ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН Башкирские поселения 3 страница



В 1780 г. тот же самый Кутый Рахмангулов и Заит Тляпов с башкирами дд. Кумово, Янаул, Еманаево (Иванаево) на 2 месяца заняли в долг 70 руб.60 В 1784 г. тот же Кутый с братом Баширом Рахмангуловым и односельчанами сотником Абдюсом Якуповым, Гумером Рангуло-вым, Гайсой Сююшевым, Раимом Исянбаевым, Янышем Сагитовым, Гаитбаем Якуповым и башкирами дд. Янба-рис, М. Курган, Султыево за 100 руб. продали свои земли по р. Амзя капитану Ф. И. Прагеру61. По договору от 1 июня 1815 г. уртаульцы припустили русских крестьян и возник Новотроицкий починок62. В 1870 г. 562 человека проживали в 88-дворной деревне.

Как видим, башкиры-вотчинники д. Уртаул были весьма активными в общественной жизни Уранской волости, участвуя в припуске-аренде и продаже вотчинных земель.

Время основания деревни уходит в глубь веков. Однако пока отсутствуют выявленные источники о точной дате ее возникновения.

Население деревни было однонациональным -башкирским.

В 1834 г. в 8 дворах показаны полигамные семьи (9,6%). В 1822 г. здесь проживал казах, двое из жителей приняли христианство. Трое сосланы в Сибирь.

А теперь приводим таблицу о развитии деревни.

Таблица 168

58 Там же. Т. 4. Ч. 1.С. 163.

59 РГАДА- Ф. 452. Оп. 2. Д. 60. Л. 1-2, 8.

60 МИБ. Т. 5. С. 119.

61 Там же. С. 156-157.

62 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1315. Л. 5.
* С 1850 г. Старый Уртаул.

** Деревня названа, как и сегодня, Старый Артаул.


БИРСКИИ УЕЗД


327


 


В 1842 г. 37-летний Абдулвали Абзелилов сын Габду-сов успел побывать 5 раз на службе по охране Оренбургской пограничной линии вдоль р. Урал (Яик); его сын Габбас, 1840 года рождения. Старшинский писарь Абуба-кир Сабитов сын Уразлин 2 раза находился на такой же службе; его сын Исмагил, 1835 г.63

В период кантонного управления в Башкортостане царское правительство в целях усиления надзора за населением берет курс на уничтожение остатков башкирского самоуправления, в частности, йыйынов (съездов) представителей всех волостей и дорог (областей). Еще указом от 11 февраля 1736 г. было запрещено «без позволения городовых командиров сборищев делать». Властями было разрешено тогда проведение только «обыкновенного стариннаго мирскаго сбора о семике», который собирался на один день у р. Чесноковка под Уфой, где башкирским старшинам было дозволено «о нуждах мирских советовать и письменно доносить и бить челом»64. Однако в XIX в. такие собрания фактически не проводились. Причин для этого было много. Главная из них — запреты местных властей в обход закона. Запрещалась и практика йыйынов, носивших традиционно-праздничный характер. Башкиры нескольких деревень обычно собирались на большой и ровной местности на йыйын для общего увеселения. Прибывших угощали местные, затем начинались игры на курае, пение горлом, национальная борьба, скачки, песни и пляски. Однако с 30-х гг. XIX в. и такие йыйыны проводились редко и «народу съезжалось намного меньше, так как подобные увеселения были запрещены начальством»65. Запрещали проведение йыйынов и военные губернаторы П. К. Эссен и П. П. Сухтелен из-за боязни общения населения, не предусмотренного регламентом военно-феодального режима66. Однако без ведома местных властей в разных концах края проведение йыйынов продолжалось. В 1840 г. пристав 3-го стана сообщил губернским властям о йыйыне башкир д. Уртау-лово Уранской волости (10-го башкантона), где были, кроме рядовых, и башкирские старшины 12-й юрты Мухаметвали Карманов и 13-й юрты Абдулгафар Дюс-кеев. Чтобы разогнать народ, приставом был послан полицейский сотник, но ему оказали сопротивление и «ослушание». Бывший на йыйыне башкир из д. Сос-ново (Кумово) Мухаметзян Якупов «кричал, что пристава и знать не хочет»67. Основываясь на этих фактах, начальник штаба Отдельного оренбургского корпуса г.-м. Роко-совский предписал командующему Башкирским войском «сделать зависящее распоряжение кантонным начальникам о недопущении впредь сих сборищ»68.

