Мишарские и татарские деревни 1 страница



Самая ранняя - д. Богдашюшо (Уварово). Она возникла в 1775 г. (д. 68). 6 новокрещеных татарских дворов были припущены башкирами Кара-Кипчакской волости. Один двор принадлежал удельному крестьянину. Через 21 год сюда припустили еще 25 душ ясачных татар20. В 1920 г. в деревне проживал 491 человек в 81 дворе.

Д. Юлбашево перепись 1920 г. еще не фиксирует, значит, она возникла позже этого времени.

Д. Ижбердино известна как мишарская. В 1920 г. в ней было 52 двора с населением 265 человек. Сегодня здесь живут русские и татары.


К первой советской переписи д. Ибраево имела 302 двора с 595 жителями татарской национальности.

Русские и смешанные деревни

Ранняя история русских населенных пунктов района требует поиска и обобщения новых архивных материалов, поскольку отсутствуют опубликованные источники, кроме сведений переписей 1897 и 1920 гг.


Например, перепутаны названия волостей и кантонов, количество дворов и число жителей (Список населенных пунктов Башкортостана. Ч. III. Уфа: Китап, 2002. С. 127, 238).

Затем, 92-летнего долгожителя Сурагула Юлумбетова записали не в ту д. Ялчино, о которой идет речь. Также 47-летний есаул Сабир и 46-летний Назир Ялчины записаны в другую д. Ялчино (ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 144. Л. 92, 137).

Р. Асмандияров считает, что вышеупомянутый Сурагул Юлумбетов не мог основать д. Сурагулово, так как он был из другой волости. Человек, о котором в книге пишется, что он - основатель д. Ялчино, на самом деле не Ялчи, а Алиш(а) Муксинов (ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп, 2. Д. 144. Л. 92-95; Д. 430. Л. 536). По мнению краеведа, Сабир и Назир Ялчины - сыновья первопоселенца. Хотя VIII ревизией 1834 г. учтен еще один Ялчин Тюлябай (1737-1819) и его сыновья Амир (1784 г.), Хасан (1789 г.) и Хусаин (1807 г.), не отмеченные VII ревизией 1816 г.

20 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2494. Л. 44.


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД


ГАФУРИИСКИИ РАЙОН

Башкирские деревни

Территорию района в прошлом населяли в основном табынские башкиры родов дуван (2—3 деревни), кальсер (9 аулов), кесе (9 поселений). Дуванцы имели тамгу ворота , гусиные лапки , кальсер и кесе — ребро , последние — еще и гусиные лапки

Предки табынцев — тюрки, которые пришли с Алтая. Их дерево — лиственница, птица — стервятник, оран (боевой клич) — салават (в переводе с арабского — молитва, хвалебная песня). Этноним кесе обычно отождествляют с одним из семи древних венгерских племен, имеющим тюркскую основу.

Однако башкирский этноним возник лишь в XVII в., когда единая Табынская волость распалась на новые волости. Тогда появились и новые этнонимы, как-то: кесе, дуван, курпес, кумрык, кальсер и др. Некоторые из них антропонимического характера. Дуван и Курпес — исторические личности XVII в.

Предки табынцев — нынешних гафурийцев еще в X в. поселились в Башкирии. Через некоторое время они расселились на современной территории по среднему течению р. Агидель1.

О времени разделения единой табынской территории на вотчины отдельных родов в литературе сведений нет. В материалах архивов сохранились прошения башкир Курпеч-Табынской волости за 1804 г., где имеется раздельное письмо табынцев, которое написано в 1676 г. и утверждено в Уфе. Приводим текст раздельного письма со слов поверенного башкира Гайсы Сутеева: «Предки Князь-Курпеч-Табынской волости башкирцев, именовавшиеся сперва просто одною Табынскою волостию, во многопрошедшем времени назад тому вознамерились между собою разделиться на разныя волости, и потому каждая (волость) приняла на себя один только к табын-скому названию прибавок, как-то: Кара-, Юмран-, Дуван-, Кси-, Кумрык-, Курпеч- и прочее, из коих последнее князь-курпеч-табынское наименование приняли на себя оные наши предки, коим и именовались до 1700 г., а с оного по себе собственно сами начали было именоваться кумрык-табынцами ж, но, быв, однако ж, еще в настоящем утвержденном князь-курпеч-табынском звании, с отделенными вотчинниками из помянутой Кур-

1 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 246— 249, 271-275, 295.


