Мишарские и татарские деревни 12 страница



Названия деревни происходят от имен первопоселенцев — Алмантая и Сихана, не известных, однако, нам по источникам. Сын второго приобрел для деревни землю в собственность.

В движении Пугачева участвовало 79 повстанцев из д. Староалмантаево.

В 1795 г. в деревне насчитывалось 117 мужчин и 122 женщины, в 1816 г. — 137 новокрещеных чувашей (46 дворов) и 29 чувашей из язычников (7 дворов)"3. VIII ревизия показала 179 мужчин. С конца XVIII в. называлась Сихонкино («Алмантаево тож»). В 1870 г. в 84 дворах проживали 257 мужчин и 303 женщины, в т.ч. 3 русских жителя. Имелась церковь. В 1895 г. в д. Сихонкино (Алмантаево), находящейся при р. Уштиля, было зафиксировано при 187 домах по 528 мужчин и женщин. Она имела церковно-приходскую школу, хлебозапаеный магазин, 2 бакалейные и 1 винную лавки.

К 1920 г. — это огромное село, состоящее из 281 двора с 664 мужчинами и 715 женщинами (всего 1379 человек). Высокий темп роста населения был вызван главным образом новым припуском чувашей в эту деревню.

В 1892 г. во время волнения жители дд. Сихонкино и Верхнетимкино Уфимского уезда вторглись в дачу помещика Аксакова и произвели порубку леса. Служащих помещика, намеревавшихся их задержать, порубщики прогнали. И за три дня вывезли около 400 подвод разного леса. При подавлении выступления 7 крестьян были арестованы"4.

Деревень под названием Алмантаево было несколько. Одна из них — Алмантаево («Камышлыкуль тож»).

108 МИБ. Т. 5. С. 55, 676.

109 Крестьянство и крестьянское движение в Башкирии в
XVII - начале XX в. Уфа, 1981. С. 16.

110 МИБ. Т. 4. 4.1. С. 289.

111 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 80, 81. •

112 Там же. Л. 166.

113 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. В 1816 г. отмечены две дерев
ни — Староалмантаево и Новоалмантаево («Сихонкино тож»).
Значит, они территориально отделялись друг от друга. Но впос
ледствии слово «новое» не употреблялось. Однако здесь не
совсем точно показаны названия этих деревень. Должно быть
Староалмантаево («Сихонкино тож») и Новоалмантаево
(«Камышлыкуль тож»).

14 МИБ. Т. 1. Ч. 2. С. 228; Крестьянское движение в России в 1890-1900 гг. М., 1959. С. 612.


В одной купчей от 4 апреля 1786 г. она впервые упоминается как новая115. Однако еще 29 марта 1779 г. вотчинники д. Мусино Минской волости дали договорную запись «живущим на нашей земле в деревне Алмантаевой Уфимского уезда ис чюваш новокрещенам Федору Романову, по чюваски Усахину, Елисею Тихонову — Есаулу, Борису Андрееву — Уткаширу с товарыщи в том, что отдали мы, поверенные, и товарищи наши, участвующие, всего в 35 дворах, башкирцы... со общаго согласия для поселения 20 дворами, жалованную от предков ее императорского величества вотчинную нашу землю впредь на 60 лет ис платежа нам оброку на каждый год по 4 руб.»116. Далее указаны ориентиры границ пользуемой чувашами земли (р. Уршак до ее устья и озера Кылы, по р. Уштиля до ее устья; отвели и лесной участок по р. Туралтав, до устья Кабан-Улган, р. Сухояш). За припуск чуваши должны были «на больших ямских дорогах на Уршаке-реке паром делать и мост мостить, обще деревни Алмантаевой з жителями дву деревень (под названиями Алмантаево-Камыш-лы и Староалмантаево) содержать, на протоке, называемой Кыле, построя, мельницу содержать безоброчно»"7.

Для уплаты подушных и арендных денег за припуск вышеназванные припущенники (еще и СавеЛей Максимов — Салихвар, Петр Васильев — Еразбай) в том же году заняли у уфимских купцов Подьячевых 555 руб. денег"8.