Жители д. Уртаул занимались земледелием, животноводством, пчеловодством, промыслами. В 1842 г. на каждого из 704 человек посев хлеба был равен 7,5 пуда (2400 пудов озимого и 2880 пудов ярового хлеба). Деревня имела 3 водяные мельницы (в 1870 г. — 2). Каждый из

63 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 17.

64 Там же. Д. 4907. Л. 15-16.

65 Назаров П. С. Заметки башкира о башкирах. Современник.
№11. СПб., 1863. С. 63.

66 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4907. Л. 18; Д. 3016. Л. 383.

67 Там же. Д. 5059. Л. 2.

68 Там же. Л. 1.


83 дворов владел лошадьми — по 3,8, коровами — по 4,3, овцами — по 1,2, козами — по 2,4. Отдельным дворам принадлежало 30 ульев и 4 борти. Жители имели мечеть и школу при ней.

Уртаульцы участвовали в создании новых башкирских поселений. В 1844—1847 гг. 15 семей из Уртаул а,

7 семей из Бадряша, 3 семьи из Кумово и 2 семьи из Ян-
бариса основали д. Булат-Елга69. По IX ревизии 1850 г.
в ней в 22 дворах насчитывалось 186 башкир. Через 9 лет
105 мужчин и 105 женщин проживали в 37 дворах. Совет
ская перепись 1920 г. показала 97 дворов и 513 человек без
определения их национальности. Булат-Елгу еще назы
вали Буляк-Елга.

В 1847 г. жители'коренного поселения основали д. Новый Уртаул, сегодня Новый Артаул. 22-дворная деревня в 1850 г. имела 89 мужчин и 108 женщин70.

8 1859 г. насчитывалось 318 башкир-вотчинников в 55 до
мах. Перепись 1920 г. учла 928 человек без определения их
национальности и 162 двора. Д. Новый Артаул имела
и другое название — Янтыки.

Уртаульцы основали и д. Урьяды или Урада при одноименной речке. Это произошло в 1847 г.71 Через 3 года в 17 дворах взято на учет 148 башкир. Урада находится в составе Пермской области.

Д. Варяш при одноименной речке в 1850 г. основали 18 семей из Уртаула и 2 семьи из Янаула72. Тогда в 20 дворах проживали 162 башкира. Через 9 лет их стало 227 человек (41 двор). Все — вотчинники. В 1920 г. деревня состояла из 112 дворов с 649 жителями (без определения их национальности).

По количеству жителей и дворов второе место среди башкирских поселений 14-й юрты занимала д. Иткинеево при р. Аркаш. Название ее антропонимического происхождения, однако, по опубликованным источникам первопоселенец нам не известен.

Впервые это поселение упоминается в опубликованной договорной записи от 1735 г., когда ее жители Исян-гул Исярбеев Н и Асан Янбаев ТП «со общаго совету Уранской волости башкирцы» отдали русским крестьянам «вотчину свою — в лесу бортной ухожей, и звериные и птичьи ловля, и бобровые гоны, и хмелевое щипание впредь во владение на 10 лет. А межи той нашей отданной вотчине: верхняя межа с устья Салмашу речки по обе стороны до вершины с падунами, и от той вершины до Черного истоку, и по тому истоку по левую сторону до Камы реки, и вниз по Каме реке до Черные речки, и по той речке до вершины по правую сторону, и от тое речки до показанного Салмашу». Арендаторы обязались «тое вотчину другим не отдавать ... и в помочь в ясак оброку с них имать по 3 руб. по 10 коп. на всякой год беспереводно»73.

