Мишарские и татарские деревни 9 страница



* * *

К Минской Волости принадлежала д. Мусино, входившая в первой половине XIX в. в 4-ю юрту 8-го башкирского кантона. В конце XVIII в. выделившиеся два двора основали выселок Маломусино. Затем первая называлась

25 НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 73. Л. 44.

26 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 269. Л. 4.

27 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4014. Л. 120.

28 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 35.


Большемусино. Тогда в двух деревнях в 22 дворах насчитывалось 74 мужчины и 80 женщин. В дальнейшем учитывалась одна деревня. В 1816 г. она имела 165 жителей, в т.ч. 126 башкир-вотчинников, 28 безземельных башкир и 11 тептярей29. По VIII ревизии 1834 г. прирост населения был равен 21 человеку. Через 36 лет в д. Мусино в 53 домах проживали 149 мужчин и 173 женщины. Она названа еще Янбаево по одноименной речке. Р. Узень называли «Янбаева тож». В 1920 г. было учтено в д. Старомусино в 92 дворах 239 мужчин и 243 женщины, в д. Мусино — в 38 дворах 117 мужчин и 135 женщин, в д. Маломусино — в 37 домах 85 мужчин и 106 женщин. Все деревни находились в составе Кармаскалинской волости, причем от ее центра они находились первая в 22, вторая в 15, третья в 20 верстах. В первой из них зафиксированы башкиры, во второй — тептяри, в третьей — тептяри и мишари.

Вотчина д. Мусино относилась к Минской волости, но в ходе отчуждения части ее владений, т.е. во время оформления договоров о продаже и аренде земель, часто называли эту волость Уршак-Минской. Это объясняется, по-видимому, тем, что обе эти волости иногда управлялись одним и тем же старшиной. Тем более, что название деревни тесно связано с именем старшины Уршак-Минской волости Мусы Кашкалтаева. В 1724 г. Муса — рядовой общинник30. Через 10 лет Муса вместе с братьями Айсой и Усеем Кашкалтаевыми, а также с вотчинниками Илишем Токаевым, Укаем Кадышевым, Тохтагулом Бер-дыгуловым (с сыновьями Ишимбетом и Яппаром), Юсу-пом, Аиткулом и Мавлютом (сын Темей) Илимбетовыми, Сюлеем Мантокеевым, Сурой и Рысом Абдуллиными и Тавлой Кукеевым участвовал в припуске родственника Илимбетовых Чуваша в свою вотчинную землю на правах общего владения31. В 1764 г. в припуске тептярей в д. Тим-кино и башкир в д. Сабырово участвовали те же вотчинники или их сыновья и внуки. Вот их имена: Рыс Абдул-лин, Менекей Мавлютов, Мратбакый Сулейманов, Темей Мавлютов, Танатар Тавлин, Байдагул Илишев, Нияз Увакаев, Ялмамет Зиянов, Абдулкарим Увакаев, Тиняш Зиянов, Ямансары Бигянов, Кадыргул Рысов, Смак йма-нов, Кусяп Туйгунов, Муллаш Юлдашев, Муаш Чува-шаев, Кунуряч Бердыгулов, Ишкиня Ишимбетов, Заит-кул Шарипов, Зубаир Китикиев, Абдрак Юсупов.

О Мусе, как верном царизму старшине, можно получить сведения из публикации И. Г. Акманова32. Во второй половине июня 1735 г. Муса привез продовольствие своему родственнику, который в составе экспедиции И. К. Кирилова ехал на р. Орь для строительства города-крепости Оренбург. На обратном пути он попал в руки повстанцев и находился в плену около недели, был очевидцем сражений повстанцев с ротами Вологодского полка. Освободившись из плена, 9 июля приехал в Уфу и рассказал все, что видел.

Известны имена сыновей и внуков Мусы — Муллагул и Заян (его сыновья Ялмамет, Тиняш). Тамга Мусы Кашкалтаева — Y .

Жители д. Мусино и в середине 40-х гг. XIX в. продолжали выезжать на яйляу. Но и земледелие заметно про-

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 64. Л. 3. МИБ. Т. 3. С. 222. Там же. С. 322-323. ЮАС. Вып. 2. С. 345-351.


УФИМСКИЙ УЕЗД


179


 


никло в их общество. На каждого из 213 жителей сеяли по 5,3 пуда озимого и ярового хлеба (всего 152 пуда озимого и 984 пуда ярового).

В 70-х гг. XIX в. зафиксировано наличие мечети и религиозного «училища».

