Мишарские и татарские деревни 2 страница



Из жителей Хасан Валитов и Кулкан Баимбетов — участники Отечественной войны 1812 г.

Таишево, Таш-Асты и Акташево находились при р. Зилим. Во всех, кроме д. Таш-Асты, имелась мечеть.

В составе 6-й юрты 7-го кантона в первой половине XIX в. находились 3 деревни (Имяндяшево, Мураз, Ишимбетово-Толпарово) из Кальсер-Табынской волости и 3 деревни (Саитбаба, Каран-Елга, Кулканово) из Кесе-Табынской волости. Из них коренными были Имяндяшево, Саитбаба.

Д. Имяндяшево была создана башкирами-вотчинниками Кальсер-Табынской волости, перешедшими на землю кесе-табынцев в качестве припущенников. Полученной от кесе-табынцев землей они владели на правах вотчинников.

В 1839 г. имяндяшевцы зауряд-сотник Тюсбек Рахманкулов, Абдулкадыр Масягутов, Асадулла Абдулка-дыров, Хисматулла Тюсбеков, Лукман Резяпов, Аузиман Резяпов, Мухаметзян Абдулвахитов признали: «Род наш происходит от башкирцев Кальсер-Табынской волости и предки наши жительствовали на пожалованной от великих государей земле. Приобрели сверх оной покупкою таковую у башкирцев Кси-Табынской волости по записи 4 мая 1750 г. На каковой земле поныне мы имеем жительство по праву покупки»21.

Имеется в архиве и текст договора. Приводим его содержание: «Тысяча семьсот пятидесятого году мая четвертаго дня Уфимского уезду Ногайской дороги Кси-Табынской волости команды старшины Биимбета Ильчигулова башкирцы деревни Теумовой* Абулхаир Минигулов, д. Мавлюшевой* Абубакир Кадралиев, Мур-таза Смаков, будучи в г. Уфе, дали мы сию от Уфимских крепостных дел запись в том, что припустили мы, Абулхаир Минигулов, Абубакир Кадралиев, Муртаза Смаков, по данному письму в нынешнем 1750 г., кое здесь в Уфимской провинциальной канцелярии объявляет, оной же Ногайской дороги Кальчир-Табынской волости команды старшины Таиша Иткинина башкирцев д. Мерясевой Мураза Селейманова, Хашима Мерясева, Муртазу Рахмангулова з детьми их для владения вечно ... старинной нашей вотчиной, которую мы, Абулхаир с тов., владеем истари между Гилима и Мяндима с лесы Еманчи да по Медям смежна Мутаповой вотчинная земля на горную


сторону да от межи Гирей-Кипчатской волости земля до Гилима вместо себя имеющимися в той вотчине старыми нашими де жилыми деревьями также им Муразу, Хашиму и Муртазе и в коем дельныя деревья делать и владеть без всякого от нас, Абулхаира Минигулова с тов., и в том лесу всяких зверей побивать и владеть всякими угодья вместо нас обще той нашей волости с мирскими людьми, а по положенной на тое вотчину ясак платить с нами Абулхаиру Минигулову с тов. им, Муразу с тов., пополам, а как Абулхаиру с тов. в тое уже данную им, Муразу Селеймано-ву с тов., вотчину, бортныя ухожья никакими мерами не вступаться, по припуске их не владеть, а владеть уже им, Муразу с тов., вместо нас одним им,... наперед сей записи за те уступки вотчины нашей ... (взяли) от них, Мураза Се-лейманова с тов., на свои нужды в оброк деньги по десяти рублев с человека, итого 30 рублев, впредь нам, Абулхаиру с тов., до той вотчины ... дела нет и не вступатца, ни в чем не спорить...»22 Абулхаир Минигулов приложил тамгу , Абубакир Кадралиев , Муртаза Смаков

