Мишарские и татарские деревни 8 страница




Там же. Д. 5696. Л. 99, 100.

Там же. Д. 143. Л. 9.

Там же. Д. 5696. Л. 99, 100.


УФИМСКИЙ УЕЗД


Другие башкирские деревни района в прошлом подчинялись Уфимскому уезду и 8-му башкирскому кантону (1798—1865). Деревни, относящиеся к 4-й юрте, находились в составе Юмран-Табынской волости. Эта волость в 1683 г. выделилась из состава Курпес-Табынской волости, когда Уметбай Мурзашев получил «владельную грамоту»1. По родословной, Юмран — дед Мурзаша, отец , Ишембета. Он — далекий предок ученого и просветителя Мухаметсалима Уметбаева.

Юмран Айкимбердин жил в начале XVII в.2 В 1690 и 1715 гг. волость получила сберегательные грамоты на свои вотчинные земли3.

Юмран-Табынская волость Уфимского уезда владела, по итогам генмежевания, 1801 десятиной земли. Башкир-вотчинников волости VII ревизии насчитывалось 162 души м.п., припущенников — 491 душа, в т.ч. тептярей — 350, башкир-припущенников — 8, мишарей — 8, чувашей и ясачных татар 125 душ. По всему видно, что земли волости для наделения по закону 1832 г. вотчинников по 40, тептярей и мишарей по 30, чувашей и татар как гражданских невоенных сословий по 15 десятин на каждую душу было недостаточно.

К 4-й юрте 8-го башкирского кантона относились дд. Ибрагимово, Ильчикеево, Тукучево.

Ибрагимово в 1795 г. — 15-дворная деревня, где проживали 47 мужчин и 40 женщин. VII ревизия 1816 г. показала 16 дворов с 49 мужчинами и 45 женщинами. По VIII ревизии 1834 г. в Ибрагимово в 31 дворе проживали 89 мужчин и 87 женщин. Ею было зафиксировано 4 полигамные семьи. 32 дома с 141 мужчиной и 146 женщинами имелось по IX ревизии 1850 г. 6 семей было многобрачными (д. 374-а, 617). В 1813 г. в деревню были причислены 3 семьи (мурзы Авишевы) из д. Исянгулово 9-го башкирского кантона Оренбургского уезда. В 1920 г. в 124 дворах проживало 596 человек.

В конце XVII в. эта деревня называлась Уметбаево, находилась в 10 верстах от г. Уфа. Тогда здесь проживал Уметбай Мурзашев, получивший царскую грамоту на земли Юмран-Табынской волости. Между прочим, Уметбай Мурзашев в числе других являлся тогда аманатом (заложником) от волости. Затем деревня была известна под названием Юмраново. Это — центр Юмран-Табынской волости. С 80-х гг. XVIII в. ее называют Ибрагимово или Юмран-Ибрагимово. По преданию, Ибрагим Абдул-газин — участник Отечественной войны 1812 г.


 

В период кантонного
управления в деревне дол
гое время находилась штаб-
квартира 7-го башкирского
кантона, поскольку здесь
жил кантонный начальник
есаул Ишмухамет Уметбаев,
отец ученого-просветителя
и поэта Мухаметсалима
Уметбаева (1841-1907)4.
В 1850 г. по IX ревизии
семья начальника кантона
состояла из следующих лиц:
Ишмухамет   Уметбаев

Герб г. Уфа

(47 лет), первая жена Алифбика Бурханитдино-ва, 46 лет; вторая жена Бал-хиза Балапанова, 35 лет.

Дочери от первой жены: Бадигульямал, 11 лет; Гадима, 7 лет; Ханифа, 4 года. От второй жены — 10-летняя Зухра. Сыновья от первой жены — Шамсутдин (умер в 1837 г.); Фахритдин, 19 лет; Гайнитдин, 12 лет; от второй жены — Мухаметсалим, 9 лет; Габдулла, 5 лет; Сулейман, 4 месяца (д. 617). Братья начальника кантона жили здесь же. Вот их имена: зауряд-хорунжий Динмухамет (45 лет), Ишкильды (54 года). Его двоюродный брат Кагарман Исламгулович Уметбаев служил урядником (42 года).

