Мишарские и татарские деревни 4 страница



В книге В. В. Вельяминова-Зернова говорится о юрматынском башкире Утяке Назарове, который в 1734 г. получил звание тархана с обязательной военной службой и освобождением от всех других повинностей47. Его имя носит д. Утяково. По источникам известны его сын Галиулла Утяков и внуки Галиакбар и Якуп Галиул-лины. По этническому составу населения деревня с 70-х гг. XVIII в. стала многонациональной. В ней проживали и ясачные татары Имангул Мамеделин, Сатлык Давлетов, Бурий Кильдигулов, Муллагул Азятев, Султый Сабаев, Бакир Якупов, Ишмухамет Исаев, которые в 1772 г. были приняты башкирами-вотчинниками д. Армет (где жил башкир-вотчинник Рахим Ибраев, ставший старшиной и давший свое имя этой деревне, затем называвшейся Арметрахимово) в качестве припущенников-тептярей48. Деревень под названием Армет было несколько. Одна из них — Верхний Армет — называлась «Утяк тож», где кроме башкир жили и тептяри (по IV ревизии 1783 г. всех было 163, по V ревизии 1795 г. — 184 человека). Второе название свидетельствует об основании ее утяковцами49.

В 1834 г. в д. Утяково в 25 дворах проживали 152 башкира-вотчинника, в 55 домах — 330 тептярей. По X ревизии 1859 г. в 150 домах жили 127 вотчинников и 322 припущенника-тептяря. 938 мужчин и 884 женщины при 318 дворах показала первая Всероссийская перепись 1897 г. В 1902 г. из числа жителей башкир-мужчин было 128 душ, тептярей-мужчин 312 душ.


 


45 МИБ. Т. 5. С. 187-188 (Мраково ошибочно названо Мра-
сово).

46 Там же. С. 314 (Юрматьгнская волость ошибочно
транскрибирована Ютской).

6 - История сел и деревень Башкортостана


47 Вельяминов-Зернов В. В. Источники для изучения тархан-
ства, жалованного башкирам русскими государями.

48 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 364.

49 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 55.


162


ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН


 


Между 1907—1920 гг. башкиры и тептяри территориально обособились, создав свои поселения. Первая советская перепись зафиксировала в д. 1-е Утяково 164 двора с 800 башкирами-вотчинниками, в д. 2-е Утяково — 319 домов и 1553 тептяря. В первой деревне через 5 лет отмечено всего 140, во второй — 273 крестьянских хозяйства. Обе деревни находились рядом, в 15 верстах от центра Буруновской волости д. Базиково. Затем обе деревни слились в одну.

В 1839 г. 152 башкира имели 190 лошадей, 125 коров, 20 овец, 40 коз. 60 бортей находилось в их собственности. Через 3 года они посеяли 176 пудов озимого и 984 пуда ярового хлеба. По тептярям подобных сведений нет.

В конце XIX в. в д. Утяково были хлебозапасный магазин, мануфактурная и бакалейная лавки. В 1906 г. количество лавок дошло до четырех. По пятницам проводился базар.

В деревне было две мечети, в 1904 г. открыли третью. Известностью пользовалось утяковское медресе.

В деревне жили ветераны войны 1812 г. Бускун Куту-маев и Абдрахим Абдрахманов.

Янгискаин — поселение башкир-кармышевцев при р. Зиган (янгыз — одинокая, kайын — береза). Оно было основано вотчинниками в конце 30-х гг. XVIII в. В 1795 г. было 35 башкир. Через некоторое время его население становится многонациональным. В 1747, 1749, 1804, 1811 гг. башкиры припустили тептярей. По V ревизии конца XVIII в. при 21 дворе насчитывалось 78 мужчин и 51 женщина. Тогда же на 12 лет были припущены мишари: в 1795 г. при 13 домах 35 мужчин и 25 женщин. В 1747 г. часть мишарей приобрела у башкир землю в собственность путем покупки. Их число достигло в конце