печ-Табынской волости в смежности обитающими тарханами в 7184 (1676) году поссорились, но недоходя до дальности, помирясь меж собою во владении землями, разделились...»2

В 1725—1726 гг. в Кальсер-Табынской волости насчитывалось 600, в Кесе-Табынской волости — 650, в Дуван-Табынской волости — 550 башкирских дворов3.

Генеральное межевание земель показало, что в начале XIX в. Кальсер-Табынской волости принадлежало 52 855, кесе-табынцам — 100 870 десятин земли. На территории первой волости к 1834 г. проживали 3096 башкир-вотчинников и 17 припущенников мужского пола, на земле второй волости — 2504 кесе-табынца и 453 припущенника м.п.4

В башкирских восстаниях XVII—XVIII вв. и в пугачевском движении участвовали и табынцы. В 1736—1738 гг. одним из предводителей восставших башкир был сэсэн-импровизатор Килдыш Агиев из Кальсер-Табынской волости5. В 1773—1775 гг. 199 дворов кесе-табынцев-повстанцев возглавил старшина Масагут Ишкеев, 309 дворов кальсер-табынцев — старшины Сабай Кутлин и Юлгутлы Умеров6.

А теперь разговор о деревнях Дуван-Табынской волости. Но прежде одно слово о названии волости. Прямое отношение к нему имеет отец Телева, Кушлея и Лопака Дувановых. К этнониму Табын было присоединено имя башкирского вотчинника этой волости Дувана, когда в 1676 г. волость была подразделена на несколько новых волостей. А имена его сыновей известны по архивным и опубликованным материалам. Телев (Тилеу) Дуванов еще в 7162 (1654) г. вместе с Актаем Айтугановым получил грамоту на табынские земли7. Его имя и имена его братьев упоминаются в росписи аманатов (заложников)

2 РГАДА. Ф. 1324. On. 1. Д. 258. Л. 9-9 об.

3 МИБ. Т. 3. С. 484.

4 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5001.

5 МИБ. Ч. 1. С. 334, 372. В восстании 1735-1740 гг. активны
ми участниками и предводителями повстанцев были и другие
сэсэны. Источники упоминают их имена: Мряс-сэсэн (1738),
Масагут-сэсэн из Тамьянской волости (НА УНЦ РАН. Ф. 3.
Оп. 12. Д. 45); из Телевской волости сэсэн Еммет Бикеев «яко
главный возмутитель и сообщник Карасакалу за ево злое воров
ство (участие в восстании) по розыску мертвый повешен за ноги
при Мензелинску» в 1740 г.; старшина его волости Явгильда
Битюков, разбитый в бою с карателями, раненый попал в плен,
умер от ран, но и «мертвый на страх другим повешен» (МИБ.
Ч. 1. С. 439, 441).

6 РГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Д. 196. Л. 287-291; Крестьянская
война 1773—1775 гг. на территории Башкирии. С. 287.


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД


153


 


от разных волостей во время башкирского восстания 1662—1664 гг. Между прочим в ней указано и название их деревни — Котяково8, - уже не известной к началу XX в.

Деревни Дуван-Табынской волости Бакраково (Бад-раково), Якты-Куль в период кантонного управления (1798—1865 гг.) относились к 4-й юрте 7-го башкирского кантона.

Бакраково до середины XIX в. называлось Бадраково. Бадрак — этноним, название тюбы. В Кумрык-Табынской волости дд. Муллакаево, Кысынды, Бейсово относились к тюбе Бадряк (Будряк). В 1795 г. в 13 дворах д. Бакраково проживали 33 мужчины и 20 женщин. Через 21 год в ней имелось 18 дворов с 98 жителями. В 3 семьях известна полигамия. X ревизия показала в 30 дворах 81 мужчину и 67 женщин. В 1920 г. насчитывалось 324 жителя и 42 двора.

Калимулла Умитбаев — житель этой деревни — ветеран Отечественной войны 1812 г., имел две серебряные медали. Участниками войны были Тюзбек Бердыгулов и Нигматулла Абуталипов.