В 1779 г. башкиры-вотчинники дд. Мусино и Сабыро-во составили раздельную запись на общую вотчинную землю с тем, чтобы «нам каждому в своей части владеть пахотною землею, сенными покосами и прочими угодьи, какие в тех наших частях состоят»33.

К Кадышевой тюбе Уршак-Минской волости Стер-литамакского уезда относилась д. Янбеково, впоследствии после выдела части ее жителей и образования ими д. Новоянбеково (Давлекановский район) стала называться Староянбеково. Это произошло в конце XIX — начале XX вв. Во всяком случае к 1902 г. они уже были.

В конце XVIII в. в д. Янбеково в 15 дворах проживало 76 человек. Среди них были и безземельные башкиры (в 1795 г. 8 душ м.п.), припущенные в 1765 г. из исчезнувшей д. Сайфуллово. Несколько тептярей осело по догси вору 1805 г. 145 вотчинников при 25 домах было показано VIII ревизией. В 1825 г. припускались «вышедшие из-за границы» Мухтасип Давлетбаевич Сабаков и Бадель Абызгильдин. К X ревизии 1859 г. башкир-вотчинников насчитывалось 60 душ м.п., башкир-припущенников — столько же. Всех было 120 мужчин и 108 женщин при 40 дворах. 141 мужчина и 130 женщин насчитывалось в 1870 г., дворов — 49. 55 мужчин и 61 женщину при 23 домах по д. Староянбеково показали в 1902 г. Через 18 лет их стало 152 человека (79 мужчин и 73 женщины). Домов было 28.

Жители — скотоводы. Летом они выезжали на яйляу. Занимались лесными промыслами, пчеловодством. В 1842 г. на 145 человек было засеяно 24 пуда озимого и 304 пуда ярового хлеба.

Деревня имела мечеть и «магометанское училище»34.

* * *

К Курпес-Табынской волости Уфимского уезда (в конце XVIII в. Стерлитамакского), где был расположен 8-й башкирский кантон, относились дд. Сысканово, Курыкарлыманово, Сарт-Наурузово и Сарт-Чишма. Последние две деревни в XVIII в. образовали Сартскую волость. Жители их приобрели права вотчинников. Но в начале следующего столетия последняя потеряла самостоятельность и вошла в Курпес-Табынскую волость.

Следует отметить, что в 30-х гг. XVIII в. были известны такие курпес-табынские деревни, как Ишкин-чеево, Татлыбаево и Тинкинчеево, исчезнувшие, однако, к началу XIX в.

Все эти деревни находились в составе 5-й юрты 8-го кантона.

В 1795 г. д. Сысканово представляла собой самое большое поселение из вышеназванных и состояла из 34 дворов с 166 жителями, в том числе 8 дворов с 42 тептярями. VIII ревизия 1834 г. учла только 96 башкир. 182 жителя при 32 домах было к 1870 г. Почти такое же количество башкир и их дворов зафиксировала перепись 1920 г.

МИБ. Т. 5. С. 101-102.

РГВИА. Ф. 414. Д. 321; ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 112.


Деревню называли Князляр-Сысканово, по названию волости — Князь-Курпес-Табынской. В деревне проживал человек по фамилии Князев (зауряд-есаул Сайфутдин Куждавлетович Князев, 1795—1846). Кроме того, она была известна и как Кызыл-Яр, по расположению местности. Сегодня ее называют еще Баксалы (бажса — сад, с аффиксом — лы). Сыскан — антропоним. В прошлом такое имя у людей — не редкость.

Жители деревни занимались скотоводством и земледелием. В конце XVIII в. о жителях волости писали как о «посредственных хлебопашцах». В 1843 г. на каждого из 95 жителей было посеяно по 6,4 пуда хлеба, всего 88 пудов озимого и 528 пудов ярового.

Курыкарлыманово — новое поселение, возникшее в 1812 г., когда здесь обосновались 3 семьи (17 человек) из д. Сарт-Наурузово35. На каждого жителя в 1843 г. было посеяно по 11,7 пуда хлеба.

IX и X ревизии не учитывали эту деревню по той причине, что она исчезла с карты волости.

Сарт-Наурузово — деревня, основанная сартами -выходцами из Средней Азии. Так называли в Башкортостане таджиков, туркмен и узбеков. Известен и первопоселенец. В показаниях главного старшины Каршин-ской волости Шарипа Мрякова в Уфимской провинциальной канцелярии о поборах с башкирского населения говорилось следующее: «В том же 1741 г. вешнею ж порою Ногайской дороги, Сарцкой волости, деревни Наурузо-вой служилой тезик (т.е. таджик) Науруз, чей сын не знаю, с сыном Туманчеем взяли у меня двух лошадей — меринов, рыже-пегово да солово-лысого, ценою за 40 руб., которых ... отослали ... к переводчику Шафею Енадарову»36.

