.

9 Там же. С. 266.

10 Там же. С. 297.

" Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 104. 12 Там же. Т. 4. 4.2. С. 25, 26.

11 - История сел и деревень Башкортостана


13        Там же. С. 383-385.

14        Там же. Т. 5. С. 113-114.

15        Там же. С. 577.

* ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 407-а.

16        ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.

17        Там же; Любезные вы мои... С. 57.


322


ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН


 



Таблица 166


Жители занимались земледелием, животноводством, лесными промыслами. В 1842 г. на 934 башкира было засеяно 300 четвертей (2400 пудов) озимого и 460 четвертей (3680 пудов) ярового хлеба, т.е. по 6,5 пуда на каждого жителя24. Тогда же была и мельница. На каждый из 176 дворов приходилось лошадей — по 2, коров — по 2, овец — по 0,6, коз — по 0,6. Вся деревня имела 53 улья, 28 бортей25.

В течение XIX в. действовали 2 мечети.

В 1849 г. выходцы из Карманово при р. Ямъяды-Елга основали д. Актау, впоследствии Карман-Актау. Сюда переехали 25 семей во главе с зауряд-сотником Абдулвали Кармановым*. В 1859 г. в 29 дворах жили башкиры-вотчинники, 77 мужчин и 58 женщин. В 1920 г. 77-двор-ная деревня имела 393 жителя. Ее называли Актаево, Актаулово, Карман-Актау.

Кармановцы основали за р. Буй на своей уранской вотчине и д. Чишма. Она возникла перед VIII ревизией 1834 г., тогда население составляли 72 башкира. В 1850 г. в 12 дворах было 98 жителей. 353 человека при 78 дворах показала перепись 1920 г. Чишма известна и как Таш-Тау.

Чангакуль — поселение выходцев из той же д. Карма-ново, возникшее на рубеже XIX и XX вв. В 1920 г. в нем было 265 жителей и 55 дворов.

В период кантонного управления в 1798—1865 гг. территория Янаульского района входила в состав 10-го (с 1847 г. — 11-го) башкирского кантона. После включения тептярей в Башкирское войско в 1855 г. кантоны были перераспределены и общее их количество достигло 25. В Бирском уезде их было 4 (13-й, 14-й, 15-й, 16-й). Теперь почти каждый кантон включал в себя не только башкир, но и тептярей, и мишарей. Территория района находилась в составе 13-го кантона с центром в д. Байгу-зино. 43-тысячное его население по этническому происхождению состояло из 14334 башкир, 5227 мишарей, 23699 тептярей26. В 1863—1865 гг. существовало 11 канто-

18 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871. Л. 233-238.

19 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 240.

20 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 557.

21 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15158.

22 Список населенных мест Российской империи по сведе
ниям 1870 г. Т. 45. С. 76.

23 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 73.

24 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 169.

25 РГВИА.Ф. 414. Д. 360. Л. 4. В последующем и по другим
населенным пунктам см. эти же источники под № 18—25.

* ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 554-6.

26 ПСЗ. Т. 30. Док. № 30008; РГВИА. Ф. 483. Д. 68. Л. 5-6;
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 6333. Л. 101-106; Временное расписа
ние Башкирского войска по новому распределению его на
кантоны, юрты, попечительства и временный штат кантонных
управлений Башкирского войска, б/м. 1856. С. 4—9.


нов. Они обозначались номерами и в то же время носили название уезда. Интересующий нас кантон назывался 6-м Бирским27.

Кантоны состояли из юрт, каждая из них — из групп деревень. Д. Карманово, о которой говорилось выше, входила в 12-ю юрту. Здесь же были дд. Кумово, Урдяк, Вояды. Последняя была новым поселением, возникшим лишь в середине XIX в.

Продолжим характеристику сел названной юрты. Д. Кумово при р. Амзя имеет несколько названий: Сосновка, Сосново, Амзя-Тускумово. Если слово Сос-ново, Сосновка более или менее понятно, то Кумово, Тускумово объяснить затрудняемся.

В одном неопубликованном источнике за 1770 г. впервые упоминается эта деревня, когда башкиры дд. Янаул и Уртаул выразили свое недовольство тем, что крестьяне села Касево «4-мя дворами без дозволения и припуску нашего» «сами собою усильно переехав на то самое место, где прежде деды живали, поселясь от башкирской нашей Сосновой деревни в двух верстах, жительствуют». Они начали строить мельницу, «выше нашей мельницы на р. Амзе»28. В 1780 г. в заемной записи башкир Осинской дороги упоминается житель д. Сосново Кинзекей Сююшев, который вместе с другими башкирами 4 деревень заняли деньги у уфимского купца А. М. Подьячева с условием возвращения их через 2 месяца29.