Жители деревни - скотоводы. 18 дворов со 130 жителями имело 165 лошадей, 100 коров, 30 овец, 50 коз. О соотношении поголовья различного вида скота еще в 1767 г. П. И. Рычков писал: у башкир «почти равномерной же достаток в лошадях», как и у казахов. «Но лошади их не столь крупны, хотя почитаются яко бы прочнее и крепче киргизских (т.е. казахских). Содержание их сходно с киргизским; токмо для зимних беспокойных погод заготовляют они по небольшому числу и сена. Овец и коз у них не столь много, как у киргизцов, видом и шерстью схожи на российских; но рогатого скота содержат они (башкиры) уже больше. Гусей, уток и куриц, хотя они и содержат, но не по многу. Коров и овец кормят они сеном»9, а лошади находились и зимой на тебеневке, копытами из-под снега добывали траву.

Бортничество уступило место пчеловодству: имели 68 ульев.

Как видим, коневодство и пчеловодство находились в состоянии упадка. Поэтому бакраковцы постепенно переходили к хлебопашеству. В 1842 г. на каждого из 130 человек сеяли по 6 пудов хлеба.

Д. Якты-Куль возникла при одноименном озере после VII ревизии 1816 г. Она имела второе название — Иман-гулово. По VIII ревизии в деревне насчитывалось 96 человек и 15 дворов, по X — в 20 дворах проживало 106 жителей, в т.ч. 6 припущенников. Перепись 1920 г. показала 189 человек и 42 двора.

Кутлучура Зиянбаев и Кутлузаман Мубикеев — участники войны 1812 г.

Основное занятие жителей — скотоводство. 17 дворам с 96 общинниками принадлежало 126 лошадей, 149 коров, 53 овцы, 20 коз (1839 г.). Через 3 года на всех посеяли 88 пудов озимого и 448 пудов ярового хлеба, т.е. по 5,5 пуда на каждого жителя.


* * *

Другие поселения, входившие в 4-ю и 5-ю, отчасти в 6-ю юрты, принадлежали Кальсер-Табынской волости.

Д. Юлуково при р. Зилим в 1795 г. состояла из 60 дворов, где проживало 334 жителя. X ревизия насчитывала 482 человека и 95 домов. 848 башкир и 182 двора показала перепись 1920 г. В 1816 г. из 63 дворов в 8 зафиксировали полигамию.

Из жителей зауряд-хорунжие Шарипкул Амангулов, Динмухамет Утягулов, Юлмухамет Кайгулов, Хасан Азаматов, Кинзебулат Банков, Иштуган Авлияров, Хаби-булла Уракаев, Абдулманняф Нигматуллин, Ишкиня Тлявбакиев, Абдулмазит Урманчин в составе 13-го полка принимали участие во ^взятии Парижа 19 марта 1814 г. Имели боевые награды10.

Документальных материалов о первопоселенце Юлу-ке найти не удалось.

Без социальной дифференциации на каждый из 106 дворов (555 жителей) в 1839 г. приходилось в среднем по 7 лошадей, по 5 коров. Овец (97) и коз (65) было мало. Пчеловодство — весомый источник доходов для отдельных общинников. Имели 239 ульев и 14 бортей. О бортных деревьях П. И. Рычков писал следующее: «Хозяин такого дерева (выдалбливает в дереве отверстие для диких пчел) должен снаружи прикрывать дощечкою, прикрепляя ее к дереву прутьем и хворостом, чтоб течь в нее не шла, а пчела бы вылетать и влетать в нее могла. Вынимая же мед в свое время, пчел бережет, дабы не только они не гибли, но оставляя на пропитание их потребную часть меда, вычищает борть так, чтоб в нем никакой гнилости не осталось. Много таких башкирцев есть, что сот до пяти и больше бортей у себя имеют; из такой борти вынимают меду с вощиною близ пуда, иногда больше и меньше»11. Уничтожение лесов в течение первой половины XIX в. привело к упадку бортничества.

К земледелию у населения деревни еще не было делового подхода: на каждого из 555 жителей засеяли лишь по 2,2 пуда хлеба.

Ревизия 1795 г. д. Ибрагимове показала 40-дворной с 242 жителями. Через 21 год в 7 из 48 дворов отмечены полигамные семьи. По X ревизии в 40 дворах проживало 262 человека. К 1920 г. д. Большое Ибрагимово (Алла-гуват) состояла из 104 Дворов с 410 жителями, и рядом находился выселок Малоибрагимовский из 17 домов с населением 67 человек.