Срок аренды — 60 лет. Однако к началу XIX в. многие из этих припущенников по их желанию были переселены в чувашские деревни Стерлитамакского уезда. Только в 1812 г. вд. Васильевка («Зиган тож») выехали 18 семей, еще 3 — в д. Сихонкино. Поэтому вотчинники в 1814 г. продали эту землю, отданную чувашам, титулярному советнику М. С. Угличинину с тем, однако, условием, чтобы он не стеснял в землепользовании оставшихся здесь в малом количестве припущенников"9.

В 1795 г. в д. Алмантаево (Камышлы) насчитывалось лишь 44 человека государственных крестьян, в 1816 г. — 38 душ, по VIII ревизии — 42 души м.п.120 44 двора и 316 жителей было к 1895 г. Перепись 1920 г. показала в д. Камышлы (Алмантаево) 476 человек и 125 домов. Жители — чуваши.

В 1773—1775 гг. среди пугачевцев находилось 37 чувашей из д. Новоалмантаево.

Третья д. Алмантаево (Калмантаево) называлась от гидронима Суук-Чишма (холодный родник). Возникла на земле Минской волости перед V ревизией 1795 г. с населением 47 человек. В 1811 г. в 10 дворах жили некрещеные чуваши-язычники. Их было 30 мужчин. По VIII ревизии их насчитывалось 32 души м.п.121 В 1870 г. в 14 дворах проживали 49 мужчин и 46 женщин. Преобладающей национальностью их показана русская. В 1920 г. с. Сихонкино называлось Суук-Чишма и Алмантаево. Но д. Суук-Чишма в списке нет. Только за 1925 г. показан починок Суук-Чишма (Успенский), расположенный в 7 верстах от центра одноименной волости в с. Булгакове. Причем

115 МИБ. Т. 5. С. 191.

116 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 88-90.

117 Там же. Т. 5. С. 89.

1,8 Там же. С. 90; ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 81.

119 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 45. Здесь и возникла деревня
этого помещика под названием Верхнеугличино.

120 Тамже, Ф. 138. Оп. 2. Д. 48. Л. 6; Д. 68. Л, 4.

121 Тамже. Ф. 172. Оп. 1. Д. 48, 64.


УФИМСКИЙ УЕЗД


189


 


преобладающей национальностью жителей показали башкирскую. Починок имел и второе имя — Успенский, свидетельствующее о наличии церкви такого названия. Башкиры — мусульмане и вдруг в их починке — церковь? По-видимому, здесь национальность жителей показана ошибочно.

Д. Именликуль («Николаевка тож») возникла при одноименной речке и р. Уршак на вотчине Юмран-Табынской волости по договорной записи от 30 июля 1797 г., данной башкирами дд. Ибрагимово, Ильчибаево и Тукучево о припуске новокрещеных чувашей сроком на 70 лет с единовременной платой 700 руб. и ежегодным денежным оброком по 15 руб. со всего селения122. Жители деревни состояли из выходцев д. Нижние Месели (ныне Аургазинский район), откуда прибыли 50 человек. Из д. Васильевка (Зирган) переселились 6 душ м.п. В 1870 г. в д. Николаевка (Именликулево) насчитывалось 403 человека при 70 дворах, в 1895 г. (указан другой ориентир деревни — «при р. Кара-Елга») — в 126 домах 709 человек, в 1906 г. — почти столько же (129 дворов и 704 жителя). Перепись 1920 г. показала возросшее количество дворов (182) и жителей (920).

Д. Ильтеряково (Бегеняш) возникла на вотчине Минской волости в самом начале XIX в. Разрешение на припуск получил по договорному письму от башкир чуваш Байтеряк Январов с тов. сроком на 30 лет с платой вотчинникам по 10 руб. оброчных денег в год со всего селения. Второе название деревни косвенно говорит о родственных связях с одноименной чувашской деревней в нынешнем Стерлитамакском районе. В 1816 г. в 4 домах жили 18 душ мужчин из новокрещеных чувашей, в 5 дворах — 19 язычников. По VIII ревизии их было 54 души м.п. В 1870 г. в 31 доме показано 92 мужчины и 112 женщин. 55 дворов и по 188 мужчин и женщин было в 1895 г. 535 человек при 99 домах зафиксировано к 1920 г. Интересно отметить, что переписями преобладающую национальность жителей дважды показали мордовскую, хотя чуваши — основные ее жители.