Башкиры из Кальсер-Табынской волости оформили второй договор. «1751 года февраля восьмого дня Кси-Табынской волости команды старшины Биимбета Ильчи-гулова башкирцы Кармыш Бикеев, Тлекей Утегулов, Дев-летей Чагиров, Елуш Сеитов, Елдаш Абтраков, Кутус Мамкеев, Тиниш Елумбетов, Кунакбай Соткаров, Сафар-гул Мауляшов, Алдакай Кабясов, Солтан Утяков, Солтан Елумбетев, Аликай Кулмамбетов, Сура Елумбетов, Тавла-кай Мусяшев, Сатлык Имаков, Даут Тляпеев, будучи в г. Уфе, дали сию от крепостных дел запись смежникам своим той же Нагайской дороги Кальчир-Табынской волости команды старшины Таиша Иткинина башкирцам, а именно: Епаргулу Зияшеву, Аббасю Азнагулову, Бакаю Мрясеву, Кудайгулу Сююндюкову, Ниязу Наурузову, Сююндюку Нокаеву, Байкею Сююндюкову, Кульчебаю..., Ислакаю..., Бердекею Мерясеву, Рахимгулу Утягулову, Мурзе Мерясеву, Абдулле Нокаеву, Едтаю Азянкулову, Тенисю Теветеву, Кармешю Емакову, Ишкувату Карме-шеву, всего 17 человек, владеть им вечно паями нашими, находящимися в дальнем нам расстоянии, а им, припу-щенникам — поблизости»23. С каждого человек взяли по 10 руб. за припуск. Из кесе-табынцев 5 подписались, 12 поставили тамги:

По двум договорным письмам видно, что кесе-табын-цы насовсем продали кальсер-табынцам свои вотчинные паи, находящиеся на границе двух волостей. Таким образом, на кесе-табынской земле кальсер-табынцами была основана д. Имяндяшево. (В скобках отметим, что в договорах упоминаются известные в истории этих волостей и связанные с основанием отдельных населенных пунктов имена Биимбета Ильчигулова, Таиша Иткинина, Мураза Селейманова, СолтанаУтякова).

Имяндяшево — поселение, возникшее в 1750—1751 гг. Название его происходит от одноименной горы (имэн — дуб, дубовый, дэш — таш — камень)24. Была и речка по названию Имянлиш. Деревня эта упоминается в одном опубликованном документе за 1781 г., когда ее житель Сирбай Ябакаев занял деньги у уфимского купца Подья-чева за поставку меда25.


 


19 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4879.

20 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1881. Л. 132.

21 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 23. Л. 6.

* Деревни эти в начале XIX в. не были известны ревизиям.


ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 23. Л. 12-13. Там же.

Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 56. МИБ. Т. 5. С. 124.


156


ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН


 


V ревизия 1795 г. показала деревню 30-дворной с 360 жителями. В 1859 г. в 70 домах проживало 257 мужчин и 285 женщин. В самом конце века было 335 мужчин и 228 женщин в 121 дворе. 1920 год отметил резкое возрастание количества женщин (457) и уменьшение численности мужчин (379 человек). Они проживали в 191 доме.

Много семей переселилось сюда из д. Сабаево. В 1816 г. из 113 всех семей 54 были единобрачными, 10 — полигамными. Из жителей выделялись Ишемьяровы: Урмансы служил юртовым старшиной, Сунарсы — муэдзином, Игизяк — хорунжим (д. 309).

Гайса Худайкулов и Мухаметкарим Султанмуратов участвовали в войне 1812 г.

Жители вели скотоводческое хозяйство. В конце 30-х гг. XIX в. 200 лошадей, 280 коров, 40 овец, 25 коз принадлежали 70 дворам с 435 жителями.

Пчеловодством занимались отдельные семьи. Они имели 54 улья и 43 борти. Хлеба сеяли около двух пудов на каждого жителя (760 пудов на 435 человек). В конце XIX столетия в деревне получили определенное развитие дегтярное и ободное производство. Имелись бакалейная лавка, хлебозапасный магазин на случай неурожая.

При мечети действовала мектебе.

Д. Мураз в конце XVIII в. в материалах V ревизии отмечена дважды: в первый раз лишь 3-дворной с 22 жителями, во второй раз — 6-дворной с 35 асабами-вотчин-никами. VII ревизия 1816 г. показала 11 дворов, где проживало 59 человек. Через 43 года она состояла из 20 дворов с 92 жителями. 132 человека и 21 двор были в 1896 г. Первая советская перепись 1920 г. отметила в деревне 38 домов со 167 жителями.

Деревню называли и Мендем от одноименной речки, при которой она находилась. Первопоселенец Мураз Сулейманов был упомянут в документе за 1757 г.26 Известны имена сына (Юлдаш, 1736—1818), внука (Сайт) и правнука (Гумер, его сын Фахритдин).

Хусаин Абушахмин и Аливша Утяганов принимали участие в войне 1812 т.