Родословная Мухаметсалима Уметбаева выглядит следующим образом: Эмир Курган — Фирузшах - Хани - Тук-тар-бий — Айкымбирде — Юмран — Ишембет — Мурзаш — Уметбай — Утя-гул — Субхангул — Габ-бас — Ишигул — Ишмухамет — Мухаметсалим5.

Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев

Обратим внимание на имя, положившее начало фамилии Кильмухамето-вых. У Янаберды Исянгу-лова (1776-1844) были сыновья: от первой жены — урядник Кильму-хамет, 1809 г. (его сыновья


 


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5696. Л. 12. 1 Башкирские шежере. С. 216. ! ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 151.


4 См. ВильдановА. X., Кунафин Г. С. Башкирские просветите
ли-демократы XIX века; Уметбаев М. И. Ядкар. Уфа, 1984.

5 Башкирские шежере. С. 216.


176


КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН


 


Гумер, Усман, Гали), от второй жены — Абдулгалим, 1819 года рождения.

По «владельной» грамоте 1683 г. юмран-табынпы получили возможность закрепить за собой «вотчину на степи по Току реке», с которой они платили в казну ясак в размере 21 куницы в год. До 1764 г. там не было их постоянных поселений, кроме хуторов. Ежегодно на летовку перегоняли скот из будущего Уфимского уезда в будущий Оренбургский уезд (уезды были образованы в 1781 г.). В 1764 г. в бассейн р. Ток переселяется 50 юмран-табынских семей. Они образовали дд. Юлдаше-во, Исянгулово, Каипкулово, Абдулзелилово, Кутучево, Актеиново, Исянгильдино, Юлтыево, Байгузино, Булато-во, Яиково, Бахтиярово. Они возникли на собственной юмран-табынской или арендованной у других волостей земле6.

Возвращаясь к истории д. Ибрагимово, отметим и занятия ее жителей. Они занимались скотоводством, пчеловодством и земледелием. Летом выезжали на яйляу. По словам военного топографа, еще в 1844 г. башкиры этой деревни «с 20 мая выходят на кочевку в вершины р. Кызыл-Елги, где простояв один месяц, переходят в Уракузляю на речку Сункур куль и на озеро Тугрия куль, где стоят до 15 сентября. Откуда они возвращаются в деревню зимовать»7. На 42 дома со 176 жильцами в 1843 г. приходилось 357 голов лошадей, 174 головы крупного рогатого скота, 122 головы овец и 119 голов коз. В пореформенный период шла быстрая дифференциация крестьянства. Об этом свидетельствует распределение скота. В 1859 г. из 78 дворов деревни 20 (25,7%) были безлошадными, 20 (25,7%) — однолошадными, 21 (26,9%) — двух-четырехлошадными и 17 хозяйств (21,7%) имели по 5 и более лошадей на двор. При этом на долю 51,4% безлошадных и однолошадных дворов приходилось всего лишь 6,3% лошадей, 10,8% крупного рогатого скота и 18,8% мелкого скота8. В то же время в руках 21,7% многолошадных дворов находилось 72,3% лошадей, 69% крупного рогатого скота и 65,2% мелкого скота,

В 1843 г. на каждого из 174 жителей было посеяно по 1,5 пуда озимого и по 6,8 пуда ярового хлеба9. В их собственности находилось 212 ульев.

Д. Тукучево была создана переселенцами из д. Ибрагимово. Поэтому ее называли Юмран-Тукусево. Название ее происходит от имени первопоселенца Тукуса Аслыкаева, брата старшины Каипкула Аслыкаева. В 1795 г. деревня состояла из 13 домов, где проживало 39 мужчин и 33 женщины. Эти цифры косвенно свидетельствуют о недавнем ее возникновении. В последующей VII ревизии количество дворов было зафиксировано без изменения (13), в то время как численность населения увеличилась на 20 человек. Между VIII и IX ревизиями количество дворов выросло почти в 2 раза (с 13 до 25). При этом большие изменения произошли в формах семей. Увеличилось количество сложных семей (отцовских, братских, дядя — племянник) за счет уменьшения малых семей, где проживали супруги с несовершеннолетними детьми. Рост количества сложных семей был вызван военно-политическими

6 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5696.

7 РГВИА. Ф. 414. Ед. хр. 346. Л. 4.
8ОИБ. Т. 1.4. 2. С. 189.

9 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 159.