2 октября 1745 г. поверенные башкир дд. Уртаул, Ива-наево и с ними Аувез Урлюков из д. Иткинеево участвовали в отдаче русским крестьянам в аренду «вотчину свою, бортные ухожьи, вверх по Каме реке на луговой стороне, против села Осинской Дубравы, верхнея межа от вотчины

69 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 554-6.

70 Там же.

71 Там же.

72 Там же.

73МИБ. Т. 3. С. 340-341.


328


ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН


 


Демидовой по меже по кряжу, прямо на вершину речки Барды, а по Барде вниз до устья и до Камы ж реки» сроком на 10 лет с уплатой по 50 коп. в год74.

В договорной записи башкир от 12 января 1750 г. об отдаче в аренду русским крестьянам Казанского уезда своей вотчины по р. Кама сроком на 20 лет75 имеются и тамги башкир д. Иткинеево Тойчина Урлюкова  и Токтагула Колчюрина

По договору от 3 апреля 1750 г. доверенные лица башкир д. Иткинеево Ахмер Авезов (тамга ), Мансур Балтии , Абызак Юсупов , Тойчин Урлюков с поверенными жителей д. Уртаул отдали русским крестьянам Сарапульской волости Казанского уезда в аренду на 12 лет землю по р. Паркачиха, расположенной «против села Сарапула»76.

6 февраля 1758 г. поверенные башкир дд. Уртаул, Новая (Янаул), Иткинеево (Абдул Юсупов) оформили договорную запись об отдаче в кортом на 25 лет монастырским крестьянам Казанского уезда мельничного места на р. Сайгадка для постройки мельницы «из оброку по осмидесят копеек на год»77.

Через 2 года 14 января башкиры-вотчинники в лице их поверенных из дд. Иванаево, Уртаул и Иткинеево Бал-ты Имашева, Абдула Юсупова, Токтагула Колчюрина отдали на 20 лет в аренду русским крестьянам «старинную жалованную свою вотчинную землю и бортное ухожье за Камою рекою на луговой стороне против села Нечкина, верхняя межа с вершины Черной речки до устья по левую сторону, которая пала в Каму реку, и по Каме реке по левую сторону до устья речки Ужуихи, и по речке Ужуихе вверх по левую сторону до речки Усаклы, а по-русски Осиновки, и по Усакле вверх по левую сторону до вершины, да от устья речки Осиновки вверх по речке Ужуихе по обе стороны до вершины». Крестьяне согласились платить оброк по 2 руб. 50 коп. в год78.

И в 1787 г. иткинеевские башкиры — известный уже по другим договорам Токтагул Колчюрин, а также Мансур, Субханкул, Зайсан Балтины, Абдулгазиз Суб-ханкулов, Гали Ахмеров, Вайс Мансуров — припустили 11 семей русских удельных крестьян на свою вотчину по pp. Атлегач и Печмянь сроком на 30 лет со взиманием 50 коп. с двора в год79. Здесь и возникла д. Атлегач («Петровка тож»), известная сегодня как село Петровка.

Сын Вайса Мансурова старшина Абдулвахит Вайсов в 20-х гг. XIX в. требовал «свода поселившихся без всяких прав» на их земле тептярей -дд. Большой, Малый и Новый Гондыр, находящихся ныне в составе Пермской области. Однако расследование показало, чго эти поселения возникли по припуску уранцев80.

В 1787 и 1810 гг. башкиры д. Иткинеево по двум договорам припустили русских дворцовых (удельных) крестьян, основавших при одноименной речке д. Каймаша81.

74 Там же. С. 430-431.

75 Там же. С. 274.

76 Там же. С. 478-479.

77 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 163.

78 Там же. С. 184.

79 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 8.

80 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 756. Л. 2.

81 Там же. Д. 2504. Л. 9.