100 человек (19 дворов) в 1839 г. владели 70 лошадьми, 58 коровами, 22 овцами и 23 козами. Состояние скотоводства, как видно, было незавидным. Робкие шаги земледелия видны в размерах посева хлеба: на каждого посеяли по 2,6 пуда. Имели 30 ульев, 15 бортей.

Д. Ишимбетово при р. Зилим, известная сегодня как Толпарово (Толпар — название от гидронима), возникла между 1830—1834 гг. Первопоселенец Ишимбет Худайгу-лов жил в 1770—1841 гг.; его сыновья Курмакай, Акзигит, Аккуш. Дети Аккуша Фахритдин, Кинзяабыз, Азнабай, Шамсутдин, Зайнитдин (его Сайфитдин, Хайритдин)27.

В Отечественной войне 1812 г. участвовали Халит Худайкулыев, Курмакай Ишимбетов и Ямандай Назиров.

Ишимбетово — выселок д. Имяндяшево. В 1834— 1850 гг. сюда перешли из коренной деревни 50 мужчин. В 1834 г. в ней проживало 94, в 1859 г. - 107, в 1896 г. -181, в 1920 г. - 217 человек.

Жители деревни занимались скотоводством (94 человека имели 100 лошадей, 120 коров, 15 овец, 20 коз), пчеловодством. Кто-то из жителей засеял 32 пуда ярового хлебав 1842 г.


Другие населенные пункты 6-й юрты 7-го кантона относились к Кесе-Табынской волости. Из коренных поселений кесе-табынцев была д. Саитбаба, расположенная при р. Узя, Она названа именем вотчинника Саитба-бы Кубекова. В шежере табынцев можно найти его имя, имена его предков и потомков. Обратим внимание на его родословную: Майки-бий, его сын Султан-бий, его Ихсан-бий, его сын Арслан-бий, его сын Давлеткильде-бий, его Байтиряк, его сын Акбирды, его Аксабай-бий, его сын Кылсан-бий, его Байшекур, его сын Джиан-берды, его Кубэк, его сын Саитбаба, его сыновья Мурзакай и Ямантай28.

Нам не известны, однако, годы жизни и социальное положение Саитбабы. Пр материалам ревизий можно узнать только о его потомках. Его сын Мурзакай Саитбабин жил в 1735—1815 гг., служил юртовым старшиной. По этим датам видно, что Саитбаба жил в конце XVTI — первой половине XVIII в. У Мурзакая были сыновья Кутлумбет, 1756 г., его дети Ахтям, Расуль (его Сиразитдин), Ильяс (1762—1814); сыновья Ильяса Байназар, Абдулфайз, Кали-мулла; третий сын Мурзакая — старшинский помощник, зауряд-есаул Ахмет, 1784 г., его сын ХуббутдиН; четвертый сын Ибниамин, 1789 г.; пятый Мансур, 1792 г.; младший Хуснутдин, 1800 г. Известен внук второго сына Саитбабы — Кагарман Ямантаев, 1799 г. (д. 309, 542).

В конце XVIII в. в деревне насчитывалось 300 жителей и 33 двора. В начале следующего века образовался выселок под названием Новосаитбаба, или Мурзакаево, где жил Мурзакай Саитбабин с сыновьями. В 1816 г. в новой деревне в 18 дворах проживало 58 мужчин и 43 женщины. В 4 семьях отмечена полигамия. В старой деревне оставалось 156 мужчин и 145 женщин при 45 домах. Последующие ревизии учитывали вместе количество дворов и жителей обеих деревень. Это свидетельствует о слиянии этих поселений. X ревизия 1859 г. показала 444 мужчины и 416 женщин в 157 домах. 518 мужчин и 474 женщины при 190 дворах отмечено переписью 1897 г, Советская перепись зафиксировала ее селом, где в 350 домах проживало 863 мужчины и 835 женщин. После слияния двух деревень ее называли и Саитбаба, и Мурзакаево.

Жители деревни были скотоводами, пчеловодами и земледельцами. В 1839 г. на 107 дворов с 676 жителями приходилось 723 лошади, 482 коровы, 33 овцы, 60 коз. Пчеловодство было представлено 60 ульями и 40 бортями. В начале 40-х гг. XIX в. на всех засевали 464 пуда озимого и 1008 пудов ярового хлеба. Имели водяную мельницу. В конце века по четвергам проводились базары, действовали 2 мануфактурные, 4 бакалейные лавки. Было 2 кузницы. При двух мечетях функционировали школа-мектебе и два медресе (1906).