На табынской земле он был не первым поселенцем из сартов. Кумрык-табынцы еще в 1717 г. «припустили в свою вотчину», расположенную «в устье р. Инзер, вверх до устья р. Аскын», служилого тезика Артыка Иманаева, жителя д. Сарт37. О местонахождении этой деревни, известной еще в начале XVIII в., трудно сказать что-то определенное. Тем более, что сарты оседали не только здесь, но и на минской вотчине и на северо-востоке Башкортостана. Но ясно, что к этой деревне Науруз отношения не имел, поскольку он был припущен башкирами Курпес-Табынской волости в 1739 г.38

Впоследствии сарты, а также и калмыки, проживавшие в XVIII в. в Башкортостане, были ассимилированы коренными жителями. Об этом башкирские депутаты Екатерининской Уложенной комиссии Туктамыш Ишбу-латов и Базаргул Юнаев в 1768 г. писали следующее: «Между нашего тарханского и башкирского народа именуется сартами, калмыками некоторая часть, но все единого с нами магометанскаго закона, которое их название произошло в древние времена, сарты, вышедшие из-за границы самопроизвольно от владений степных народов, а калмыки также в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве, которые из давних лет именуются с нами единого

35ЦГИА РБ. Ф. 138. On. 2. Д. 374.

36 МИБ. Т. 3. С. 521. Курпес-табынцы припустили их
в 1739 г. РГАДА. Ф- 1324. Оп. 1. Д. 258. Л. 15.

37 МИБ. Т. 3. С. 161-162.

38 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 258.


180


КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН


 


звания башкирцами с отличеством, что одни произошли от сарт, а другие — от калмык, по чему как землями и всеми угодьями общее владение имеем и почитаемся все башкирцами, равно же в государственных службах обще и наряду обращаемся без всякого отличества и отделения от башкирцев, просим, чтоб оным сартам и калмыкам, единственное уже звание иметь и именоватца башкирцами, а звание сарт и калмык оставить»39.

В 1795 г. V ревизия зафиксировала в д. Наурузово 30 домов с 152 башкирами, в т.ч. 80 мужчинами и 72 женщинами. 202 жителя и 37 дворов было в 1816 г. 5 семей полигамные. VIII ревизия 1834 г. показала 245 человек и 47 домов. Многобрачных семей оказалось 7. 40 дворов и 249 башкир было в 1850 г. Все жители — вотчинники. Но с 1860 г. в деревне появились и припущенники. Это были 46 башкир, 78 тептярей, 10 мишарей из д. Тынламас Киргизской волости Ябалаковской тюбы Мензелинского уезда (ныне Актанышский район Татарстана). В 1861 г. из д. Тукаево Булярской волости Мушугинской тюбы прибыло 85 тептярей, из д. Усы — 46 тептярей. Из того же уезда из д. Каскиново переехало сюда 3 семьи башкир, из д. Ильтимирево — 7 тептярей, из д. Новоалимово (Киргизская волость, ныне в Актанышском районе Татарстана) — 49 тептярей40. В 1870 г. в д. Сарт-Наурузово в 93 дворах проживало 310 мужчин и 273 женщины. При 198 домах было 409 мужчин и 470 женщин в 1920 г. По этническому составу они — тептяри и башкиры.

В конце XVIII в. наурузовцы были «посредственными хлебопашцами», в основном занимались скотоводством с выездом на яйляу. Такими оставались они и в начале 40-х гг. XIX в., когда на 265 человек было засеяно лишь 64 пуда озимого и 352 пуда ярового хлеба. В этой деревне, как и в Ильчикеево, сравнительно большое развитие получает рыболовство. Кто-то имел лесопилку. Действовали мечеть и религиозное «училище».

Сарт-Чишма — поселение башкир, вышедших из тех же сартов. В конце XVIII в. в нем числилось 54 башкира при 20 домах и 11 тептярей (4 двора). Рост количества жителей и дворов виден в следующих цифрах: в 1816 г. В 17 дворах 127 жителей, в 1834 г. в 19 домах 126, в 1850 г. в 20 дворах 148 жителей. 150 человек и 31 дом показала X ревизия 1859 г. В 1870 г. зафиксировали 478 человек и 85 дворов. 952 человека и 191 дом числились по переписи 1920 г. До 1860 г. все жители, кроме 18 тептярей, владели земельными угодьями, считаясь вотчинниками. Затем среди жителей преобладают тептяри. Этому способствовал припуск большого количества безземельных башкир и татар, ставших тептярями.