При озере Денис-Куль перед самой V ревизией 1795 г. образовалась чувашская д. Ефремкино (Денис-Куль). Однако не удалось точно установить по договорной записи принадлежность башкирской вотчины, где была основана деревня. По местоположению предположительно можно сказать, что она возникла на вотчине Дуван -Табынской волости. Время ее возведения относится к 1792—1794 гг. V ревизия 1795 г. учла 125 душ м.п., VI (1811 г.) — 118. Население деревни сформировалось за счет переселенцев из дд. Филиппово (171 человек) и Ка-раево (Алекеево или Алексеево — 76 человек), расположенных в Ядринском уезде Казанской губернии, а также из д. Тастуба (5 человек) Уфимской губернии123. В 1870 г. деревня состояла из 72 дворов с 400 жителями. 605 человек при 123 домах было в 1920 г.

В 1906—1919 гг. образовались чувашские дд. Антоновка (в 1920 г. 101 человек и 19 дворов), Дмитриевка (140 человек, 29 домов), Кузьминовка (85 человек, 11 дворов), Матросовка (137 человек, 25 домов). Д. Новоандре-евка перепись 1920 г. еще не показала, но в 1925 г. в деревне было 38 хозяйств, причем большинство жителей тогда состояло из мордвы.

122 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 51.

123 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 53.


Мордовские деревни

Следующая, по счету четвертая, деревня под названием Алмантаево имела второе имя «Павлово тож». По договорной записи башкир д. Мусино Минской волости от 22 февраля 1780 г. в заброшенную деревню вслед за выездом из нее по истечении срока аренды бывших припу-щенников Байметя Уразметова с товарищами получил разрешение для поселения 30 дворами новокрещеный мордвин Павел Дементьев «со товарищы», вышедшими из села Рождественское («Мордовский Бугуруслан тож») Бугульминского округа. Они были припущены сроком на 40 лет за единовременную плату в сумме 140 руб. и за ежегодный оброк в размере 25 коп. с двора. Они получили арендную землю в районе озера Кыртлы-Куль, pp. Малый и Большой Сухояш до озера Янчурина124.

В дальнейшем в источниках история этой деревни не прослеживается. Как она называется сегодня, нам не известно.

Мордовская д. Романове в 1920 г. состояла лишь из 8 дворов с 52 жителями, что косвенно свидетельствует о ее недавнем основании. Мордовские дд. Ракитовка (Ракитов Куст) и Грачевка возникли в 1921—1924 гг. В первой из них было 9 хозяйств, во второй — 22 двора к 1925 г., причем жители последней были чувашами (сегодня деревня относится к мордовской)125.

Марийская деревня

Марийцами, находящимися в тептярском сословии, была основана единственная деревня на территории района, которая называлась Тансаитово. Приводим текст договорной записи, на основе которой марийцы осели и основали свое поселение. «1759 года июля второго на десять дня Уфимского уезда Нагайской дороги Уршак-Минской волости башкирцы старшина Ибрагим Мрясев, мулла Мухамет Юсупов, Арслангул Юлумбетов, будучи в Уфе от Уфимских крепостных дел, дали сию запись того же Уфимского уезда д. Бикмурзиной есашным черемисам Узчюре Айтемирову, Усалаю Исянгулову с тов. по договорному той Минской волости трех деревень мирских людей больших и малых общаго согласия татарскому письму за тамгами их, а именно: Ярмыша Бекчурина, Абдулкарима Сюяргулова, Балты Уразова, Таймаса Каш-кина, Яныбека Назарова, Азигула Муашева, Хусейна Бекбулатова, Кадыргула Бегишева, Аскара Юлумбетова, Алимбета Юлдашева, Башира Азмамбетова, Ряпти Зиям-бетова, Токтара Азигулова, Токумбетя Кашкина, Алдара Улумбетова, Абдула Рептикеева такое при написании сей записи в Уфимской провинциальной канцелярии у крепостных дел и объявили в том, что припустили мы старшина Ибрагим Мрясев с вышеписанными товарищи из черемис Узчуру Айтемирова с товарищи же для поселения на нашей старинной жалованной земле на речке Уяш Уязы всего десятью дворами с тем, чтобы им, черемисам, на степи пашни пахать, сено косить, на хоромное строение и на дрова с рубкою лесов в пристойном месте на

124 МИБ. Т. 5. С. 105-106.