и социально-экономическими изменениями в башкирском обществе: большим семьям, имеющим по 2—4 и более взрослых работников в семье, гораздо легче было выполнять растущие обременительные военно-феодальные повинности, нежели малым семьям, имевшим лишь одного работника10. Вместе с тем росла численность населения. Если в 1834 г. (VIII ревизия) было учтено 152, то по IX ревизии (1850) — 221 человек. В первый год на 1 двор приходилось 6, во второй год — 9,6 человека. Произошел рост населенности двора.

В дальнейшем произошло некоторое уменьшение численности населения деревни. В 1870 г. в 30 дворах проживало 179 человек". Затем наблюдается рост количества и дворов и жителей,: 57 домов и 246 жителей было в 1920 г.12

В ревизских материалах имеются сведения и о передвижениях части жителей: в 1828 г. из 9-го башкирского кантона (Оренбургский уезд) были перечислены Абдул-карим Абзанов с сыновьями Сирхазы, Галиуллой, Хаби-буллой, а также Иткусты Юмагулов; в 1836 г. из 4-го башкирского кантона (Троицкий уезд) — Алмаз Уразов.

О занятии жителей деревни за 1795 г. было указано следующее: «Занимаются хлебопашеством, скотоводством, бортничеством, рыбными, звериными ловлями». Выезжали на кочевку13. В 1844 г. 33 дворам с 156 жителями (данные о количестве последних даны по VIII ревизии 1834 г.) принадлежало 239 лошадей, 122 коровы, 63 овцы, 72 козы. Летовка продолжалась с 20 мая по 15 сентября. Зимовали в деревне. На каждого из 156 жителей сеяли цо 1,5 пуда озимого и по 15,4 пуда ярового хлеба. Имели 125 ульев14. В конце XIX в. жители отличались изготовлением саней и телег.

Д. Ильчикеево в 1795 г. состояла из 17 дворов с 50 мужчинами и 72 женщинами. Здесь наблюдается соотношение полов в пользу женщин, обычно у башкир наблюдалось обратное. В 1816 г. количество мужчин и женщин уравнивается (по 64). По VIII ревизии 1834 г. женщин было меньше (82), чем мужчин (87). Из 30 дворов в 8 наблюдаются полигамные браки. В середине XIX в. в 30 дворах проживали по 108 мужчин и женщин, из них в 7 домах — многобрачные семьи (д. 374-а, 617). 126 мужчин и 126 женщин в 45 домах было в 1870 г.15 В 1920 г. в 113 дворах проживало 280 мужчин и 306 женщин16.

О происхождении названия деревни сведений найти не удалось. Ясно, что оно антропонимического характера. В материалах, собранных в 1844 г. военными топографами, деревня названа Ильсикаево (Кабаково), Кабаково (Ильсикаево). Это свидетельствует о родственных связях их жителей. Выходит, что название Кабаково более раннего происхождения. Вместе с тем, можно предположить, что действительным основателем ее был вотчинник, известный человек Табынской волости Ильчигул Ильси-баев, получивший грамоты от Петра I в 1695 и 1700 гг. и называвшийся в документах Ильсикаем.

10Асфандияров А. 3. Семья и брак у башкир в XVIII — первой половине XIX века. Уфа, 1989.

11 Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45.

12 Список населенных пунктов Башреспублики.

13 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1884 (Уфимский уезд). Л. 146.

14 РГВИА. Ф. 414. Ед. хр. 346. Л. 4.

15 Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45.

16 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 140.


УФИМСКИЙ УЕЗД


177


 


В 1843 г. на 34 двора с 169 жителями приходилось 166 лошадей, 78 коров, 19 овец, 62 козы. Кто-то обращал внимание на бортничество: они держали 89 бортей и 5 ульев. На каждого из 169 жителей сеяли по 1,7 пуда озимого и по 8,6 пуда ярового хлеба.

Бишаул-Табынская волость в Стерлитамакском уезде, как уже упоминалось, имела 4 деревни, относящиеся к 8-й юрте 7-го башкирского кантона (из них Утей-муллино, Сулейманово, Исмагилово в составе Аургазин-ского района17, Бабичево — в Кармаскалинском районе). Об этих деревнях разговор уже состоялся.