XVIII в. 98 человек. Они занимали 13 дворов50. В середине

XIX в. в деревне проживали из мужчин 168 башкир-вот
чинников, 32 тептяря из башкир, потерявших право на
вотчину, 540 тептярей из татар. Среди последних были и
мишари. Количество домов достигло 210. В 1897 г. было
зафиксировано 972 мужчины и 952 женщины без опре
деления этнической принадлежности. Они жили в 354 до
мах. В 1906 г. в 420 дворах учтено 1258 мужчин и 1115 жен
щин. К 1920 г. в 574 домах численность мужчин достигла
1420 человек, количество женщин — 1567. На этот раз
женщины численно преобладали. В 1920 г. национальная
принадлежность жителей определена как башкиры
и тептяри51.

Абдуллатиф Кинзягулов — ветеран Отечественной войны 1812 г.

В экономических примечаниях к Генеральному межеванию земель в Стерлитамакском уезде в начале XIX в. было отмечено, что жители всех деревень 9-й юрты 7-го башкирского кантона, куда входила и д. Янгискаин, занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством. В 1842 г. только башкиры засевали 88 пудов озимого и 408 пудов ярового хлеба52. В начале XX в. деревня имела хлебозапасный магазин, 5 бакалейных и мануфактурных лавок, водяную мельницу. По воскресным дням проводился базар. В то время здесь находилось волостное

50 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1881. Л. 40 об.

51 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 93.

52 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 155.


правление Кармышевской волости. Во второй половине XIX в. действовали 2, с начала XX в. — 3 мечети.

Остро ощущалась земельная теснота из-за захватов казной и помещиками лесных и сенокосных участков жителей д. Янгискаин. В одном документе за май 1883 г. отмечены порубка башкирами д. Янгискаин Стерлитамак-ского уезда помещичьего леса и нападение их на полесовщиков и полицию53.

Феодальный гнет поднимал на борьбу и янгискаин -цев, из которых в годы пугачевского движения вышло 68 повстанцев54.

Росли выступления крестьян Башкирии особенно в годы первой российской революции. «В июле 1905 г. башкиры дд. Янгискаиново Кармышевской волости, Утяково, Тугаево, Кияуьсово и Янурусово Макаровской волости Стерлитамакского уезда начали массовую порубку леса в имении помещика Пашкова.

Башкиры этих деревень занимались главным образом лесными промыслами: выделывали мочало, ткали рогожи и т.д. Массовая порубка леса, как одна из форм классовой борьбы башкирского крестьянства против крепостников и колониального грабежа, была издавна распространена особенно в лесных районах Башкирии»55.

Тептярские и татарские деревни

Название д. Инзелга происходит от гидронима Иген Йылга: иген означает хлеб, зерно, йылга — река. В XVIII в. в документах ее называли «Игинзилга»*. Деревня имела и другое название Берешлы, образованное также от гидронима.

Деревню основали тептяри. В 1747 г. они были припущены башкирами-вотчинниками Бишаул- и Дуван-Табынской волостей. Через 7 лет тептяри закрепили землю «в вечное владение» путем покупки ее у владельцев56. Жили здесь и ясачные татары.

По IV ревизии 1783 г. в деревне проживало по 25 мужчин и женщин, по V — по 20. Последующий учет населения определяет национальность жителей как татары, В 1859 г. их насчитывалось 154 мужчины и 150 женщин, проживающих в 56 дворах. 569 человек показала первая Всероссийская перепись 1897 г. 411 мужчин и 503 женщины населяли 174 двора в 1920 г.

По сведениям начала XX в. здесь имелось 2 лавки, функционировала мечеть.

В годы Крестьянской войны 1773—1775 гг. в д. Инзелга имели место значительные события. 14 и 25 мая 1774 г. здесь произошло два сражения между повстанцами и карателями. При этом потери составили у первых 17 человек, у вторых — 2. Чтобы снова не оказаться под огнем противоборствующих сторон, жители деревни покинули ее, переехав в д. Кутлугуза и с. Табынское. В июне 1774 г. д. Инзелга опять находилась в зоне активных действий башкир-повстанцев. После подавления

53 Крестьянское движение в России в 1881—1889 гг. С. 253.