125 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 129,
131, 141.


190


КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН


 


оной речке Уяш Уязы с мельничным строением и оной отданной земле межи по нижеписанным урочищам состоят, во-первых, от речки Уяш Уязы сыртом до малого березнику и оттоль чрез степь прямо до другой речки Уяш Узы и от оной к озеру нижнею стороною до Тиренкуль Тамак и оттоль вверх до речки Уяш Узы, а по той речки сено им, черемисам, не косить, а косить оное в степи от речки Уяш Узы стороною до лесу Нички Сикирем и до дороги того лесу и от той дороги, перейдя лес к другому лесу Юртбар Сикирем до Верхнего Каратала и оттоль, возвратясь, до лесу ж Бренчи до вершины и до дороги Кучукбаевской и оттоль, возвратясь, нижнею стороною той же дороги и по лесу той же Бренчи и по речке Кайклы до устья левою стороною, а по правую сторону им, черемисам, дела нет, а от речки Кайклы до речки Уяш Узы, а оттоль прямо на вышеписанную прежнюю межи и оным, черемисам, Узчуре с тов., жить на оной нашей отданной земле от вышеписанного числа впредь 20 лет из оброку с каждого двора по 25 коп. на год, всего на оные годы будет оброку 50 руб. и живучи им, черемисам, Узчуре с тов. на оной нашей отданной земле на степи пашню пахать, сено косить в пристойных местах, на оной речке Уяш Узы мельницу строить и на хоромное, мельничное и на всякое строение и на дрова во оных межах лес рубить и жить им добропорядочно с таким договором, есть ли впредь на тое же речку пожелаем мы, старшина с тов., к ним других припустить для поселения, то уже по согласию с ними, черемисами, обще и буде кто из них, черемис, явится кто в каком воровстве или неистовстве себе содержании, таковых безо всякого с той земли ссылать, а буде кто из них на оной нашей земле в межах станет зверя ловить, как-то: лисиц и прочаго самосадку найдет или рой пчел, то с ним старшина Ибрагим с тов. делить пополам, а кроме той отданной земли им в другая урочища не вступаться и оная наша вотчинная земля иному никому не продана и не заложена и в оброк не отдана и ни в какия крепости не укреплена, кроме их, черемис-припущенников, не имеется, а буде кто оным, черемисам, станет чинить какое утеснение или не дожив урочных лет я, старшина с тов., от владения откажем или станем чинить какое помешательство и утеснение им со оной земли не дожив урочных лет выше сего, то взять им, черемисам, Узчуре с тов. на нас, старшине Ибрагиму с тов., за всякое хоромное строение и за городьбу по настоящим ценам, что чего стоит, тако ж за протори и убытки все сполна что они скажут, тому и верить, не приемля от нас никакого оправдания, а переходя же им ис прежняго жительства на объявленную отданную нашу землю для поселения о позволительном указе править первым черемисам Узчюре с тов. по порядку в Уфимской провинциальной канцелярии или где надлежит, а без того им на оную отданную нами землю не переезжать и для того им, черемисам, Узчуре с тов. сия запись и впредь в запись, в том я, старшина Ибрагим Мрясев, татарским письмом руку приложил, башкирец мулла Мухамет Юсупов подписал и руку приложил, Арслангул Юлумбетов тамгу приложил такову. Со слов старшины Ибрагима Мрясева с тов. переводил Константин Иванов»126.

Срок аренды истек в 1779 г. Однако никто из припу-щенников не думал о продлении припуска. Тогда в 1809 г.

ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1624. Л. 3-5.


вотчинники продали эту землю помещице М. Островской с тем лишь условием, чтобы марийцев оставить на прежнем местожительстве, но с передачей им в аренду другого земельного участка. Уршак-минцы предложили припу-щенникам заключить новый договор сроком на 50 лет с уплатой единовременной суммы 500 руб. Такой договор был заключен в 1815 г. Марийцы-тептяри получили другую, но «смежную с прежней землей, гораздо в превосходнейшем количестве». И, наконец, в силу закона 1832 г. тептяри из марийцев были наделены землей из башкирских дач из расчета по 30 десятин надушу м.п.ш Деревня росла медленно. В 1795 г. в ней проживало 85 душ м.п. Последующие ревизии 1816 и 1834 гг. показали соответственно 80 и 81 душу м.п. В 1859 г. она имела 23 двора с 123 жителями, В 1870 г. было столько же дворов и людей. Все — марийцы. В 1920 г. в 46 дворах проживали 197 тептярей. Сегодня в деревне преобладают татары. Время оседания последних по источникам до 1920 г. не прослеживается. Прописку в д. Тансаитово татары получили после 1920 г.