В отражении нашествия наполеоновских войск принимали участие Атангул Давлеткулов, Акбулат Гумеров, Кинзебулат Гайсакаев, Хамит Умитбаев, Ильбулды Авазеев, Тукчура Якшигулов, Рыскул Биимбетови Галля-мутдин Абдрахимов.

Д. Кулканово в конце XVIII в. состояла из 17 дворов с 90 жителями. По X ревизии в ней насчитывалось 167 мужчин и 175 женщин, 49 дворов. 253 мужчины


 


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5696. Л. 9. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 526.


Башкирские шежере. С. 155-156.


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД


157


 


и 252 женщины при 104 дворах показала перепись 1897 г. В 1920 г. зафиксировали 672 человека и 139 дворов.

Деревня имела и другое название - Альдашлы (название гидронима).

Основал деревню Кулкан. Его сыновья жили в родной деревне. Старший Ахмер (1754—1812), его дети Баймуха-мет, Кильмухамет, Мухаметрахим, Мухаметьян. Второй сын Акберды Кулканов, 1760 т.; третий Аиткужа (1764—1842); младший Бурак, 1769 г. По этим датам можно определить время возникновения аула — середина XVIII в.

Назыргул Таймеев, Биккул Кудакаев, Сагит Иги-баев — участники войны 1812 г.

В 1816 г. из 22 дворов в 6 отмечены полигамные семьи.

Скотоводство — основное занятие жителей деревни. В конце 30-х гг. XIX в. 36 дворам с 203 жителями принадлежало 240 лошадей, 272 коровы, 40 овец, 30 коз. Мало держали ульев (25), бортей (20). Посеяли лишь 32 пуда ярового хлеба.

Каран-Елга — поселение, основанное кесе-табынцами, припущенными одноволощанами. Возникло в 1749 г. Обратимся к документу — договорному письму. «1749 г. марта 22 дня Уфимского уезда Ногайской дороги Кси-Табын-ской волости команды старшины Баимбета Ильчигулова башкирцы Китае Мамкеев, Кутлубай Наурузов, Собхан-кул Бердыгулов припустили мы, Китае и Кутлубай, по данному письму в нынешнем 1749 г. оной же Ногайской дороги Кси-Табынской волости Алиша Иткулова, Ишчуру Иткулова в свою вотчинную землю, которая имеется вторах, а по урочищам по межам от устья Именияша, которая пала в Гилим до Черной дороги, оттоль до Ташеебеня по берегу Мендиму в урочищах и в тала до урочища Герея и по то Гирейско* урочища по Елиму до реченного Именияша и в тех урочищах помянутым Алишу и Ишчуре уступили мы, Китае и Кутлубай, вместо себя в той и нашей вотчине ходить, пашен пахать и в лесу вновь борти делать и сенными покосы и рыбными ловлями и хмелевым щипанием и со всеми угоди владеть им, Алишу и Ишчуре, з детьми своими також и с общими товарищами наши ж тое ж Кси-Табынской волости з башкирцы Собханкулом Бердыгуловым с тов., которые напредь тою вотчиною владели с нами, Китисем и Кутлубаем, вообще вечно, кроме нас, Китиса и Кутлубая, а взяли мы ... у них, Алиша и Ишчуры, наперед сей записи с тоя уступной вотчины оброку по 10 рублев с человека, итого 20 рублев, а с той вотчины мы, Китае и Кутлубай, съехали вон и впредь нам, Китису и Кутлубаю, до той вотчинной земли и до дельных деревьев и до сенных покосов и Ни до чего дела нет и ни в чем не спорить, а на перед сей записи оная наша вотчина, кроме Алиша и Ишчуры, никому не продана. Китисова тамга С, Кутлубая — 6 ».

О том, что д. Каран-Елга действительно была основана Алишем и Ишчурой Иткуловыми, писали в 1839 г. их потомки имам Исхак Биккинин, Зябир Алимгулов, Рахматулла Кутлумбетов, Мухамадияр Качкинов и Киль-тей Кутлумбетов29.

В Каран-Елге в 1795 г. в 18 дворах проживало 82 человека. Через 39 лет VIII ревизия показала 220 жителей, в т.ч. 76 башкир, лишенных вотчинного права. По X реви-

Гирей-Кипчакская волость.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 23. Л. 3-5.


 

зии в деревне отмечено 276 жителей при 43 дворах и среди них 79 припущен-ников. В самом конце XIX в. было 310 человек и 63 дома. К советской переписи 1920 г. их стало соответственно 463 и 95.