* * *

В Уфимском уезде Бишаул-Табынской волости подчинялись три деревни, одна из них относилась к 4-й (Акташево), две — к 5-й юрте (Бишаул-Унгарово и Мук-синово) 8-го башкирского кантона. Как видим, волость имела 7 деревень, а сама называется Бишаул, т.е. 5 деревень. Ко времени разделения Табынской волости на новые данная Бишаул-Табынская волость действительно состояла из пяти деревень. Но она была известна как Бишул, т.е. пять сыновей основателей пяти деревень. Волость владела 36047 десятинами земли, из них под пашней находилось 1020 десятин. Башкир-вотчинников по VII ревизии в волости насчитывалось 350, припущен-ников 185 душ м.п. (16 мишарей и 169 тептярей)18.

Границы волостной вотчины, по словам самих башкир, были следующие: «Владение имеет волость по Белой реке выше города Уфы верстах в 40 по правую сторону течения от устья реки Симу и по течению ее по правую сторону идучи вверх по оной реке по примеру верст на 20 до вершины реки Мончады, пониже Юмранской волости, а потом к вершине реки Урумды и по правую сторону оной с ярами и лугами, а вниз по меже Табынской до устья ее по правую сторону Белой реки до Яру и по течению оной реки Белой правой стороной и рекой до устья речки Симу без малейшего спора»19.

Акташево {ак — белый, таш — камень) в 1795 г. состояла из 28 дворов, в т.ч. 22 дома с 103 башкирами-вотчинниками, 2 двора с 14 башкирами-припущенниками, 4 двора с 32 тептярями, но без указания национальности20. Тептя-ри были припущены башкирами-вотчинниками Бишаул-Табынской волости в 1708 и 1784 гг.21 В 1850 г. только башкир было 179 человек, проживавших в 34 дворах. Из этих дворов в шести отмечены полигамные семьи. Тептярей в 1834 т. было 116 душ м.п. В 1865 г. 20 мужчин-башкир из д. Каташ-Каран Мензелинского уезда переселились в эту деревню22. В 1906 г. все население состояло из 665 мужчин и 660 женщин при 255 дворах. Тогда в деревне функционировали 2 мечети и медресе. 673 мужчины и 696 женщин при 256 домах зафиксировала перепись 1920 г.

Выселок под названием Новоакташево образовался между 1906^-1919 гг. Жители деревни занимались в основ-

17 См. с. 52-55, 174.

18 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1506. Л. 87.

19 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 269. Л. 15.
20Тамже. Ф. 1355.Д. 1884.Л. 216об.

21 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 100.

22 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 160.


ном скотоводством. Летом выезжали на яйляу. К 1843 г. заметны были и земледельческие навыки: на каждого из 157 человек сеяли почти по 11 пудов хлеба. В начале XX в. имелись хлебозапасный магазин и 5 бакалейных лавок.

Д. Бишаул-Унгарово в XVII в. называлась Бишаул. В одном документе за это время упоминаются жители деревни Таймас Мукшугуров и Чермыш Кайтанов. Вот что они писали: «В нынешнем 7189 (1681) году по приговору окольничаго и воеводы П. Д. Скуратова велено им владеть старинною их вотчиною, которая отдана была в 7156 (1648) году, и чтоб великий государь пожаловать им велел против нынешнего приговору... воеводы... натое их вотчину дал владенную память и в приговоре воеводы... 7156 года генваря в 20 день написано: слушав дела и из указу великого государя и из Соборного Уложения выписано приговорам вотчину, которую преж сего владел башкирец Малай Янбахтин с товарищи орешником и черным и малым лесом и тремя островками владеть против преж-няго и ясак платить башкирцам Таймаско... Чермышку с тов. по тем же межам и урочищам как они прежде сего владели»23. Как видим, настоящее дело возбуждено было в связи с тем, что у башкира Малая Янбахтина отобрали вотчину и передали ее жителям д. Бишаул. С середины XVIII в. данная деревня стала называться Унгарово (Унгар). Под этим именем или под двойным названием Бишаул-Унгарово она известна в течение следующего столетия и в XX в. По всему видно, что второе имя деревни более позднего происхождения связано с именем одного из вотчинников волости и жителей деревни.