Назовем имена сыновей основателя деревни. Старший сын Аиткул Ибрагимов (1748—1814) служил муэдзином; его дети Абдулхамит, Алтынсура. Средний сын Абзалил Ибрагимов, 1756 г.; его сын Якуп, внуки Мухаметдин, Мухаметямал, Мухаметамин. Младший Хисаметдин, 1760 г.; его дети Ирназар, Ишназар, Искандар, Кайсар, Ягафар, Бахтияр.

Из жителей деревни Абдулман Муртазин имел две серебряные медали за подвиги в 1812 г. Участниками Отечественной войны были Абдулфаиз Ярмухаметов, Абдульмухамет Мукминев, Мамбет Алишев и Зиянгул Бурашев.


 


1 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 2247. Л. 170.

8МИБ.Ч. 1.С. 193.

9 Труды Вольного экономического общества. Ч. VII. СПб.,

1767.С. 133.


10 Сохраним выцветшие строки... С. 178. Любезные вы мои...
С. 42.

11 Труды Вольного экономического общества. С. 177.


154


ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН


 


В конце 30-х гг. XIX в. 64 двора (337 человек) владело 450 лошадьми, 318 коровами, 42 овцами, 84 козами. Несколько семей имели 84 улья, 3 борти. На каждого человека посеяли около двух пудов хлеба.

Д. Сабаево названа именем старшины Кальсер-Та-бынской волости Сабая Кутлина. Его имя и фамилия фигурируют в шежере — родословной рода Кальсер-Табын12. Старший его сын Имангул, 1760 г., с сыновьями Иш-кильде и Абдрахманом обосновался в деревне отца, а младшие Ишемьяр, 1789 г. и Ибрагим Сабаевы жили в Юлуково (д. 309). Имена детей Сабая перечисляются и в шежере.

Сабай Кутлин — активный пугачевец, руководил повстанческим отрядом13.

Абдулмазит Минлияров, Суюндук Куяшев, Муллагул Зияшев, Кутлуюл Иткулов, Иксан Урманчин, Калимулла Чувашбаев и Алтынбай Кусяпов активно участвовали в войне 1812 г. Житель деревни Бикмухамет Азятев участвовал во взятии Парижа в 1814 г. в составе 9-го полка и был награжден двумя серебряными медалями.

В 1795 г. д. Сабаево состояла из 47 дворов с 138 мужчинами и 140 женщинами. X ревизия 1859 г. показала 263 жителя и 36 дворов. 276 человек и 58 дворов было в 1920 г.

В конце XVIII в. в материалах Генерального межевания земель о хозяйстве было сказано нижеследующее: «Хлебопашество малое. Звериная ловля. Скотоводство»14. В 30-х гг. XIX в. на 58 дворов с 155 мужчинами и 162 женщинами (редкий случай преобладания численности последних у башкир) приходилось 408 лошадей, 380 коров, 48 овец, 30 коз. Пчеловодство было представлено 70 ульями. Земледелие находилось в зачаточном состоянии: на каждого из 317 жителей в 1842 г. было посеяно лишь по одному пуду хлеба.

* * *

В 5-ю юрту 7-го кантона входили дд. Коварды (правильно: Каварды), Таишево, Таш-Асты, Акташ, из них первые две — коренные.

Д. Коварды находится при одноименной речке. В XVIII в. не было других таких крупных кальсер-табын-ских поселений, как эта деревня. В конце века она состояла из 113 дворов, где проживали 325 мужчин и 258 женщин. По X ревизии в ней было 534 мужчины и 477 женщин. Количество дворов достигло 150. 1480 жителей при 300 домах показала перепись 1920 г.

Здесь находилась штаб-квартира юртовых старшин. Из них в первой половине XIX в. были известны Абдулха-лим Султангулов, Мурсалим Абукаев. В 1812—1816 гг. убыль населения составила 62 человека. Причинами тому были война и голод (д. 309). Из 145 дворов в 1816 г. в 17 обнаружены полигамные семьи (около 12% всех семей).

В справедливой войне России в 1812 г. активно участвовали Шамсутдин Канзафаров, Абубакир Хасанов, Сагидулла Куяшев, Алибай Кучербаев, Гадильша Аким-бетов, Байтимер Байрамгулов, Даут Галиев, Ибрагим


Саитбурханов, Юлдашбай Юмагулов, Батыритдин Кадыргулов, Якшигул Юлдащбаев, Юмагул Акмурзин. 23 человека находились на этапной службе в Белоруссии и Польше во время польского восстания 1831—1833гг.