54 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 287.

55ОИБ. Т. 1.4. 2. С. 334.

* До 30-х гг. XVIII в. р. Иген-Йылга называлась Кугуш.

56 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 92.


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД


163


 


восстания власти выявили среди пугачевцев 18 ясачных татар — жителей д. Инзелга-Берешлы57.

Перед самой Крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачева возникло поселение тептярей под названием Бурлы. Название деревни происходит от одноименной речки. Известно оно и как Татер58.

Численность тептярей, припущенных вотчинниками Кесе-Табынской волости, то убывала, то увеличивалась. В 1783 г. в д. Бурлы (Татер) проживало 46 мужчин и 36 женщин. Тептяри переселились сюда из д. Бакралы Уфимского уезда. В самом конце XVIII в. тептяри заключили договор с башкирами упомянутой волости и закрепили за собой землю «в вечное владение». Тогда же и мишари купили у вотчинников землю. Ясачные татары оставались припущенниками башкир. По V ревизии здесь было 109 тептярей, В 56 дворах в 1859 г. зафиксировано 344 тептяря и мишаря. В конце XIX в. в 143 домах проживало 824 человека.

В деревне находились волостное правление, мечеть, мануфактурная и 3 бакалейные лавки. Была кузница. Проводился еженедельный базар. В двух верстах от коренной деревни в 1917 г. образовался выселок Новые Бурлы с 29 хозяйствами, В 1920 г. численность населения обеих деревень учитывалась вместе и составила 1254 человека из татар и тептярей. Количество дворов достигло 234.

В годы последней в истории России Крестьянской войны д. Бурлы находилась в зоне действий повстанцев и карателей. В начале апреля 1774 г. здесь находился подполковник Михельсон, огнем и мечом подавлявший выступление народных масс. Деревня дала 43 повстанца59.

При р. Агидель в 1737—1738 гг. мишари основали д. Курмантау. Они были припущены башкирами-вотчинниками Кесе-Табынской волости. Чуть позже здесь осели и тептяри и ясачные татары, платившие оброк владельцам земли. Всех жителей насчитывалось в 1783 г. — 90, в 1795 г. - 100, в 1859 г. - 401, в 1896 г. - 740, в 1906 г. -873, в 1920 г. -1074 человека.

В первой половине XIX в. мишари относились к 3-й юрте 2-го мишарского кантона, а тептяри — ко 2-й команде. Бобыли, осевшие без разрешения в этой деревне, вынуждены были перейти в сословие тептярей путем оформления с башкирами документа о припуске.

В восстании Пугачева участвовали 28 жителей деревни.

В конце XIX в. при мечети действовало медресе. В деревне были бакалейные лавки.

Д. Базиково была основана башкирами-вотчинниками Кармышевой тюбы Юрматынской волости в 30-х гг. XVIII в. Название ее от гидронима. В 1757 и 1830 гг. жители деревни припустили тептярей, которые затем закрепили за собой землю в собственность. Жили и бобыли, перешедшие в тептяри, и ясачные татары. По материалам IV ревизии 1783 г. в деревне проживало 15 башкир, 66 тептярей. В 1795 г. здесь осели ясачные татары, прибывшие из дд. Буриказганово и Илмамет. Они перешли в сословие тептярей. В 38 дворах X ревизией отмечено 184 человека.

57 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 164, 167, 189, 287, 389.

58 ЦГИА РБ. Ф. 138. Он. 2. Д. 55.

59 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С.287.


Башкиры управлялись юртовым старшиной 7-го кантона, тептяри — двумя старшинами 2-й и 3-й команд. В 1920 г, в деревне находилось волостное правление Буру-новской волости Стерлитамакского кантона. В то время в 163 дворах проживало 873 человека из башкир и татар60.