По V ревизии 1795 г. в д. Унгарово в 75 домах проживало 172 мужчины и 189 женщин. Через 21 год башкир-вотчинников насчитывалось 227, а припущенников из их числа 10 душ м.п. По VIII ревизии (1834 г.) было мужчин 299, женщин 320. Резкое изменение соотношения полов в пользу женщин после известных событий 1917—1920 гг. видим в 1920 г., когда было отмечено 506 мужчин и 5 74 женщины при 219 дворах.

Д. Новый Бишаул образовалась после 1925 г.

В 1866-1919 гг. д. Бишаул-Унгарово была центром одноименной волости. Тогда в волости насчитывалось 14 селений. В 1906 г. в них было 1703 двора с 9225 жителями. Затем все они вошли во вновь образованную Кармаскалинскую волость Уфимского кантона.

Жители деревни занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. В 1843 г. на 593 человека приходилось 648 лошадей, 392 головы крупного рогатого скота, 123 овцы, 188 коз. Летом выезжали на яйляу. Тогда же ими было посеяно 520 пудов озимого и 3240 пудов ярового хлеба. Имели 7 водяных мельниц, 1 кузницу. Жителям деревни принадлежало 388 ульев и 300 бортей24. В конце XIX в. было 3 хлебозапасных магазина, 2 бакалейные лавки. Действовали 2 мечети и соответственно 2 духовные школы.

Об участии бишаульцев в восстании Пугачева свидетельствует документ, исходящий от карателя майора Пекарского: «...башкир Азятка из д. Бешаул Уфимского уезда находился общником Пугачева и назывался полковником в их злодейской толпе, который во время атакования Уфы находился возле деревни Пекарского и брата

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5696. Л. 99. РГВИА. Ф. 414. Д. 346. Л. 90.


178


КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН


 


ево, и все состоящие за р. Уфой дворянские деревни и дома, как и обжитком, так и скотом и прочим ограбил и разорил»25.

С начала XIX в. сохранился интересный материал о «поверенном» башкир Бишаул-Табынской волости походном старшине Кульмухамете Темирбаеве, избранном в 1802 г. доверенным лицом при решении спорного дела об их вотчине, проданной Мендияру Бекчурину, от него перешедшей к губернатору И. А. Игельстрому, от него — к Шилову. Их поверенный был переизбран обществом волости, поскольку доверители убедились в его нечестности, уличили его во взяточничестве («увидя, что Темирбаев возымел с господином Шиповым весьма крайнее знакомство и хлебосольство, а чрез то самое имеет намерение на примирение согласиться»)26. Под «верящим письмом», предоставленном новому защитнику, имелись подписи и следующие тамги::

В период кантонного управления в 1798—1865 гг. строгость военных порядков распространялась на жителей и в повседневной жизни. За потраву хлеба лошадьми жителей д. Бишаул-Унгарово в 1848 г. был наказан юрто-вой старшина с содержанием на гауптвахте в течение двух недель. Владельцы лошадей, оказавшихся на посеянном поле, отведали «каждый по 30 розог»27.

Д. Муксиново возникла в начале XVIII в. Она упоминается в документах Уфимской провинциальной канцелярии за 1760 г.28 По VII ревизии 1816 г. она состояла из 19 дворов с 168 жителями, в 1834 г. — из 23 домов и 187 поселян. В 1870 г. она имела второе название Каза-кулово (37 дворов и 198 человек), в 1896 г. ее еще называли Казак, Мончазы, Идель-Аул. В ней тогда проживало 320 человек при 60 домах. В 1920 г. было 386 жителей и 83 двора.

Нам не удалось установить генетических связей ее жителей с жителями других населенных пунктов. Названия дд. Муксиново и Казак (Казакулово) явно антропо-нимического, а последние два — Мончазы, Идель-Аул — топонимического (гидроним) характера.

Жители деревни — скотоводы. Им принадлежало в 1843 г. 242 лошади, 180 коров, 200 овец, 135 коз. Занимались и земледелием. В том же году ими было посеяно на каждого из 177 жителей по 4,9 пуда (всего 868 пудов) озимого и ярового хлеба. Показателем дальнейшего внедрения хлебопашества является наличие трех водяных мельниц. Пчеловодство (328 ульев) и бортничество (450 бортей) занимали заметное место в их хозяйстве. На рубеже XIX и XX вв. в деревне имелись хлебозапасный магазин и бакалейная лавка. Функционировали мечеть и начальная религиозная школа.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!