Русские села и деревни

Самые ранние из русских населенных пунктов на территории района возникли в последней четверти XVIII в.

Дд. Бекетово и Подлубово, ставшие с 30-х гг. XIX в. селами, были основаны в 1785 г., когда заводчица полковница Ирина Ивановна Бекетова приобрела в собственность землю у Апухтина. От нее эти земли перешли генералу от инфантерии А. Д. Белашеву (30-е гг. XIX в.)128.

Где находились эти земли? Сведения с ответом на этот вопрос находятся в следующих документах. По купчей от 18 декабря 1783 г. башкиры Уршак-Минской волости продали сержанту лейб-гвардии Преображенского полка Н. А. Апухтину за 300 руб. землю, находящуюся «от устья речки Узяну вверх по р. Уршаку, в т.ч. и берег той реки по течению правою стороною до межи Ильтугановой и Адзитаровой, а по оной меже, поворотя влево, прямою линиею к лесу Шарлыку, обойдя оной, оставя в левой стороне, т.е. до межи Бузовьязовой до р. Узяну до мосту, а от мосту на низ той реки берег до самова устья, где пал в р. Уршак, со всеми в той окружности угодьями, не оставляя за собою ничего, да сверх того называемой Юртбарсыгыр, владеть ему же, Апухтину, вечно тем, чем и Подлубовския владели»129. По второй купчей от 15 января 1784 г. Апухтин расширил границы своего владения. Башкиры д. Мусино Муса-Минской волости, составлявшие 27 дворов, согласились продать ему за 300 руб. землю, состоящую «от мосту на р. Узян, к коему пришла по течению с левой стороны покупная дача им же, сержантом Апухтиным, Уршак-Минской волости у башкирцев*, а от того мосту прямо дорогою, которая лежит чрез тот мост в разные селеньи, по той дороге отойтти 200 сажен, где и поставить грань, и от той грани, перешедши чрез речку Елень, прямо на гору, и тою горою взойти на сырт, который сырт делит речки

? Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 11. Л. 6, 8, 20. 1 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1244. Л. 84. 'МИБ.Т. 5. С. 147-148. По купчей от 18 декабря 1783 г.


УФИМСКИЙ УЕЗД


191


 


и ключи, текущия в Уршак, а другие в Узян, тож разумеется и о снежной воде, а тем сыртом итти прямо лесом, оставляя, как и выше писано, текущия речки и ключи, тож и снежную воду нам, вотчинникам-башкирцам, в правой руке, а текущия речки и ключи и снежная вода в Узян, т.е. идучи на низ по Узяну, левая сторона сырта до речки Уршаку, а по Уршаку правою стороною вверх до устья Узяну речки, с лесом, пашенною землею, с сенными покосы, со звериными и с рыбными ловлями, мельничным строением, в т. ч. и берег речки Узяну, и всем потребным довольствоваться, кроме бортевых дельных деревьев, которыми как старыми владеть, так и вновь делать нам, вотчинникам-башкирцам, а ему, Апухтину, до оных дела нет и не вступаться»130.

В 1834 г. село Бекетово состояло из 121 двора с 802 жителями, 211 домов и 1218 крестьян было в 1895 г. В селе находилась школа. Было 2 лавки. 1548 человек и 262 дома показала перепись 1920 г.

Крестьяне села Бекетово Булгаковской волости И. Г. Кондров, Т. И. Кондров и А. Р. Шапошников 22 марта 1921 г. по предложению А. Д. Цюрупы были приглашены на совет к В. И. Ленину, который беседовал с ними о переходе к продовольственному налогу и мерах по укреплению крестьянского хозяйства131. Они участвовали в заседании ВЦИК, на котором был утвержден закон о замене продразверстки продналогом.

По просьбе ходоков, участвовавших в беседе, им
выдали удостоверения за подписью В. И. Ленина. Вот
одно из них.                      .


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!