Известны две деревни под одним названием Сасыкуль с русским населением в одной, с татарским — в другой. Вторая из них впоследствии называлась Татарский Саскуль. Название от гидронима. В 1783 г. деревня насчитывала 40 жителей из тептярей. Эта скромная цифра свидетельствует о недавнем ее основании. Она возникла на земле башкир Миркит-Минской волости. 17 дворов и 135 припущенников из тептярей и ясачных татар показала перепись 1859 г. В конце века в 50 дворах проживало 149 мужчин и 127 женщин. Советская перепись 1920 г. учла деревню как тептярскую, где имелось 492 жителя и 86 домов. Относилась она к 4-й тептярской команде.

В Крестьянской войне принимали участие 37 ясачных татар. По тептярям сведений нет.

Жители дд. Инзелга, Кутлугуза, Сасыкуль и казаки Табынской крепости в 1812 г. оказали упорное сопротивление межевым чинам при попытке отмежевать их земли Богоявленскому заводу61.

В составе Кальсер -Табынской волости находилась татарская д. Заитово, образованная перед X ревизией 1859 г., тогда в ней в 21 дворе проживали 65 мужчин и 60 женщин. Все татары — припущенники. В 1920 г. было отмечено 320 татар при 64 домах.

На рубеже XIX и XX вв. заитовцы основали выселок, находящийся в 22 верстах от Красноусольска и превратившийся в д. Ыовозаитово. Перепись 1920 г. показала в ней 433 человека при 82 дворах.

Д. Зилим-Караново на картах 1786 и 1802 гг. называется Ново-Зилим или Ново-Зилим-Каран. Название происходит от гидронима. Поселение образовали жители башкирской д. Зилим, расположенной на правом берегу одноименной реки. Д. Зилим с середины XVIII в. превратилась в русское поселение, где жили крестьяне Архангельского завода. Зилимцы относились к Курпес-Табынской волости. Были вотчинниками. Однако на новой местности они оказались припущенниками Дуван-Табынской волости. Выходит, что после продажи заводчикам земли по pp. Ир-ныкши и Зилим башкиры-вотчинники лишились владельческих прав и оказались пользователями чужих угодий. Были здесь и бывшие вотчинники Кальсер-Табынской волости. В состав башкир-тептярей влились и ясачные татары, припущенные дуван-табынцами. Все жители Зилим-Караново считались тептярями, вышедшими из своих общин (волостей) и башкирского сословия. Ясачные татары становились также тептярями.

Зилим-Караново — родина народного поэта Башкортостана Мажита Гафури. В книге Р. Г. Кузеева «Башкирские шежере», на с. 215 приведена родословная Мажита Гафури, который был родом из кальсер-табынцев. Приводим его шежере: Майки-бий — Султан-бий — Ак-сан-бий — Арслан-бий — Аллабирде — Худайбирде-бий — Эсет-бий — Давлеткильде-бий — Байтиряк — Акбирде — Акса-бий — Кылсан-бий — Бейшекур — Джиханбирде —

60 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 92.

61 Социально-экономическое и политическое развитие Баш
кирии в конце XVI — начале XX в. С. 50.


6*


164


ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН


 



Танагул — Габдельхалик — Габдельханнан — Габдель-гаффаз — Табдельгафур — Габдельгани — Нургани — Габдельмажит и т.д.

Мажит Гафури (1880-1934)

Материалы X ревизии 1859 г. вносят существенные коррективы в родословную М. Гафури. В частности, Габдельгани и Нургани в самом деле были не отцом и сыном, а братьями. Следовательно, Табдельгафур - не прадед, а дед Мажита Гафури. Выходит, что он носил имя деда как фамилию, что соответствует обычаю того времени. А отцом Габдельгафура был не Габдельгаффаз, а Габдель-мен, пропущенный в родословной. Проследить дальше вглубь родословную поэта невозможно из-за отсутствия материалов других ревизий. А теперь предлагаем шежере Мажита Гафури по данным X ревизии 1859 г.62

Братья Табдельгафур, Абдельхалик и Лукман Габдель-меновы, составив одну братскую семью, вели совместное хозяйство и жили вместе.

Если обратим внимание на формы семей в деревне, то обнаружим, что сложные семьи (22 из 35) преобладали над малыми (13). Малые семьи составляли 37,1%, слож-


ные — 62,9%. Из сложных семей известны 11 братских, 9 отцовских и 2 семьи дядей-племянников.