Из 20 дворов в 1816 г. 4 относились к многобрачным семьям.

Жалиль Гиниятович Киекбаев

Жители все еще предпочитали скотоводство. 20 дворам (220 человек) принадлежало 100 лошадей, 114 коров, 13 овец, 30 коз. Имели 40 ульев и 30 бортей. На каждого из жителей было посеяно около двух пудов хлеба (96 пудов озимого и 328 — ярового).

Активно участвовали в Отечественной войне 1812 г. Киекбай Ишимьяров, зачинатель фамилии писателя и известного лингвиста профессора Жалиля Гиниятовича Киекбаева (1911-1968).

* * *

К 7-й юрте 7-го башкирского кантона относились кесе-табынские поселения. Жители их — башкиры-вотчинники. В 1864—1930 гг. все они вошли во вновь образованную территориальную волость — Кальсер-Табынскую.

В конце XVIII в. было три деревни под названием Утяшево. В одной из них в 40 дворах жили 170 человек, в другой зафиксировали 90 жителей и 10 домов. Третья деревня имела 88 человек и 7 дворов. По X ревизии в д. Большой Утяш был 41 двор, в д. Малый Утяш 32 двора. В обеих проживало 346 мужчин и 344 женщины. Средний Утяш не был показан X ревизией.

VII ревизией 1816 г. во всех дд. Утяшево было зафиксировано 14 полигамных семей (17,5%) из 80 дворов (д. 309). Из д. Яктыкулево сюда переселили Гумера Гуме-рова, из д. Куллярово — Тазита Ахмерова, из д. Исянгу-лово Оренбургского уезда — Абуталипа Галеева.

Участники Отечественной войны 1812 г. Курмангул Альмухаметов, Абдулла Рафиков, Мавлюткул Мукшинов, Мухамадияр Бурангулов, Кутлугильде Абукаев, Сабифут-дин Ишмуратов, Исхак Яманов, Кинзягул Халитов, Юмагузя Амиров, Мустафа Асадуллин, Таип Тангынов и Саитбурхан Кутлубаев за подвиги были награждены медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память Отечественной войны 1812 года».

В делах фонда Оренбургского мусульманского духовного собрания сохранился интересный материал об имущественных правах членов семьи. Обычно при заключении брачного союза определялся не только размер калыма, но и объем приданого. Ни одна невеста не переходила в дом жениха без приданого. Его размер иногда не уступал калыму. Как и у православных, у башкир-мусульман приданое рассматривалось как единоличная собственность женщины.


158


ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН


 


После смерти бездетной жены приданое обычно возвращалось ее родителям. Так, например, зажиточный общинник Бикбулат Бурангулов из д. Утяш Стерлитамак-ского уезда после смерти бездетной дочери, выданной замуж за жителя д. Салихово, при имаме и посредниках получил от бывшего зятя приданое дочери: 2 овец, жеребца, 4 кобыл, 5 коров, 3 еляна (женская верхняя одежда), 3 кашмау (женский головной убор, украшенный кораллами) и другие вещи30.

О дальнейшем развитии этих деревень говорят следующие цифры.


В 44 домах жили 250 чувашей и башкир. По поздним справочным книгам в Новозириково сегодня живут в основном башкиры.

По количеству дворов в конце XVIII в. д. Узбяково занимала третье место, уступив двум аулам (Утяшево, Усманово). В 35 дворах проживало 179 человек.

Таблица 4

Динамика роста деревни


 


Таблица 3

 

 

 

Деревни

Количество

1896 г.

1920 г.

жителей дворов жителей дворов
Большой Утяш Средний Утяш Малый Утяш 309 211 93 66 40 18 434 248 163 84 52 34

Жители всех трех поселений занимались скотоводством, пчеловодством, земледелием. В 1839 г. на 73 двора в трех аулах (659 человек) приходилось 300 лошадей, 268 коров, 157 овец, 149 коз. О породе крупного рогатого скота у башкир П. И. Рычков еще в 60-х гг. XVIII в. писал: быки и коровы «у башкирцев крупнее обыкновенных русских, у калмык крупнее башкирских, а у каракалпак и калмыцких гораздо крупнее»31.

Пчеловоды имели 164 улья и 100 бортей. В XVIII в. бортевой мед пользовался на рынке большим спросом. Тот же автор свидетельствовал: «Русские купцы и казанские татары ... скупают башкирский бортевой мед и воск и для продажи в разныя места отвозят онаго немалое число»32.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!