Исключительную активность иткинеевцев в распоряжении своим правом на вотчинную земельную собственность можно объяснить тем, что башкиры-вотчинники данного поселения подразделялись на 4 тюбы по поземельному владению: Юнайская, Шабизова, Дуванова, Ядегарова. Представители каждой из них действовали самостоятельно, независимо от другого подразделения Уранской волости. Каждая из них пыталась реализовать это право путем продажи и аренды своих земель.

В XVIII в. д. Иткинеево была национально смешанным поселением: в 1748 г. здесь зафиксировано 20 мужчин из татар82. В восстании Пугачева участвовало 43 ясачных татарина. Однако в последующем ни одна ревизия, ни одна перепись их не учла. Д. Иткинеево нет ни среди поселений ясачных татар, ни среди деревень тептярей. Это означает, что истек срок их припуска и они перешли в другие населенные пункты, где их приняли. Деревня осталась однонациональной.

Таблица 169

Отметим фамилию, которая берет начало от упомянутого уже Мансура Балтина. Салих Валитов сын Мансуров, в свои 50 лет (в 1842 г.) служивший юртовым и походным старшиной, 4 раза по 6 месяцев был на службе по охране Оренбургской пограничной линии; его сыновья Абдрахим, Исмагил, Исхак, Муса. 56-летний сотник Фат-кулла Абдулманняфов сын Абзалов находился на такой службе тоже 4 раза83; его сын Фахризаман; у Фаткуллы были братья Мухаметгали, Галиулла, Мухаметкулуй (его сыновья Камалетдин, Гималетдин). Зачинателю фамилии Раимовых Раиму Габитову сыну Тамаеву тогда было 49 лет.

В 1842 г. на всех 396 башкир засеяли 2160 пудов озимого и 2400 пудов ярового хлеба, т.е. на каждого по 11,5 пуда. Деревня имела 4 мельницы. На каждый из 66 дворов приходилось лошадей — по 3, коров — по 3, овец — по 1,5, коз — по 1,8. Пчеловоды имели 24 улья и 16 бортей. Занимались лесным промыслом.

Действовала мечеть и при ней школа.

Третье место по количеству жителей и дворов в 14-й юрте занимала д. Янаул при pp. Аркаш, Янаулка. До 70-х гг. XVIII в. во всех бумагах ее называли Новая. Время ее возникновения относится к 30-м гг. XVIII в. В опубликованном источнике за 1750 г. она упоминается, но с искажением — Янаевы, тогда ее жители Тойчи Айметев и Бухар Тойчин, т.е. отец с сыном, участвовали в отдаче на 20 лет в аренду своей вотчины по р. Кама русским

82 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 773.

83 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 29.


БИРСКИЙ УЕЗД


329


 


крестьянам с уплатой последними по 3 руб. 10 коп. в год. При этом сын подписался на тюрки, а отец на договорной записи «приложил тамгу такову »84.

Житель д. Новая Уранской волости Исень Ямметов вместе с другими вотчинниками дд. Уртаул и Иткинеево отдал монастырским крестьянам Арской дороги Казанского уезда в аренду на 25 лет мельничное место на р. Сайгадка для постройки «большой колещатой мельницы на 2 подстава своим коштом» «из оброку по осмиде-сят копеек на год»85.

Ее жители Умитбай Аптюков и Кудаш Баталов вместе с другими шестью башкирами дд. Карманово, Уртаул, Еманаево (Иванаево) в 1780 г. «на свои необходимые надобности» заняли сроком на 2 месяца у уфимского купца А. М. Подьячева деньги в сумме 35 руб. и «разного товару суммою на 35 руб.»86.

Еще в 1775 г. жители дд. Янаул и Уртаул жаловались на захват крестьянами с. Касево их земли по pp. Амзя и Кара-пис, где уже основали поселение и строят мельницу87.