В 1834 г. в 39 дворах д. Зилим-Караново проживали 139 мужчин и 142 женщины, в 1859 г. в 59 домах — 169 теп-тярей и 209 тептярок. Все — припущенники. В конце ХГХ в. в 147 домах насчитывалось 439 мужчин и 461 женщина. В 1920 г. в 226 домах жили 566 мужчин и 662 женщины.

С 60-х гг. XIX в. в деревне находилось волостное правление Кальсер-Табынской волости. Имелись мечеть, школа; была мельница, располагались торговые ряды и 2 бакалейные лавки. По средам проводился базар.

Действовал поташный завод. Несколько слов о сути этого заведения.

В конце XVIII — первой половине XIX в. среди русских феодалов, купцов, а также башкир, тептярей, мишарей и татар получило определенное распространение поташное производство, относящееся к химической промышленности. Поташ (углекислый калий К2С03) получался выщелачиванием древесной золы, выпариванием щелока и последующим прокаливанием остатка в горшках; отсюда название поташ (голландское potas от pot — горшок и as — зола). Поташ широко применялся при изготовлении ценных сортов стекла, красок, выделке кож, производстве сукна, белении тканей и т.д. Для мыловаренного производства шли поташные растворы из так называемого шадрика (прокаленная зола), выщелоченного горячей водой. Сырьем для поташных заводов служила печная зола, которая покупалась у населения или сжигалась заводовладельцами в своих лесных


62 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 763.


СТЕРЛИТАМАКСКИИ УЕЗД


165


 


дачах. Расход древесины на изготовление поташа был огромен. Из одного кубометра вяза получалось всего 760 граммов поташа, ивы — 630, липы — 500 граммов. Для получения тонны поташа требовалось в среднем 1600 куб. м дров.

В конце XVIII в. в Оренбургской губернии насчитывалось 142 поташных завода, из них 46 находилось в Бирском уезде, 33 — Мензелинском, 32 — Уфимском, 14 — Белебеевском, 11 — Стерлитамакском, 4 — Оренбургском и 2 — в Бугульминском уездах.

На этих заводах не было машин, ибо не применялась сила паровой энергии. Оборудование заводов состояло лишь из железных чанов для выщелачивания золы, котлов для упаривания щелока и печей для прокаливания поташа. С. Т. Аксаков (1791—1859) в своей «Семейной хронике» описывал, «как кипели чугунные котлы с золою, как в деревянных чанах садился шадрик, как в калильных печах очищался он огнем и превращался в белые ноздреватые куски растительной соли, называемой поташем»63.

На поташных предприятиях использовался ручной труд вольнонаемных рабочих. Число их было невелико. На каждом заводе работало по 8—12 наемных рабочих.

Заводы строились на собственной или арендованной земле.

На рубеже XVHI-XIX вв. башкирам принадлежало 29 поташных заводов, в 20-х гг. XIX в. — 15, в 30-х — 3, в 40-х — 16, в 50-х — 10. Уменьшение количества поташных предприятий можно объяснить массовым истреблением лесных вотчинных дач башкирских общин.

Среди заводовладельцев было 18 рядовых башкир, 3 башкирских указных муллы, 5 старшин, 3 прапорщика, 2 сотника и 1 коллежский советник (Миндияр Бикчурин). В течение первой половины XIX в. рядовые башкиры вытеснялись башкирскими чиновниками и феодалами. Так, в 30—40-х гг. из 16 заводов 3 принадлежало потомственным дворянам, 4 — старшинам, 3 — есаулам, 2 — сотникам, 2 — рядовым башкирам, 2 завода — башкирскому войску.

В 1844 г. 11 заводов выработали 569 т поташа. От продажи его заводовладельцы получили 59 423 руб.

Поташ по Агидели, Каме и Волге отправлялся в Нижний Новгород. Покупали его владельцы полотняных фабрик и мыловаренных заводов. Большая часть его вывозилась за границу.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!