В 1839 г. 165 дворов с 1019 жителями владели 900 лошадей, 1010 коровами, 376 овцами, 214 козами. Ковардинцы были начинающими хлеборобами: на каждого из жителей деревни засеяли чуть больше одного пуда хлеба (488 пудов озимого и 792 пуда ярового). Некоторые из них занимались пчеловодством, имели 118 ульев и 17 бортей15.

Д. Таишево в XVIII в. называлась Масетлино (мэсет — мечеть. Название означает деревню с мечетью). Первое название связано с именем старшины Кальсер-Табын-ской волости Таиша Иткинина, упоминаемого в источниках за 1757 г.16 Его сыновей перечисляет VII ревизия. Старший из них Файзулла Таишев, 1756 г. Он — участник Отечественной войны 1812 г. Имел боевые награды17. Хужа Таишев, 1767 г.; его старший сын Юмагул (его Зай-нулла, Халит). Остальные сыновья Хужи — Зулкарнай и Калимулла. Сайфитдин Таишев, 1769 г. (его дети Губай-дулла, Хабибулла, Шамсутдин)18.

По V ревизии в деревне было 247, по VII (1816 г.) — 356, по IX (1850 г.) — 502 жителя. Количество дворов соответственно 55, 71, 94. Перепись 1920 г. показала 801 человека и 166 домов. В 71 дворе по VII ревизии было обнаружено 9 полигамных семей (12,6%).

Таишевцы занимались скотоводством, пчеловодством, земледелием. В 1839 г. 61 двору с 462 жителями принадлежало 550 лошадей, 750 коров, 226 овец, 117 коз. Имели 125 ульев и 10 бортей. Через 3 года на всех посеяли 264 пуда озимого и 320 пудов ярового хлеба.

Среди таишевцев были участники войны 1812 г.: Хамит Динисламов, Саваляй Абдулзалилов, Кинзебулат Мухаметгалин, Кунаккузя Мандаров, Кутлугильды Надыршин, Хусаин Заитов, Саитбаттал Кутлубулатов, Билал Зюбеев.

Выселок Новотаишево образовался после 1926 г.

Д. Таш-Асты (таш — камень, адты — под) в 1795— 1920 гг. почти не развивалась, количество дворов постоянно находилось в пределах 14—18. Численность ее населения особо не увеличивалась: она колебалась между цифрами 60 и 90. Перед первой советской переписью в деревенскую общину были приняты 3 тептяря.

Жители поселения в течение XIX в. продолжали оставаться скотоводами. Всем 64 жителям в 1839 г. принадлежали 50 лошадей, 80 коров, 15 овец, 39 коз. На каждого члена общины засевали 3,1 пуда хлеба (168 пудов озимого и 32 пуда ярового). Пчеловодство переживало упадок: имели лишь 8 ульев и 1 борть.

Мулкаман Абдулзелилов и Хабибулла Адилбакиев участвовали в войне 1812 г.

В 5-ю же юрту входило поселение кальсер-табынцев под названием Акташево (ах — белый, таш — камень). В конце XVIII в. оно состояло лишь из 7 дворов с 20 жителями. Деревня известна с середины XVIII в. X ревизия показала 102 жителя при 20 домах. 232 человека и 38 дворов было в 1920 г.


 


12 Башкирские шежере. С. 159.

13 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 257, 258, 394, 398, 412.

14 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1881. Л. 132.


15РГВИА. Ф.414.Д. 321.

16 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5696.

17 Сохраним выцветшие строки... С. 178.

18 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 309, 323.


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ УЕЗД


155


 


Здесь жили мишари, припущенные башкирами в 1752 г., тептяри с 1785 г.19

Относительно занятия кальсер-табынцев в конце XVIII в. в «Экономических примечаниях к Генеральному межеванию земель Стерлитамакского уезда» говорилось, что башкиры «занимаются скотоводством, звериной ловлей, хлебопашеством малым»20. 12 дворов с 64 жителями владели 80 лошадьми, 110 коровами, 25 овцами и 15 козами. Пчеловодство теряло свое былое значение: имели 14 ульев и 3 борти. На каждого из жителей посеяли около 2 пудов хлеба.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!