Упомянутый Кудаш Баталов и другие башкиры д. Янаул в 1786 г. «по партикулярному (частному) договору припустили жительствовать на жалованную предкам землю за рекою Буем в Осинском уезде по р. Мускудье по течению ея на левой стороне того же уезда Ершевской сотни дворцовых (затем удельных) крестьян Ивана Праскурякова с товарищами сроком на 30 лет, где они, обзаведясь домами под названием деревни Мускудьи, и поныне (т.е. в 1838 г.) жительствуют, пользуясь всеми башкирскими выгодами в полном изобилии. Они же припустили к себе в товарищество разного звания крестьян»88. Односельчане жаловались на то, что крестьяне-арендаторы д. Москудья отказывались платить владельцам земли арендную плату, оброк за припуск. Деревня эта находится на территории Пермской области.

Д. Янаул оставалась однонациональной — башкирской. Об этом свидетельствуют и итоги ревизий и переписей.

Таблица 170

Железнодорожная станция Янаул в 1920 г. состояла из 11 дворов с русским населением — 57 мужчин и 53 женщины. Здесь находился центр Янаульской волости, возникшей в 1866 г. вместо упраздненной кровнородственной Уранской волости.

В 1834 г. из 50 дворов в 7 жили многоженцы, что составляет примерно 9,6%.


В 1842 г. на 281 башкира засеяли 960 пудов озимого и 1200 пудов ярового хлеба. Была мельница. На каждый из 50 дворов приходилось лошадей по 2,7, коров — по 3,7, овец — по 1,6, коз — по 1,4. Пчеловоды имели 18 ульев. Занимались лесным промыслом.

Башкиры-мусульмане в течение XIX в. имели мечеть и школу при ней.

С. Янаул в наше время переросло в город. Из 50 тыс. населения района 24 тыс. проживает в этом городе.

Янаульские вотчинники участвовали в основании многих поселений на земле Уранской волости. За р. Буй в начале XX в. возникло поселение под названием Таш-Елга или Шурали. В 1920 г. в 36 дворах проживал 181 человек.

Несколько семей из Янаула и Иткинеево создали д. Ян- гуз-Нарат. Время ее основания относится к концу XIX в. В 1920 г. там насчитывалось 59 дворов и 330 человек.

В одной версте от д. Янаул по р. Аркаш находилось поселение уранцев под названием Юбанаево, затем известное как Иманаево или Иванаево. Эта деревня впервые упоминается в поступной записи за 1719 г. 25 августа ее житель «ясашной башкирец Китяп Токалов дал в Бирску сию на себя запись тое ж деревни Иванаевы башкирцу Аблаю Байбюрину в том: вотчина у меня, Китяпа, с ево, Аблаевым, отцом Байбюрей вопче, бортной ухожей, и в той опчей вотчине после отца ево, Бай-бюри, я, Китяп, ныне ему, Аблаю, уступил опчих 2 борти дельных. А ему, Аблаю, теми бортями владеть вечно»89. Тамга Китяпа — . В 1745 г. житель д. Иванаево башкир Казанбай Ильметов вместе с другими вотчинниками дд. Уртаул, Иткинеево отдали в 10-летнюю аренду свои бортные угодья по р. Кама с оброком по 50 коп. в год9".

Через 5 лет ее же жители Едигар Тогузаков , Умир Байбюрин (брат уже упомянутого Аблая) с поверенными дд. Янаул, Уртаул, Иткинеево на 20 лет уступили свою вотчину по р. Кама крестьянам Казанского уезда с уплатой по 3 руб. 10 коп. в год91. В 1760 г. сын выше уже упомянутого Китяпа сотник Макуш Китяпов и Козян Кемяков с вотчинниками д. Иткинеево отдали в 20-летнюю аренду свою вотчину по р. Кама русским ясачным крестьянам Казанского уезда с ежегодным оброком по 2 руб. 50 коп.92

По VIII ревизии в 6 семьях, что соответствует 15 % всех дворов, зафиксирована полигамия.

Таблица 171


 


84     МИБ. Т. 3. С. 473-475.

85     Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 163.

86     Там же. Т. 5. С. 119.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!