И все же из-за отсутствия источников невозможно определить время возникновения Кумово.

В 1795 г. в 35 дворах проживало по 115 мужчин и женщин. 200 мужчин и 195 женщин при 62 дворах было отмечено в 1816 г. Башкиры-уранцы по договору 1811 г. приняли в д. Кумово 6 ясачных татар «на вечность из оброка»30. В 99 дворах проживали 236 мужчин и 246 женщин в 1834 г. 307 мужчин и 215 женщин при 92 дворах было зафиксировано IX ревизией 1850 г. 7 семей в 1847 г. переселились в д. Вояды, 25 семей -в д. Актау31. Через 9 лет в 140 дворах взято на учет 405 мужчин и 365 женщин. В 1870 г. в 143 дворах проживало башкир — 416 мужчин и 390 женщин, татар — 7 мужчин и столько же женщин. В среднем на 1 двор приходилось в 1795 г. - 6,6; в 1816 г. - 6,4; в 1834 г. - 4,9; в 1850 г. - 5,7; в 1859 г. - 5,5; в 1870 г. - 5,7; в 1920 г. - 5,4 человека. Это означало, что господствовала малая семья супругов с несовершеннолетними детьми. В 1816 г., например, из 62 семей 51, что составляет 82%, относилась к малой семье. Остальные 11 семей (18%) являлись неразделенными семьями, т.е. с родителями жили женатые сыновья или два или более женатых брата имели совместное хозяйство32. Точно такое же соотношение форм семьи наблюдается и по IX ревизии: малых семей было НО (82%), неразделенных семей — 23 (18%)33. Имеются следующие данные о полигамных семьях за 1816 г.:

27 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 12598. Л. 12; Д. 13037. Л. 25.

28 РГАДА- Ф. 452. Оп. 2. Д. 60. Л. 1.
29МИБ. Т. 5. С. 119.

30 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 240.

31 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 554-6.

32 Там же. Д. 161.

33 Там же. Д. 745.


БИРСКИЙ УЕЗД


323


 


с 2 женами было 10, сЗ— 1, с 4 — 1 семья. Остальные относились к моногамным семьям.

Коснувшись хозяйства кумовцев, отметим, что они занимались земледелием, животноводством, пчеловодством, лесным промыслом. В 1842 г. на 428 башкир было засеяно 1920 пудов озимого и 2400 пудов ярового хлеба, т.е. на каждого жителя по 9 пудов. Имели мельницу. На каждый из 99 дворов приходилось лошадей — по 1,9, коров — по 2, овец — по 2,3, коз — по 1. Кумовцам принадлежало 40 ульев и 13 бортей.

В XIX столетии была известна мечеть и школа при ней.

В 1834 г. при одноименной речке возникла д. Вояды. Ее основали башкиры дд. Кумово (10 семей), Карманово (6), Исемметово (1), Куюково (3), Урдяк (2), Кызыл-Яр (2 семьи). Некоторые возвратились в коренные деревни34. В 1834 г. здесь проживало 85, в 1850 г. - 78, в 1859 г. - 115 (17 дворов) башкир. 620 человек без определения национальности при 109 дворах показала перепись 1920 г.

В 1842 г. на 85 башкир было засеяно хлеба озимого 168 пудов и ярового 240 пудов.

Д. Урдяк в 1795 г. была учтена V ревизией под названием Уткино. В конце XIX в. и в 1920 г. она была известна как Удряково. Находилась при озере (речке) Тупрала. Она, как и Карманово, относилась к Мердяшевой тюбе Уранской волости. Не зная местности, где возникло это поселение башкир-уранцев, трудно как-то объяснить происхождение его названий. Их толкование оставляем ученым-топонимистам и краеведам. И о времени его основания автор не располагает материалами. Среди 25 башкирских деревень Уранской волости, учтенных в 1795 г., было по одной деревне с 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 19, 24, 26, 32, 37, 50, 86 дворами, по две деревни с 15, 18, 23, 30 дворами, три деревни с 10 дворами. Д. Урдяк (Уткино) имела 23 двора с 97 жителями из вотчинников, т.е. владельцев земель Уранской волости. VII ревизия 1816 г. показала 159 человек при 28 дворах. VIII ревизия зафиксировала некоторое уменьшение количества как жителей (140 человек), так и дворов (25). В 1859 г. было учтено 214 (39 дворов), в 1870 г. - 220 (31 двор), в 1920 г. -446 человек (78 дворов). Все ревизии показали ее однонациональным — башкирским — поселением.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!