Башкиры деревни занимались главным образом скотоводством. В одной ведомости сказано, что они «во время лета выходят на кочевку»41. В конце XVIII в. они были «нерадетельны» к хлебопашеству. Однако к сере-

39 РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 109. Ч. XI. Л. 267.

40ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 1, Д. 728. В 1795 г. в д. Тынламас было 11 дворов башкир (57 человек), 19 дворов тептярей (165 человек); в д. Усы — 25 дворов башкир (218 человек), 3 двора тептярей (48 человек); в д. Новоалимово — 28 дворов башкирских тарханов (268 человек), 16 дворов тептярей (108 человек), 5 дворов мишарей (39 человек). РГАДА. Ф. 1355. Д. 1879 (Мен-зелинский уезд); Габдрафиков X. Родословная моей деревни. Йэшлек. 5 мая 1990.

41 ЮАС. Вып. 2. С. 249.               -


дине следующего столетия чишминцы достигли значительных успехов в земледелии, засевая ежегодно по 9,6 пуда хлеба на каждого жителя (на 129 человек в 1843 г. всего 1240 пудов).

По данным 1870 г. в деревне действовала мечеть и при ней мектебе.

В конце сюжета о башкирских деревнях отметим и широкое участие их жителей в башкирских восстаниях 1704—1711 и 1735—1740 гг., а также в последней в истории России Крестьянской войне.

В начале первого из этих вооруженных выступлений казанский комиссар А. Сергеев, находившийся в Уфе, проявлял по отношению к местному населению чрезвычайную жестокость, что и побудило башкир к восстанию. Им были избиты представители башкир за то, что осмелились подать прошение на имя царя Петра I. В итоге «...от той же побойной скорби померли Ногайской дороги Табынской волости Биккул, Бишауылской — Шалтык-Абыз, Меркицкой — Клин»42. В документах упоминается житель Бишаул-Табынской волости Нурбат — активный участник восстания 1737 г.43

Марийцев, татар, чувашей, мордвы и мишарей, переселенцев из Поволжья, оказавшихся без разрешения властей в Башкирии и поэтому названных «беглыми», разыскивали и принудительно возвращали на места специальные сыскные отряды. Башкиры, предоставившие им земельные наделы, всегда выступали против таких насильственных правительственных акций. Так, после подавления восстания 1704—1711 гг. к башкирам Уфимского уезда (т.е. всей огромной Исторической Башкирии) был направлен полковник граф И. Г. Головнин для приведения их «в послушание» и для сбора пленных (во время восстаний с обеих сторон захватывались таковые) и беглых людей. Один из его людей Тимофей Юркин рапортовал о результатах своей поездки следующее: «...посылал он по Нагайской дороге в Бешауль-Табынскую волость к башкирцам Бексею с товарыщи для высылки беглецев, и они, Бексей с тов., собрався многолюдством, учинили противность и беглецов не отдали, а которых было и взяли, и тех отбили и ево, Юркина, били дубьем»44. Этому сюжету созвучны слова Н. В. Никольского: «Башкирцы принимали к себе вопреки указам беглых татар, чуваш, черемис и других и не выдавали их»45.

Важные события происходили В 1735—1740 гг. и в Кальсер-Табынской волости. В документах часто упоминается один из предводителей восстания Килдыш-сэсэн (импровизатор) Агиев, которого источники называют «одним из главных к тому бунту (1737) завотчиком». Он — старшина этой волости. Прапорщик Бардовский в рапорте от 25 июля 1740 г. писал, что его карательная команда нашла «воров башкирцев в Кальчирской волости близ горы Авзердяк (Зильмердак в Белорецком районе) на устье р. Зилане, которая впала в Зилим реку, и со оными де ворами был бой, где побито их воров мужска и женска полу 30 человек, взято мужска робят 2, женска 4,

42МИБ.Ч. 1. С. 113. 43Тамже. С. 355.

44 Там же. С. 295.

45 Никольский Н. В. Конспект по истории народностей
Поволжья. Казань, 1919. С. 64.


уфимский уезд


181


 


скота лошадей больших и жеребят 10, коров больших и телят 30»46.

Среди повстанцев в 1737—1739 гг. были башкиры Ашир Апасев из Кесе-Табынской и Урус Савалеев из Кумрык-Табынской волостей47.

В годы Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева жители 152 дворов под командой старшины Юмран-Табынской волости Каипкула Аслыкаева и 92 дворов под ведением его помощника Ярмухамета Абдрясева, 125 дворов Кальсер-Табынской волости старшины Юлкутлы Умерова находились в составе повстанческих полков4-.

Тептярские и мишарские деревни

На вотчинной земле башкир Уршак-Минской волости возникла д. Адзитарово. Основали ее тептяри по договору с вотчинниками в 1735 г.49 Это были тептяри -припущенники. Но в прошении жителей этой деревни Абдулгазиза Мурадымова, Шамсутдина Худайбердина, Тухватуллы Хуснутдинова и Мухамадияра Валишина от 17 июля 1843 г. видно, что их предок ясачный татарин Юлдаш Исмагилов купил землю у уршак-минцев по договорной записи 1739 г.50 Таким образом, два источника свидетельствуют о том, что среди тептярей деревни были припущенники, из которых одни только пользовались уршак-минской вотчиной, другие владели ею на основе купчей записи.

Мишари были припущены башкирами в 1758 г., причем без согласия тептярей. Возник спор между ними относительно землепользования. В 1777 г. они «миро-любно» согласились его уладить с оставлением мишарей у себя. В начале XIX в. припускалась новая группа мишарей. Их соседом оказался муфтий — председатель Оренбургского Мусульманского духовного собрания в Уфе Мухаметжан Гусейнов, приобретший в 1791 г. у уршак-минцев землю в собственность51 и основавший хутор Харам Абат. В 30-х гг. XIX в. при этом хуторе тептяри д. Адзитарово создали выселок из трех домов, оказавшись тем самым на чужом участке. Поэтому они были вынуждены вернуться в коренное поселение.

Название д. Адзитарово происходит от антропонима. Людей по имени Адзитар можно встретить в источниках немало. Обратим внимание только на одного из них. В прошении башкир четырех дорог за 1728 г. о притеснениях воевод имеется и тамга жителя д. Мин Минской же волости Атьетяра Илкаева52. Д. Адзитарово находится именно на территории этой волости. Но этого крайне недостаточно для того, чтобы доказать причастность вышеупомянутого вотчинника к названию одноименной деревни. Если не он, то кто же имеет непосредственное отношение к имени деревни? Почему Адзитарово не известно по имени первопоселенца Юлдаша Исмагило-


ва? Имеется ли генетическая связь с двумя другими деревнями — Адзитарово 1-е (Кшанны) и Новоадзитарово, расположенными в Аургазинском районе? Вопросов, как видим, немало, но ответов на них у нас пока нет.

Тептярская деревня по этническому составу постепенно становилась мишарской. В 1834 г. тептярей-мужчин здесь насчитывалось 54 человека, мишарей — 256 душ м.п.53 В 1920 г. в деревне было 999 мужчин и 1055 женщин. Мишари преобладали. Имели 393 двора.

Из мишарских поселений раньше всех на территории района возникла деревня под именем первопоселенца Муслюма Каныбекова, впоследствии получившая название Бузовьязы, от гидронима — названия речки. Д. Мус- люмово (Бузовьязы — Бозаяз) была основана на земле Уршак-Минской волости, расположенной в Стерлита-макском уезде. Сохранилась договорная запись башкир о припуске мишарей от 2 марта 1757 г. Припускали мишарей жители д. Мрясово (ныне Старомрясово Давлеканов-ского района). От имени вотчинников волости их поверенным Ретькой Зимбетовым была дана эта. запись: «...команды (мишарского) старшины Сулеймана Деваева, деревни Айметевы* служилым мещерякам Муслюму Каныбекову, Бакиру Бикметову, Абдику Каныбекову с товарыщи в том, что, имея у себя довольную землю, припустили мы их, Муслюма с товарыщи, на старинную крепостную свою землю, празднолежащую, поселитца 12-ти дворами и жить, землю пахать, сено косить и лее рубить, дворами строитца и скота всякого водить, и зверей — выдру, норки, лисиц — гонять, и самосадки** приискивая, делить с нами, башкирцами, пополам. За которое припущение рядили мы ... у них, Муслюма с товарыщи, оброку по 2 руб. по 40 коп. (т.е. по 20 коп. с двора) на год. А владеть им ... тою нашею землею ... с нынешнего 1757-го году впредь 20 лет»54. Далее указывались границы заселяемой вотчины. Запись 1757 г. была подтверждена указом Уфимской провинциальной канцелярии от 4 сентября 1761 г. По истечении срока был заключен новый договор сроком на 50 лет с уплатой оброка по 20 коп. в год с двора. На договоре имеются подписи и тамги сотника и 77 башкир с приложением волостной печати. Вотчинники обязались через 50 лет «отдать эту землю мещерякам по надлежащей цене»55. Часть мишарей была припущена по договору 1764 г.56


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!